12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Комарова Ольга Сергеевна35
Россия, Калужская обл., Калуга

Комарова Ольга Сергеевна,

педагог дополнительного образования

МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги


Социальное проектирование позволяет не только приносить пользу людям, но и учит находить, понимать проблемы, их причины, меру ответственности за их решение государственных и общественных органов и организаций, находить новые пути решения проблем, понимать, как можно оценить полученный результат и мн.др.

Социальный проект:

Это универсальный инструмент для четкого стратегического планирования деятельности вашего объединения (общественной организации);

Это воплощение любой Вашей идеи в реальность;

Это возможность рассчитывать свои шаги к цели с точностью до дней и часов;

Это умение правильно использовать ресурсы своей организации и привлекать ресурсы из разных источников;

Это решение социально значимых проблем местного сообщества.

Для того, чтобы разработать и реализовать социальный проект, нужно двигаться по определенному алгоритму, тогда этот процесс не будет трудо- и временоемким.

Из чего состоит социальный проект?


Исследование – Проблема – Цель – Задачи – Методы – Шаги – Бюджет – Оценка


Каждый этап – это логический шаг в построении социального проекта. Проблема должна быть обоснована объективными данными, выявленными путем исследования. Цель (конечный результат) должна плавно вытекать из проблемы. Задачи должны отображать пошаговые действия и иметь конкретные количественные и качественные результаты. Каждый метод – это инструмент, с помощью которого решается задача. Для реализации каждого этапа требуются необходимые ресурсы. Для того, чтобы оценить результат, нужна шкала оценки.

Самый важный раздел проекта – определение проблемы. В нем должна быть представлена проблема, на решение которой направлен проект и ее анализ. При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы – это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения. Покажите причины этого негативного явления и его последствия.

Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом ее причин. Анализ факторов должен быть подтвержден количественными показателями, основанными на ранее проведенных исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации). В хорошо простроенном проекте обязательно присутствуют исходные данные – индикаторы, т.е. количественные и качественные показатели, которые являются точкой отсчета для измерения эффективности проекта.

Именно в этом разделе нужно описать категорию благо получателей – целевую группу, на которую направлена деятельность по проекту и чья жизнь каким-либо образом улучшится в результате реализации проекта. Организация должна показать знание их проблем и наличие специалистов, которые будут работать с этой целевой аудиторией.

Проблема, над которой вы собираетесь работать, должна быть определена настолько конкретно, насколько это возможно. Только определив проблему, на решение который направлен проект, можно понять, какую именно цель необходимо поставить. Очень часто участники социального проектирования начинают свою работу, пропуская данный большой пласт, а придумывают сразу, что будут делать (методы и формы) и для кого (целевая аудитория). Например, разбить красивую клумбу перед школой или создать школьный музей. Конечно, такой вид деятельности тоже необходим, ведь его результат действительно важен, и для его достижения нужно приложить силы. Но такой вид деятельности можно назвать общественно полезной трудовой деятельностью. В чем же коренное отличие от социального проектирования? А именно в том, что пропускается целый пласт, рассчитанный на то, чтобы научиться понимать общественные проблемы и их причины.

Следуя логике соцпроектирования, предлагаем начать с определения именно проблемы. В современном мире проблем множество, как же их выделить. Для начала определитесь, на какой уровень проблем вы можете посягнуть? Существуют глобальные проблемы, которые касаются всего человечества (потепление климата, прочие экологические проблемы, курение, алкоголизм, распространение наркотиков, разобщенность людей и т.д.). Есть проблемы местного сообщества (города, микрорайона). Есть проблемы конкретно вашей школы или класса. Оцените свои устремления и реальные возможности. О существующих проблемах можно узнать, опросив людей (учеников и их родителей, учителей школы, прохожих на улице). Можно проанализировать публикации в средствах массовой информации и выбрать наиболее упоминаемые проблемы. Можно узнать о проблемах учреждений, находящихся в вашем микрорайоне: детских садах, библиотеках, подростковых клубов, домах инвалидов, детских домах и т.п. Для этого можно провести разведку, направив в данные учреждения ответственных членов инициативной группы или Совета дела. Опросив администрацию, работников или посетителей данных учреждений, можно понять, какие проблемы есть, а затем определить их актуальность и пути решения.

Допустим, рабочая группа определилась с проблемой. Необходимо ее исследовать: для кого она важна (целевая аудитория), кто ответственен за ее решение (государственные органы, общественные организации и т.п.), какие законы в нашей стране регулируют решение данной проблемы (а может, они не достаточны и требуют принятия новых законов или поправок к ним), насколько актуальна данная проблема.

Актуальность проблемы можно доказать:

проведя анкетирование (главный вопрос: считаете ли вы данную проблему актуальной?);

с помощью ранжирования проблем (определение предложенных проблем по местам: что наиболее важно, а что менее);

анализа публикаций СМИ (сколько раз упоминалась данная проблема);

ссылкой на важные государственные документы (программы, нормативные акты), которые обращают внимание граждан к решению данной проблемы).

После проведенной работы необходимо задуматься, а что необходимо сделать, чтобы решить данную проблему и в какой мере. Мы вплотную подошли к определению цели проекта.

Цель должна быть реалистичной, соотноситься с проблемой, задачами, видами деятельности и ресурсами организации. Предполагаемые цели должны соответствовать самому высокому уровню результата, т.е. существенно улучшить ситуацию, изложенную в описании проблемы. В то же время, цель должна быть реальной. Не включайте цели, воздействия от которых на ситуацию не могут быть количественно или качественно измерены.

Фактически цель – это уникальное решение проблемы организацией, обладающей необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, действия по устранению негативного явления или его причин.

Все составные части проекта рассматриваются с точки зрения соответствия цели.

Задачи формулируются в виде утверждений о действиях, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в терминах. Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и являться необходимыми и достаточными для достижения цели проекта.

Признаки хороших задач:

являются логическим следствием проблемы;

напрямую связаны с деятельностью по проекту и направлены на решение заявленной проблемы для достижения поставленной цели (причинно-следственная связь);

сформулированы четко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта;

представляют собой конкретные промежуточные измеряемые результаты в ходе реализации проекта.

Итак, что вы хотите сделать:

решить данную проблему полностью (создать музей, организовать праздник для детей, находящихся на домашнем обучении, чтобы они не чувствовали себя одинокими, посадить аллею перед школой и т.п.);

решить проблему частично своими силами (организовать игровые минутки для первоклассников на переменках, чтобы помочь им адаптироваться в школе; убрать мусор вокруг школы и устроить митинг против «мусорщиков», провести агитацию и т.п.);

привлечь к данной проблеме внимание общественности (устроить акцию против курения в школе; привлечь внимание людей к проблеме брошенных животных и т.д.);

привлечь внимание законодательных и исполнительных государственных органов к данной проблеме и т.д.

Определите основные шаги, только не перечисляйте возможные мероприятия, а наметьте некие общие действия. Например, чтобы разбить клумбу перед школой, необходимо исследовать состав почвы, подобрать растения, которые приживутся на этой почве, организовать конкурс эскизов клумбы; собрать или закупить семена, вырастить рассаду, организовать посадку и т.д.

Сформулируйте ожидаемый результат: в результате каждая задача должна быть достигнута и представлена не в виде глаголов, а как достигнутое действие. Например: проведен лабораторный анализ почвы и подобран оптимальный состав растений, которые будут цвести в разные сезоны (с весны по осень); по итогам конкурса эскизов выбран проект оформления клумбы; привлечены деловые партнеры для обеспечения финансирования закупки рассады цветов; организованы группы добровольцев для подготовки почвы и высадки растений; распределены обязанности между классами для поддержания клумбы в цветущем состоянии и т.п. Или все эти пункты объединить: в результате комплекса действий подобран оптимальный состав цветущих в разные сезоны растений и сформирована команда, которая высадила цветы, оформила клумбу и поддерживает ее в хорошем состоянии на протяжении учебного года (двух учебных годов).

Для того, чтобы разработать и реализовать социальный проект нужна команда. Для создания рабочей группы можно воспользоваться несколькими схемами:

Инициативная группа – рабочая группа, которая состоит из людей (детей, подростков и взрослых), проявивших инициативу взять управление соцпроектом в свои руки, т. е. быть ответственными;

Совет дела – рабочая группа, которая состоит из представителей (выбранных, назначенных или проявивших инициативу) от классов (например, одной параллели) и т.п.

План в проекте требует установления перечня и порядка действий по реализации. Мероприятия логически выстраиваются в соответствии с задачами по направлениям, этапам, модулям и т. д. Все виды работ увязываются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители. Важно, чтобы план включал разумно ограниченный, содержательно соответствующий целям, набор мероприятий, действий. Все мероприятия могут быть выполнены качественно и в срок с привлечением достаточного количества ресурсов. План должен быть последователен и убедителен, в нем ясно указаны состав ответственных, исполнителей, средств. Мероприятия плана логически связаны, понятны причины выбора именно этих форм работы.

Чтобы план вовремя и в полном объеме выполнялся (или корректировался), необходимо определиться с графиком его выполнения. Принципиальное отличие графика выполнения работ от плана заключается в том, что мы сначала определяемся с временным отрезком (месяц, неделя, дни), потом намечаем, какие именно запланированные мероприятия должны быть реализованы, и обязательно отмечаем, как и в каком объеме выполнены. При необходимости проводится корректировка плана и графика (например, в связи с затягиванием какого-либо участка плана).

Очень важно отразить систему показателей эффективности проекта. Показатели – инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цель проекта, измерить его эффект. Когда в предполагаемых результатах мы говорим об «усилении», «улучшении» или «увеличении» чего-либо, то не совсем ясно, какой конкретно результат позволит считать задачи выполненными и проект осуществленным. Для того чтобы не быть голословными, нужны показатели.

Показатель − это характеристика отдельной стороны объекта или процесса, имеющая количественно-качественное выражение. Однако, в социальной сфере, а тем более в психолого-педагогической практике, показатели приобретают специфические черты. Достаточно мало универсальных критериев, которые однозначно подтвердили бы успешность того или иного социально-полезного деяния. Абсурдно и смешно было бы утверждать, например, что «по итогам реализации проекта более милосердными стали 15 % населения» или «население стало на 15 % милосерднее». Поэтому мы предлагаем примерные ориентиры для оценки выполнения проекта.

Количественные показатели (востребованность проекта, охват социальных групп, количество конкретных дел, акций, мероприятий, др.).

Показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: не умел - научился, не знал - узнал, не имел - приобрел и т. п.; качество продуктов социально-творческой деятельности (поделки, рисунки, походы, акции, др.), характер реализованных инициатив, др.).

Показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников, активность).

Показатели общественного мнения (популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнеров, отклик в средствах массовой информации).

Технологические показатели (уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников).

Экономические показатели (соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов).

Финансовое обоснование проекта

Основное внимание при составлении бюджета следует уделить вопросам:

Сколько в целом необходимо средств на осуществление проекта?

На какие цели будут израсходованы средства?

Какие средства есть в наличии у организаторов проекта?

Какова материально-техническая база?

Какие дополнительные источники финансирования можно найти (конкурсные средства государственных структур и общественных фондов; бюджетные поступления; взносы - членские, родительские; средства учредителей; благотворительные пожертвования; спонсорские отчисления; доходы от разрешенной законом деятельности; труд добровольцев; прочие, не запрещенные законом поступления)?

На какие цели будут израсходованы средства, собранные для реализации проекта?

Требования к оформлению проекта:

Проект отпечатан, аккуратно оформлен.

Титульная страница содержит название проекта, данные об авторе, принадлежность учреждению/организации, год и место составления. Если проект больше пяти страниц по объему, то он имеет оглавление с указанием разделов и нумерации страниц.

Если в тексте использованы цитаты, обязательны сноски на источники, если авторы использовали литературу - в конце приложен библиографический список с указанием автора, названия книги, издательства, места издания и года издания.

Желательно, чтобы каждая глава была отпечатана с новой страницы, главы разделены на смысловые абзацы.

Если организатор конкурса или организация, куда вы подаете программу, не требует – не нужно прилагать фотографии или приложения (сценарии, анкеты, социальные опросы, отзывы, др.). Если это требуется - приложения аккуратно оформляются в формате А4 и нумеруются после проекта прикладывается список приложений.

Если проект заявлен на конкурс, то при оформлении выполняются требования организаторов (заполняется информационная карта, образцы смет, приложений, соблюдается порядок построения разделов проекта согласно положению / аннотации к конкурсу).

Проекты в печатном виде оформляются в формате А4, в электронном варианте - на диске, который обязательно должен быть подписан.

Авторы обязательно оставляют у себя экземпляр проекта, так как проекты не рецензируются и не возвращаются.

Проект должен быть кратким и лаконичным, как правило, не более 10 страниц "читабельного текста" - описания проекта. Запомните, что ни одна уважающая себя организация не предоставит финансирование под неконкретный проект, если даже он будет состоять из трех томов.

Форма написания проекта должна быть доступной и интересной тому, кого мы хотим заинтересовать им.

Финансовые документы (сметы, бланки, описания, комментарии к бюджету и др.) прилагаются в конце проекта.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.