Методическая разработка урока литературы «115 лет со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева»
Методическая разработка
урока литературы.
Номинация
"100 лет со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева "
Разработана
Бойко Светланой Юрьевной,
учителем русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 9 БМР РТ
2021 г.
Введение
Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного занятия по литературе в 7 классе.
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности. Согласно требованиям Стандарта, в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников.
«В Концепции духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям».[1] В этой связи становится очевидной актуальность выбранной мной темы разработки урока. Постижение научного потенциала мыслей и идей замечательного человека и ученого ХХ века Д.С. Лихачева, включение его творческого наследия в образовательный процесс средней школы, создает предпосылки для правильного выбора аксиологических ориентиров воспитания.
Изменение современной социокультурной ситуации в стране способствует тому, что в отечественной педагогике постепенно утверждается гуманистический идеал воспитания и образования. Воспитание вновь провозглашено важнейшей составляющей общественного развития современной России.
Цель разработки заключается в вооружении подростков знаниями об общечеловеческих и отечественных ценностях, при этом содержательным источником является творческое наследие Д.С. Лихачева. Также возможна серия уроков по книгам Д. Лихачева «Письма о добром», «Заветное», «Раздумья о России» и др. Они содержат много ценных педагогических идей, доступных для восприятия подростков. Задачей методической разработки урока является формирование ценностных ориентаций школьников на основе педагогических идей Д.С. Лихачева.
Перед педагогической наукой и практикой, в связи с этим встают вопросы: каким должно быть ценностное наполнение содержания образования и воспитания? Каковы условия эффективного формирования ценностных ориентаций подростков?
Для достижения цели и ответов на злободневные вопросы поможет ответит книга Д.С. Лихачева «Земля родная», отрывки из которой предложены учащимся для анализа.Она является итогом подвижнического пути ученого. В ней Дмитрий Сергеевич подчеркивает европейский характер тысячелетней русской культуры, вобравшей в себя христианские идеалы.
Понятия «народ», «земля, «Отечество», «Родина», «искусство», описанные Д. Лихачевым в книге «Родная земля» взаимосвязаны и взаимозависимы. Народ имеет определенные территориальные границы, общие языковые и культурные традиции. В народе заключен неисчерпаемый источник мудрости, физического и нравственного здоровья и жизнелюбия. Патриотизм является ярким проявлением народного, национального самосознания. Формирование подлинного патриотизма, по Лихачеву, связано с обращением мыслей и чувств личности к уважению, признанию не на словах, а на деле культурного наследия, традиций, национальных интересов, прав народа.
На мой взгляд, обращение к творческому наследию Д.С. Лихачева, его педагогическим идеям, как содержательному источнику и средству воспитания, позволит приобщить подростков к многовековому человеческому опыту, активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны, мировой цивилизации. Воспитание будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры. Д.С. Лихачев неоднократно отмечал: «Культура является определяющим условием реализации созидательного потенциала личности и общества, формой утверждения самобытности народа и основой душевного здоровья нации, гуманистическим ориентиром и критерием развития человека и цивилизации».[2]
Разработка урока (аналитическая часть)
Дмитрий Сергеевич Лихачев. "Земля родная". (7 класс)
Цели:
образовательные:
- познакомить с писателем - публицистом Д.С.Лихачевым, приблизить нравственный опыт Лихачева к жизни современного ученика, помочь лучше понять себя и окружающий мир;
- учить ведению коллективного диалога и работе с публицистическими статьями;
- опираясь на полученные знания о публицистике, обогащать лексико-грамматический строй речи.
Развивающие:
- развиватьтворческие способности учащихся, навыки вдумчивого чтения, самостоятельного поиска информации, умения аргументировать.
- развивать умение учащихся соблюдать правила публичного выступления.
воспитательные:
- воспитывать чуткое отношение к родной земле, любви ко всему русскому,уважительное отношение к мировой прогрессивной культуре;
- воспитывать стремление сохранить материальные и духовные ценности народа.
Оборудование:портрет Д.С. Лихачева , мультимедийный проектор, книга Д.С.Лихачева "Земля родная", раздаточный материал, словарь литературоведческих терминов.
Этапы урока
1. | Организационный момент | Создать психологический настрой на плодотворную работу | 2 мин |
2. | Вступительное слово учителя | Устный рассказ о Д.С.Лихачеве, показ слайдов | 5 мин |
3. | Определение темы урока | Целеполагание | 2 мин |
4. | Изучение нового материала | Чтение и обсуждение статьи учебника о Лихачеве; чтение фрагментов публицистической прозы; коллективный диалог | 10 мин |
5. | Физкультминутка | Снять напряжение | 1 мин |
6. | Исследовательская работа по тексту | Поиск примеров, иллюстрирующих понятия "публицистика" и "мемуары" | 10 мин |
7. | Письменный или устный ответ на вопрос | Учить аргументировать | 8 мин |
8. | Обсуждение домашнего задания | Объяснить правильность выполнения | 5 мин |
9. | Рефлексия | Оценить результативность урока | 1 мин |
10. | Заключительное слово учителя | | 1 мин |
Эпиграф:
"Человека создает земля. Без нее он ничто".
Д.С.Лихачев.
(практическая часть)
Ход урока.
Организационный момент. Психологический настрой на работу.
Вступительное слово учителя. Устный рассказ о писателе + показ слайдов.
Дмитрий Сергеевич Лихачев - выдающийся писатель, гражданин, ученый в области литературоведения, истории русской и мировой культуры. Его перу принадлежит более двух десятков книг и сотни научно - исследовательских статей. В его предисловии "От автора" в книге "Земля родная" читаем: "Судьба сделала меня специалистом по древней русской литературе". Каким человеком был Дмитрий Сергеевич? " По натуре я, очевидно, человек беспокойный...", - пишет он сам о себе. Очень интересны воспоминания дочери Лихачева, Людмилы.(Лихачева Людмила Дмитриевна (1937 - 2001),искусствовед, кандидат искусствоведения, сотрудник Отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея). Вот как она пишет о своем отце: "Папа когда- то сказал, что если бы он не стал филологом, то стал бы архитектором. Он прекрасно рисовал и очень любил строить из песка целые города, замки со рвами, Московский Кремль - и собирал вокруг себя много народа... Папа имел строгий характер. В доме он и мама создали большой порядок. Они никогда не выходили к завтраку плохо и неаккуратно одетыми: папа всегда был в галстуке, мама в платье, никогда - в халате; вставали рано, и я их успевала накормить завтраком перед уходом в музей; после этого он садился заниматься. В доме всегда был обед. Вместе с тем, он был очень склонен к шутке. Сам он не шутил, но громко хохотал, если ему нравились шутка или анекдот, рассказанный при нем. Ни одного анекдота он запомнить не мог и кончал его, если начинал рассказывать: "Ну, дальше очень смешно!" Он любил гостей. У нас была семья, каких сейчас мало. Мама прекрасно готовила, пекла пироги, и все многочисленные родственники - его братья с женами, племянник с женой и сыном, знакомые - всегда собирались только у нас.
Папа заботился о нашем с сестрой образовании: мы ходили на классические балеты и оперы, ездили в разные города: Новгород, Таллин, Ригу, Вильнюс, Москву; учили языки. Если посмотреть, что папа сумел сделать за свою жизнь и с какой быстротой, то видишь, что бывает очень редко. Он потерял почти десять лучших лет жизни из-за ареста и Соловков, на уже в 1941 году, живя в жуткой коммунальной квартире, в одной комнате с маленькими детьми, с одним краном с холодной водой на кухне, защитил кандидатскую диссертацию. А потом - война, блокада, вынужденная - по требованию НКВД - эвакуация в Казань, и уже в 1947 году он защитил докторскую. А сколько он сделал для изучения древнерусской литературы! Центром ее изучения стал Ленинград, а не Москва. А сколько он спас церквей, улиц, памятников от разрушения; сколько издал книг!"
III. Определение темы урока.
- Многие из вас уже поняли, о чем пойдет речь на уроке. Определим тему урока и запишем ее. (Запись темы, эпиграфа в тетрадь)
- Давайте подумаем вместе, каковы цели нашего урока.(высказывают предположения, записывают).
IV. Изучение новой темы.
1. Чтение и обсуждение литературной статьи "Дмитрий Сергеевич Лихачев"
1.Как определяет Лихачев понятие "судьба"?
2. Что интересовало и притягивало автора?
3. Какие качества характера открыли Лихачеву "дорогу к внимательному изучению древней русской литературы"?
4.Что автор считает ценностями?
5. "Что такое наша Земля?" Как вы понимаете слова, вынесенные в эпиграф к уроку?
2. Чтение фрагментов публицистической прозы (работа с текстом глав из книги "Земля родная":"Молодость - это вся жизнь", "Искусство открывает нам большой мир!", «Учиться говорить и писать").
3. Коллективный диалог.
1. Чему учит и от чего предостерегает Дмитрий Сергеевич Лихачев потомков в главе " Молодость - это вся жизнь"?
2. Как вы понимаете выражение: "Храните молодость до глубокой старости"? В чем проявляется молодость? Каковы ее признаки?
3. Как вы понимаете смысл поговорки: "Береги честь смолоду"? Почему нельзя совсем уйти от репутации, созданной в школьные годы?
4.В чем состоит " величайшая и ценнейшая черта русской культуры"? Как говорит об этом автор в главе " Искусство открывает нам большой мир!"?
5. Что мы должны любить и чему учиться у мировой прогрессивной культуры?
6. Что значит учиться понимать музыку, живопись?
7.Как вы поняли утверждение Лихачева: "За своим языком - устным и письменным - надо следить постоянно"? Всегда ли у вас получается это?
8. Какой "вернейший способ узнать человека" существует? Помог когда -нибудь этот способ вам?
9.Нравиться ли вам общаться со сверстниками, позволяющими себе "слова- плевки"?
10.Что нужно делать, чтобы стать "по - настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком"?
11. Какие правила советует соблюдать автор книги, если вам предстоит публичное выступление?
12." Как научиться писать?"
4. Физкультминутка
5.Работа со словарем литературоведческих терминов (работа в парах)
Ребята, вы прочитали несколько глав из книги Д.С. Лихачева "Земля родная", которая написана в публицистическом жанре. Попробуем сами дать определение этому жанру. Обратимся к словарю литературоведческих терминов, в котором дается вот такое определение : " Публицистика - жанр, освещающий злободневные, современные вопросы жизни". Первейшее назначение публицистики - поднимать общественно - значимые и актуальные проблемы современной жизни. А как словарь дает определение мемуарам? Найдите и запишите в тетрадь.
6. Исследовательская работа по тексту. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия"публицистика"," мемуары". 7.Письменный (или устный ) ответ на вопрос (с элементами цитирования) :" На какие проблемы обратил ваше внимание Дмитрий Сергеевич Лихачев в тех главах из книги "Земля родная", с которыми мы познакомились на уроке?
8. Обсуждение домашнего задания.
Подготовить сообщение на тему "Искусство моего родного края"(устно или письменно - на выбор).
Используйте советы Д.С.Лихачева, высказанные в главе "Учиться говорить и писать", например:
1.Чтобы выступление и речь были грамотными, нельзя использовать в сообщении и в разговоре жаргонные слова "слова-плевки").
2. Следите за тем, чтобы выступление не было длинным, - оно должно быть точным и экономным.
3. Чтобы выступление было интересным для всех, оно должно быть интересным для вас и т.д.
9. Рефлексия.
- Чему научились на уроке? Что открыли для себя нового?
- Понравилась такая форма работы?
- Что вас заинтересовало?
10. Заключительное слово учителя.
Дорогие ребята! Каждый день, час, урок может стать моментом строительства вами самого себя, вашего возрастания, преображения или падения, деградации. Очень многое зависит от вас, от вашей жизненной позиции. Пусть пример жизни Дмитрия Сергеевича Лихачева поможет вам выстраивать вашу жизнь как путь добра и творчества.
Хочется закончить урок строчками из замечательного стихотворения:
Каждый выбирает по себе :
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или Пророку?
Каждый выбирает по себе!
Я надеюсь, что сделаете правильный выбор и будете служить добру, хранить родную землю, беречь русскую культуру.
)
Список использованной литературы
Литература: 1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Духовно-нравственное воспитание российских школьников // Педагогика. №4. 2009. С.55-60
2. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб.: СПбГУП, 2006. 416с.
3. Лихачев Д.С. Письма о добром СПб.: Logos,2006. 256с.
4.Интернет-ресурс \\https://docplayer.ru/37745618-Nauchno-issledovatelskaya-rabota-dmitriy-sergeevich-lihachyov-velikiy-grazhdanin-rossii.html