Разработка урока по астрономии «Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кузнецкий многопрофильный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ДИСЦИПЛИНА: АСТРОНОМИЯ
Тема «Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение»
Преподаватель:Мустакаева Г.Р.
Аннотация
Методическая разработка по дисциплине «Астрономия» по теме «Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по данной дисциплине, которая относится к общеобразовательному циклу.
Методической целью урока является использование инновационных форм и методов на занятиях, анализ дидактической эффективности использования ТС обучения, обобщение приемов научной организации и контроля учебного процесса. Повышение мотивации к обучению с помощью методической редукции, основанной на схемо-знаковой визуализации учебного материала с использованием ИКТ. Повышать интерес к предмету, упрощение восприятие объемного материала посредством использования схем и таблиц. Также для эффективности образовательного процесса используются опорные конспекты, дискуссия, презентация, видеофрагменты.
Содержание
Структура урока
Технологическая карта урока
Литература
Структура урока
Организационный момент
Постановка учебной проблемы .Формулирование проблемы, планирование деятельности
Открытие новых знаний
Первичная проверка понимания материала
Закрепление полученных знаний
Рефлексия учебной деятельности
Задание на дом
Технологическая карта урока
Дисциплина | Астрономия |
Курс | 1 |
Тема урока | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение |
Тип урока | Изучение и закрепление нового материала |
Вид урока | Комбинированный |
Форма обучения | Классно-урочная |
Форма деятельности | Фронтальная и индивидуальная. |
Цели урока | Предметные: сформировать общие представления о Солнечной системе и телах, входящих в её состав,формулировать основные положения гипотезы о формировании тел Солнечной системы, анализировать основные положения современных представлений о происхождении тел Солнечной системы, использовать положения современной теории происхождения тел Солнечной системы. Метапредметные: сравнивать положения различных теорий происхождения Солнечной системы; доказывать научную обоснованность теории происхождения Солнечной системы, использовать методологические знания о структуре и способах подтверждения и опровержения научных теорий. Личностные: отстаивать собственную точку зрения о Солнечной системе как комплексе тел общего происхождения. |
Задачи урока | 1. Образовательные: углубить знания о солнечной системе и планетах солнечной системы. 2. Развивающие: развитие у учащихся умений устанавливать связи, причины и следствия;развитие внимания,мышления,самостоятельности,позновательного интереса,формирование умений анализировать поставленную проблему и применять полученные выводы. 3. Воспитательные: формирование у студентов ответственного отношения к учению; воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность. |
Оборудование | Мультимедийный проектор |
Методическое оснащение | План-конспект, презентация,учебник. |
Основные термины, понятия | Гипотеза,Солнечная система,планеты,спутники, теория происхождения Солнечной системы, О. Шмидт, планетезимали,протопланетные диски. |
Продолжительность урока | 45 минут |
Планируемый результат | |
Предметные умения: Знать:планеты солнечной системы;их характеристики;возраст;процессы ,происходящие в ходе формирования Уметь:разделять планеты на группы по трем характеристикам (размер, плотность и масса); использовать справочный материал. | Личностные УУД: независимость и критичность мышления; воля и настойчивость в достижении цели; владение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для освоения смежных естественно-научных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки; ясно,точно,грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,понимать смысл поставленной задачи; уметь контролировать процесс и результат учебной деятельности. Регулятивные УУД: - самостоятельно прогнозировать свою деятельность; – самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности; – выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно; – подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Познавательные УУД: – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;делать выводы,определять понятия;; - искать и выделять необходимую информацию; – строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. - умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД: – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; - искать и выделять необходимую информацию; – строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации)(2 мин) | Создать эмоциональный настрой Мотивация студентов на учебу |
Актуализация знаний , умений(10 мин) | Контроль и актуализация опорных знаний по предыдущей теме |
Постановка учебной проблемы . Формулирование проблемы, планирование деятельности (5мин) | Самостоятельное формулирование проблемы. На основе актуализации ранее полученных знаний подвести студентов к формулировке темы урока. Подведение студентов к формулированию целей учебно-познавательной деятельности |
Открытие новых знаний (10 мин) | Изучение построенного проекта; Реализация построенного проекта индивидуально при выполнении задания. |
Первичная проверка понимания материала (10 мин) | Создать условия для применения теоретических знаний при решении задач. |
Закрепление полученных знаний (5мин) | Создать условия для применения теоретических знаний при решении задач. Самостоятельное выполнение заданий учащимися с помощью построенного проекта; Групповое выполнение более сложных заданий учащимися с помощью построенного проекта. |
Рефлексия учебной деятельности (3 мин) | Самостоятельная формулировка полученных умений; Самостоятельная оценка достижения поставленной на уроке цели; Самостоятельная оценка своей работы на уроке. |
Задание на дом (1 мин) | |
Литература и источники информации
1. Б. А. Воронцов-Вельяминов,Е.К.Страут Астрономия (10-11).Базовый уровень.Учебник,2019г
3.https://spravochnikvs.com/zakony_astronomii
Приложение
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 5
Слайд 6
Слайд7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 15
Слайд 16
Планета | Период |
Меркурий | 59 суток |
Венера | 243 земные сутки |
Земля | 23ч 56мин |
Марс | 24ч 37мин |
Юпитер | 9ч 56мин |
Сатурн | 10ч 33мин |
Уран | 17ч 14 мин |
Нептун | 15ч 58 мин |