Методическая разработка классного часа «Корифей театра» (к 160-летию со дня рождения К.С. Станиславского)

0
0
Материал опубликован 16 March 2023 в группе


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ и КАРТОГРАФИИ»















Методическая разработка.

Классный час. Корифей театра.

(к 160-летию со дня рождения К.С. Станиславского).

Разработчик: Демина С.В.










2023, март













Классный час. Корифей театра.

(к 160-летию со дня рождения К.С. Станиславского).

Цель урока: ознакомить студентов с жизненным и творческим путём

К.С. Станиславского, показать значение его актёрской системы в развитии

русского театра, способствовать духовному развитию студентов.

Оборудование урока: портрет К.С. Станиславского, его книга «Моя жизнь в искусстве».

Методические приёмы: лекция преподавателя, сообщения студентов.

Тематический классный час- 90 минут (одна пара).


Слово преподавателя.

-Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы проводим классный час, посвящённый 160-летию со дня рождения

корифея театра – Константина Сергеевича Станиславского.

Мне хочется начать нашу встречу словами этого великого человека:

«Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».

И сегодня вы узнаете о жизненном и творческом пути Константина Сергеевича,

о его знаменитой актёрской системе.

Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия Алексеев) вошел в российскую историю как великий реформатор театра, актер, режиссер, руководитель театров, теоретик и педагог. Создатель знаменитой актерской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире.

Московский театральный критик Римма Павловна Кречетова пишет:

«В мировом театре XX века нет художника, чье влияние могло бы сравниться с тем, какое оказал и до сих пор оказывает на него Константин Сергеевич Станиславский. Он не только вывел российский театр из провинциальной отстраненности, но и указал новые пути театральному искусству других стран. Подобно Федору Достоевскому, Льву Толстому, Антону Чехову, Петру Чайковскому, он стал символом русской культуры, ее узнаваемым лицом. Он прошел сквозь труднейшее из российских столетий как великий театральный мыслитель и практик, чьи творческие идеи, сама личность, жизнь в искусстве и по сей день не ушли из театрального бытия.

Это был художник, который оставался самим собой в самые разные времена». Константин Алексеев родился 5 (17) января 1863 года в Москве, в многодетной (всего у него было девять братьев и сестер) купеческой семье, состоявшей в родстве с крупнейшими заводчиками и меценатами того времени — С.И. Мамонтовым и братьями Третьяковыми.

Отец — Сергей Владимирович Алексеев, мать — Елизавета Васильевна (урожденная Яковлева). Городской голова Москвы Алексеев приходился ему двоюродным братом. Младшая сестра — Зинаида Сергеевна Соколова (Алексеева), заслуженная артистка РСФСР. Дед Константина Станиславского, Пётр Алексеенко, родился на Украине и после женитьбы переехал в Москву, где сменил фамилию на Алексеев. Свою сценическую деятельность Станиславский начал еще в юности. 5 сентября 1877 года Костя Алексеев (псевдоним Станиславский он взял в 1885 году) впервые выступил в домашнем любительском спектакле. Вокруг него образовался кружок любителей театра, получивший название Алексеевского. В 1888 году Станиславский совместно с режиссером А.Ф. Федотовым, певцом и педагогом Ф.П. Комиссаржевским, художником Ф.Л. Соллогубом основал Общество искусства и литературы и создал при нем драматическую труппу. В 1898 году Станиславский вместе с Владимиром Немировичем-Данченко основал Московский художественный театр. Уже в постановках Алексеевского кружка и в других любительских спектаклях проявилось замечательное актерское дарование Станиславского. Он сыграл в ту пору многие комедийные роли в опереттах и водевилях, Подколесина в «Женитьбе» Гоголя и Несчастливцева в «Лесе» А. Островского. В Обществе искусства и литературы круг ролей Станиславского расширился. Наряду с комедийными он создал и трагические образы, например, Отелло в трагедии Шекспира и Уриэля Акосты в одноименной пьесе Гуцкова, выступив и постановщиком этих спектаклей.

Первая крупная самостоятельная режиссерская работа Станиславского была еще раньше, в 1891 году, тогда он поставил «Плоды просвещения» Л. Толстого. Станиславский увидел в этой комедии не просто осмеяние духовного убожества обывательского аристократического мирка, но прежде всего изображение горькой мужицкой доли. В необыкновенно разнообразном актерском творчестве Станиславского (от Астрова в «Дяде Ване» Чехова и Сатина в пьесе «На дне» Горького до ярко комедийных ролей Крутицкого в пьесах «На всякого мудреца довольно простоты» Островского и Аргана в «Мнимом больном» Мольера), в его режиссерской деятельности отразилась плодотворность принципов жизненной правды Первой постановкой Станиславского после революции стал «Каин» Байрона (1920). Репетиции только начались, когда Станиславский был взят заложником при прорыве белых на Москву. Общий кризис усугублялся в Художественном театре тем, что значительная часть труппы во главе с Василием Качаловым, выехавшая в 1919 году в гастрольную поездку, оказалась отрезанной военными событиями Гражданской войны от Москвы. Безусловной победой стала постановка «Ревизора» (1921). На роль Хлестакова Станиславский назначил Михаила Чехова, недавно перешедшего из МХАТа (театр уже был объявлен академическим) в его 1-ю студию. В 1922 году МХАТ под руководством Станиславского отправляется в длительные зарубежные гастроли по Европе и Америке, которым предшествует возвращение (не в полном составе) качаловской труппы. Деятельность Станиславского в 20–30-е годы определялась прежде всего его желанием отстоять традиционные художественные ценности русского искусства. Станиславский так определял стоящую перед артистом задачу: «Должно быть, рутиной называют театральность, то есть манеру ходить и говорить как-то особенно на театральных подмостках. Если так, то не следует путать рутину с необходимыми условиями сцены, так как последняя требует, несомненно, чего-то особенного, что не находится в жизни. Вот тут-то и задача: внести на сцену жизнь, миновав рутину (которая убивает эту жизнь) и сохранив в то же время сценические условия». На протяжении всего своего творческого пути Станиславский и искал решения этой задачи. В ходе этих исканий он пришел к открытию и определению законов сценического творчества, известных под названием системы Станиславского. Эта система — открытие законов, коренящихся в природе творчества актера. Система Станиславского неразрывно связана с искусством переживания, которое ее создатель считал высшим выражением принципов сценического реализма. Станиславский противопоставлял искусство переживания ремеслу — использованию раз и навсегда установленных штампов, и отличал от искусства представления, основанного на механическом повторении лишь однажды достигнутого в процессе живого переживания результата. С самого начала своей деятельности Станиславский видел в артисте носителя высоких гражданственных, этических принципов.

Слово преподавателя:

-А сейчас Егор Аринушкин расскажет подробно о системе Станиславского.

Константин Сергеевич считал, что Искусство представления основано на том, что в процессе длительных репетиций актёр испытывает подлинные переживания, которые автоматически создают форму проявления этих переживаний, но на самом спектакле актёр эти чувства не испытывает, а только воспроизводит форму, готовый внешний рисунок роли.

Искусство переживания: актёр в процессе игры испытывает подлинные переживания, и это рождает жизнь образа на сцене.

Система в полной мере описана в книге К. С. Станиславского «Работа актёра над собой» (1938 год).

-Спасибо, Егор, а теперь мы послушаем Нестерову Дину, которая расскажет нам о том, какие роли были сыграны талантливым артистом.

В 1898 году Владимир Немирович-Данченко и Константин Станиславский создали новый театр. Система существовавшего тогда драматического театра была несовершенной, и они ощущали потребность в реформах. Режиссеры собрали труппу из учеников Немировича-Данченко и актеров-любителей из МОИиЛ и договорились, что основные принципы их театра — единство коллектива, достоверность исторической и бытовой атмосферы на сцене и подчинение всех деталей спектакля одному замыслу. Организацию назвали Художественно-общедоступным театром, а его первой постановкой стала трагедия «Царь Федор Иоаннович».

Множество ярких спектаклей — «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад» и другие — Станиславский и Немирович-Данченко поставили вместе. Потом их взгляды начали разниться, и режиссеры решили делать каждый свои постановки. При этом они продолжали руководствоваться главными принципами своего театра, который к тому моменту уже назывался Московским художественным театром — МХТ.

Список ролей К. С. Станиславского:

Алексеевский кружок и любительские спектакли (1877–1888 гг.)

1877 г., 5 сентября. Любимовка.

«Старый математик, или Ожидание кометы в уездном городе», водевиль в 1-м действии, переделка А. Андреева — Молотов, отставной учитель математики.

«Чашка чаю», водевиль в 1-м действии, переделка с французского — Стуколкин, чиновник.1878 г.

1879 г., 18 марта. Любительский спектакль в доме В. Г. Сапожникова.

«Лакомый кусочек», комедия-шутка в 3-х действиях В. Крылова — Жилкин.

«Капризница», комедия в 1-м действии П. Фролова — Семеныч, лакей.

1879 г., 29 декабря. Кружок С. И. Мамонтова.

«Два мира», трагедия в 3-х частях А. Н. Майкова — Корнелий, молодой патриций.

1880 г., 8 июля. Любимовка.

«Покойной ночи, или Суматоха в Щербаковском переулке», водевиль в 1-м действии П. Григорьева — Милостивый государь.

1880 г., 3 августа. Любимовка.

«Аз и Ферт», шутка-водевиль в 1-м действии П. Федорова — Август Карлович Фиш..

1881 г., лето. «Много шума из пустяков», водевиль в 1-м действии, перевод А.— Коко.

«Тайна женщины», водевиль с пением в 1-м действии, перевод с французского К. Тарновского — Мегрио, студент.

«Карл Смелый», комедия в 1-м действии — Карл Меронов.

«Слабая струна», водевиль в 1-м действии, перевод с французского П. Баташева — Калифуршон, философ.

1881 г., 25 ноября. Театр Секретарева.

«Лакомый кусочек», комедия-шутка в 3-х действиях В. Крылова — Бардин, помещик.

1882 г., 24 июля. Любимовка.

«Хоть тресни, а женись» («Брак поневоле»), сцены из комедии Мольера, перевод Д. Ленского — Панкрас, философ.

«Любовное зелье, или Цирюльник-стихотворец», опера-водевиль в 2-х действиях, перевод с французского Д. Ленского — Лаверже, цирюльник.

1883 г., 28 апреля. Дом Алексеевых у Красных ворот.

«Геркулес», шутка в 1-м действии, перевод с немецкого П. Новикова — Пурцлер, геркулес.

«Жавотта», оперетта в 2-х действиях, музыка Э. Жонаса, переделка текста К. С. Станиславского — Ник, вор.

«Несчастье особого рода», комедия в 1-м действии, переделка В. Пенькова — Нилов, доктор.

«Аида», опера Д. Верди, сцена из 3-го действия — Рамфис.

1883 г., 24 августа. Любимовка.

«Практический господин», комедия в 4-х действиях В. Дьяченко — Покровцев, домашний секретарь.

«Всяк сверчок знай свой шесток», оперетта в 2-х действиях, музыка Ф. А. Кашкадамова, текст К. С. Станиславского и Ф. А. Кашкадамова — Лоренцо, почтарь.

1884 г., 28 января. Дом Алексеевых у Красных ворот.

«Графиня де ля Фронтьер», переделка оперетты Ш. Лекока «Камарго» — атаман разбойников.

1884 г., 18 августа. Любимовка.

«Нитуш», оперетта в 4-х действиях Ф. Эрве — Флоридор, органист при монастыре.

«Красное солнышко», комическая оперетта в 3-х действиях, переделка оперетты «Маскотта» Э. Одрана (1-й акт) — Пипо, пастух.

1884 г., 10 декабря. Любительский спектакль в доме Корзинкиных.

«Женитьба», комедия в 3-х действиях Н. В. Гоголя — Подколесин.

1885 г., апрель. Любительский спектакль в доме И. Ф. Бернера.

«Денежные тузы», комедия в 3-х действиях, перевод с польского А. Крюковского — Бородавкин, старый холостяк.

1886 г., 7 февраля. Любительский спектакль в театре Немчинова.

«Вокруг огня не летай», комедия в 4-х действиях В. Крылова — Плещанский.

1886 г., 18 февраля. Дом Алексеевых у Красных ворот.

«Лили», комедия-оперетта в 3-х действиях Ф. Эрве, перевод с французского В. С. Алексеева — Пленшар, солдат.

1887 г., 6 февраля. Любительский спектакль в Немецком клубе.

«Игроки», комедия в 1-м действии Н. В. Гоголя — Ихарев.

«Одно слово министру», комедия в 1-м действии А. Лангера, перевод с немецкого К. С. Станиславского — Лоренц Данильхоммер, швейцар.

1887 г., 11 февраля. Любительский спектакль в театре «Парадиз».

«Дело Плеянова», комедия в 4-х действиях В. Крылова — Дарский.

1887 г., 18 апреля. Дом Алексеевых у Красных ворот.

«Микадо, или Город Титипу», оперетта в 2-х действиях А. Сюлливана, перевод с английского В. С. Алексеева — Нанки-Пу, принц.

1887 г., 15 ноября. Московский музыкально-драматический любительский кружок. Театр Мошнина.

«Майорша», драма в 5-ти действиях И. Шпажинского — Карягин, арендатор мельницы.

1887 г., 6 декабря. Московский музыкально-драматический любительский кружок. Театр Мошнина.

«Лес», комедия в 5-ти действиях А. Н. Островского — Геннадий Несчастливцев.

1887 г., 15 декабря. Театр Мошнина.

«Победителей не судят», водевиль в 1-м действии Н. Самойлова — князь Головин.

1888 г., 29 февраля. Театр «Парадиз».

«Баловень», комедия в 3-х действиях В. Крылова — Фрезе.

Московское общество искусства и литературы (1888–1898 гг.)

1888 г., 8 декабря.

«Скупой рыцарь» А. С. Пушкина — Барон.

«Жорж Данден», комедия в 3-х действиях Мольера — Сотанвиль.

1888 г., 11 декабря.

«Горькая судьбина», драма в 4-х действиях А. Ф. Писемского — Ананий Яковлев, оброчный мужик.

1889 г., 15 января.

«Каменный гость» А. С. Пушкина — Дон Карлос.

1889 г., 29 января.

«Каменный гость» А. С. Пушкина — Дон Гуан.

1889 г., 6 февраля.

«Чашка чаю», водевиль в 1-м действии, переделка с французского — барон Обергейм.

1889 г., 9 февраля.

«Рубль», комедия в 4-х действиях А. Федотова — Обновленский, содержатель комиссионной конторы.

1889 г., 11 марта.

«Горящие письма», комедия в 1-м действии П. Гнедича — Краснокутский, моряк.

1889 г., 20 апреля.

«Долг чести», драма в 1-м действии П. Гейзе — барон фон Альдринген.

1889 г., 23 апреля.

«Коварство и любовь», мещанская трагедия в 5-ти действиях Ф. Шиллера — Фердинанд.

1889 г., 26 ноября.

«Самоуправцы», трагедия в 5-ти действиях А. Ф. Писемского — князь Платон Имшин.

1890 г., 3 января.

«Не так живи, как хочется», драма в 3-х действиях А. Н. Островского — Петр.

«Когда б он знал», романс в 2-х действиях К. Тарновского — барон Ретцель.

1890 г., 6 января. Кружок С. И. Мамонтова.

«Царь Саул», трагедия в 4-х действиях С. И. и С. С. Мамонтовых — Самуил, судья Израиля.

1890 г., 18 марта.

«Честь и месть», пьеса в 1-м действии Ф. Соллогуба — граф Гастон де Лавирак.

1890 г., 5 апреля.

«Бесприданница», драма в 4-х действиях А. Н. Островского — Паратов.

1891 г., 3 января.

«Откуда сыр-бор загорелся», комедия-шутка в 3-х действиях В. Крылова — Талицкий, адвокат.

1891 г., 8 февраля.

«Плоды просвещения», комедия в 4-х действиях Л. Н. Толстого — Звездинцев.

1891 г., 14 ноября.

«Фома», картины прошлого в 3-х действиях, по повести Ф. М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели», инсценировка К. С. Станиславского — Костенев (Ростанев).

1892 г., 23 января.

«Анна де Кервилер», драма в 1-м действии Э. Легуве — Мореак.

1892 г., 22 марта. Рязань. Спектакль артистов Малого театра.

«Счастливец», комедия в 4-х действиях Вл. И. Немировича-Данченко — Богучаров, художник.

1893 г., 31 октября. Тула. Спектакль артистов Малого театра и членов Общества искусства и литературы.

«Последняя жертва», комедия в 5-ти действиях А. Н. Островского — Дульчин.

1893 г., 10 декабря. Тула. Спектакль с участием молодых актеров Малого театра.

«Уриэль Акоста», трагедия в 5-ти действиях К. Гуцкова — Де-Сантос.

1894 г., 7 февраля.

«Гувернер», комедия в 5-ти действиях В. Дьяченко — Жорж Дорси, гувернер.

1894 г. 20 апреля.

«Дикарка», комедия в 4-х действиях А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева — Ашметьев.

1894 г., 25 апреля. Любительский спектакль в Дворянском собрании.

«Афродита», лирические сцены из античного мира, музыка Н. Кроткова, слова С. Мамонтова — Агезандр, ваятель.

1894 г., 15 декабря.

«Светит, да не греет», драма в 5-ти действиях А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева — Рабачев.

1895 г., 9 января.

«Уриэль Акоста», трагедия в 5-ти действиях К. Гуцкова — Уриэль Акоста.

1895 г., 10 апреля.

«Медведь», шутка в 1-м действии А. П. Чехова — Смирнов.

1895 г., 2 ноября.

«Свои люди — сочтемся», комедия в 4-х действиях A. Н. Островского — квартальный.

1896 г., 19 января.

«Отелло», трагедия в 5-ти действиях В. Шекспира — Отелло.

1896 г., 19 ноября.

«Польский еврей», драма в 3-х действиях Эркмана-Шатриана — Матис, бургомистр местечка и трактирщик.

1897 г., 6 февраля.

«Много шума из ничего», комедия в 5-ти действиях B. Шекспира — Бенедикт.

1897 г., 12 октября. Ялта. Городской театр.

«Свидание», комедия в 1-м действии Л. К. М. — Морозов.

1897 г., 17 ноября.

«Горячее сердце», комедия в 5-ти действиях А. Н. Островского — Барин с большими усами.

1897 г., 17 декабря.

«Двенадцатая ночь», комедия в 5-ти действиях В. Шекспира — Мальволио.

1898 г., 27 января.

«Потонувший колокол», сказка-драма в 5-ти действиях Г. Гауптмана — Генрих.

Московский Художественный театр (1898–1928 гг.)

1898 г., 19 октября.

«Потонувший колокол», сказка-драма в 5-ти действиях Г. Гауптмана — Генрих.

1898 г., 4 ноября.

«Самоуправцы», трагедия в 5-ти действиях А. Ф. Писемского — князь Платон Имшин.

1898 г., 2 декабря.

«Трактирщица», комедия в 3-х. действиях К. Гольдони — кавалер ди Рипафратта.

1898 г., 17 декабря.

«Чайка», драма в 4-х действиях А. П. Чехова — Тригорин.

1899 г., 19 февраля.

«Эдда Габлер», драма в 4-х действиях Г. Ибсена — Эйлерт Лёвборг.

1899 г., 29 сентября.

«Смерть Иоанна Грозного», трагедия в 5-ти действиях А. К. Толстого — царь Иван.

1899 г., 26 октября.

«Дядя Ваня», сцены из деревенской жизни в 4-х действиях А. П. Чехова — Астров.

1900 г., 24 октября.

«Доктор Штокман», драма в 5-ти действиях Г. Ибсена — Штокман.

1901 г., 26 января.

«Царь Федор Иоаннович», трагедия в 5-ти действиях А. К. Толстого (100-й спектакль) — Гусляр.

1901 г., 31 января.

«Три сестры», драма в 4-х действиях А. П. Чехова — Вершинин.

«В мечтах», драма в 4-х действиях Вл. И. Немировича-Данченко — Костромской.

1902 г., 5 ноября.

«Власть тьмы», драма в 5-ти действиях Л. Н. Толстого — Митрич.

1902 г., 18 декабря.

«На дне», сцены в 4-х действиях М. Горького — Сатин.

1903 г., 24 февраля.

«Столпы общества», комедия в 4-х действиях Г. Ибсена — Берник.

1903 г., 2 октября.

«Юлий Цезарь», трагедия в 5-ти действиях В. Шекспира — Брут.

1904 г., 17 января.

«Вишневый сад», пьеса в 4-х действиях А. П. Чехова — Гаев.

1904 г., 19 октября.

«Иванов», драма в 4-х действиях А. П. Чехова — граф Шабельский.

1906 г., 26 сентября.

«Горе от ума», комедия в 4-х действиях А. С. Грибоедова — Фамусов.

1907 г., 8 февраля.

«Драма жизни», пьеса в 4-х действиях К. Гамсуна — Карено.

1909 г., 9 декабря.

«Месяц в деревне», комедия в 5-ти действиях И. С. Тургенева — Ракитин.

1910 г., 11 марта.

«На всякого мудреца довольно простоты», комедия в 5-ти действиях А. Н. Островского — Крутицкий.

1911 г., 23 сентября.

«Живой труп», драма в 12-ти картинах Л. Н. Толстого — князь Абрезков.

1912 г., 5 марта.

«Провинциалка», комедия в 1-м действии И. С. Тургенева — граф Любин.

1913 г., 27 марта.

«Мнимый больной», комедия-балет в 3-х действиях Мольера — Арган.

1914 г., 3 февраля.

«Хозяйка гостиницы», комедия в 3-х действиях К. Гольдони — кавалер ди Рипафратта.

1915 г., 26 марта.

«Моцарт и Сальери», трагедия А. С. Пушкина — Сальери.

1922 г., 17 ноября.

«Царь Федор Иоаннович», трагедия в 5-ти действиях А. К. Толстого — Иван Петрович Шуйский (во время заграничных гастролей МХАТ).

1924 г., 7 января.

«Царь Федор Иоаннович», трагедия в 5-ти действиях А. К. Толстого — Митрополит (во время заграничных гастролей МХАТ).

Последнее выступление К. С. Станиславского на сцене состоялось 29 октября 1928 г. в роли Вершинина в «Трех сестрах» А. П. Чехова (первый акт), в юбилейном спектакле, посвященном тридцатилетию Московского Художественного театра.

-Ребята, сегодня мы говорили о человеке, который всю жизнь посвятил театру.

Я хочу, чтобы вы дома написали сочинение –миниатюру «Моя встреча со Станиславским».

Спасибо выступающим и всем студентам. До свидания.





14


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.