Методическая разработка туристко-краеведческого мероприятия «Туристический слёт "Мы вместе!"»

3
0
Материал опубликован 24 September 2017

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №13»

681070, Хабаровский край, Комсомольский район, с.Пивань, ул. 1-я Низовая , д. 26  565-447 (тел, факс) 56-52-52 (телефон, факс)

 

Методическая разработка туристко - краеведческого мероприятия

Мероприятие: Туристический слёт «Мы вместе!»

 

Ф.И.О. автора Телятьева Ольга Анатольевна

Место работы автора КГКОУ ШИ 13

Должность автора старший воспитатель

 

2016 год

 

 

Оглавление

 

1. Пояснительная записка – 3-4 стр.

2. Оборудование, оформление – 4стр.

3. Подготовительная работа – 5 стр.

4. Ход проведения мероприятия – 5-6 стр.

5. Определение победителей и награждение – 7 стр.

6. Список литературы и сетевых источников – 8-9 стр.

7. Приложение

 

Пояснительная записка

  Туристический слет в нашей школе – интернате традиционное мероприятие, проводится ежегодно во второй половине сентября.  Традиционно турслёт посвящён Международному Дню Туризма (ежегодно отмечаемому  27 сентября) и Международному Дню мира  (ежегодно отмечаемому  21 сентября).  Педагогический коллектив школы – интерната  ставит:

Цель: Повышение интереса к различным видам спортивной самодеятельности.

Задачи:
1. Освоение наиболее доступных форм туристско-краеведческой деятельности.
2. Сплочение коллектива учащихся и педагогов.
4. Достижение положительно-эмоционального настроя.
5. Организация досуга детей.

    В туристическом слёте принимают учащиеся всех классов (в 2016 году 2-6 классы, возраст детей 9-12 лет). При подготовке турслёта  учитываются специфика образовательного процесса школы-интерната  VIII вида, образовательные потребности и запросы участников образовательного процесса, особенности психофизического развития и возможности учащихся с ОВЗ.

   На педсовете утверждается оргкомитет по подготовке и судейская коллегия в составе: главный судья соревнований, начальник дистанции на полосе, судьи на этапах.

   Слет состоит из следующих этапов: разработка положения о слете, подготовка к слету, проведение слета,  подведение итогов слета.

    Оргкомитетом разрабатывается и осуществляется план подготовки, а также проведения мероприятий (состав конкурсных комиссий, перечень конкурсов и т. д.). Кроме того во время слета оргкомитет занимается вопросами размещения туристов, медицинского обслуживания, наглядной агитации.

В обязанности оргкомитета, входит:

- утверждение главной судейской коллегии;

- обеспечение слета материально-технической, хозяйственной и медицинской базой;

- обеспечение безопасности;

- разработка критериев оценивания конкурсов.

   После вывешивания положения о туристическом слете Судейская коллегия готовит протоколы, снаряжение для слета.

   Классные руководители вместе с детьми проводят подготовительную работу по плану.

   Село Пивань,  в котором находится наша школа-интернат, расположено в 20 км к юго-востоку от Комсомольска-на-Амуре, на правом берегу реки Амур. Вокруг села смешанный и хвойный лес. Слет проводится на свободном от леса пространстве (бывшие совхозные  поля) в 1500 м от школы – интерната, куда участники добираются пешим ходом.  Участники слета готовят для себя импровизированные бивуаки, после слета участники убирают их и наводят порядок на месте проведения туристического слета, а судейская бригада проводит проверку территории.

Итоги слета подводятся по возращению в школу-интернат после туристического слета.

   В течении следующих трёх дней каждый класс выпускает  стенгазеты с фотоматериалами по турслёту, выпускается  видео по слету.

 

Оборудование, оформление

 

   Список снаряжения для проведения «Полосы препятствий»: обручи 6 шт., гамак для переноски пострадавших – 1шт. щепки для разведения костра, веревка привязанная к колышкам (для этапа с розжигом костра) – 4 шт., секундомер – 1шт.  (см. фотоотчёт)

   Для обустройства бивуаков: боевые листки «Мир в твоих руках» (приложение 1, фотоотчёт), флаг, коврики, набор посуды.

Список снаряжения для организации мастер-класса: палатка со снаряжением (см. фотоотчёт)

Список снаряжения для организации жизнедеятельности на слете: топор,  спички, посуда, аптечка.

 

Подготовительная работа

 

1. Проведение классными руководителями инструктажа по правилам дорожного движения, техники безопасности при проведении туристических походов и экскурсий.

2. Команды – классы готовят: сдачу рапорта командиром, название команды, девиз команды, боевой листок, отрядный флаг или эмблемы, походную песню или туристические частушки, оформление походных биваков.

3. Распределение судей по остановкам и этапам, конкурсам.

4. Подготовка оборудования.

5. Подготовка походной одежды учащихся.

6. Издание приказа по проведению школьного турслёта.

 

Ход проведения мероприятия

Распорядок традиционного школьного турслета:

1. Сбор -  линейка  - 10.30 - 11.00

Педагог ДО: Всех, кто не боится дальних дорог, кто ждет с нетерпением встречи с солнцем, ветром, костром и палаткой, зовут туристами.
 

1-й помощник:
Путь далекий — нам известно —
Рядом с другом не далек.
В рюкзаке — про горы песня,
Кружка, ложка, котелок.
На ветру дрожит палатка,
Видно, хочет улететь.
На привале чайник сладко,
Закипая, будет петь.

 

Педагог ДО:  Что ожидает ребят на туристской тропе? Конечно, задания. Маршрут нашего похода проложен от задания к заданию. Успешно выдержит экзамен та команда, которая пройдёт все остановки, примет участие  во всех конкурсах  и наберёт максимальное количество баллов. 
Вам предстоит ответить на вопросы викторин, поучаствовать в спортивных состязаниях, научиться правильно оказывать первую помощь, а так же презентовать ваш осенний бивак и дружно спеть туристическую песню, и получить массу положительных эмоций, зарядиться энергией на новый учебный год!!! 
Кто же нам поможет всё это осуществить? Конечно это наши учителя и воспитатели, помощники во всех начинаниях и активисты Центра спортивно-массовой работы  нашей школы - интерната!
А судить наши соревнования будут опытные педагоги, знающие все тонкости туристской жизни, и пускай победит сильнейший!!!! Для начала давайте познакомимся с членами жюри.

Представление жюри.

Жюри будет подводить итоги конкурсов. На поляне аттракционов судьи будут ставить баллы в маршрутные листы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, станет победительницей. 
Командирам отрядов сдать рапорт.

 

Командиры поочерёдно сдают раппорт, получают маршрутные листы.

 

2. Организационное следование к месту проведения турслёта – 1100-11 30

3. Обустройство бивуаков – 1130-1200

4. Конкурсная программа по станциям – 1200-1300

- 1 остановка: «Туристическая викторина» (приложение 2)

- 2 остановка: «Первая медицинская помощь» (см. фотоотчёт)

- 3 остановка:  Викторина «Живые барометры» (приложение 3)

- 4 остановка: конкурс «Секреты рюкзака»  (приложение 4)

5. Соревнования по полосе  препятствий – 1300-1330

- переправа через болото (прыжки из обруча в обруч)

- переноска пострадавшего

- розжиг костра

6. Мастер – класс по установке палатки – 1330 – 1400

7. Конкурс «Песни у костра» - 1400 - 1430

8. «Привал на поляне» (обед, свободное время, игры и т.д.)  - 1430 – 1600

9. Сворачивание бивуаков, организованное возвращение в школу-интернат- 1600 – 1700

10. Линейка по подведению итогов турслета – 1730 – 1800

 

Определение победителей и награждение


   Победитель определяется по наибольшей сумме набранных баллов команды и награждается почетной грамотой и переходящим кубком.

 

 

Таблица первенства

 

 

2 класс

3 класс

5 класс

6 класс

Сдача раппорта (за каждый атрибут + 1 балл)

·         Рапорт командира

·         Девиз

·         Речёвка

·         Эмблемы

·         Флаг

·         Построение

 

 

 

 

Конкурс стенгазет «Интересные моменты»

 

 

 

 

Конкурсная программа:

- 1 остановка: туристическая викторина

- 2 остановка: оказание первой медицинской помощи

- 3 остановка:  викторина «Живые барометры»

- 4 остановка: конкурс «Секреты рюкзака»

 

 

 

 

Конкурс биваков

·         Отрядная песня

·         Оформление

·         Боевой листок

 

 

 

 

«Полоса препятствий»

 

 

 

 

Организованное передвижение к месту слёта и обратно

 

 

 

 

 

 

Литература и сетевые источники

1.  Бардин К.В. Азбука туризма. Пособие для руководителей туристских походов в школе. М., 1973.

Книга о методике организации туристских походов со школьниками.

2.  Берман А.Е. Юный турист. М., 1977.

Книга о том, как организовать и провести пешие, водные, и лыжные путешествия с детьми. Будет полезна при подготовке уроков, особенно в младших классах.

3.  Ганопольский В.И. Времена года, или Приглашение к путешествию. Мн., 1981.

Небольшая книга о туризме для начинающих. Рекомендации по организации и проведению ближних и дальних походов во все времена года.

4.  Ганопольский В.И. Уроки туризма: Пособие для учителей. Мн.,1998.

Изложена программа и план обучения школьников туризму, даны разработки уроков по каждой теме. Адресуется учителям общеобразовательных школ, преподавателям профессионально-технических и средних специальных заведений, а также студентам педагогических специальностей.

5.  Гранильщиков Ю.В. Семейных туризм. М., 1983.

Книга об основах методики организации, подготовки и проведения семейных туристских походов.

6.  Карманный справочник туриста. М., 1985.

Справочно-информационное пособие для организаторов и участников туристских походов.

7.  Потресов А.С. Спутник юного туриста. М., 1967.

Книга является отличным методическим пособием по конкретным вопросам организации и проведения туристских походов со школьниками.

8.  Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. М., 1987.

9. http://skyslogan.ru/ - девизы, слоганы, речёвки.

10. http://turclubdorogi.ru/ - как организовать турслёт.

 

Приложение 1

 

Положение

о выпуске боевых листков

 Акции «Мир в твоих руках»

 

Конкурс  боевых листков «Мир в твоих руках», посвящен Международному Дню мира и Международному дню туризма,   и приурочен к проведению школьного турслёта «Мы вместе».

 

Цель проведения акции развитие у учащихся активной гражданской позиции как одной из важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

 

 

Участие в акции принимают обучающиеся 1 – 6 классов и педагоги школы в полном составе.

 

Основные этапы:

1.     Каждый учащийся и педагог класса вырезает из бумаги/картона свою «ладошку». Цвета «ладошек» могут быть на усмотрение класса разноцветными, либо одного цвета. Для создания «ладошек» допускается использование плотной, бархатной, шелковой бумаги.

2.     На своей «ладошке» каждый ученик/педагог должен написать продолжение фразы «Мир – это…» (допускается использование стихотворной формы).

3.     Класс придумывает форму представления своих «ладошек» и склеивает их между собой. Например, форма солнца, голубя, цветочка, облака, планеты, ребенка и т.д.

4.     21 сентября 2016г. готовый результат представляется в Конкурсе бивуаков на школьном турслёте «Мы вместе».

5.     22 сентября 2016г. итоги работы будут представлены в холле школы-интерната в виде Картины мира глазами учащихся и педагогов КГКОУ ШИ 13.

 

Приложение 2

Туристическая викторина (примерные вопросы)

За каждый правильный ответ — 1 балл.

 

 

2,3 классы

Верите ли вы, что:

• прибор, который помогает определить стороны света, называется спидометр? (Нет, компас)

• кора березы всегда белее и чище с южной стороны, а трещины, неровности и наросты находятся всегда на северной стороне дерева? (Да)

• грибы в основном растут с северной стороны деревьев, пней, кустарников? (Да)

• если встать лицом к северу, то за спиной будет запад, справа — юг, а слева — восток? (Нет, за спиной будет юг, справа — восток, слева — запад)

• пчелы ориентируются по солнцу? (Да)

• попавшие за много километров от дома домашние животные и без компаса успешно находят дорогу домой? (Да)

• если утром и вечером тень от крыльев бабочки направлена на восток, то в полдень — с севера на юг? (Да)

• местность, изображенная условными знаками на листе бумаги, называется рисунком? (Нет, картой)

• правильно определить направление в степи поможет норка суслика? Грызуны, как правило, вход в свое жилище делают с южной стороны. (Да)

• олени в лесу точат свои рога только о северную сторону деревьев? (Нет)

• в южных районах растет «компасное» растение латук, листья которого обращены на запад и восток плоскостями, а на север и юг ребрами? (Да)

• ягоды на открытой лесной поляне раньше созревают с севера? (Нет, с юга)

• цветущий подсолнух поворачивает свою голову вслед за солнцем? (Да)

• в большинстве случаев муравейники расположены с южной стороны деревьев, пней, кустарников? (Да)

• в полдень волки встают головой на север и начинают выть? (Нет)

• на стволах сосен с южной стороны выступает смола, а с северной тянется вдоль ствола темная полоса? (Да)

• мхи и лишайники чаще всего поселяются с южной стороны камней, пней, стволов деревьев? (Нет, с северной)

• после дождя раньше просыхает южная сторона предметов? (Да)

 

 

5,6 классы

Почему в пути привалы для отдыха у туристов должны быть непродолжительными? (Если отдыхать долго, идти становится труднее)

• Для чего туристы делают канавки вокруг палатки? (Для стока воды на случай дождя)

• Что может служить туристу в походе подушкой? (Рюкзак, набитый травой)

• Что делает замыкающий в туристической цепочке? (Следит за тем, чтобы никто не отстал)

• От чего лечит подорожник? (Останавливает кровотечение, применяется, если кто-то натер ногу, при укусе осы)

• Зачем перед походом спички покрывают парафином или лаком для ногтей? ( Чтобы уберечь от влаги)

Что такое разжига? (Это топливо, которое легко воспламеняется)

• Какое топливо не годится для разжиги? (Осиновые ветки, хвойные зеленые ветки)

• Что является прекрасной разжигай? (Сухие ветки, сухая трава)

• С какой стороны разжигают костер? (С подветренной)

• Костер разжигается сверху или снизу? (Снизу)

 

• кора березы всегда белее и чище с южной стороны, а трещины, неровности и наросты находятся всегда на северной стороне дерева? (Да)

• грибы в основном растут с северной стороны деревьев, пней, кустарников? (Да)

• если встать лицом к северу, то за спиной будет запад, справа — юг, а слева — восток? (Нет, за спиной будет юг, справа — восток, слева — запад)

• пчелы ориентируются по солнцу? (Да)

• попавшие за много километров от дома домашние животные и без компаса успешно находят дорогу домой? (Да)

• если утром и вечером тень от крыльев бабочки направлена на восток, то в полдень — с севера на юг? (Да)

• местность, изображенная условными знаками на листе бумаги, называется рисунком? (Нет, картой)

• правильно определить направление в степи поможет норка суслика? Грызуны, как правило, вход в свое жилище делают с южной стороны. (Да)

 

Приложение 3

 

Викторина «Живые барометры»

 

Ведущий: Можно ли идти в поход, если неизвестна погода на завтра? Верно, нельзя. Участникам приготовиться к следующему конкурсу «Прогноз погоды». На основании народных примет, записанных на карточках, вам предстоит рассказать, какая завтра будет погода. За каждый правильный ответ — 1 балл.

Задания:

• Вечерний ветер стих. Дым от костра поднимается столбом. К вечеру на траве появилась роса. У реки стало холоднее. Какая будет погода? (Хорошая, солнечная)

• Вокруг луны появился большой белый круг, а звезды на небе начинают мерцать. Что это значит? (Будет ненастная погода)

• Вытянутые длинными узкими полосками с запада быстро движутся облака. Ветер к вечеру усиливается. Какую погоду следует ожидать? (Ненастную)

• Ласточки и стрижи летают низко над землей. Цветы сильно пахнут. К чему это? (К дождю)

Гусь и утка ныряют. (К дождю)

Гуси полощутся. (К теплу)

Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне. (Лето будет холодным)

Кукушка издает звуки, похожие на кваканье. (К дождю)

Вороны рассаживаются по нижним сучьям, жмутся к земле. (К сильному ветру)

Ласточки летают над самой землей. (К ухудшению погоды)

Ласточки и стрижи летают высоко. (К хорошей погоде)

Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились. (К ухудшению погоды)

Голуби разворковались. (К хорошей погоде)

Соловей поет всю ночь. (Будет хорошая погода)

Кричит иволга. (Предвещает дождь — название этой птицы произошло от слова «влага»)

Бурундук клокочет. (К ненастью, название зверька произошло от слова «буря»)

Кошка сворачивается во сне клубком. (К холоду)

Рыба выскакивает из воды. (К дождю)

Муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы. (Приближается дождь)

Пчелы сидят в улье и громко гудят. (К непогоде)

Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы. (К улучшению погоды)

Днем, в самую жару, паук вышел на охоту. (К непогоде)

Поздно вечером сильно трещат кузнечики. (К хорошей погоде)

На траве ранним утром блестит роса. (Дождя не будет)

Обильный урожай щавеля. (Будет мягкая зима)

Много полевого осота. (Зимой будет холодно)

Клен и каштан «плачут» — на краях их листьев выделяются капельки воды. (К дождю)

«Плачут» водные растения — камыш, стрелолист, частуха, ежеголовник. (К ненастью)

Листья деревьев показывают изнанку. (Приближается дождь)

 

Приложение 4

Секреты рюкзака

 

Ведущий: Друзья! Какой поход без рюкзака? Передо мной рюкзаки. Их уложили мои помощники, готовясь к трехдневному походу. Ваша задача: найти в рюкзаке вещи, которые туристу не нужны. 1 балл- получит та команда, которая за одну минуту определит наибольшее количество вещей, не нужных в походе.

 

1 задание

Перечень предметов в рюкзаках:

• 1-й рюкзак (2, 3 классы)— свитер, консервы, суп в пакетах, отрывной календарь, кружка, фонарь, полотенце, миска, шампунь, ложка, подушка, книга, глобус, мыльница, термос, электрокипятильник, спицы и клубок ниток, газеты, ножницы.

• 2-й рюкзак (5,6 классы) — компас, туфли на каблуках, электрочайник, куртка, котелок, бусы, фотоаппарат, аптечка, майка, ручка, вилка, утюг, блокнот, молоток, клещи, тушенка, кеды, зонт, катушка ниток, шорты.

 

2 Задание — как можно быстрее сложить все вещи в рюкзак – 1 балл

 

3 задание

Каждый правильный ответ отмечается 1 баллом

Вопросы 1-йвариант (1,2 классы:

• Верно ли, что, чем дальше от спины отодвинут рюкзак, тем тяжелее его нести? (Да)

• Какие вещи лучше класть на дно рюкзака? (Те, которые не пострадают при ударе)

• Где в рюкзаке должны находиться самые тяжелые вещи? (Под лямками вверху)

 

Вопросы 2-й  вариант (5,6 классы):

• Как с рюкзаком легче идти? (Слегка наклонившись вперед)

• Почему хлеб кладут на самый верх рюкзака? (Чтобы не крошился)

• Определите место в рюкзаке для сыпучих продуктов. (В середине рюкзака)


фотоотчёт слайд 1
JPG / 100.75 Кб

слайд 2
JPG / 86.1 Кб

слайд 3
JPG / 68.37 Кб

слайд 3
JPG / 68.37 Кб

слайд 4
JPG / 55.01 Кб

слайд 5
JPG / 84.24 Кб

слайд 6
JPG / 107.48 Кб

Комментарии
Комментариев пока нет.