12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мустакаева Гульнур Рашидовна3229
Люблю свою работу.
Россия, Пензенская обл., Кузнецк
14

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ДИСЦИПЛИНА: АСТРОНОМИЯ Тема «Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кузнецкий многопрофильный колледж»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА


ДИСЦИПЛИНА: АСТРОНОМИЯ



Тема «Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение»














Преподаватель:Мустакаева Г.Р.





Аннотация

Методическая разработка по дисциплине «Астрономия» по теме «Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по данной дисциплине, которая относится к общеобразовательному циклу.

Методической целью урока является использование инновационных форм и методов на занятиях, анализ дидактической эффективности использования ТС обучения, обобщение приемов научной организации и контроля учебного процесса. Повышение мотивации к обучению с помощью методической редукции, основанной на схемо-знаковой  визуализации учебного материала с использованием ИКТ. Повышать интерес к предмету, упрощение восприятие объемного материала посредством использования схем и таблиц. Также для эффективности образовательного процесса используются опорные конспекты, дискуссия, презентация, видеофрагменты.



























Содержание

Структура урока

Технологическая карта урока

Литература



































Структура урока



Организационный момент

Постановка учебной проблемы .Формулирование проблемы, планирование деятельности

Открытие новых знаний

Первичная проверка понимания материала

Закрепление полученных знаний

Рефлексия учебной деятельности

Задание на дом















Технологическая карта урока


Дисциплина

Астрономия

Курс

1

Тема урока

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

Тип урока

Изучение и закрепление нового материала


Вид урока

Комбинированный

Форма обучения

Классно-урочная

Форма деятельности

Фронтальная и индивидуальная.

Цели урока

Предметные: сформировать общие представления о Солнечной системе и телах, входящих в её состав,формулировать основные положения гипотезы о формировании тел Солнечной системы, анализировать основные положения современных представлений о происхождении тел Солнечной системы, использовать положения современной теории происхождения тел Солнечной системы.

Метапредметные: сравнивать положения различных теорий происхождения Солнечной системы; доказывать научную обоснованность теории происхождения Солнечной системы, использовать методологические знания о структуре и способах подтверждения и опровержения научных теорий.

Личностные: отстаивать собственную точку зрения о Солнечной системе как комплексе тел общего происхождения.


Задачи урока

1. Образовательные: углубить знания о солнечной системе и планетах солнечной системы.

2. Развивающие: развитие у учащихся умений устанавливать связи, причины и следствия;развитие внимания,мышления,самостоятельности,позновательного интереса,формирование умений анализировать поставленную проблему и применять полученные выводы.

3. Воспитательные: формирование у студентов ответственного отношения к учению; воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

Оборудование

Мультимедийный проектор

Методическое оснащение

План-конспект, презентация,учебник.

Основные термины, понятия

Гипотеза,Солнечная система,планеты,спутники, теория происхождения Солнечной системы, О. Шмидт, планетезимали,протопланетные диски.

Продолжительность урока

45 минут



Планируемый результат

Предметные умения:

Знать:планеты солнечной системы;их характеристики;возраст;процессы ,происходящие в ходе формирования

Уметь:разделять планеты на группы по трем характеристикам (размер, плотность и масса);  использовать справочный материал.














Личностные УУД:

 независимость и критичность мышления;

 воля и настойчивость в достижении цели;

владение математическими знаниями и умениями, необходимыми в по­вседневной жизни, для освоения смежных естественно-научных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

ясно,точно,грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,понимать смысл

поставленной задачи; уметь контролировать процесс и результат учебной деятельности.


Регулятивные УУД:

- самостоятельно прогнозировать свою деятельность;

– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;

– подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

высказывать своё предположение.


Познавательные УУД:

– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;делать выводы,определять понятия;;

- искать и выделять необходимую информацию;

– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя


Коммуникативные УУД:

– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- искать и выделять необходимую информацию;

– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)(2 мин)

Создать эмоциональный настрой

Мотивация студентов на учебу

Актуализация знаний , умений(10 мин)

Контроль и актуализация опорных знаний по предыдущей теме

Постановка учебной проблемы . Формулирование проблемы, планирование деятельности (5мин)


Самостоятельное формулирование проблемы. На основе актуализации ранее полученных знаний подвести студентов к формулировке темы урока.

Подведение студентов к формулированию целей учебно-познавательной деятельности

Открытие новых знаний (10 мин)

Изучение построенного проекта;

Реализация построенного проекта индивидуально при выполнении задания.

Первичная проверка понимания материала

(10 мин)

Создать условия для применения теоретических знаний при решении задач.

Закрепление полученных знаний

(5мин)

Создать условия для применения теоретических знаний при решении задач.

Самостоятельное выполнение заданий учащимися с помощью построенного проекта;

Групповое выполнение более сложных заданий учащимися с помощью построенного проекта.

Рефлексия учебной деятельности

(3 мин)

Самостоятельная формулировка полученных умений;

Самостоятельная оценка достижения поставленной на уроке цели;

Самостоятельная оценка своей работы на уроке.

Задание на дом (1 мин)


Формируемые умения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- самостоятельно прогнозировать свою деятельность, умение настраиваться на занятие

коммуникативные:

- уметь слушать и вступать в диалог.

Приветствие.

Мотивация на изучение новой темы.


Приветствуют преподавателя, проверяют свою готовность к уроку (наличие тетрадей, ручек)



Актуализация знаний , умений

Предметные:

знать понятия геоцентрической и гелиоцентрической системы мира,конфигурации планет,виды планет,синодический и сидерический периоды обращения планет,законы движения планет(законы Кеплера),закон всемирного тяготения

уметь применять полученные знания к решению практических задач.

Метапредметные (УУД):

познавательные:

– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- искать и выделять необходимую информацию.

регулятивные:

– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

коммуникативные:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

- уметь слушать и вступать в диалог.

Личностные (УУД):

понимание значимости математики для научно-технического прогресса, сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.

Проверка усвоения изученного материала.


1.Изучив раздел «Строение Солнечной системы», у нас расширились представления о строении мира. Перечислите основные теории, предшествовавшие современной теории строения мира.

2. В чем отличие системы Коперника от системы Птолемея?


3. Какие выводы в пользу гелиоцентрической системы Коперника следовали из открытий,сделанных с помощью телескопа?


4. В чем причина изменения условий видимости планет?

5. Какие виды конфигураций вы знаете?И,говоря о конфигурациях,на какие группы мы разделили планеты?





6. Сформулируйте законы движения планет Кеплера и закон всемирного тяготения. Каковы границы их применимости?



Замечательно.



1.Геоцентрическая система мировозрения К. Птолемея.(слайд 1)

Гелиоцентрическая система мировозрения Н.Коперника.(слайд 2)




2. Суточное движение всех светил обусловлено вращением Земли вокруг своей оси.(слайд 6)

Все планеты,включая Землю,вращаются вокруг Солнца.(слайд 7)


3. Солнце вращается.

Расстояния до звезд различны


4.В их конфигурациях,т.е различных расположениях относительно Земли и Солнца.

5.Противостояние,соедиенение,западная и восточная квадратуры-характерны для внешних планет:Марс,Юпитер,Сатурн,Уран,Нептун.

Верхнее инижнее соединения,восточная изападная элонгации-характерны для внутренних планет:Меркурий и Венера.(слайд 8)


6. Первый закон Кеплера. Для планет характерна траектория в виде замкнутой кривой в форме эллипса. Каждая орбита имеет два фокуса – точки, расположенные внутри орбиты на постоянных расстояниях. Кеплер выяснил, что все орбитальные планетарные траектории имеют одну плоскость. Наиболее вытянутые орбиты  у Марса и Плутона, у остальных планет форма орбиты близка к окружности. Именно поэтому Первый закон Кеплера часто называют законом эллипсов. Второй закон Кеплера

Планетарные скорости достигают наибольшего значения в случае, когда планета находится на минимальном расстоянии от Солнца. Соответственно, наименьшие значения достигаются, когда расстояние от Солнца максимальное. Согласно Второму закону Кеплера, все планеты обращаются в плоскости, проходящей через солнечный центр. Радиус-вектор, который соединяет Солнце с планетой, за равные временные промежутки очерчивает равные площади.

Третий закон Кеплера

Квадраты периодов полного обращения планет соотносятся в той же степени, что и кубы наибольших полуосей орбит этих планет.

Этот закон отображает взаимосвязь между периодом орбитального обращения и расстоянием от планеты до Солнца.(слайд 9)

Закон всемирноого тяготения:

любые материальные тела взаимно притягивают друг друга с силой, которая прямо пропорциональна произведению их масс и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними. Действие силы происходит вдоль линии, соединяющей эти тела.

Границы применимости законов Кеплера: — применимы для описания движения планет, но не объясняют причин движения; — позволяют вычислить относительные расстояния планет от Солнца; — применимы к движению планет, их естественных и искусственных спутников, движению других небесных тел — астероидов, комет, звезд в двойных системах.


Постановка учебной проблемы.Формулирование проблемы, планирование деятельности


Предметные:

Знать:планеты солнечной системы;их характеристики;возраст;процессы ,происходящие в ходе формирования;состав.

Уметь:разделять планеты на группы по трем характеристикам (размер, плотность и масса);  использовать справочный материал.


Метапредметные (УУД):

познавательные:

– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- искать и выделять необходимую информацию.


Регулятивные:

– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;


коммуникативные:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

- уметь слушать и вступать в диалог.



Из курса природоведения и окружающего мира мы знаем,что планеты делятся на две группы:планеты земной группы и планеты-гиганты.Первая группа располагается ближе к Солнцу,а вторая дальше.

Чем эти они отличаются друг от друга?

Как образовались эти планеты?

На эти вопросы мы сегодня ответим.



Открытие новых знаний


Предметные:

Знать:планеты солнечной системы;их характеристики;возраст;процессы ,происходящие в ходе формирования;состав.

Уметь:разделять планеты на группы по трем характеристикам (размер, плотность и масса);  использовать справочный материал.



Метапредметные (УУД):


познавательные:

– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.


регулятивные:

– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.


коммуникативные:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.).


Тема урока «Солнечная система как комплекс тел,имеющих общее происхождение»

Просмотр видеоролика: https://youtu.be/asjvOU0c3nw

Гипотезы происхождения Солнечной системы (гипотезы  Канта и Лапласа)

Гипотезы об образовании нашей Солнечной системы можно разбить на две группы: катастрофические и эволюционные.

Первые гипотезы появились задолго до того, как стали известны многие важные закономерности Солнечной системы. 

1. Гипотеза Канта - первая универсальная естественно-философская концепция, разработанная в 1747-1755гг. В его гипотезе небесные тела произошли из гигантского холодного пылевого облака под действием тяготения. В центре облака образовалось Солнце, а на периферии - планеты. Таким образом, изначально высказывалась мысль, что Солнце и планеты возникли одновременно.(слайд 10)

2. Гипотеза Лапласа - в 1796г  выдвинул гипотезу о происхождении Солнечной системы из единой раскаленной вращающейся газовой туманности, которое постоянно вращалось. Сжатие этого облака произошло в результате постепенного остывания. Затем образовались кольца разного радиуса. Кольца уплотнялись и образовывали планеты, а центральный сгусток превратился в Солнце.(слайд11)

Гипотеза О. Ю. Шмидта

Согласно наиболее разработанной гипотезе, выдвинутой советским академиком Отто Юльевичем Шмидтом, Солнечная система сформировалась в результате длительной эволюции огромного холодного газопылевого облака.

Космогоническая гипотеза разработана О.Ю. Шмидтом в 1944-1949 г. г. и развита его сотрудниками и последователями.(слайд 12)

Современные представления о возникновении Солнца и планет заключается в одновременном формировании их из межзвёздного вещества, которое включало в себя частицы пыли и газа. Из крупного сгустка этих частиц образовалось Солнце, вокруг него вращалось газово-пылевое облако в форме диска. Плотные сгустки этого облака стали планетами.(слайд 13)

Запись темы в тетрадях.




Запись гипотезы в тетрадях


Первичная проверка понимания материала

Предметные:

Знать:планеты солнечной системы;их характеристики;возраст;процессы ,происходящие в ходе формирования;состав.

Уметь:разделять планеты на группы по трем характеристикам (размер, плотность и масса);  использовать справочный материал.

Метапредметные (УУД):

познавательные:

– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

регулятивные:

– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

коммуникативные:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.).


На какие группы и по каким признакам можно разделить планеты Солнечной системы?

Давйте разберем общие характеристики планет.



Плотность:



Большая часть массы планет земной группы приходится на долю твердого состояния вещества







Состав планет-гигантов и их плотность....





Скорость:





Наличие спутников:

Физические харктеристики:планеты земной группы-Меркурий ,Венера,Земля,Марс.

Планеты-гиганты(газовые гиганты)-Юпитер,Сатурн,Уран,Нептуп.


различие плотности тел двух групп планет объясняется различием их химического состава и агрегатного состояния.


оксидов и других соединений тяжелых химических элементов: железа, магния, алюминия и других металлов, а также кремния и других неметаллов.

Малая плотность планет-гигантов (у Сатурна она меньше плотности воды) объясняется тем, что значительная часть их массы находится в газообразном и жидком состояниях.


В составе планет-гигантов преобладают водород и гелий. Этим они похожи на звезды.

Атмосфера планет-гигантов содержит различные соединения водорода, в частности метан и аммиак.(слайд 14)


планеты-гиганты быстрее вращаются вокруг оси,

чем планеты земной группы,но медленнее обращаются вокруг солнца.(слайд 15,16)


на четыре планеты земной группы приходится всего 3 спутника,

на четыре планеты-гиганта – 158.



Закрепление новых знаний


Предметные:

Знать:планеты солнечной системы;их характеристики;возраст;процессы ,происходящие в ходе формирования;состав.

Уметь:разделять планеты на группы по трем характеристикам (размер, плотность и масса);  использовать справочный материал.


Метапредметные (УУД):

познавательные:

– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

регулятивные:

– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;

– подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

коммуникативные:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

- уметь слушать и вступать в диалог.


1.По каким характеристикам прослеживаются разделение планет на группы?


2.90% массы Земли..

3. 98% состава планет гигантов


Каков возраст планет Солнечной системы?


Какие процессы происходили в ходе формирования планет?


Почему планеты земной группы располагаются ближе к Солнцу,а гиганты дальше?













Гипотеза О. Ю. Шмидта

1.Размер,масса,плотность,скорость вращения,химический состав.


2.Железо,кислород,кремний,магний

3. Водород,гелий


4,5 млдр.лет


Плавление,кристаллизация,окисление.



Ближе к солнцу очень жарко, и оно сжигало газы, а воду превращало в пар. Но только материалы которые могли выдержать эту температуру (металл и скальные породы)сохранились. И поэтому планеты земной группы имеют твердую, скальную поверхность, а отдаленные планеты стали газовые.

Все вещества, что тяжелее в пртопланетном диске притягивались к центру гравитации, молодому светилу, сильнее, а те, что полегче соответственно на окраине и соединились в последствии в газовые, массивные космические обьекты.


Солнечная система сформировалась в результате длительной эволюции огромного холодного газопылевого облака.

Рефлексия учебной деятельности

Предметные:

Знать:планеты солнечной системы;их характеристики;возраст;процессы ,происходящие в ходе формирования;состав.

Уметь:разделять планеты на группы по трем характеристикам (размер, плотность и масса);  использовать справочный материал.

Метапредметные (УУД):

познавательные:

–  классифицировать и обобщать факты и явления;

– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

регулятивные:

–  осознавать конечный результат решения проблемы.

коммуникативные:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

- уметь слушать и вступать в диалог.

Преподаватель:



- Что вы сегодня узнали нового?





- Какова была цель вашей деятельности?





- Вы достигли поставленной цели?








-Все, кто отвечал на уроке будут оценены.



Возможные варианты ответов:


Общие характеристики планет.Различия по физичиским и химическим характеристикам. Гипотезы об образовании нашей Солнечной системы.





Сформировать общие представления о Солнечной системе и телах, входящих в её состав, формулировать основные положения гипотезы о формировании тел Солнечной системы.



Да

Задание на дом


Б. А. Воронцов-Вельяминов,Е.К.Страут Астрономия (10-11).Базовый уровень.Учебник,2019г.

§ 15-16






Литература и источники информации

1. Б. А. Воронцов-Вельяминов,Е.К.Страут Астрономия (10-11).Базовый уровень.Учебник,2019г

2.https://rosuchebnik.ru/material/urok-15-solnechnaya-sistema-kak-kompleks-tel-imeyushchikh-obshchee-proiskhozhdenie-2838/

3.https://spravochnikvs.com/zakony_astronomii



Приложение

Слайд 2

t1617821007aa.jpg



Слайд 3

t1617821007ab.jpg



















Слайд 5

t1617821007ac.gif

Слайд 6

t1617821007ad.gif

Слайд7

t1617821007ae.jpgt1617821007af.jpg

Слайд 8

t1617821007ag.jpg

Слайд 9

t1617821007ah.png





Слайд 10

t1617821007ai.png

Слайд 11

t1617821007aj.jpg



Слайд 12

t1617821007ak.png

Слайд 15

t1617821007al.gif

Слайд 16

Планета

Период

Меркурий

59 суток

Венера

243 земные сутки

Земля

23ч 56мин

Марс

24ч 37мин

Юпитер

9ч 56мин

Сатурн

10ч 33мин

Уран

17ч 14 мин

Нептун

15ч 58 мин



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.