Урок географии по теме «Формы поверхности земли. Вулкан» (6 класс)
Урок по предмету «География»
Вариант программы: адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 5 – 9 классов (I вариант).
Данный урок является 4-ым уроком в теме: «Формы поверхности Земли»
Тема урока: «Формы поверхности Земли. Вулкан».
Класс: 6 (12-14 лет)
Тип урока: комбинированный урок.
Цель: формирование у обучающихся представления о вулкане, как о форме поверхности Земли.
Задачи:
Образовательные:
Повторить изученные ранее формы поверхности Земли: равнина, овраг, гора.
Сформировать у обучающихся представление о вулкане, как о форме поверхности Земли.
Познакомить обучающихся со строением вулкана.
Познакомить обучающихся с видами вулканов.
Дать понятие о вреде и о пользе вулканов в жизни человека.
Коррекционно-развивающие:
Развивать познавательную активность обучающихся через частично-поисковую деятельность.
Корригировать зрительное восприятие и внимание в процессе работы над заданиями «Подпиши названия частей вулкана».
Корригировать слуховое внимание и мыслительные операции посредством заданий «Отгадай загадку», «Назови одним словом», «Составь слово», «Подпиши названия частей вулкана», «Соотнеси понятие с его определением».
Корригировать память через повторение пройденного материала, выученных ранее определений.
Развивать умение самоконтроля и взаимоконтроля при проверке самостоятельно выполненных заданий.
Воспитательные:
Способствовать развитию интереса к изучаемому предмету.
Побуждать обучающихся к активности на уроке.
Воспитывать чувство товарищества и коллективизма.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая работа,
практическая работа.
План.
Приветствие. Проверка готовности к уроку (1 мин)
ДОЛГОЖДАННЫЙ ДАН ЗВОНОК.
НАЧИНАЕМ НАШ УРОК.
НА УРОКЕ МЫ ОПЯТЬ
ЧТО-ТО БУДЕМ ИЗУЧАТЬ,
УЗНАВАТЬ И РАЗВИВАТЬСЯ,
НОВОЙ ЦЕЛИ ДОБИВАТЬСЯ.
Знакомство с ПЛАНОМ УРОКА (1 мин)
Итак, начнём с повторения (7 мин)
Обратите внимание на доску. Слова рассыпались на слоги. Ваши задача их собрать.
ОВ-РАГ РАВ-НИ-НА ГО-РА
Что это? Назовите одним понятием (это формы поверхности земли).
Как иначе можно сказать про формы поверхности земли. Что это? (рельеф) - ….собери слово
Какие ещё формы поверхности земли вы знаете? (низменности, возвышенности, плоскогорья, холмы)
Давайте вспомним определения основных форм поверхности земли. Для этого необходимо выполнить задание на карточке. Соединить стрелкой понятие с определением (Андрей, Миша и Диана работают с опорой на иллюстрации).
ОБМЕНЯЙТЕСЬ КАРТОЧКАМИ. ПРОВЕРЬТЕ РАБОТУ ОДНОКЛАССНИКА. ПОДНИМИТЕ РУКУ ТЕ, чей сосед по парте верно выполнил задание.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 мин)
Объявление темы и целей урока. (3 мин)
Ребята, мы продолжаем изучать формы поверхности земли. И сегодня нам предстоит познакомиться ещё с одним видом рельефа. А с каким, вы узнаете, отгадав загадку:
Я черный страшный великан
Что делать мне - решаю сам
Могу я спать, могу рычать,
Огонь и пепел извергать
А ну, попробуй угадать
Как же меня звать…(Вулкан)
Тема урока: ВУЛКАН.
ЧТО ЗНАЕТЕ О ВУЛКАНЕ?
А как вы думаете, что будем узнавать про вулкан?
ЦЕЛЬ урока: ответить на следующие вопросы: ЧТО ЭТО? СТРОЕНИЕ. ВИДЫ. ЕСТЬ ЛИ ПОЛЬЗА?
Знакомство с новым материалом (10 мин)
ЧТО ЭТО? К какой форме поверхности земли относится? (это гора)
Какое главное отличие вулкана от горы? (есть отверстие на вершине)
На какую геометрическую фигуру похож? (конус)
РАБОТА ПО СЛОВАРЮ: найти и прочитать определение
ВУЛКАН – это… (повторить)
СТРОЕНИЕ. Отверстие на вершине называется КРАТЕР. ЖЕРЛО вулкана — вертикальный или почти вертикальный канал, соединяющий очаг вулкана с поверхностью земли. Очаг вулкана - место под земной корой, где собирается МАГМА. Магма, которая изливается наружу, называется ЛАВОЙ.
ВИДЫ. (ПРОСМОТР ВИДЕО) Вулканы, которые извергаются, называются действующие. Есть спящие вулканы. И потухшие.
Извержение Вулканов – грозные явления природы.
ЕСТЬ ЛИ ПОЛЬЗА? Вулканы очень опасны, но они приносят нам и некоторые блага.
Закрепление. Работа в парах. Вспомните строение вулкана. Подпишите части.
Практическая работа. ПОКАЗ МАКЕТА. (10 мин)
1)Правила работы с пластилином.
2)Лепка вулкана.
3)Оказание помощи.
4)Выставка работ
Я предлагаю вам на самоподготовке посмотреть небольшой видеофрагмент об известных вулканах. Тем, кто не посещает ГПД, ролик размещу в группе класса.
ИТОГ: Давайте вернёмся к вопросам. И повторим…(5 мин)
10.ОЦЕНКИ (1 мин)
11.РЕФЛЕКСИЯ (1 мин)