Конспект внеклассного занятия «Герои добрых дел» (5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Методическая разработка учебного занятия
по внеурочному учебному курсу
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для 5-х классов
Тема занятия: «Герои добрых дел»
Тип занятия: внеурочная деятельность
Предмет: Основы духовно-нравственной культуры народов России
ФИО педагога: Винник Елена Александровна
Должность: старший воспитатель
Республика Хакасия
г. Абакан
Паспорт конкурсной работы
Название работы |
Методическая разработка учебного занятия по внеурочному учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5-х классов |
|
|
Республика Хакасия, г. Абакан |
|
|
Винник Елена Александровна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия», МБОУ «Гимназия», старший воспитатель |
|
|
655017, республика Хакасия, город Абакан, улица Комарова 12, 89232146297, Tal_noffa1@mail.ru |
|
Тема учебного занятия |
«Герои добрых дел» |
|
Наименование организации |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» |
|
|
Цель: Формирование у обучающихся общечеловеческих ценностей, побуждения к совершению добрых, бескорыстных дел. Задачи: образовательные: - освоение понятий гражданско-нравственного содержания: «героизм», «храбрость», «мужество», «доброта», «милосердие»; - формирование навыков социального проектирования через разработку проектов «Герои добрых дел». развивающие: - создание условий для развития личностных интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей; - развитие коммуникативных навыков. воспитательные: - формирование патриотического сознания, развитие познавательного интереса к истории и героическому прошлому своей страны, к людям, которые являются достойными для подражания членами гражданского общества. |
|
|
1.Актуальность 2.Технологическая карта учебного занятия 3.Ход учебного занятия |
|
|
Личностные: Самоидентификация личности в гражданском обществе через разработку и реализацию социально-значимых проектов, принятие обучающимися норм нравственного поведения, гуманного отношения, толерантности к людям, формирование навыков эффективного и корректного взаимодействия в совместной деятельности, формирование новых интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. Метапредметные: Коммуникативные: формулирование и отстаивание своего мнения, принятие чужого мнения, поиск общей точки зрения совместно с другими обучающимися. Регулятивные: определение цели деятельности на уроке, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, осуществление итогового и пошагового контроля по результату. Познавательные: раскрытие понятий на конкретных примерах, определение составляющих понятия, проведение аналогий, формулирование выводов на основе анализа учебного материала. Предметные: Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; работа с информацией, представленной разными средствами, расширение кругозора и культурного опыта, умение воспринимать мир не только рационально, но и образно. |
|
|
Самооценка и взаимооценка через листы успешности по критериям, которые предложил учитель (Приложение №1) |
|
|
проектор, раздаточный материал.
|
«Область Педагога – практика, а не теория; не обучение, а нравственное улучшение – вот Его цель»
Климент Александрийский
Актуальность:
В условиях изменений социокультурного, экономического, образовательного пространства в стране взаимодействие институтов воспитания, таких как школа, семья и государство, существенно возрастает. Трансформация личности в «человека культурного» (homo mundi), «человека мыслящего» (homo ratus) невозможно без учета интересов трёх плоскостей социальной деятельности личности: семья, общество, государство. Самоидентификация личности в принадлежности к роду, гражданскому обществу, государству всегда лежит через ценностно-смысловые, духовно-нравственные искания человека. Одной из важнейших воспитательных задач педагога является помощь в становлении гражданской идентичности учащихся через формирование приоритетных ценностей нравственности и гуманизма, чувства собственного достоинства, ответственности, социальной активности, стремления следовать в своем поведении нормам морали, нетерпимость к их нарушению.
Одним из показателей сформированности гражданской идентичности у обучающихся можно считать реализацию гражданской позиции в деятельности и общении, гражданскую активность, участие в социальной деятельности, которая имеет общественную значимость. Важнейшим базовым компонентом для полноценного и всестороннего развития личности и становления её как гражданина является формирование общечеловеческих ценностей. Учебное занятие по внеурочному учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса МБОУ «Гимназия» по теме «Герои добрых дел» разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Оно предполагает разработку социально-значимого проектирования, его последующую реализацию самостоятельно обучающимися через форму «челленджа» - деятельности, наиболее близко отражающей интересы современных подростков, используемой ими в социальных сетях, интернет-ресурсах.
Технологическая карта учебного занятия
Дидактическая структура урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учеников |
УУД |
Приложения |
Мотивация (подготовка к учебной деятельности) |
Читает стихотворение Э.Асадова «Неприметные герои» |
Слушают |
Регулятивные: создать условие для достижения цели урока Личностные: заинтересованность в уроке |
Фон - музыка композитора В.Мартынова |
1. Актуализация знаний. 2.Создание проблемной ситуации. 3. Формулирование темы и цели урока |
Вопрос: Как вы считаете, возможны ли подвиги в наше время? Попробуем в этом разобраться. Прошу вас разгадать ребус и определить слово-ориентир для урока |
Отвечают на вопросы, разгадывают ребус, определяют тему и цели урока |
Познавательные: развитие творческого образного мышления Коммуникативные: умение формулировать и обосновывать своё мнение Регулятивные: умение самостоятельно выделять учебную задачу |
Ребус на доске Интерактивная презентация (Приложение №2)
|
3. Работа с понятиями. Самоопределение к деятельности |
Проводит игру «Снежный ком» Просит привести примеры героизма из жизни. Поднимает вопрос: как стать героем в современном мире |
Вспоминают ключевые нравственные характеристики понятия «героизм», приводят примеры героизма из повседневной жизни, ищут пути решения проблемы «как стать героем в современном мире» |
Познавательные: объяснять и сравнивать явления и понятия, устанавливать и сравнивать разные точки зрения Коммуникативные: умение слушать, доносить информацию до собеседников |
Интерактивная презентация (Приложение №2)
|
4.Проект-Челлендж «Герои добрых дел» |
Предлагает кейсы для решения поставленных задач, инструкцию-ключ для составления пяти шагов к реализации проектов: 1) Чистый двор, 2) Братья наши меньшие, 3)Радость в дом, 4) Память о героях живёт в наших сердцах, 5) Клуб взаимопомощи |
Получают установку на создание проекта - челленджа на тему «Герои добрых дел». Работа с информацией в кейсах, с инструкцией, разработка проекта-челленджа в группах |
Коммуникативные: умение работать в группах, приходить к единодушию по спорным вопросам, слышать и слушать собеседника Регулятивные: планировать пути достижения цели, принимать решения в проблемной ситуации |
Кейсы к составлению проекта, инструкция-ключ Раздаточный материал Интерактивная презентация (Приложение №2)
|
5. Защита проектов |
Слушает, задает наводящие вопросы |
Презентация проекта, создание плана реальной помощи |
Коммуникативные: умение доносить свою мысль аудитории Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
|
6.Рефлексия |
Предлагает заполнить листы успешности, нацеливает на реализацию проектов в течение учебного полугодия, желает успехов в реализации данных проектов. |
Самооценка, взаимооценка проектов |
Коммуникативные: умение оценить свои возможности и способности Регулятивные: оценка своей деятельности и деятельности лругих учащихся |
Раздаточный материал (Приложение №1) |
Ход учебного занятия
1 этап
1.Организационный момент. Введение в тему.
На фоне музыкального фрагмента учитель входит в класс и читает первое четверостишье стихотворения Э.Асадова «Неприметные герои».
Учитель:
Я часто слышу яростные споры,
Кому из поколений повезло.
А то вдруг раздаются разговоры,
Что, дескать, время подвигов прошло.
Здравствуйте, ребята. Обратите ваше внимание на доску, мы с вами сейчас попробуем разгадать РЕБУС. Слово, спрятанное в нем, является нашим ориентиром, нашей темой на сегодняшний урок. Какое слово спрятано за ребусом? (Учащиеся самостоятельно определяют тему занятия посредством разгадывания ребуса на слово «Героизм»)
2. Игра на повторение понятий «Снежный ком».
Учитель: Какие нравственные качества свойственны героям? Давайте поиграем в игру «Снежный ком». Я назову первое качество героя и передам эстафету следующему. Игра «Снежный ком». Учащиеся повторяют ключевые понятия урока в игровой форме, называют качества героя, такие как воля, милосердие, трудолюбие, мужество, смелость, любовь (к Родине, к людям, к миру).
3.Примеры героизма в истории России и в обыденной современной жизни.
Учитель: О героях и будет идти речь сегодня. Ребята, вспомните, пожалуйста, события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными.
Учащиеся называют Великую Отечественную Войну и локальные войны: в Афганистане, в Чечне.
Учитель: Давайте вспомним об этих событиях, мы с вами изучали их на прошлых занятиях.
Учащиеся рассказывают о войнах в сообщениях, подготовленных ими заранее, дома (домашнее задание), приводят примеры героизма в истории России.
Учитель: Обо всех сразу рассказать невозможно, но память о них жива. Ребята, а можно ли проявить мужество не только на войне? Как это сделать? А можете ли вы привести примеры?
Учащиеся приводят примеры: оказать первую помощь, перевести бабушку через дорогу, не мусорить, участвовать в субботниках, не обижать слабых.
Учитель приводит свои примеры добрых дел в современной жизни. (Интерактивная презентация.Приложение №2)
4.Установка на создание творческого проекта-челленджа.
Учитель: В нашей стране, в нашем городе немного уже осталось ветеранов Великой Отечественной Войны, живут в нашем городе и те, кто участвовал в локальных войнах, кто проявляет мужество ежедневно в нашей будничной жизни. Каждый из нас, ребята, может стать настоящим героем, только для этого необходимо приложить усилия.
Предлагаю вам провести челлендж под условным названием «Герои добрых дел» и «зажечь» солнце добрых дел. (На экране и доске появляется солнце без лучей)
Вы знаете, что такое «Челлендж»? (Учащиеся отвечают). Челлендж - это реальность, обличенная в игру. Это предложение совершить какое-то действие на спор. Еще челлендж можно назвать более емким словом "вызов". Давайте бросим вызов лени, злу, жестокости.
(На экране появляется: творческий проект-челлендж, тема: «Герои добрых дел», цель: разработать план реальной практической помощи ветеранам и тем, кто в ней нуждается).
Учитель: На ваших столах лежат кейсы – так называемые чемоданчики задач, которые вам предлагается решить в процессе челленджа, а также инструкция-ключ к решению кейсов. (На столах заготовки – листы формата А3, где прописаны темы челленджа: 1) Чистый двор, 2) Братья наши меньшие, 3)Радость в дом, 4) Память о героях живёт в наших сердцах, 5) Клуб взаимопомощи, а также картинки, соответствующие направлениям добрых дел).
Установка: В течение 15 минут разработать проект-челлендж на заданную тематику, расклеить картинки и с помощью учителя разработать шаги - мероприятия по каждому доброму делу.
2 этап
1.Проектная деятельность.
Учащиеся работают в группах, создают план шагов к реализации доброго дела - реальной помощи тем, кто в ней нуждается. Учитель направляет, выступает помощником.
2.Защита проектов.
Каждая группа выступает с защитой своего проекта: называет и обосновывает алгоритм (шаги) реализации проекта. Солнце на доске «зажигается».
3.Подведение итогов.
Учитель предлагает оценить собственный результат и результат работы группы в листах успешности, критерии оценки предложены учителем. Учащиеся оставляют одну оценочную колонку пустой. Учитель предлагает заполнить эту колонку, когда дела будут реализованы. (Приложение №1).
4.Заключительная часть урока.
Учитель: Мы обязательно осуществим наши добрые дела в течение двух учебных месяцев. Успехов Вам в реализации проектов!