Методическая разработка Урока- конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» в группе профессиональной подготовки по профессии 12156 «Закройщик»
Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение № 46
Федеральной службы исполнения наказаний
Методическая разработка
Урока- конкурса профессионального мастерства
«Лучший по профессии»
в группе профессиональной подготовки
по профессии 12156 «Закройщик»
|
2022 г.
Разработчики:
мастер производственного обучения Васильева Юлия Владимировна
В данной методической разработке представлен вариант проведения урока-конкурса «Лучший по профессии» по профессии 12156 «Закройщик». Содержит описание проведения конкурса, правила, рекомендации по организации, тесты для проведения теоретического и практического задания этапов конкурса, эталоны ответов, бланки оценивания.
Разработка рекомендована мастерам производственного обучения в качестве пособия при подготовке к конкурсу.
Содержание
Пояснительная записка к организации проведения конкурса «Лучший по профессии».
Правила проведения конкурса.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест для проведения теоретической части конкурса «Лучший по профессии».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эталоны ответов теста для проведения теоретической части конкурса «Лучший по профессии».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Ведомость результатов 1 этапа (тестовое задание).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Ведомость II этапа (практическое задание).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Сводная ведомость результатов конкурса «Лучший по профессии».
Список литературы.
Пояснительная записка к организации проведения конкурса «Лучший по профессии»
Урок-конкурс «Лучший по профессии» проводится по окончании курса учебной практики в группах профессиональной подготовки. Участниками конкурса становятся все обучающиеся учебной группы.
Цель: формирование интереса к профессии закройщик, воспитание положительного интереса к избранной профессии, творческого отношения к выполняемой работе.
Конкурс состоит из двух этапов: теоретического и практического. При подготовке заданий, мастер анализирует нормативную и учебно-программную документацию.
При выполнении обучающимися теоретического задания (тестирования) в бланке теоретического этапа содержатся разноуровневые вопросы и задания по сложности, что дает возможность мотивировать более слабых набрать наибольшее количество баллов.
В тесте содержится 55 вопросов с возможностью получения максимального количества баллов – 100. На выполнение отводится 45 минут.
Для проведения практического задания выбран реальный объект – создание эскиза костюма будущего. При выполнении практической работы обучающиеся могут использовать макеты женской фигуры, инструкционные карты. Обучающиеся обязаны самостоятельно планировать технологический процесс выполнения эскиза костюма будущего, подбирать необходимые инструменты, соблюдать правила охраны труда и использовать средства индивидуальной защиты.
Для выявления победителя, приглашается компетентное жюри.
При распределении рабочих мест проводится жеребьевка. Согласно номеру в жребии участник занимает свое рабочее место. В оценочных листах для членов жюри, фамилии участников не указываются, а шифруются номерами жребия. Данный прием исключает возможность личностного отношения к участникам.
Задания к теоретическому и практическому этапам конкурса подготовлены с учетом содержания учебной программы по ПМ.01 Прием заказов на изготовление изделий и охватывает следующие разделы:
Материалы и инструменты.
Техника безопасности при выполнении эскизов.
Выполнение эскизов при помощи графитных и цветных карандашей, красок.
Правила проведения конкурса
Конкурс проводится в два этапа: теоретический и практический.
Первый этап – выполнение тестового задания. (Приложение А).
Количество заданий 55. Продолжительность выполнение тестирования – 45 минут. За каждый правильный ответ начисляется один балл, так же в некоторых заданиях имеется по несколько вопросов, то максимально можно набрать 100 баллов. Правильное решение задачи оценивается в 5 баллов. В случае разговора участников конкурса между собой жюри имеет право отстранить от дальнейшего прохождения тестирования. Баллы им не засчитываются, но конкурсанты сохраняют возможность участия в практическом этапе. К выполнению письменного тестирования участники приступают одновременно и выполняют ее самостоятельно.
Второй этап – выполнение практического задания.
Проведение жеребьевки среди участников, определение рабочих мест, инструктаж по охране труда проводит организатор (мастер п/о). Содержание вводного инструктажа включает организаторские вопросы, нормы времени и критерии оценивания выполненного практического задания. Наличие рабочей одежды и средств индивидуальной защиты фиксируют члены жюри при общем построении участников. Оценивание таких критериев, как правильная организация рабочего места, подбор необходимого инструмента, соблюдение правил техники безопасности при выполнении задания – производит организатор (мастер п/о). При нарушении вышеперечисленных требований на участника налагается штраф – минус 5 баллов за каждое нарушение. В случае грубого нарушения охраны труда, организатор имеет право отстранить участника от дальнейшего выполнения задания. Результаты аннулируются. К выполнению практического задания участники приступают одновременно и выполняют ее самостоятельно, с одинаковым набором необходимого инструмента и приспособлений. Организатор (мастер п/о) имеет право сделать замечание или прокомментировать ход выполняемых работ, чтобы исключить возникновение грубых нарушений.
Задание:
Выполнить эскиз костюма будущего.
Норма времени: 45 минут.
Материально-техническое обеспечение:
Лист А4
Макет женской фигуры.
Карандаши, краски.
Ластик.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Тест для проведения теоретической части конкурса «Лучший по профессии» по профессии «Закройщик».
Выполнила __________________________________________ гр.___ дата _______
Внимательно прочитав задание и предлагаемые варианты ответов, отметьте верные. Выберите правильные варианты ответов на вопросы.
Правильных вариантов при ответе на вопрос может быть несколько.
Будьте внимательны! Удачи.
1.Конструирование одежды – это:
а) процесс создания объемной оболочки, покрывающей тело человека, из плоского материала
б) процесс создания форм, из плоского материала
в) процесс создания одежды, из объемного материала
г) процесс создания объемной оболочки, покрывающей тело человека, из объемного материала
2. Одежда, надеваемая через голову, называется:
а) драпированная
б) не распашная
в) распашная
3.Назовите функции одежды, имеющие общественную значимость:
а) эстетические
б) социальные
в) защитные
4. Требования одежды, учитывающие соответствие одежды телосложению и внешности человека – это:
а) эксплуатационные требования
б) гигиенические требования
в) эстетические требования
5. Соотношение размеров отдельных частей тела человека это:
а) телосложение
б) пропорции
в) осанка
г) конституция
6. Что, кроме скелета, а также количества и характера распределения жироотложений, является основным фактором внешней формы тела человека?
а) возраст
б) темперамент
в) степень развития мускулатуры
7. Назовите виды фигуры человека в зависимости от типа осанки
а) ненормальная
б) нормальная
в) сутулая
г) перегибистая
8. Телосложение человека зависит от:
а) пола и возраста
б) формы и размера скелета
в) верны оба варианта
9. Защита тела человека от механических и химических повреждений – это:
а) эксплуатационные требования к одежде
б) гигиенические требования к одежде
в) эстетические требования к одежде
10. Назовите силуэты одежды:
а) прямой, полуприлегающий
б) прилегающий, трапециевидный
в) овальный, кривой
г) бесформенный, треугольный
11. Медицинский халат относят:
а) к бытовой одежде
б) к спортивной одежде
в) к производственной одежде
12. Твердой основой тела человека является:
а) позвоночник
б) скелет
в) суставы
13. Нижний отдел позвоночника называют:
а) поясничным
б) крестцовым
в) копчиковым
14. Мышцы – это:
а) активный элемент двигательного аппарата человека
б) пассивный элемент двигательного аппарата человека
в) твердая основа двигательного аппарата человека
15. Признаками сутулой фигуры человека является:
а) увеличение ширины спины
б) увеличение ширины груди
в) увеличение прогиба спины в области талии
16. Что такое поясное изделие?
а) изделие, покрывающее тело человека
б) одежда, которая удерживается на линии талии
в) внешнее очертание тела человека
г) изображение основных деталей одежды
17. Что такое плечевое изделие?
а) накладка для придания формы
б) одежда, которая удерживается на линии бедер
в) количество разнообразных деталей
г) одежда, которая удерживается на плечевом поясе
18. Прямой, расширенный, трапециевидный – это:
а) покрой изделия
б) силуэт изделия
в) вид изделия
19. Определить соответствие понятий:
I) Плечевая одежда а - блузка
II) Поясная одежда б - юбка
в - платье
г – жакет
д - брюки
е - пальто
ж - бермуды
з - бриджи
и - плащ
к – шорты
20. Что из перечисленного является частью формы поясной одежды?
а) перед.
б) рукав.
в) полотнище.
21. Как называют класс одежды, которую носят в соответствии с уставом или традиционно представители отдельных ведомств?
а) специальная одежда.
б) производственная одежда.
в) форменная одежда.
22. Для построения чертежа основы необходимы следующие исходные данные:
а) возраст и пол человека
б) измерения фигуры человека
в) наличие декоративных деталей
23. Допишите пропуски в тексте.
Линия проймы отсутствует, полочка выкраивается как целое с передней частью рукава, спинка – с локтевой частью рукава, покрой такого изделия с………………… рукавами.
24. Назовите виды покроя рукавов:
а) втачной, цельновыкроенный;
б) полуприлегающий;
в) реглан, комбинированный;
г) малообъемный.
25. Юбки по конструкции бывают:
а) косые
б) конические
в) диагональные
г) прямые
д) клиньевые
26. Какая величина угла для построения юбки «солнце»?
а) 180 0 б) 90 0 в) 720
27. К основным размерным признакам для женской фигуры относят:
а) рост
б) обхват талии
в) длину спины
г) обхват груди
д) обхват бедер
28. Какие измерения записываются в половинном размере, а какие записывают полностью?
а) измерения длины
б) измерения высоты
в) измерения полуобхватов
г) измерения обхватов
д) измерения ширины
е) измерения расстояний между центрами
29. Что такое прибавка?
а) развертка на плоскости поверхности фигуры человека
б) приемы построения чертежа и структуры основных расчетных формул
в) положение корпуса, высота плеч, величина выемки на талии, степень выступания лопаток, груди
г) это разность между размерами тела, которая необходима для свободы движения, дыхания и нормального самочувствия
30. Что учитывает прибавка на свободное облегание?
а) свойства материала
б) назначение одежды
в) верны оба варианта
31. Расшифруйте прибавку ПТ:
а) к обхвату талии
б) к ширине спины
в) к ширине проймы
г) к полуобхвату талии
32. Расшифруйте прибавку ПШ.Г:
а) к полуобхвату груди
б) к ширине груди
в) на плечевую прокладку
г) к ширине спины
33. Расшифруйте прибавку ПСПР:
а) на свободу проймы
б) к ширине спины
в) к ширине проймы
г) к ширине груди
34. Расшифруйте прибавку ПБ:
а) к обхвату бедер
б) на плечевую прокладку
в) к полуобхвату бедер
г) к ширине проймы
35. Какое определение соответствует измерению Шг:
а) измеряют от основания шеи до конечной плечевой точки
б) измеряют перпендикулярно оси предплечья на уровне лучезапястного сустава
в) измеряют от плечевой точки по наружной поверхности плеча и предплечья до уровня желаемой длины рукава
г) измеряют по горизонтали над основанием грудных желез между передними углами подмышечных впадин
36. Какое определение соответствует измерению СгII:
а) лента проходит по горизонтали вокруг туловища через выступающие точки груди и замыкаться спереди на правой стороне груди
б) со стороны спины сантиметровую ленту располагают по нижним углам лопаток, касаясь верхним ее краем задних углов подмышечных впадин, спереди лента проходит по высшим точкам грудных желез
в) сантиметровая лента проходит строго горизонтально вокруг туловища под грудными железами
г) по прямой между выступающими точками груди
37. Какое определение соответствует измерению Дт.с:
а) измеряют от шейной точки вдоль позвоночника до линии талии
б) измеряют сзади — над остистым отростком седьмого шейного позвонка, спереди - над яремной выемкой
в) измеряют от точки основания шеи параллельно позвоночнику до линии талии
г) измеряют обхват талии в строго горизонтальной плоскости
38. Какое определение соответствует измерению Шс:
а) измеряют перпендикулярно оси предплечья на уровне лучезапястного сустава
б) измеряют посредине спины от седьмого шейного позвонка до уровня желаемой длины
в) измеряют по горизонтали по лопаткам между задними углами подмышечных впадин
г) измеряют по прямой со стороны спины
39. Какое определение соответствует измерению Др:
а) измеряют по кратчайшему расстоянию от точки пересечения линии таллии с позвоночником до плечевой точки
б) измеряют от плечевой точки по наружной поверхности плеча и предплечья до уровня желаемой длины рукава
в) измеряют от основания шеи до конечной плечевой точки
г) измеряют от плечевой точки по наружной поверхности плеча и предплечья до уровня локтя
40. Воротником называют:
а) деталь плечевых изделий, расположенную на линии груди
б) деталь плечевых изделий, расположенную у основания шеи человека
в) деталь поясных изделий, расположенную на линии талии
г) деталь поясных изделий, расположенную по линии низа
41. По принципу конструктивного построения воротники подразделяют на:
а) отложные воротники для изделий с застежкой доверху
б) воротники – стойки для изделий с застежкой доверху
в) отложные воротники для изделий с лацканами
г) плосколежащие воротники
д) верны все вариант
42. Моделирование – это:
а) творческий процесс по созданию образца модели по замыслу художника;
б) последовательный порядок действий в ходе создания одежды;
в) совокупность приемов по созданию одежды, подчиненных общему принципу;
г) положение одежды на фигуре человека.
43. Выберите основные методы моделирования:
а) муляжный
б) технический
в) наколки
г) расчетно-планомерный
44. Установите соответствие между обозначением измерения и характеристикой измерения
1. От | А) От линии талии до желаемой длины |
2. Об | Б) Измеряется горизонтально между сосковыми точками |
3. Ди | В) Измеряется горизонтально вокруг туловища, через точки высоты линии талии |
4. ЦГ | Г) Измеряется горизонтально вокруг бедер, сзади по наиболее выступающим точкам ягодиц, спереди по пластине, учитывающей выступ живота |
45. Отметьте требования, предъявленные при снятии мерок.
а) мерки снимают при помощи сантиметровой ленты с человека, стоящего прямо, в естественной позе, с опущенными вниз руками
б) сантиметровую ленту при измерении натягивают
в) перед снятием мерок необходимо точно определить линию талии. Для этого талию опоясывают узким поясом или тесьмой
г) мерки снимают с левой стороны фигуры
д) измеряемый должен быть без обуви, стоять прямо, не напрягаясь, сохраняя привычную осанку
е) парные измерения проводятся по правой стороне фигуры
ж) при измерении фигуры сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять
з) человек, с которого снимают мерки, должен стоять спокойно, без напряжения, не меняя обычной осанки
и) измерения проводят после выполнения человеком физических упражнений
46. С какой стороны фигуры снимают парные измерения?
а) с правой
б) с левой
в) спереди
47. Что означает запись М 1:4?
а) масштаб уменьшения в 4 раза
б) масштаб увеличения в 4 раза
в) действительные размеры
48. Какой линией строят чертеж базовой конструкции?
а) сплошной толстой
б) сплошной тонкой основной
в) штрихпунктирной тонкой
49. Определите соответствие понятий
I) Силуэт а – прямой
II) Покрой б – втачной
в – прилегающий
г – цельновыкроенный
д – реглан
е – трапециевидный
ж – полуприлегающий
з – комбинированный
50. Если пуговицы на изделии располагаются в один ряд по линии середины переда, то изделие является:
а) однобортным
б) двубортным
в) с ассиметричной застежкой
51. Под обновлением одежды понимают:
а) чистку одежды и ВТО
б) изменение внешнего вида
в) обновление устаревших моделей
г) плотность и фактуру ткани
52. В зависимости от степени изношенности деталей изделия вся восстанавливаемая одежда подвергается:
а) частичному ремонту
б) мелкому ремонту
в) среднему ремонту
г) крупному ремонту
53. Выберите основные виды лекал:
а) лекала – эталоны
б) лекала – оригиналы
в) рабочие лекала
г) лекала – образцы
54. При раскрое необходимо учитывать:
а) направление долевой нити
б) толщину материала
в) направление рисунка ткани
г) назначение одежды
д) направление ворса
55. Дефекты одежды разделяют на:
а) конструктивные
б) технологические
в) текстильные
г) деформационные
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Эталоны ответов:
А
Б
Б
В
Б
В
Б, В, Г
В
А
А, Б
В
Б
А
А
А
Б
Г
Б
I – А, В, Г, Е, И II – Б, Д, Ж, З, К
В
В
Б
Цельнокроенными
А, В
Б, Г, Д
А
А, Г, Д
Половину величины – В, Д, Е. Полностью – А, Б, Г
Г
В
Г
Б
А
В
Г
Б
А
В
Б
Б
Д
А
А, Б,В
1 – В, 2 – Г, 3 – А, 4 - Б
А, В, Д,Е,Ж,З
А
А
Б
Силуэт – А,В, Е, Ж Покрой – Б, Г, Д, З
А
В
Б, В, Г
А, Б, В
А, В, Д
А, Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Ведомость результатов 1 этапа
(тестовое задание)
№ п/п | Ф.И.О. | НОМЕРА ВОПРОСОВ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | |||
1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
13 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
№ п/п | Ф.И.О. | НОМЕРА ВОПРОСОВ | ИТОГО | ||||||||||||||||||||
35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | | ||
1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
13 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Подписи членов жюри : _________________________ __________________________________
_________________________ __________________________________
_________________________ __________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Ведомость результатов II Этапа
(практическое задание)
ФИО члена жюри _________________________________________________________________/____________________/
№ п/п | Ф.И.О. участника | КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЯЕМОГО ЗАДАНИЯ | ИТОГО | |||||||||
Организация рабочего места | Соблюдение ТБ | Соблюдение тех.процесса | Соблюдение норм времени | Наличие спец. одежды | Качество линий | Использование модных стилей | Соблюдение пропорций | | | |||
1 | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | | | | | |
13 | | | | | | | | | | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Сводная ведомость результатов конкурса «Лучший по профессии»
12156 «Закройщик»
№ п/п | Ф.И.О. участника | 1 этап | II этап | Сумма баллов | Место |
| | | | ||
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
6 | | | | | |
7 | | | | | |
8 | | | | | |
9 | | | | | |
10 | | | | | |
11 | | | | | |
12 | | | | | |
13 | | | | | |
Подписи членов жюри : _________________________ __________________________________
_________________________ __________________________________
_________________________ __________________________________
Список литературы
1. Скакун, В. А. Организация и методика профессионального обучения [Текст]: Учебное пособие./ – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2007. -336с.
2. Скакун, В.А. Методика производственного обучения [Текст] /В.А. Скакун - М.: АПО, 1992. -204с.
3.Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды.- М.: Академия, 2001.- 184 с.
4.Суворова О.В. Швейное оборудование.- Ростов-н/Д.: Феникс, 2000.-352 с.
5.Сакулин Б.С., Амирова Э.К., Сакулина О.В. Конструирование мужской и женской одежды.- М.: Академия, 2001.-304 с.
Материалы сайтов:
http://abc.vvsu.ru/Books/osn_proect_kost_pr/page0004.asp
http://www.dublirin.com.ua/we_sew_varezka.html
http://www.livemaster.ru/catalogue/dlya-doma-i-interera/kuhnya/prihvatki&v=0&sort=2?from=60
http://www.acapod.ru/1108.html#ixzz10N27tObX