Материал на проверке

Методическая разработка с региональным компонентом. "Природные источники углеводородов. Переработка нефти."

4
0
Материал опубликован 3 May

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ.

ТЕМА УРОКА «ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДОВ. ПЕРЕРАБОТКА НЕФТИ».

ХИМИЯ. 10 КЛАСС.


АВТОР УРОКА ЧЕРНИКОВА АНАСТАСИЯ ВЛАДИМИРОВНА – УЧИТЕЛЬ ХИМИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №587 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ


Тип урока по ФГОС – урок «открытия» новых знаний

Деятельностная цель: изучить химический состава нефти и способы ее переработки, познакомить с экологическими проблемами.

Содержательная цель: сформировать систему новых понятий по теме, расширить знания учеников по переработки нефти, использованию и значимости нефтепродуктов, обратить внимание на проблему охраны окружающей среды.

Планируемые результаты:

Предметные: сформировать у учащихся знания о химическом составе нефти, способах переработки, продуктах и их применению; научить описывать химические процессы (крекинг, риформинг, изомеризация)

Метапредметные

Познавательные: научиться ориентироваться в инструктивном листе, работать с ним, уметь получать информацию и выделять главное, оформлять полученные выводы, уметь выделить проблему через выполнение заданий лабораторного опыта; учиться строить высказывание, анализировать, сравнивать, делать выводы;

Коммуникативные: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем;

Регулятивные: учиться принимать учебную проблему; определять цель и задачи урока в соответствие с поставленной проблемой; планировать свою деятельность; учиться осуществлять контроль.

Личностные формирование познавательного интереса, самоконтроль для достижения положительного результата при парной и групповой работе, развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.


Ресурсы: инструктивные листы, мультимедийный проектор, презентация, карточки для проверки знаний, лабораторное оборудование.


Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Этап мотивации

Приветствует учащихся и знакомится с ними.

Проверяет готовность к уроку.

Ребята, вы знаете, что в Санкт-Петербурге и Ленинградской области есть различные предприятия, связанные с химической отраслью. Давайте сегодня поговорим об одном из них.

Вопросы?

- Что производит предприятие «Киришинефтеоргсинтез» (КИНЕФ)?

- Что такое нефть и где используются продукты ее переработки?

- Какие экологические проблемы связаны с транспортировкой и нефтепереработкой?

Приветствуют учителя

Проверяют личную готовность к уроку.

Слушают учителя, делают предположения, отвечая на вопросы

Регулятивные: формирование мотивационной основы деятельности.

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.


Актуализирует знания по теме «Углеводороды»


Задание 1. Установить соответствие между общей формулой углеводорода и классом веществ (карточки). Приложение 1.


Запись в тетрадь.

Нефть – это сложная смесь углеводородов с примесью различных соединений (серы, азота и др.).

Главным компонентом нефти являются углеводороды с различной молекулярной массой (80-85%). Различают три вида углеводородов: парафиновые, нафтеновые и ароматические (самые токсичные).

Органические соединения (сернистые, азотистые, кислородные)– 4-5%.

Остальные компоненты – углеводородные газы, вода, минеральные соли, металлы, механические примеси (песок, глина, известняк).


Задание 2. Изучить физические свойства нефти. Описать внешний вид нефти в пробирке: цвет, запах, агрегатное состояние; плотность, растворимость, горючесть (инструктивный лист с описанием эксперимента)




Задание 3. Что общего между приведенными словами?

t1746295841aa.png

Нефтепродукты получают при переработки нефти, которая включает первичную и вторичную. Первичная переработка основана на физических процессах. Вторичная - на химических процессах.


Задание 4. Соотнесите процесс и определение.

t1746295841ab.png



Работа в парах, подбирают соответствие (формулы и класса веществ), вспоминают изученные классы углеводородов.







Работа в парах, с лабораторным оборудованием и инструктивными листами, запись выводов.

Работают фронтально, пытаются выявить общее по приведенным понятиям.











Работают фронтально, соотносят химический процесс и определение, вспоминают изученные раннее химические реакции.

Познавательные:

Раскрывают суть понятия «Нефть», определяют что переработка нефти включает несколько этапов, узнают какие нефтепродукты можно получить.

Этап выявления места и причины затруднения.


Предлагает проанализировать, какие задания вызвали затруднения.


Почему сложности вызвало соотнесение процессов переработки нефти и определений?












Демонстрирует конверт, содержащий информационный текст (описание цехов предприятия «КИНЕФ» и протекающими в них процессами) (Приложение3) и инструктивный лист с вопросами и практическими заданиями, на которые нужно оформить ответ в тетрадях. (Приложение 5)

Работают фронтально. Выявляют причины затруднения.

Причины затруднения: изученные ранее химические реакции, которые несут практическую значимость в нефтепереработке, несут сложность для восприятия и понимания учениками из-за нечастой отработки их в заданиях на уроке.

Принимают условия выхода из затруднения.

Коммуникативные:

выражают свои мысли, учатся культуре общения.

Регулятивные:

мобилизуют свои силы при решении учебной проблемы.

Этап разработки проекта выхода из затруднения




Приём с помощью вопроса.

Итак, вы сегодня будете изучать?





Приём проблемная ситуация (на этапе мотивации).

Задание: попробуйте обозначить цель урока.







Приём опорные глаголы.

Задание: закончите фразы и определите, какие задачи вы должны выполнить, чтобы изучить тему.


Повторить……………..

Изучить …………………..

Узнать……………………

Проверить………………

Формируют пары.

Определяют тему урока «Природные источники углеводородов. Переработка нефти».


Определяют цель урока: узнать (определить) какие процессы протекают в цехах предприятия и какие продукты позволяют получить.

Формулируют задачи урока:

Повторить классы углеводородов, реакции крекинга, изомеризации, риформинга.

Изучить процессы и продукты переработки нефти.

Узнать больше о нефтеперерабатывающей отрасли на примере предприятия «КИНЕФ».

Проверить качество выпускаемых продуктов.

Коммуникативные: умение продуктивно взаимодействовать друг с другом, излагать своё мнение, аргументируя его.


Регулятивные: определение цели и задач.


Этап «открытия» новых знаний – практический этап.



Приём проблемный поиск.

Проводит инструктаж перед выполнением заданий при работе с текстом и лабораторными опытами.

Откройте и познакомьтесь с информационным текстом (Приложение 3) и инструктивными листами (ИЛ) работы (Приложение 5).

Задание 1. Прочитайте информационный текст о предприятии «Киришинефтеоргсинтез» и заполните таблицу.


Задание 2. Ответить на вопросы:

- Какой продукт перегонки нефти является наиболее ценным и востребованным?

- Какие углеводороды содержит бензин термического крекинга?

- Какие углеводороды содержит бензин каталитического крекинга?

Задание 3. - Что означают цифры на заправке 92,95,98,100?

- Познакомиться с понятием октановое число и маркировками бензина (карточки - Приложение 4).

- Что означает АИ-98-К4?

- Можно ли заливать бензин с выше- или ниже- октановым числом, от рекомендованного производителем для вашего авто?


Задание 4. Согласно инструкции (Приложение 5) проведите опыты по определению качества бензина. Результаты запишите в тетрадь.


Задание 5. - Какие экологические проблемы связаны с транспортировкой, переработкой и использованием нефтепродуктов?

- Какие пути решения вы можете предложить по устранению розлива нефтяных продуктов (на суше, на воде)?

t1746295841ac.png

Работают в парах.

Работают с текстом и по инструктивному листу, заполняют таблицу, отвечают на вопросы, выполняют лабораторные опыты, формулируют выводы.


Обсуждение с учениками ответов на вопросы и фиксирование в тетрадь.











Обсуждение экологических проблем и способов их предотвращения, устранения, разговор о принятых мерах по устранению мазута в Керченском проливе.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения заданий в зависимости от конкретных условий, приобретают умения работать с натуральными объектами, наблюдают, анализируют и обобщают, формулируют выводы.

Регулятивные: умение работать по ИЛ, организация деятельности согласно регламенту, контроль за выполнением заданий, осознание качества и уровня выполнения заданий минигруппой.

Коммуникативные: Формирование умения организовать учебное взаимодействие при работе в паре.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи


Приём установите последоваетльность.

Задание 1.

Расположить нефтяные фракции в порядке возрастания температур кипения, работа в парах (карточки).



Бензин



Газойль


Попутные газы


Мазут


Керосин



Дизель


В парах ученики обсуждают, проговаривают объяснение. Ученики из разных пар дополняют друг друга, задают вопросы.

Проводят самопроверку.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение структурировать знания.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении поставленной проблемы.

Регулятивные: осознание качества и уровня выполнения заданий, умение проводить взаимопроверку.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.


Приём верные и неверные утверждения.

Задание 2.

Выполните задание на закрепление нового учебного материала.

Отметьте галочкой верные или неверные утверждения.

Утверждение

Верно

Неверно

Нефть — смесь, состоящая из жидких и растворённых в них газообразных и твёрдых углеводородов.



Нефть имеет постоянную температуру кипения. 



При каталитическом крекинге нефтепродуктов происходит изомеризация углеводородов. 



Вторичная перегонка нефти включает физические процессы, которые очищают нефть от примесей.



Нефть — экологически самый «чистый» вид топлива, используемый для выработки электроэнергии.



Первичная перегонка нефти происходит в ректификационных колоннах.



С увеличением числа атомов углерода в молекулах углеводородов температура кипения этих углеводородов умеьшается.



Детонационная устойчивость выше у бензинов, получаемых в ходе каталитического крекинга.




Этап включения в систему знаний и повторения.

Задание 3. Синквейн

Первая строка — одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна. 

Вторая строка — два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

Третья строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы. 

Четвёртая строка — фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим автором фраза в контексте с темой. 

Пятая строка — слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пишущего к теме. 




Рефлексивно-оценочный.

Подведение итогов урока:

Какой была цель урока? Реализовали ли вы цель урока?

Заполнение бланков:

- Что мне понравилось в уроке?

- Какие новые моменты я узнал?

- Чтобы я хотел узнать подробнее?

- Что бы я добавил в урок?

Фронтальная

Регулятивные: оценивать степень достижения цели урока, самооценка.



Приложение 1. Определительные карточки

Класс

Общая формула

Алканы

t1746295841ad.gif

Алкены

t1746295841ae.gif

Алкины

t1746295841af.gif

Циклоалканы

t1746295841ae.gif

Арены

t1746295841ag.gif

Алкадиены

t1746295841ah.gif



































Приложение 2. Инструктивный лист (ИЛ) для выполнения Лабораторного опыта «Физические свойства нефти».

Объект исследования – нефть.

Предмет исследования – признаки, по которым можно распознать нефть.

Оборудование: пробирка с нефтью, штатив, стеклянная палочка, стакан с водой, металлический поддон, поднос, лист бумаги.

Записать в тетрадь физические свойства нефти:

Агрегатное состояние: взять пробирку с нефтью, в каком агрегатном состоянии находится нефть?

Цвет: какого цвета? (цвет нефти варьируется от светло-коричневого до темно-коричневого)

Запах: вспомнить технику безопасности, чтобы узнать запах вещества.

Маслянистость: поставьте пробирку в штатив, возьмите стеклянную палочку, опустите в пробирку с нефтью. Приподнимите палочку, дайте стечь нефти, и коснитесь листа бумаги, который лежит у вас на подносе. Посмотрите, какой след остался на бумаге.

Плотность: у жидкостей плотность определяется относительно воды, легче или тяжелее воды. В стакан с водой аккуратно вылейте нефть, что произошло?

Растворимость: посмотрите на стакан, в который вы налили нефть, сделайте вывод.

Горючесть: выполняет учитель – поджигает нефть.






































Приложение 3. Информационный текст о предприятии «Киришинефтеоргсинтез».


Задание 1. Ознакомьтесь с текстом и заполните в тетрадях таблицу.


«Киришинефтеоргсинтез» (КИНЕФ) — нефтеперерабатывающее предприятие в городе Кириши Ленинградской области. Предприятие получает сырьё по трубопроводу из центров распределения в Ярославской области. Комбинат получает Западно-Сибирскую и волго-уральскую нефть.

Некоторые факты о предприятии:

Введено в эксплуатацию в 1966 году.

Крупнейший нефтеперегонный завод России по количеству произведённого топлива.

Градообразующее предприятие города Кириши.

Является основным поставщиком нефтепродуктов для Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской и Псковской областей.

В 1993 году вошёл в состав вертикально-интегрированной компании «Сургутнефтегаз».

С 21 апреля 2025 года генеральный директор ООО «КИНЕФ» — Камешков Алексей Викторович. 

Пt1746295841ai.jpg роизводственный цикл любого НПЗ России включает три важнейших процесса – подготовка сырья, его первичная перегонка, а также вторичная переработка. 

- Подготовка нефти – при извлечении нефти из скважин она содержит газ и песок, воду с солями, от которых нужно избавиться еще до транспортировки сырья.

Чтобы избавиться от примесей, нефть подвергают очистке механическим, электрическим, либо химическим методом. Выбор варианта очистки зависит от того, какой продукт намерены получить в итоге, а также насколько устойчива базовая смесь. В подавляющем большинстве случаев подготовительный этап сводится к обезвоживанию сырой нефти путем прогонки через сепаратор с дальнейшим отстаиванием. Параллельно с этим осуществляется первичное обессоливание и стабилизация полезного ископаемого.
Механическим способом нефть очищают, нагревая ее и отстаивая в специальных резервуарах под давлением, колеблющимся в пределах 8-15 атмосфер. После отстаивания сырье прогоняют по центрифуге.
Химический и электрический способы совмещают, они заключаются в применении установки, именуемой ЭЛОУ. По завершению установленного технологичного цикла содержание солей в нефти не должно превышать 4 мг на 1 литр, а максимально допустимое количество воды может составлять около 1,0 процента. Такая нефть уже готова к следующему этапу переработки – первичной перегонке.

Пt1746295841aj.jpg ервичная перегонка происходит в ректификационной колонне, методом нагревания жидкости с последующей конденсацией паров. Конденсат собирается в результате того, что сырье кипит с разными интервалами температуры. Вначале кипят и образуют конденсат легкие фракции, именуемые низкокипящими, а только после этого закипают средние и тяжелые, которые также называют высококипящими. 
Первичная перегонка подразумевает использование прямого и деструктивного метода в строгой последовательности. Деструктивный метод предполагает изменение состава и структуры нефти, а прямая перегонка позволяет сохранить их, лишь разделив сырье на фракции. 

Фракции:

Газовая (С1-С4) – температура кипения до 40℃.

Бензиновая (С5-С11) – температура кипения 40-200℃ - моторное, автомобильное топливо, растворитель масел.

Лигроиновая фракция (тяжелый бензин) (С8-С14) – температура кипения 150-250℃ - горючее для тракторов, тепловозов, грузовых автомобилей, растворитель лаков и красок.

Керосиновая фракция (С12-С18) – температура кипения 180-300℃ - горючее для реактивных двигателей.

Газойль (солярка) (С18-С25) – температура кипения 275-400℃ - дизельное топливо.

Остатки перегонки нефти – мазут – котельное топливо.

Добытые фракции разделяются химическим путем и в результате образуются компоненты нефтепродуктов. Вторичные процессы включают:

- Гидроочистка в цилиндрических реакторах: под действием водорода при высоких температурах и давлении фракции очищаются от азотистых и сернистых соединений.

- Риформинг (ароматизация) в промышленной установке с нагревательной печью и с не менее 3-4 реакторами: Процесс превращения алканов и циклоалканов в ароматические соединения.

- Изомеризация: химическое изменение скелета углерода в бензиновой фракции, чтобы получить высокооктановые компоненты для товарного бензина.

- Каталитический крекинг в реакционных колоннах с неподвижным или непрерывно циркулирующим катализатором: сопровождается не только расщеплением молекул углеводородов, но и их изомеризацией, позволяет получить углеводороды разветвленного строения и улучшить их качество.

- Термический крекинг в трубчатых печах или реакторах с твёрдым циркулирующим теплоносителем: осуществляется при высокой температуре (500-600 градусов), при этом молекула углеводорода расщепляется примерно в центре углеводородной цепи.

- Висбрекинг: неглубокое разложение гудронов и мазутов, которые остаются после первичной переработки нефти под давлением для получения котельного топлива.

- Гидрокрекинг в реакторах: технология очистки и переработки минерального масла до синтетического путем изменения молекулярной структуры.

- Коксование: переработка как твердого, так и жидкого сырья под давлением без доступа воздуха.

- Алкилирование: воздействие на углеводородные газы соединением алкильной группы для получения высокооктанового бензина и товарных алкилатов.

Товарное производство включает соединение компонентов и определенных присадок для получения нефтепродуктов с нужными показателями.


Этапы переработки

Установки для переработки нефти

Протекающий процесс\пример реакции (если возможен)

Выпускаемый продукт

Состав

Температура кипения

Применение

Этап подготовки







Первичные процессы







Вторичные процессы








Задание 2. Ответить на вопросы:

- Какой продукт перегонки нефти является наиболее ценным и востребованным?

- Какие углеводороды содержит бензин термического крекинга?

- Какие углеводороды содержит бензин каталитического крекинга?






Задание 3. - Что означают цифры на заправке 92,95,98,100?

- Познакомиться с понятием октановое число и маркировками бензина (карточки - Приложение 4).

- Что означает АИ-98-К4?

- Можно ли заливать бензин с выше- или ниже- октановым числом, от рекомендованного производителем для вашего авто?


Приложение 4. Карточки «Октановое число» и маркировка бензина.


Октановое число – показатель, который характеризует детонационную стойкость (стойкость к взрыву) топлива, применяемого в двигателях внутреннего сгорания с внешним смесеобразованием (обычно бензина).

Это показатель насколько эффективно топливо можно сгорать в условиях высокого давления и температуры, не вызывая неконтролируемого взрыва.


Маркировка бензина состоит из трех групп символов, которые разделяются дефисами:

Буквы АИ – автомобильный бензин.

Цифры 76,80,92,93,95,96,98,100 и далее – описывают октановое число топлива, определенное исследовательским опытом.

Индекс – К2, К3, К4, К5 – показывает экологический класс автомобильного бензина по европейскому стандарту «Евро».


































Приложение 5. Инструктивный лист (ИЛ) для выполнения Лабораторного опыта «Определение качества бензина»

Объект исследования – бензин.

Предмет исследования – признаки, по которым можно оценить качество бензина.


Оборудование: стакан с водой, йодная настойка, пробирка с бензином, пипетки, белый лист.

Задание 1. На белый лист с помощью пипетки капнуть 1 каплю бензина. Слегка подуть на место смачивания. Бензин испаряется. Если бумага осталась такой же белой, то бензин хорошего качества, если же нет, то в нем есть примеси, например керосина, который оставляет жирное пятно.

Результаты записать в тетрадь.

Задание 2. В пробирку налить 2 мл воды, добавить 1 каплю йодной настойки и 2 мл бензина. Встряхнуть пробирку. Жидкость должна расслоиться. Наблюдайте за окраской. Если окраска исчезнет, то перед вами крекинг-бензин (АИ-93,АИ-95, АИ-96), содержит непредельные углеводороды. Если йод окрасил верхний слой, то бензин прямой перегонки (не содержит непредельные углеводороды).

Результаты записать.

Сделать выводы.


Задание 5. - Какие экологические проблемы связаны с транспортировкой, переработкой и использованием нефтепродуктов?

- Какие пути решения вы можете предложить по устранению розлива нефтяных продуктов (на суше, на воде)?



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.