Методическая разработка тренинга для педагогов «Хорошее настроение – залог успеха!»
Тренинг для педагогов «Хорошее настроение-залог успеха!»
Шарыпова Елена Владимировна,
педагог-психолог МАОУ Мариинская СОШ №3 города Томска
Купцова Светлана Александровна,
учитель-логопед МАОУ Мариинская СОШ №3 города Томска
Тренинг, направленный на развитие жизненно необходимых навыков и приёмов, предупреждающих эмоциональное выгорание педагогов через овладение приёмами психологической саморегуляции и познания самого себя с помощью различных психологических игр, упражнений и техник.
Цель:
улучшение психологического климата в коллективе; активизация процесса самопознания и формирования адекватной самооценки; освоение способов снятия эмоционального напряжения.
поиск резервов для более эффективной работы над самим собой, выделение причин возможных проблем;
формирование навыков регуляции и психоэмоциональных состояний педагогов, профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности;
формирование умения обозначить свою индивидуальность; расширение знаний друг о друге.
Ход тренинга
Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами поговорим о наших успехах и о нашем настроении.
Всем известно, что профессия педагога - одна из наиболее энергоемких. Кроме того, для педагога очень важен эмоциональный настрой. Все неприятности нашей жизни, все негативные эмоции, обиды, расстройства, плохое настроение педагог должен оставлять за работой. Это неимоверно трудно, но тому, кто справляется с этой задачей, наградой всегда бывают счастливые детские глаза.
И поэтому предлагаемвам поучаствовать в эффективном и интересном тренинге.
Игра «Разминка»
Начнём с игры – приветствия/разминки. Ведь, как известно, в здоровом теле – здоровый дух!
Ведущий просит выполнить определённое задание тем, кто обладает названным умением или качеством.
Поднимите правую руку, кто любит свою работу.
Поднимите левую руку, кто знает, что обозначает его имя.
Руки в стороны, кто работает педагогом уже более 10 лет.
Руки за голову, кто мечтал быть педагогом с детства.
Поднимите обе руки, кто занимается физкультурой или спортом.
Закройте руками глаза, кому не хочется ходить на работу.
Наклонитесь вправо, кто любит читать книги.
Наклонитесь влево, у кого глаза зелёного цвета.
Опустите голову вниз, кто любит детей.
Встаньте смирно и улыбнитесь, все те, у кого сегодня хорошее настроение.
Поднимите вверх большой палец левой руки те, кто любит рисовать.
Скрестите руки на груди те, кто замужем.
Обойдите вокруг стула те, кто пьет чай без сахара.
Кто считает себя отзывчивым человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же.
Похлопайте в ладоши те, кто мечтал быть педагогом с детства.
Кто любит кошек, обнимите своего соседа справа.
Уберите руки за спину те, у кого проколоты уши.
Опишите в воздухе большую восьмерку рукой те, кто единственный ребёнок в семье.
Встаньте те, кто хочет в отпуск.
Педагог-психолог:
Наша жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит и на 90% из того как мы относимся к происходящему. При этом на одно событие люди могут реагировать по-разному. Одни ищут возможности, другие сокрушаются о потерях. Народная мудрость гласит:«Судьба судьбой, а выбор за тобой». Многое, если не все, определяет наш выбор. Выбор нас делает неповторимым. Именно он определяет нашу судьбу.
Что мы можем выбрать: то, во что мы верим; кем мы станем; что мы говорим; как относимся к другим; как реагируем на события; с каким настроением живем и работаем. Позитивное мышление — это могучая сила!!!
Позитивное мышление позволяет нам выйти из происходящей ситуации и не разочароваться. Дело в том, что независимо от того, о чём вы думаете, о хороших или плохих вещах, ваша жизнь принимает соответствующую форму. Негативные мысли могут отвлечь внимание от наших планов, тем самым сбив с пути. Даже нечто хорошее при плохом настроении может показаться настолько незначительным, что мы даже не замечаем этого.
Позитивное мышление может изменить всю нашу жизнь, это ключ к успеху во всех сферах жизни. Позитивные мысли помогают развить оптимистичное отношение ко всему, а позитивный настрой может помочь справиться с возникшими трудностями.
Работа над ассоциациями, также может привести к позитивному мышлению и достижению успеха.
Упражнение «Ассоциации»
На каждую букву слова придумайте слова – ассоциации к слову «успех».
Работа всего коллектива. Каждыйжелающийговорит свои ассоциации, а ведущий их записывает.
У – удача, упорство, удовлетворение, уверенность, увлечённость… и т.д.
С – способность, самореализация, самосовершенствование,самодостаточность, счастье, сознательность… и т.д.
П – потребность, потенциал, прогресс, познание, признание, победа… и т.д.
Е – единство (цели, постоянство или единство взглядов)… и т.д.
Х – харизма, хладнокровие, характер … и т.д.
Само слово «успех» имеет древнерусское происхождение, его основу составляет глагол «спеть», одно из значений которого связано с понятием «успеть». Значение слова динамично изменялось. Изначально оно означало поспешность, быстрое движение вперед, а успешный человек был тот, кто успевал все делать вовремя. В русской культуре успех ассоциировался с победой в бою, с достижениями в познаниях, завоеванием симпатий. В последствие, в результате влияния западной культуры, понятие успеха приобрело несколько иных значений, таких как удача, благосостояние, богатство, карьера, материальное благополучие и признание обществом.
Упражнение «Вы ещё не знаете, что я …»
Цель: повышение самооценки, отработка навыка уверенного поведения, самопознание окружающих.
Психолог. Я хочу поговорить о ваших успехах. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдётся сфера, в которой вы успешны.
Инструкция: Вспомните, пожалуйста, какое-либо достижение, которое произошло за последнее время, при этом не имеет значение, большое оно или маленькое, главное, чтобы это было важно для вас. Подумайте об этом 1- 2 минуты.
Сейчас вам необходимо сообщить о своих достижениях всему коллективу. Постарайтесь показать, насколько вас это порадовало. Коллеги, которому Вы скажите об успехе, отвечает: «Ты - молодец!».
Вопросы:
легко ли было говорить о своих успехах;
узнали ли вы что-то новое о ком-нибудь;
легко ли было радоваться вместе с другими;
как чувствовали себя, когда говорили о своих достижениях.
Упражнение «Без маски» (откровенно говоря …)
Цель упражнения: снять эмоциональную и поведенческую закрепощенность, сформировать и развить навыки искренних высказываний для анализа сущности «Я».
Психолог. Мы уже убедились, что в нашем коллективе можно быть достаточно откровенным. Давайте еще раз попробуем поведать друг другу что-то о себе без всякой предварительной подготовки.
Инструкция: Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой написано на вашей.
Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! Присутствующие будут внимательно слушать вас, и, если они почувствуют фальшь в ваших словах, придется взять другую карточку с новым текстом и попробовать ответить еще раз. Кто хочет быть первым?
Содержание карточек:
«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...»
«Мне очень трудно забыть, но я...»
«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...»
«Мне бывает скучно, когда я...»
«Особенно меня раздражает то, что я...»
«Мне особенно приятно, когда меня...»
«Иногда люди не понимают меня, потому что я...»
«Верно, что я еще...»
«Думаю, что самое важное для меня...»
«Мои друзья редко...»
«Я горжусь тем, что...»
«Моя сильная сторона в профессиональной деятельности...»
«У меня возникает чувство сомнения, когда...»
«Я заслуживаю того…»
«Я абсолютно уверенна, что......»
«Я пока не научилась......»
«Я всегда хочу быть...»
«Я всегда радуюсь…»
«Я стремлюсь к тому......»
Упражнение «Грузинский хор»(Вокализация)
Психолог: Сейчас мы предлагаем вам рассчитаться на 1, 2. 3. 4.
Каждая команда должна запомнить свою фразу:
1-я группа: О сервер пупа, пупа, пупа…
2-я группа: Дзюмбо/квели/комикадце…
3-я группа: Пи-пи пляси/пупа…
4-я группа: Ква-ква, ква-ква/радзе…
Первыеномера начинает хор со своей фразы, повторяя ее непрерывно, не останавливаясь. Как только 1-я фраза прозвучала один-два раза, в хор вступает 2-я партия. Затем присоединяются друг за другом 3-я и 4-я партии.
Упражнение «Я возьму с собой…»
Цель: тренировка стрессоустойчивости, умения быстро реагировать на возникающие нестандартные ситуации, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе.
Задание: Ведущий бросает мяч по кругу, сообщая адресату, в какое виртуальное путешествие его отправляет.
Тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать три (два) предмета, которые он возьмет с собой туда, куда его направили. Предметы, которые уже назывались, повторять нельзя.
к Министру образования
на передачу «Давай поженимся»
на конкурс «Евровидение»
на необитаемый остров
на ковер к начальству
на экзамен
на Северный полюс
на рыбалку
в Париж
на киносъемки
на свадьбу
на дачу
в баню
на свидание
в морской круиз
на передачу «Спокойной ночи, малыши»
в бассейн
в оперу
на соревнования по фигурному катанию
на охоту
на дачу
на Марс
на рок-концерт
на прыжок с парашютом
на прием к стоматологу
на дискотеку
в горы
Каждый человек должен самостоятельно выделять источники позитивного настроя, так как у всех он разный. Для кого-то хорошее настроение, это прогуляться по лесу, кто-то радуется общению с близкими и друзьями, а кому-то достаточно просто послушать любимую музыку. Научитесь влиять на собственный настрой, даже если жизнь«подкидывает»неприятные сюрпризы.
Хорошее настроение не нужно ждать, его нужно создавать самостоятельно.
В контексте сказанного, вспомнилась притча:
Однажды Учитель показал ученикам чистый лист бумаги, где в середине стояла черная точка, и спросил:«Что вы видите?»
Первый ученик:«Точку».
Второй:«Черную точку».
Третий:«Жирную точку».
Тогда Учитель ответил:«Вы все увидели только точку, и никто не заметил большого белого листа!».
Вот так же мы судим о наших делах по мелким неурядицам. За деталями не видим целого. Мы часто не видим больших и замечательных достоинств человека, направляя всё своё внимание на его мелкие недостатки и ошибки. Нужно учиться видеть не только белый лист, но и черную точку.
А для этого нужно тренироваться.
Упражнение «Комплименты»
Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя, овладение техникой комплимента.
Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.
Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы
Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты…!
Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить. Например: - Наташа, ты такой отзывчивый человек! - Да, это так! А еще, я добрая! -А у тебя Оля, такие красивые глаза! Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.
Рефлексия:
Возникли ли у вас сложности в том, чтобы сделать комплимент, и при этом не повториться?
Приятно ли вам было получать комплименты?
Мы выяснили, что важно как дарить комплименты, так и получать их и в завершение, хотелось бы сделать подарок- пожелание.
Арт-терапевтическое упражнение «Прекрасный сад»
Ведущий под спокойную музыку, предлагает участникам тренинга закрыть глаза, спокойно посидеть и представить себя цветком. Каким бы он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы. Высокий или низкий? Яркий или не очень?
Затем педагогам предлагается нарисовать этот цветок, вырезать и прикрепить на общий плакат – поляну.
Вывод: Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. Все мы разные, но нам всем хватит места под солнцем, для того, чтобы учиться чему-то новому, работать, любить, воспитывать детей, уважать друг друга, но для этого нужно ваше желание.
Упражнение «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
А сейчас давайте подумаем, что каждый из нас мог бы подарить нашей команде, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие.
Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.
Спасибо за работу! Желаем вам: проводить больше времени, общаясь с приятными людьми; укреплять отношения с самыми близкими людьми; развивать в себе дружелюбие, открытость, общительность, проявлять больше активности; заниматься работой – ценной и осмысленной.