Сборник сценарных разработок массовых мероприятий и дидактических материалов по туристско-краеведческой работе

1
0
Материал опубликован 2 December 2021 в группе

Государственное учреждение дополнительного образования «Круглянский районный центр творчества детей и молодёжи «Радуга»


Сборник

сценарных разработок массовых мероприятий и дидактических материалов по туристско-краеведческой работе


                                   t1637994298ab.gif

Круглое, 2021

t1637994298ac.pngt1637994298ad.gif

Автор – составитель: Кубеко Татьяна Николаевна, педагог - организатор ГУДО «Круглянский районный центр творчества детей и молодёжи «Радуга»

213188 Могилёвская область г. Круглое ул. Парковая, 28

+375295120462

Название материала: Сборник сценарных разработок массовых мероприятий и дидактических материалов по туристско-краеведческой работе «Туристское ассорти»


В сборнике представлены сценарные разработки туристско-краеведческих массовых мероприятий, дидактические материалы, используемые на учебных занятиях в объединениях туристско-краеведческого профиля в Центре «Радуга».

Адресуется организаторам туристско-краеведческой работы с учащимися в учреждениях общего среднего и дополнительного образования.


Содержание


Введение


Раздел 1. Массовые мероприятия

1. Сценарий конкурсно-игровой программы "Вместе мы идём в поход!"

2. Викторина по туризму и краеведению «Познаём мир»

3. Игра «Находчивый путешественник»

4. Игра-путешествие «Туристскими тропами»

5. Праздник «Веселые туристы»

6. Туристская игра «Как вести себя в походе»

7. Туристская эстафета «Ловкие, умелые, смелые»

8. Тропа испытаний



Раздел 2. Дидактический материал

1. Советы туристу


Литература


Введение

Туристско-краеведческая работа и туризм являются неотъемлемой частью гражданско - патриотического воспитания. На занятиях в объединениях туристско-краеведческого профиля, в туристских походах, слетах, соревнованиях и других массовых мероприятиях ребята укрепляют здоровье, приобретают навыки и умения, необходимые в будущей жизни. Изучение родного края, окружающей нас природы расширяет кругозор, воспитывает патриотизм и любовь к Родине.

В сборнике представлены сценарные разработки туристско-краеведческих массовых мероприятий, дидактические материалы, используемые на занятиях объединений туристско-краеведческого профиля в Центре творчества детей и молодёжи.

Данные методические материалы направлены на развитие интереса учащихся к туристско-краеведческой деятельности, здоровому образу жизни, физкультуре и спорту, познанию родного края. Принимая участие в этих мероприятиях, ребята укрепляют свое здоровье, развивают силу, ловкость, выносливость, инициативу, настойчивость, расширяют кругозор, учатся туристской культуре, любви к природе и своему краю.

Цель сборника – помощь руководителям туристско-краеведческих объединений по интересам в организации и проведении массовых мероприятий и учебных занятий.


Раздел 1. Массовые мероприятия


Сценарий конкурсно-игровой программы

"Вместе мы идём в поход!"


Цель: вызвать у ребят положительный эмоционально - психологический настрой и желание вести здоровый образ жизни.


Задачи: познакомить детей с основами отдыха в природных условиях, назначением определенных предметов, необходимых в походе;
закрепить на практике знания основ безопасного поведения на природе;
воспитывать бережное и внимательное отношения к окружающей среде, пробудить чувства любви к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.


Педагог: Уважаемые ребята, здравствуйте! Поднимите руку, кто хотел бы сегодня отправиться в поход по родному краю?


Сегодня мы с вами отправляемся в поход.
Много нас открытий ждет.
А поход наш не простой,
Слет туристов, вот какой!
С вами мы сейчас не дети-
Взрослые туристы мы.
Справимся со всем отважно,
Все преодолеем на пути.
Наш туристический поход
Нам здоровье принесет.


Чтобы стать туристом, знающим и любящим природу, надо ходить в походы. Сегодня мы поиграем, проведем соревнования, чтобы проверить вашу готовность к настоящему походу.
Сейчас, мы с помощью считалки разделимся на две группы.
Туристическая считалка.
Чуть свет,
А он уж на ногах.
С душою в рюкзаке,
Горами, тропами,
Мечтами,
И ветром в голове.


Мы пройдем путь по лесным тропам и победит в нашей игре та команда, которая первой пройдет этот путь. В заданиях за каждый правильный ответ команды будут получать жетоны в километрах (1 жетон-1 км). В конце игры подведем итог. Команда «прошедшая» больше «километров», будет победительницей.
Итак, испытания начинаются. Нужно собраться в поход. Что взять с собой? Сейчас мы это узнаем.
Задание 1. Собираемся в поход.
Команды по очереди отгадывают загадки и получают за правильный ответ жетон.
1.Качается стрелка туда и сюда,
Укажет нам север и юг без труда. Компас

t1637994298ae.jpg

2. Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине.
А в поход пойдешь со мной –
Я повисну за спиной. Рюкзак

t1637994298af.jpg


3. На что взглянет этот глаз -
Все картинке передаст. Фотоаппарат




t1637994298ag.jpg

4. В поход идут и дом берут,
В котором люди не живутПалатка


t1637994298ah.jpg
5. Он в походе очень нужен,
Он с кострами очень дружен.
Можно в нем уху сварить,
Чай душистый кипятить. Котелок

t1637994298ai.jpg
6. Отдельно - я не так вкусна,
Зато красива, солона,
И в пище — каждому нужна. Соль


t1637994298aj.png
7. Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. Хлеб


t1637994298ak.jpg
8. Море - мелко.
Берега - тарелка.
Посреди кипучих вод
В море тонет пароход.
Зачерпнул картошку-
Накормил Антошку.
Ура! Мель видна!
Море выпито до дна! Ложка

t1637994298al.jpg
Педагог: Молодцы, ребята, с первым заданием справились. А что еще главное в походе? Правильно, в походе очень важно вкусно и разнообразно питаться. Кулинарные навыки отдельных туристов, иногда превращаются в увлечение, приятное и для себя и для товарищей по походам.


Задание 2. Туристическая кухня.
За правильный ответ участники получают жетон.


1. Какой способ используют туристы для того, чтобы испечь картошку с румяной и хрустящей корочкой?  Вымытые и просушенные клубни закапывают в горячую золу. Менее известный способ: в большую жестяную банку или ведро насыпают чистый сухой песок, закрывают в него картошку и обкладывают его горячими углями; примерно через час картошка готова.
2. Как испечь в походе рыбу, используя деревянные или металлические пруты?  Насадить рыбу на пруты и поместить над горящими углями костра.
3. Назовите растения, которые в лесу или на лугу можно есть сразу без кулинарной обработки. Щавель.
4. Назовите, из каких растений в походе можно приготовить крепкий, ароматный чай? Иван-чай; листья брусники.
Еще в походе для приготовления пищи можно использовать грибы.
Задание 3. Грибное ассорти.
От каждой команды выходят знатоки грибов и по иллюстрациям определяют съедобные и несъедобные грибы.

t1637994298am.jpg

t1637994298an.jpg Задание 4. Экологические задачи.
1. В лесу стеклянная бутылка вызвала пожар. Сколько деревьев погибнет от пожара через 2 часа, если за 10 мин сгорает до 9 деревьев.
Решение. 2 часа=120 мин. 120: 10 = 12 12 * 9=108 (деревьев)
Ответ: за 2 часа погибнет от пожара 108 деревьев.
(Запомните! Стекло, оставленное в лесу, может стать причиной пожара. Почему?)


2. Одна бабочка, в среднем, чтобы быть сытой, должна пробовать нектар семи цветков. Сколько бабочек останутся без обеда, если гуляя по лугу, мы сорвем для букета 56 цветков?
56:7=8 (бабочек)
Ответ: 8 бабочек останутся без обеда.

t1637994298ao.jpg

3. При правильном ведении лесного хозяйства после вырубки леса просеку полностью очищают от хвороста и остатков древесины. Срубленные стволы, временно на лето оставляемые в лесу, полагается очищать от коры. Какое значение для леса имеют эти правила?

t1637994298ap.jpg


Ответ: выполнение описанных правил предотвращает возникновение очагов насекомых-вредителей, которые в дальнейшем могут переселиться на живые деревья.
Педагог: Спасибо всем за активность, а мы продолжаем наш поход и сейчас проверим, как вы знаете растения нашего леса.
Задание 5. С какой ветки – детки?
Давайте найдем, с какой ветки эти детки.
У каждой команды есть плоды различных растений. Я буду поднимать вверх веточку любого растения со словами: "У кого детки с этой ветки?" У чьей команды есть плоды этого растения, поднимают руки. Так веточка найдет свой плод.

t1637994298aq.jpgt1637994298ar.png

t1637994298as.jpgt1637994298at.jpg

t1637994298au.jpg t1637994298av.jpg


Педагог: А сейчас, дорогие участники, вы будете работать синоптиками. В походе предсказывать погоду можно по различным признакам. Сейчас проверим, умеете ли вы делать это?
Задание 7.Погода.
1. Воробьи купаются в пыли. Будет жарко.
2. Идет дождь, и в лужах пузыри. Дождь затяжной.
3. Комары, летающие тучами после захода солнца. К хорошей погоде.
4. Ласточки летают низко над землей. К дождю.
5. Обильная роса по утрам. К хорошей погоде.
6. Муравьи закрывают ходы в муравейнике. К дождю.


Педагог: Молодцы, ребята! Уверенна, что плохая погода не застанет вас врасплох. Туризм и природа – понятия неразделимые. Природа прекрасна – она сама делает жизнь тех, кто ее любит, кто умеет смотреть на нее добрыми глазами, прекраснее, ярче и богаче. Важно не только самому стать на защиту живой природы, важно убедить в этом своих товарищей, важно уметь сказать «нельзя», когда это необходимо.
Задание 7. Правила поведения в походе.
После произнесения мной фразы вы должны сказать соответствующее слово – «нельзя» или «нужно».
1. Разрушать памятники природы. Нельзя
2. Оберегать растения, любоваться красотой цветов в природе, ходить по тропинкам. Нужно
3. Оборудовать и очищать места отдыха. Нужно
4. Выкапывать растения. Нельзя
5. Загрязнять природную средуНельзя
6. Оберегать и подкармливать животных и птиц. Нужно
7. Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнезда. Нельзя
8. Сохранять и охранять памятники культуры и природы. Нужно
Педагог: Земля – наш большой дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Испытания вы выдержали, а теперь проверим, сколько «километров» преодолела каждая команда. Членам команды – победительницы вручаются медали «Бывалому туристу», а второй команде, тоже успешно прошедшей путь, вручаются медали «Начинающему туристу».
Объявляются итоги конкурсов, вручаются медали и сладкие призы. Теперь вы настоящие туристы, счастливых вам дорог, ребята!


Викторина по туризму и краеведению

«Познаём мир»


Цель: обобщить и расширить туристские и экологические знания.


Задачи:

развитие познавательной активности учащихся;

расширение кругозора в области туризма и краеведения;

реклама деятельности объединения по интересам.


1. Ориентирование без карты и компаса

- С какой стороны покрывает лишайник стволы деревьев? (с северной)

- С какой стороны начинают краснеть ягоды? (с южной)

- Находясь в лесу, можно ориентироваться по лесоустроительным столбам. В каком направлении прорубают просеки в лесных хозяйствах?

(север-юг-восток-запад)

- С какой стороны, с севера или с юга, трава гуще весной? (с севера)


2. О времени и месте

- В какое время просыпаются полевой жаворонок и перепел, живущие на полях и лугах?

(3 ч.)

- В какое время раскрывает желтые шапочки козлобородник? (3 ч.)

- В какое время раскрывает желтые шапочки одуванчик? (6 ч.)


3. Признаки погоды

Признаки какой погоды, если:

- вечером теплее, чем днем? (ненастная погода)

- вечером и ночью - обильная роса? (теплая солнечная погода)

- давление воздуха падает? (ненастная погода)

- в ложбинах и низинах к вечеру туман? (к ясной)

- ласточки и стрижи летают высоко? (к ясной)

- кучные или высоко и быстроплывущие облака? (теплая солнечная погода)

- росы ночью нет? (к ясной)

- угли костра ярко тлеют? (к ясной)

- радуга, появившаяся на небосклоне во второй половине дня? (теплая солнечная погода)


4. Животные-синоптики, растения-барометры

Признаки какой погоды, если

- ласточки низко летают? (к дождю)

- комары и мошки вьются столбом? (к теплу)

- летом воробьи в пыли купаются?

- закрываются цветки у белой кувшинки? (перед дождем)

- листья папоротника-орляка закручиваются книзу? (к теплой погоде)

- цветки заячьей капусты остаются на ночь открытыми? (перед дождем)

- распрямляются длинные сухие еловые веточки? (к солнечной погоде)

- раскрываются желтые одуванчики? (к солнечной погоде)


5. Лесная аптека

- Какое растение называют другом пешеходов? Почему? Где оно растет?

(Подорожник. Его листья уменьшают боль при потертостях, мозолях, укусах насекомых. Растет по обочинам дорог, в поле.)

- Какой цветок лечит сердце? (Ландыш.)

- Какие растения употребляют при простуде? (Малина, мать-и-мачеха, ромашка аптечная.)

- Какая ягода заменяет лимон? (Клюква. В ней есть витамин С и лимонная кислота.)

- Какое лекарственное растение повышает аппетит? (Корни одуванчика, полынь, подорожник.)

- Какие лекарственные растения можно использовать для заварки чая? (Листья земляники, малины, черники, брусники, клюквы, кипрея.)

- При употреблении какой лесной ягоды улучшается зрение? (Черники.)

- Сок какого лекарственного растения останавливает кровотечение? (Пастушьей сумки.)


t1637994298aw.jpg

Игра

"Находчивый путешественник"


Цель: популяризация знаний, умений и навыков в области туризма и краеведения.


Задачи:

совершенствование умений и навыков по туризму и краеведению;

формирование туристской культуры;

воспитание любви и бережного отношения к окружающему миру.


"Находчивый путешественник" - игра, включающая 10 конкурсов, участниками которой могут быть учащиеся как младшей возрастной группы, так и старшей. Задания включают ситуации, с которыми можно встретиться в путешествии. В игре могут принимать участие 1-3 команды, состоящие из 5-6 участников.


Конкурс 1. Выбор обязанностей членов команды


Ведущий предлагает участникам выбрать таблички с надписями обязанностей в походе:

1) капитан;

2) кок;

3) костровой;

4) завхоз;

5) летописец;

6) медик.

Выбрав таблички, участникам предлагается выбрать предметы, которые соответствуют обязанностям каждого. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Правильные ответы:

1) капитан - компас;

2) кок - поварешка;

3) костровой - сухой спирт;

4) завхоз - полотняный мешок;

5) летописец - записная книжка;

6) медик - жгут.


Конкурс 2. Снаряжение


Ведущий зачитывает список предметов, из которого участникам нужно вычеркнуть не нужные в походе.

1. Лупа

2. Компас

3. Рюкзак

4. Металлическая цепь

5. Палатка

6. Зонт

7. Солнцезащитные очки

8. Карта

9. Электробритва

10. Тент солнцезащитный

11. Спальник

12. Подушка

13. Дождевая накидка

14. Коврик туристический

15. Фонарь

16. Куртка

17. Панама

18. Одеколон

19. Полотенце

20. Губка

За каждый правильно вычеркнутый предмет - 1 балл.


Конкурс 3. "Упрямый рюкзак"


Участники соревнующихся команд поочередно становятся спиной и берут друг друга под руки. Наклоняясь вперед, каждый старается оторвать соперника от земли. Побеждает тот участник, кому удалось это сделать.

Участник-победитель зарабатывает для команды 1 балл.


Конкурс 4. Выбор стоянки


Ведущий зачитывает ситуацию и предлагает участникам выбрать место для стоянки, обосновав свой выбор.

"Перед взором туристов, придирчиво осматривающих местность с целью выбора места для стоянки, открылись ландшафты: обширные высокотравные луга вплотную подходят к реке, недалеко - мостик, на противоположном берегу - лесная опушка и огромный муравейник, чуть ниже по течению - небольшое село, за которым хорошо просматривался песчаный пляж, а выше по течению - смешанное редколесье".

Правильный ответ - 2 балла (выше по течению в смешанном редколесье).


Конкурс 5. Костер


Самые таинственные минуты в походе - это вечерние посиделки у костра.

Ведущий задает вопросы:

- У какого костра можно просидеть до утра, не подкладывая туда дров?

- Какой из перечисленных видов костра можно использовать для наиболее продолжительного обогрева в любое время года?

1) шалаш

2) нодия

3) колодец

4) таежный

Правильный ответ: костер нодия. Оценка - 2 балла.


Конкурс 6. Питание в походе


Ведущий зачитывает вопросы, отвечает та команда, которая первой поднимет сигнальную карточку.

1. Грибами-то как пахнет! А не сварить ли нам суп? Вот хотя бы из тех грибов, что на пеньке. Грибы-паразиты, но зато самые вкусные. Как они называются?

(опята)

2. Ну что за суп без пряностей. Перчика хочется, да где его взять? Растут здесь только одуванчики, пастушья сумка, подорожник. А может, что-нибудь пригодилось бы?

(семена пастушьей сумки)

3. Чтоб наш суп был вкуснее, добавим еще такого великана, что вырос после

дождя. Его называли картошкой, только чьей?

(заячья картошка, гриб-дождевик)

4. Как насчет чашечки кофе? Не отказались бы? А кофе-то с собой не захватили. А здесь растут всего лишь одуванчики, ромашки, дубы, а кофейного дерева нет. Каким растением его можно заменить?

(корнями одуванчика, желудями дуба)

5. Пить кофе как-то не очень, горьковато. А вместо магазина - деревья, ненужные или нужные. Почему?

(сок березы или клена может заменить сахар)

6. Сюда еще по ложечке повидла - и нам бы позавидовал бы самый большой сладкоежка. Но из чего в лесу можно приготовить повидло?

(из лопуха, его измельченные корни

варят 2 часа в воде и получают повидло)

За правильный ответ - 2 балла.


Конкурс 7.Экология бивака


Ведущий зачитывает ситуацию: "Каждый из нас прекрасно знает, что турист - это, в первую очередь, друг природы. Идя в поход, он должен помнить основную заповедь туриста: «Не навреди". И чтобы не стать злейшим врагом леса и лугов, птиц и зверей, турист должен помнить, как экологически правильно организовать бивак.

Ведущий предлагает участникам экологически правильно организовать уничтожение отходов на стоянке: консервных банок, бумаги, остатков пищи.

Правильный ответ - 2 балла.

1) консервные банки необходимо обжечь на огне, смять, а потом закопать;

2) бумагу - сжечь на огне;

3) остатки пищи в виде каши и т.д., жидких продуктов закопать в мусорной яме, хлеб разложить на пеньке для птиц.


Конкурс 8. Ориентирование в походе


Ведущий описывает ситуацию: "Туристу приходится ориентироваться все время, применяя самые различные приемы и средства ориентирования: карту, компас, часы, небесные светила, очертания рельефа, различные местные предметы, радиоприемники.

Но зачастую создаются ситуации, когда традиционные приемы ориентирования по компасу становятся невозможными по причине его поломки. И тогда для нахождения правильного пути приходится использовать другие средства".

Предлагается участникам сориентироваться, имея механические часы. Ответ обосновать.

За каждый правильный способ ориентирования - 2 балла.

Ведущий зачитывает правильный ответ в стихотворной форме:

Направьте стрелку часовую

На солнце в точку золотую.

Меж стрелкою и цифрой час

Есть угол - важен он для нас.

Делите угол пополам,

И сразу юг найдете там.


Конкурс 9. Конкурс болельщиков


Ведущий зачитывает вопросы для болельщиков, сигнал к ответу - поднятая рука.


1. Какие виды туризма вы знаете? (велотуризм, пешеходный, водный, сплео, горный)

2. Какой спирт нужно брать в поход? (сухой)

3. Можно ли, путешествуя по Беларуси летом, попасть в "зиму"? (палатка "Зима")

4. Какие герои известного детского романа Марка Твена совершили поход I категории сложности на плоту? (Том Сойер и Гекльберри Финн)

5. Ружье какой марки можно брать в заповедные места? (фоторужье)

6. Какой тип костра более всего подходит для быстрого приготовления пищи? (колодец)


Конкурс 10. Блицтурнир


Вопрос для капитана: почему выражение " Шесть футов чистой воды под килем" звучит явной гиперболой для путешественников, отправляющихся в путь на байдарках? (для байдарки достаточно 30-50 см глубины)

Вопрос для летописца: какое время года является наиболее благоприятным для ведения учета диких животных в лесу и почему? (зима, по следу легче определять следы)

Вопрос для кока: как во время праздника в походе приготовить гуся на вертеле? (сначала его нужно разрезать на кусочки, а затем каждый в отдельности поджарить, после готовности каждый кусочек нанизать на вертел)

Вопрос для медика: какое растение можно использовать в походе как заменитель ваты? (сухой белый мох)

Вопрос для кострового: как приготовить обед для туристов, если группа движется по безлесной местности? (на примусе)

Вопрос для завхоза: как нужно упаковать сыпучие продукты, чтобы не подмочить репутацию завхоза? (в полотняные мешочки, затем - полиэтиленовые)

Подведение итогов

t1637994298ax.jpg



Игра-путешествие

"Туристскими тропами"


Цель: популяризация знаний, умений и навыков в области туризма и краеведения.


Задачи:

привлечение учащихся к здоровому образу жизни;

формирование и сплочение детского коллектива через совместную деятельность;

воспитание бережного отношения к окружающему миру.


Ход игры:


Учитель. Сегодня я предлагаю вам отправиться в поход, он, правда, не совсем обычный, зато очень веселый и познавательный. Здесь вы можете проявить все свои знания и умения, способности и таланты.

Поющие рощи, луга-разноцветы,
Озёра, туманы, закаты, рассветы,
Холмы и овраги так манят в поход.
От дома родного – вперёд и вперёд –
Дорога нас в дивные дали ведёт.


Выбор игроков


Чтобы стать участником похода, нужно вспомнить правила поведения в природе:

- не мусори;

- не шуми;

- не разоряй муравейники;

- не разоряй птичьих гнезд;

- не трогай птенцов;

- не лови насекомых;

- не срывай паутину, не уничтожай пауков;

- не сбивай грибы;

- не забирай домой лесных жителей;

- не ломай ветки;

- не рви цветы;

- не повреждай кору деревьев;

- не вырывай ягодники.


Разминка

(за каждое задание - 1 балл)


- Кто быстрее составит из букв название команды и дружнее его проскандирует.

"Мурашки"

"Букашки"

- Кто быстрее построится по росту.

- Кто быстрее построится по алфавиту. (Первая буква имени)


Ориентирование

(для всей команды)


В лесу очень легко заблудиться, настоящий турист должен уметь ориентироваться на местности. Команды получают карточки с заданиями. (Приложение №1) За каждый правильный ответ - 1 балл.


Собираем рюкзак

(участвуют по одному человеку из команды,

за каждый правильный ответ - 1 балл)


Самое важное для туриста - собрать рюкзак, надо ничего не забыть и желательно, не брать лишнего, а ведь все вещи надо еще и правильно уложить. Командам предлагаются карточки, нужно правильно соединить правую и левую части.


Хлеб, сухари

К спине

Тяжелые предметы

Сверху

Спальный мешок, одежда

На дно


Игра со зрителями


Что в поход с собой возьмем,

Если мы туда пойдем?

Очень быстро отвечайте,

Но смотрите, не зевайте!

Называю я предмет,

Он подходит или нет?

Если "да" - в ладоши хлопни,

Если "нет" - ногою топни,

Только пол не проломи.

Все понятно? 1, 2, 3.

Котелок, утюг, расческа,

Пылесос, веревка, соска.

Вездеход, бинокль, духи,

Две засушенных блохи,

Носовой платок, подушка,

Ласты, мяч, коньки и клюшка,

Молоток, кусачки, нож,

Ну а соль с собой возьмешь?

Спички, гвозди, сала шмат -

Вот и собран наш отряд.


Испытание 1

(для всей команды)


Топкое болото - бег по кочкам.


Привал. Наш обед


Командам выдаются карточки с вопросами, на которые необходимо дать правильный ответ.


1. Верно ли, что костер типа "колодец" - это когда поленья укладывают конусообразно с наклоном внутрь? (нет)

2. Верно ли, что для сушки одежды и вещей складывают костер типа "таежный"? (да)

3.Верно ли, что установку палатки надо начинать с установки вертикальных стоек? (нет)

4.Верно ли, что консервные банки надо обжечь в костре и закопать? (да)

5.Верно ли, что влажные шерстяные носки можно высушить в спальнике ночью? (нет)

6.Верно ли, что под дно палатки укладывают лапник? (да)


Определить, что можно приготовить на обед, отгадав загадку, но ответ нужно зарисовать.


Загадка для первых игроков:


У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыба)


Загадка для вторых игроков:


Неказиста, шишковата,

А придет на стол она

Скажут весело ребята:

"Ну, рассыпчата, вкусна!" (Картошка)


Загадка для третьих игроков:


Катится белая бочка.

На ней ни сучочка. (Яйцо)


Загадка для четвертых игроков:


Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий,

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки. (Горох)


Загадка для пятых игроков:


Девица укуталась в листья порядком

Выбилась только кудрявая прядка.

Одета она в зеленую кольчугу -

Плотно прижаты колечки друг к другу. (Кукуруза)


Загадка для шестых игроков:


Как на стежке, на дорожке,

Вижу алые сережки.

За одною наклонилась,

А на десять набрела!

Я клонилась - не ленилась.

Кружку с верхом набрала! (Земляника)


Испытание 2

(для всей команды)


Эстафета "Сбор грибов". Среди изображений различных грибов взять только съедобные и принести в корзину своей команды.


Выступление болельщиков


Номера художественной самодеятельности. Песни туристов.


Зеленая аптека

(участвуют по одному человеку,

за каждый правильный ответ - 1 балл)


В походе бывает всякое: порежешь или натрешь ногу. Что делать? Где взять лекарство? А оно у нас прямо под ногами.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства.

В каждой травке, в каждой ветке

И микстура, и таблетки.


Задание: узнать лекарственное растение по внешнему виду и описанию. Отвечает тот, кто быстрее поднял руку. Дополнительный балл можно заработать, если расскажешь, что лечит это растение.

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Что за злюка?

(Крапива - кровоостанавливающее средство)


Меня желтоглазым цветком называют,

Сорвали цветок - лепестками гадают,

А чтобы счастливым поистине стать,

Не стоит, поверьте, меня вам срывать.

(Ромашка - отвар для полоскания горла, чай при простуде и кашле)


На зеленом шнурочке - белые звоночки.

Белые горошки - на зеленой ножке.

(Ландыш - употребляется при болезнях сердца.)


Скромный, невзрачный листок,

Многим из нас совсем невдомек.

Что отыскалось лекарство

Тут же, на тропке, у ног.

(Подорожник - лечит порезы, ранки, ссадины, укусы насекомых)


Я - шарик пушистый

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -

Остался стебелек.

(Одуванчик - понижает температуру, желчегонное и

слабительное средство)


Медицина


Командам выдаются карточки с вопросами, на которые необходимо дать правильный ответ.


1. Края раны (без сильного кровотечения) обрабатывают:

а) перекисью водорода,

б) марганцовкой,

в) йодом.


2.При остановке сильного артериального кровотечения жгут накладывают на срок:

а) не более 30 минут,

б) не более 1 часа,

в) на 10 минут.


3. Какое из перечисленных лекарств является обезболивающим:

а) фурацилин,

б) аспирин,

в) анальгин?


4 Что нужно сделать при ушибе:

а) приложить тепло,

б) приложить холод,

в) сделать йодную сетку?


5. Человека, потерявшего сознание, приводят в чувство:

а) валидолом,

б) спиртом,

в) нашатырем.


Испытание 3

(участвуют по одному человеку из команды)


Всякое бывает в походе: растревожили мальчишки осиный улей. Спастись можно, только одев на себя как можно больше одежды за одну минуту.


Творческий конкурс


Прекрасен вечер у костра. Здесь поют песни и рассказывают интересные истории. Ваша задача - придумать лесную сказку по ее началу. Пока игроки сочиняют сказку, проводится тихая эстафета.


Для первой команды: "Однажды на полянку, где жили крепенькие красношляпые подосиновики, явился злющий-презлющий мухомор..."


Для второй команды: "Пришли в лес грибники, и остался маленький боровичок совсем один, взяли его на воспитание вреднючки-поганки..."


Испытание 4


Одно из правил поведения в природе - соблюдение тишины, ведь как прекрасно слушать звуки природы. Игроки каждой команды должны передать погремушку так, чтобы она не загремела, при этом последний игрок становится вперед, потом предпоследний и т. д.

Выигрывает команда, которая дольше сохранила тишину, либо та, которая первой выполнила упражнение.


Конкурс сказок


Вот и подошел к концу наш поход, много вы успели рассказать, показать, проявить свои лучшие качества - смекалку, находчивость, ловкость, взаимопомощь. Последнее, что нам осталось сделать, - затушить костер. Вы будете подходить и брать по одному язычку костра, там написаны незаконченные фразы. Если вы закончите фразу правильно, команда заработает балл, а если нет - балл вычтется из уже заработанных вами баллов, ведь костер должен быть потушен обязательно.

- Голоден, как ... волк.

- Хитер, как ... лиса.

- Болтлив, как ... сорока.

- Нем, как ... рыба.

- Грязный, как ... свинья.

- Упрямый, как ... осел.

- Изворотлив, как ... змея.

- Неповоротлив, как ... медведь.

- Колючий, как ... ёж.

- Труслив, как ... заяц.

- Слепой, как ... крот.

- Мудрый, как ... сова.


Подведение итогов.


Награждение победителей



t1637994298ay.jpg


Праздник

"Веселые туристы"


Цель: обобщить и расширить знания ребят о культуре поведения в природе.


Задачи:

формировать активную жизненную позицию;

содействовать сплочению детского коллектива через совместную деятельность;

воспитывать любовь к природе.


Действующие лица: Ведущий, Лесовик и Кикимора. Лесовик добрый, помогает в походе. Кикимора мешает туристам, строит козни.


Ведущий:

- Дорогие ребята! Лето - время увлекательных походов. И мы сегодня отправимся по туристской тропе. А подготовиться к походу вы успели? Вы знаете, какие ситуации вас могут подстерегать? (ответы детей)

Отправление.

Первая неожиданность: переход ручья по бревну.

По ту сторону виден необычный куст. Он увешан лесными орехами и на каждом написана буква. Турист, преодолевший препятствие, должен сорвать один орех с куста, а потом вместе составить слово. Это слово "Приветствую".

- Кто же нас приветствует?


Лесовик: Милости прошу ко мне в лес, дорогие путешественники! Да вы меня узнали? Лесовик я, хозяин здешних лесов. Люблю я свой лес, его тайну берегу. С каждым листиком и травинкой по душам шептаться могу. И гостей - добрых да приятных - всегда привечаю. И вам в пути помогать буду, охранять от всяких напастей. Только, ребята, в лесу поосторожнее надо быть. А ну-ка глядите-ка туда! (указывает на кусты)


Кикимора: Кто это мне мешает? А туристы... Да вы же ничего не знаете и не умеете!

(Ребята рассказывают правила поведения в природе.)


Кикимора: Вот незадача, сумели-таки выпутаться! Ну, ничего, впереди-то - озеро! Глупые! Как увидят - так и кинутся в воду. Жара ведь!


Лесовик: Ребята, вы слышали, о чем шептала Кикимора? Но мы будем умнее - в незнакомый водоем не полезем. А чем это грозит? (высказывание детей) А как нужно спасать тех, кто оказался в воде? (ответы ребят)


Кикимора: И все-то они знают! Ну, лесовик. Он ведет их все дальше и дальше. Но на берегу их поджидает сюрприз.


Лесовик: Вот и место привала. А мусора-то сколько! Да ведь мусор этот побросали горе-туристы. Им-то, может, и хорошо - убирать не надо, а вот природе - горе! Что же нам теперь делать: дальше идти, место искать?


Ведущий: Надо природе помочь, а она нас отблагодарит. (Ребята приводят в порядок поляну.)


Лесовик: Ну что ж, вы успешно прошли путь, и сейчас я вручу вам медали "Начинающему туристу". А где же они?


Кикимора: А я их украла. Украла и спрятала!


Лесовик: Отдай! Ребята их заслужили, иначе всем обитателям леса расскажу, какие ты козни устраивала.


Кикимора: Ладно, отдам. Но раз вы такие уж хорошие туристы, поищите их сами. Есть у вас такой, который ориентироваться может? Пусть он встанет точно на это место, а остальные все - вокруг, в шагах десяти от него. И руки за спину. Я сейчас кому-то в руку медаль подсуну - а он, игрок, что в центре, пусть угадает, кому. Скажу только, что идти надо точно на "юг".


Лесовик: Ребята! Вы знаете, что нам поможет сейчас? Компас! Вот он! Только он поможет тому, кто знает, как им пользоваться. (Ребята с помощью компаса находят пакет с медалями.)

Ребята, вы теперь настоящие туристы! Счастливых вам дорог, друзья!



t1637994298az.png


Туристская игра

"Как вести себя в походе"


Цель: закрепить у ребят знания о культуре поведения в природе.


Задачи:

учить детей верно оценивать свои поступки и поступки окружающих;

стремиться, чтобы каждый воспитанник знал нормы и правила поведения в природе;

воспитывать бережное отношение к окружающему миру.


Игра проводится на занятиях туристского кружка перед выходом в поход. Ребят делят на две команды и предлагают каждому члену команды (по очереди) оценить конкретную ситуацию, сказать, что в ней сделано так, а что - нет. Товарищи по команде дополняют или исправляют ответы, если в этом появляется необходимость. Команда-соперница внимательно следит за обсуждением. Она заинтересована дополнить или исправить отвечающего, чтобы получить дополнительные очки.


Сюжеты:


1. Ребята поставили палатки. Теперь их нужно обустроить, чтобы хорошо было спать. Мальчики пошли в лес за лапками.


2. "Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер", - предложил Алик. "Зачем здесь? Идемте вон под дерево, там уютнее", - возразили девочки. Мальчики пошли туда, куда они показывали, выкопали яму, землю откинули подальше, чтобы не мешала.


3. Нина неожиданно увидела в кустах гнездо, в котором лежало пять аккуратненьких шоколадного цвета яиц (соловьи). Она осторожно взяла одно, положила себе на ладонь, полюбовалась им, а потом вернула его на место.


4. Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли его и решили взять птенца с собой.


5. Неожиданно прямо перед ними появилась белка. Один из мальчиков изловчился и накрыл ее шапкой. "Теперь моя будешь", - довольно сказал он.


6. Мальчик вынул из кармана спичечный коробок, приоткрыл его и, осторожно придерживая тельце прелестной бабочки, показывал ребятам свои трофеи.


7. Ребята гуляли по лесу со щенком и вдруг заметили, что его нет рядом. Они звали его, кричали, но тот так и не отозвался.


8. Кто-то из девочек заметил: "Что-то тихо стало в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо транзистор погромче включить".


9. Мальчики пробирались сквозь заросли водяных растений сначала по илистому дну, а потом вплавь, чтобы сорвать и отдать девчонкам белоснежную кувшинку, которую те назвали "водяной лилией". "Пусть оценят нас, мы даже пиявок не испугались", - думал каждый.


10. Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который появился после отдыха.


11. Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-нибудь подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак. "Что ты носишься с этой банкой? - услышал он. - Брось ее в воду и дело с концом".


12. На земле валялась бумага, прозрачные мятые пакеты, ломаные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Ребята собрали все это и сожгли на костре.


13. После ужина осталась каша, все наелись, и никто не хотел больше. "Брось ее в костер", - предложил кто-то.


14. Все уже были готовы идти, как вдруг кто-то из ребят увидел на темном стволе липы, где-то на уровне глаз, свежие надрезы: 7 класс, номер своей школы и год. "Кто додумался это сделать?" - спросил Юра. Никто не признался, тогда Юра взял нож и срезал надписи.


Советы педагогу: ответы учащихся по оценке ситуаций должны быть примерно такими.


1. Собираясь в поход с ночлегом, следует брать с собой спальный мешок и т. п., чтобы не причинить урон лесу.


2. Костер без надобности не разводят, но если он нужен, используют старое кострище, чтобы не допускать ожога земли. Место для костра не должно быть рядом с деревьями. Костер всегда старательно тушат.


3. Ничего из гнезда брать нельзя - птица может бросить насиженное яйцо.


4, 5. Диких животных, их детенышей и птенцов уносить из природной среды нельзя. Выращенные в неволе животные оказываются неприспособленными к жизни в природе.


6. Красивых бабочек в природе осталось очень мало. Ловить их и, тем более, помещать в спичечный коробок нельзя. Бабочка будет биться о стенки коробочки, крылышки обтреплются и, скорее всего, ее придется выбросить. Неограниченно можно ловить лишь бабочек капустной белянки.


7. Щенка надо найти, иначе он станет бродячим. Рано весной, когда птицы сидят на гнездах и выводятся птенцы, собак брать в лес не стоит, т. к. они напугают птиц.


8. На природе слушают тишину или звуки природы.


9. Рвать в природе цветы можно лишь в очень ограниченном количестве. Кувшинки рвать нельзя, т. к. они занесены в Красную книгу РБ из-за редкости. Если в походе встретится цветущая черемуха, нужно объяснить детям, что нельзя уродовать дерево, ломая все ветки без разбора и унося из лесу огромные охапки, тем более что на месте цветов появятся лекарственные ягоды. Нужно лишь срезать небольшое количество веток.


10. Лес, луг, берега водоемов - не место для захоронения мусора. Все отходы после отдыха нужно взять с собой в город, особенно стеклянную посуду и упаковки из синтетики. В природе нет организмов, которые бы их разлагали. Копать ямы для мусора - значит, усиливать на природу свое воздействие.


11. Бросать что-либо в водоемы недопустимо. Вода - это место обитания растений и животных, и превращать их в кладбище всякого хлама только потому, что под водой этого не видно, нельзя. От чистоты водоема зависит возможность рыбного промысла и полноценность нашего отдыха. К тому же, купаясь в таком водоеме, можно заболеть или поранить руку или ногу.


12. Сжигать полиэтиленовую пленку, изделия из поролона, пластмассы - нельзя. В воздух попадут очень вредные вещества, образующиеся при сжигании. Кроме того, в земле остается смола, не разлагающаяся естественным путем. Все это надо брать в город и выбрасывать в контейнеры.


13. Пищу никогда не сжигают. Всегда в природе найдется тот, кто ее съест: животное или рыба в водоеме.


14. Тот, кто вырезает надписи на деревьях или камнях, бескультурен, но причинять дереву новую травму Юре не следовало.

t1637994298ba.jpg


Туристская эстафета

«Ловкие, умелые, смелые»


Цель: популяризация знаний, умений и навыков в области туризма и краеведения.


Задачи:

привлечение учащихся к здоровому образу жизни;

совершенствование туристских умений и навыков;

воспитание чувства товарищества, коллективизма, взаимопомощи,

взаимоподдержки.


Оборудование: туристское снаряжение, секундомер, игровые ориентиры, карточки-задания, карточки с названиями узлов, изображением грибов.

Эстафета рассчитана на учащихся среднего школьного возраста.


Порядок выполнения заданий:


1. Собери рюкзак.

Очень важно для туриста правильно собрать рюкзак. Нужно ничего не забыть и в то же время не брать лишнего, правильно уложить вещи. Команда согласовано проводит укладку рюкзака, застегивает каждую из его лямок и надевает на одного из членов своей команды. Судья фиксирует конечный результат. Затем члены команды быстро извлекают содержимое рюкзака и раскладывают его так, как было вначале.


2. Вязка узлов.

Члены команды вытягивают карточку с названием узла из числа перечисленных: прямой, двойной проводник, восьмерка, схватывающий, проводник одним концом, булинь, стремя - и завязывают каждый свой узел.


3. Преодоление болота.

Каждый из участников по очереди прыгает по кочкам, ступая на них одной ногой (10 кочек).


4. Маятник.

Каждый участник при помощи маятника преодолевает расстояние длиной 3 - 4 м.


5. Зеленая аптека.

В походе бывает всякое: порежешься или натрешь ногу. Что делать? Где взять лекарство? А оно растет перед вами! Узнайте лекарственное растение по описанию и впишите в карточку-задание его название.


Карточка-задание


Описание растения и его лекарственных свойств


Название растения

Листья этого растения крупные, сложные. На верхушке стебля большое количество белых, розовых, фиолетовых цветков. Лекарственным свойством обладают корни. Используется как успокаивающее средство.


валериана

Колючий кустарник с плодами, имеющими окраску от

оранжевой до темно-пурпурной и кисловато-сладкий вкус. Используется для лечения малокровия, заболевания глаз, почек.


шиповник


Многолетнее раннецветущее растение, распространено на глиняных склонах, по оврагам. Используется как

противосполительное средство при заболевании верхних

дыхательных путей.


мать-и-мачеха

Водное растение, произрастающее на берегах прудов, озер, крупных размеров с толстым ползучим корневищем и цветочной стрелкой с мощным початком, усаженным мелкими зеленоватыми цветками.


аир



6. Установка палатки.

Команда устанавливает палатку. Когда задание выполнено, команда выстраивается возле установленной палатки.


7. Сбор грибов.

Нужно собрать грибы для супа. На площадке находятся карточки с изображением различных грибов. Члены команды должны по очереди принести в корзину своей команды только съедобные грибы.

Ассортимент съедобных грибов: сыроежка, белый гриб, подберезовик, опята, лисички, подосиновик, волнушки, рыжики, грузди, маслята.

Ассортимент ядовитых грибов: мухомор, бледная поганка, ложные опята.


8. Виды костров.

Сложить из приготовленных поленьев костры - «звезда», «шалаш», «колодец».


Подведение итогов. Награждение победителей.


Тропа испытаний


Цель: выявить потенциал детей в интеллектуальной, спортивной и туристической сфере.


Задачи:

помочь педагогу определить лидеров в отряде;

способствовать формированию и сплочению коллектива через совместную деятельность детей и взрослых при прохождении тропы;

способствовать раскрытию личности ребенка в новых для него условиях.


Идея: существует отряд педагогов "Пламя". У остальных нет имен. Имя отряд получает после прохождения тропы испытаний. Лучшему отряду - приз.


Ход дела:

1. Сбор отрядов на линейке. Напутственное слово. Раздача маршрутных листов. Старт.

2. Прохождение тропы испытаний.

3. Итоговая линейка. Вручение призов.


Условия:

1. Педагог обязательно с отрядом.

2. На станциях Тропы зарабатываются баллы и штрафы. Победителем является отряд, набравший большее количество баллов, наименьший штраф.


Станции:


1. Песенная. Дается буква - на нее большее количество песен. Либо это тема песни, либо это начало строки.


2. Туристический полигон.

- болото-кочки

- паутинка

- электрическая стена

- маятник


3. Меморина. За полминуты запомнить 20 предметов и перечислить.


4. Медицинская.

а) Выбрать правильный ответ на вопросы об оказании первой медицинской помощи.

При ожогах:

- обработать спиртом;

- вскрыть пузырь и обработать йодом;

- приложить холод, накрыть чистой тканью.

При ушибах:

- наложить давящую повязку, приложить холод;

- обработать йодом, наложить стерильную повязку;

- наложить горячий компресс.

При ссадинах и порезах:

- смазать кожу вокруг раны йодом, наложить повязку из чистого бинта;

- полить рану йодом, наложить повязку из чистого бинта;

- наложить повязку из чистого бинта;

При ушибах:

- наложить давящую повязку, приложить холод;

- обработать йодом, наложить стерильную повязку;

- наложить горячий компресс.

Если натерли ногу:

- снять обувь, идти босиком;

- если имеется краснота, смазать вазелином, забинтовать, надеть

подогнанную по ноге обувь;

- снять обувь, мозоль обработать зеленкой и идти дальше.

б) Даем ситуацию (перелом) и транспортировка до следующей станции.


5. Портрет отряда. Нарисовать туриста (с завязанными глазами).


6. Интеллектуалка. По 10 вопросов на отряд. 2 балла за полный ответ.

- Какое растение называют другом пешеходов? Почему? Где оно растет?

(Подорожник. Его листья уменьшают боль при потертостях, мозолях, укусах насекомых. Растет по обочинам дорог, в поле.)

- Какое дерево является самым распространенным в белорусских лесах?

(Сосна. Она занимает 58% лесной площади республики.)

- Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка.)

- Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох.)

- Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах? (Птица может бросить гнездо.)

- Какие крупные животные, обитающие в белорусских лесах, находятся под охраной? (Зубр, лось.)

- У какого растения наших вод самые крупные цветы? (У белой кувшинки.)

- В лесу котелок кипит, кипит, а не выкипает. (Муравейник.)

- При употреблении какой лесной ягоды улучшается зрение? (Черники.)

- Какие деревья являются "столовой" для птиц? (Рябина, черемуха.)


7. Спортивная. 20 бросков в баскетбольную корзину. Количество попаданий.


Раздел 2. Дидактические материалы


Советы туристу


t1637994298bb.gif

t1637994298bc.gif

t1637994298bd.gif


t1637994298be.gif

t1637994298bf.gif

t1637994298bg.gif

t1637994298bh.gif

t1637994298bi.gif

t1637994298bj.gif


Литература


1. Баранова, Н. П. Мозаика детского отдыха / Н. П. Баранова. - Минск : НМЦентр, 1996.

2. Бардин, К. В. Азбука туризма / К. В. Бардин. - Минск, 2003.

3. Верзилин, Н. М. По следам робинзона / Н. М. Верзилин. - Минск, 1982.

4. Владимиров, В. В. Методические рекомендации по организации и проведению краеведческо-туристской работы / В. В. Владимиров, Л. Е. Дутова. - Тамбов, 1982.

5. Кокорев, Ю. М. Туризм - школа воспитания / Ю. М. Кокорев. - Минск : Полымя, 1982.

6. Минаева, В. М. Путешествие в мир родной природы / В. М. Минаева. - Минск, 2000.

7. Макаревич, Э. А. Туристские походы выходного дня / Э. А. Макаревич. - Минск : Полымя, 1985.

8. Организация летнего отдыха детей и подростков : пособие для организаторов детского отдыха. - Минск : Мастацкая літаратура, 2000.

9. Спутник туриста. – Москва, 1963.

10. 1000 + 1 совет туристу : Школа выживания / Н. Б. Садикова. - Минск : Современный литератор, 2002.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.