12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина868
Россия, Коми респ., Вуктыл
Материал размещён в группе «Педагоги дополнительного образования»
2

Методическая разработка сценария к классному тематическому собранию-лекции на тему:«260 лет со Дня Рождения В.А.Моцарта»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа» города Вуктыла













Методическая разработка сценария к классному тематическому собранию-лекции

на тему:

«260 лет со Дня Рождения В.А.Моцарта»




Разработала и провела: преподаватель по классу специального фортепиано МБУДО «ДМШ» г.Вуктыла

Козыревская Екатерина Андреевна


















Вуктыл 2016 г.

Информационная карта

Цель: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Великого Австрийского композитора, музыканта-виртуоза В.А.Моцарта.

Актуальность: обоснована тема, что музыка В.А.Моцарта благотворно влияет на эмоциональное состояние человека.

Задачи:

1. Изучить биографию австрийского композитора и познакомить с ней обучающихся класса; эпоха времени жизни композитора;

2. Привить художественный вкус обучающихся;

3. Рассказать об особенностях фортепианной игры произведений В.Моцарта, о манере их исполнения.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2018)

Вид проекта: индивидуальный, групповой, творческий

Тип и форма мероприятия: лекция-концерт

Возраст слушателей: 7-15 лет

Ожидаемый итог: погрузить обучающихся в культурную атмосферу эпохи Классицизма и получить объем знаний о великом австрийском композиторе, В.А.Моцарте.

Оборудование: портреты; ноутбук; интернет; колонки; два фортепиано; ноты; презентация к сценарию.











Реализация проекта

Подготовительный этап:

- определиться с темой проекта

- определить цели и задачи;

- подобрать репертуар; подобрать литературу, интернет-ресурсы

- разработать сценарий тематической лекции

Основной этап:

- подобрать репертуар; подобрать литературу, интернет-ресурсы;

- подобрать музыкальные композиции;

- разработать сценарий тематической лекции.

Проект был представлен 19 марта 2016 г. в классе фортепиано №6 МБУДО «ДМШ» г. Вуктыла.





























Ход мероприятия

Здравствуйте, дорогие дети! Сегодня мы с вами собрались по случаю 260-летия со дня рождения Великого Австрийского композитора – Вольфганга Амадея Моцарта.

t1586712875aa.jpg

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) – великий австрийский композитор, дирижер. Моцарт родился 27 января 1756 года в городе Зальцбург в музыкальной семье. В биографии Вольфганга Амадея Моцарта музыкальный талант обнаружился еще в раннем детстве. Отец обучал его игре на органе, скрипке, клавесине.


t1586712875ab.jpg

В 1762 году семейство едет в Вену, Мюнхен. Там даются концерты Моцарта, его сестры Марии Анны. Затем, во время путешествий по городам Германии, Швейцарии, Голландии музыка Моцарта поражает слушателей удивительной красотой. Впервые сочинения композитора издаются в Париже.

Следующие несколько лет (1700-1774) Амадей Моцарт проживал в Италии. Там в первый раз ставятся его оперы («Митридат – царь Понтийский», «Луций Сулла», «Сон Сципиона»), которые получают большой успех публики. Итого, к 17 годам в биографии Моцарта широкий репертуар композитора включал более 40 крупных произведений.

С 1775 по 1780 года плодотворная работа Вольфганга Амадея Моцарта пополнила когорту его сочинений рядом выдающихся композиций. После занятия должности придворного органиста в 1779 году, симфонии Моцарта, его оперы содержат все больше новых приемов.

Женитьба Вольфганга Моцарта на Констанции Вебер отразилась также на его творчестве.


t1586712875ac.jpg


Опера «Похищение из Сераля» пропитана романтикой тех времен. Некоторые оперы Моцарта так и остались неоконченными, поскольку трудное материальное положение семьи заставляло композитора посвящать много времени различным подработкам. В аристократических кругах проводились фортепианные концерты Моцарта, сам музыкант был вынужден писать пьесы, вальсы на заказ, преподавать.

Творчество Моцарта следующих лет поражает плодотворностью наряду с мастерством. Знаменитейшие оперы «Женитьба Фигаро», «Дон-Жуан» композитора Моцарта ставятся в нескольких городах.

В 1789 году в биографии Вольфганга Амадея Моцарта было получено весьма выгодное предложение возглавить придворную капеллу в Берлине. Однако отказ композитора еще более усугубил материальный недостаток.

Для Моцарта произведения того времени оказались чрезвычайно успешными. «Волшебная флейта», «Милосердие Тита» – эти оперы были написаны быстро, однако весьма качественно, выразительно, с красивейшими оттенками.

t1586712875ad.jpg


t1586712875ae.jpg

Фрагмент из оперы «Милосердие Тита»

Известная месса «Реквием» Моцарта так и не была закончена до его смерти. Произведение закончил ученик композитора Зюсмайер.

t1586712875af.jpg

t1586712875ag.jpg

Прожил Моцарт всего 35 лет. Но музыка его живет! Её любят все – и дети, и взрослые. Сегодня она звучит и в концертных залах, и на эстраде, и даже на рок-концертах.



Особенностях фортепианной игры

В.А. Моцарта

Музыка В.А.Моцарта присуща двум эпохам:

-клавирной;

-фортепианной.

Работа над произведениями великого композитора ставит перед пианистом трудные задачи. Такие проблемы возникают в содержании, интерпретации, в артикуляции, фразировке, темпе, звуке произведения. При исполнении Моцарта необходимо учитывать особенности старинного звучания. Звук должен быть более прозрачным, «зернистым», тихим. В.А.Моцарт требовал чуткого и в то же время выразительного проведения мелодической линии. Так же очень точно нужно относиться ко всем обозначениям в нотах, к штрихам, играя Моцарта.

Ясность и простота музыкальных произведений В.А.Моцарта — это и есть трудность для пианистов. Нужно уметь донести каждую интонацию.

Большое внимание уделяется артикуляции, характеру произнесения небольших отрезков произведения, смен дыхания, поиску смысловых акцентов, частных пауз.

Для того, чтобы точно воспроизводить отдельные голоса, играя Моцарта, нужно, первоочередно, познакомиться с тембровым звучанием виолончели и скрипки. Познакомившись, пианист, играя ту или иную мелодию в произведении Моцарта, сможет представлять, как бы она звучала, если бы ее играли не на фортепиано, а, например, на скрипке, как бы она пела, вела свою солирующую партию.

Важно в артикуляции сочетать между собой штрихи legato и staccato.

Исполняя Моцарта, нужно не забывать про слуховой контроль, уметь установить звуковой баланс двух рук так, чтобы мелодия и сопровождение были слышны. Но они не должны мешать друг другу.

В.А.Моцарт владел «бисерным» или «бриллиантовым» звуком. При «бисерной» игре звуки нежные, ласкающие.

Темп, ритм, динамика:

Темп произведения у Моцарта определяет артикуляция.

Моцарт говорил, что самое важное, самое нужное, самое трудное в музыке — это темп!

Музыкальные произведения Моцарта не исполняются слишком быстро.

В одном из писем к отцу он писал: «Гораздо легче сыграть вещь быстро, чем медленно. В быстром темпе не ударить несколько звуков, и никто не заметит. Но что же в этом хорошего? При быстрой игре можно изменять как в правой, так и в левой руке, и этого никто не увидит и не услышит, но разве это хорошо?»

Моцартовские концерты требовали «огромного» звучания, так как они исполнялись в больших залах. Если отсутствовала сила звучания, то выразительность концертов падала.

В исполнении крупной формы, а именно, в сонатах, вариациях требовалось более изысканное звучание. Инструменталисты не должны были допускать «масштабного» форте, играя Моцарта. Обязательно показывать контрасты в произведениях. В этом заключалась установка классицизма.


О штрихах и украшениях:

Самое важное в этой подтеме – это работа с текстом. Произведения В.А.Моцарта очень богаты своей палитрой красок и разнообразием артикуляции.

В произведениях Моцарта важную роль играют лиги. Они имеют разное значение — это выделение сильной доли, показ живой декламации, умеренные цензуры, короткое дыхание. Такая игра больше подходит для клавесина в эпоху клавирной музыки.


Педаль

Педалью Моцарт пользовался крайне редко. Он ее брал только тогда, когда нужно было сделать в произведении динамическую окраску и ритмическую поддержку.

Но при этом нужно внимательно относиться к тексту, чтобы педаль ни в коем случае не смазала остроту штрихов.

Некоторые музыканту пользуются левой педалью. Но по моему мнению, нажимая левую педаль, исчезают все яркие краски в произведении, мелодия перестает быть напевной.

Все зависит от пианиста: как он владеет инструментом, как умеет слушать…

Гольденвейзер А. сказал: «Трудно в немногих звуках уметь сказать очень многое». И я с ним соглашусь.

На этих замечательных словах я закончу нашу тематическую лекцию. До новых встреч!






































Список используемой литературы

1. Алексеев А. Методика обучения игры на фортепиано.

2. Грудинова Э., Кошелев О. Особенности работы над произведениями В.А.Моцарта в классе фортепиано.

3. Ландовска В. Старинная музыка. Журнал «Музыкальная жизнь» статья Ладовска В. «о музыке»)

4. Сафроницкий А. Воспоминания. Мысли о музыке. Журнал Фортепиано., № 2, 2000.


Интернет-ресурсы

1.https://yandex.ru/video/preview?filmId=14085007345405950469&text=%D0%BE%20%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&path=wizard&parent-reqid=1586707507421658-781119835084035999900328-production-app-host-man-web-yp-291&redircnt=1586707518.1

2. https://youtu.be/nUhZpU0rtME

3. https://youtu.be/y5juqY2qL_w

4.https://yandex.ru/video/preview?filmId=15722873623572528588&text=%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%82%20%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%20%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%88%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%84%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B0%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%20%D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD&path=wizard&parent-reqid=1586707733428259-1346209619989874132100329-production-app-host-vla-web-yp-1&redircnt=1586707742.1

5.https://yandex.ru/video/preview?filmId=10900846200863871909&text=%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%82%20%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%20%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%B5%20%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B0%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%20%D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD&path=wizard&parent-reqid=1586707806541356-1495061558981960789500332-production-app-host-sas-web-yp-89&redircnt=1586707817.1



Опубликовано в группе «Педагоги дополнительного образования»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.