Всероссийский конкурс профессионального мастерства на лучшую методическую разработку «Библиотечный урок»
Книги детства наших учителей
Году педагога и наставника посвящается…
Форма проведения: библиотечный час
Цель:
- на основе любимых книг учителей нашей школы воспитать у обучающихся чувство интереса и любви к книге
Задачи:
- способствовать развитию познавательных процессов и интересов учащихся;
- создавать условия для творческих стремлений и самовыражения учащихся;
- прививать любовь к книге, к культурному чтению.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- видеоролики «Любимые книги наших учителей»;
- книжная выставка «Книги детства наших учителей».
Ход урока:
Педагог-библиотекарь: Здравствуйте, ребята. У каждого человека в жизни была книга, которую он любил и от которой в душе остался отпечаток. Наши педагоги когда-то тоже были детьми и у них были свои любимые книги. Сегодня мы с вами будем вести разговор о лучших книгах детства наших учителей. Возможно, вы уже знакомы с этими произведениями, но, я уверена, что среди них будут и те, о которых вы услышите впервые.
После нашего урока, мне, педагогу-библиотекарю, важно увидеть от вас обратную связь. Все книги, о которых пойдет сегодня речь, есть в нашей библиотеке. Они представлены на выставке «Книги детства наших учителей». Их можно взять и прочитать. Таким образом, вы окунетесь в детство наших учителей, будете вместе с ними переживать за героев, побеждать зло, путешествовать во времени и пространстве. И все благодаря книге.
- Видеоролик «Мир моря, мечты и любви» (4 мин.)
Итак, внимание на экран. Первый видеоролик от учителя начальных классов Ольги Николаевны Чирковой.
(Учитель в видеоролике рассказывает ребятам о феерии Александра Грина «Алые паруса». Знакомство с книгой начинается со слов Даниила Гранина: «Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве».)
После просмотра видеоролика ребята отвечают на вопросы:
- Читал ли кто-нибудь из вас эту книгу?
- Как вы думаете, в чем заключается главный смысл этой книги?
(нужно верить в мечту)
- Есть ли среди вас ребята, которые захотели прочесть эту книгу? Почему?
- Смотрели ли вы советский фильм «Алые паруса»?
Ольга Николаевна, права. Мы все можем мечтать и верить в то, что мечта осуществится, не смотря на потери и поражения. Мне хотелось бы завершить обзор этой замечательной книги словами К. Паустовского: «Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства – умения мечтать и любить».
- Видеоролик «Бороться и искать, найти и не сдаваться» (4 мин)
На очереди учитель русского языка и литературы Екатерина Николаевна Щучкина и ее книга детства – роман «Два капитана».
(Учитель рассказывает о герое романа - Саньке Григорьеве. После прочтения этой книги, герой Сани стал идеалом ее мужчины. Это отважный, смелый и романтичный персонаж. Ему удалось собрать историю погибшей северной экспедиции по крупицам. Рассказать об открытии Новой земли капитаном Татариновым было для Сани делом чести.)
После просмотра видеоролика ребята отвечают на вопросы:
- Какую тему этого произведения Екатерина Николаевна назвала главной?
(тема дружбы, любви, честности и предательстве, достижении своей цели)
- О каких двух капитанах идет речь в этом романе?
(Татаринов и Григорьев. Один совершил подвиг – в тяжелейших условиях открыл Новую землю, другой – целью жизни сделал поиск следов экспедиции и увековечивание имени капитана Татаринова в истории открытий)
- Кто-нибудь уже слышал об этом произведении? Смотрели фильм, читали?
- Кого из вас эта книга заинтересовала? Почему?
3. Видеоролик «О лучших чертах русского характера расскажет книга «Судьба человека» (4 мин.)
Если вы действительно хотите понять, почему наша страна одержала победу во Второй мировой войне, посмотрите на экран и послушайте учителя физической культуры Андрея Викторовича Калистратова.
(учитель рассказывает ребятам о герое книги Михаила Шорохова «Судьба человека» Андрее Соколове, его нелегкой судьбе, делает выводы о лучших чертах русского национального характера)
После просмотра видеоролика ребята отвечают на вопросы:
- Как вы считаете, почему рассказ называется «Судьба человека», а не иначе?
(Потому что в этом произведении Шолохов показал судьбу не конкретного человека – солдата Соколова, а судьбы многих людей, которые были изувечены в той войне. Не смотря на это, русский человек смог сохранить в себе чувство человеческого достоинства, стойкость, любовь к родине)
-Какова, на ваш взгляд, главная мысль произведения?
(рассказ о великих страданиях и великой стойкости простого советского человека)
- Вспомните, какие книги о Великой Отечественной войне вы читали. Что в них больше всего запомнилось?
- Видеоролик «Волшебная страна детства, где прекрасно всё» (4 мин.)
Любимой книгой детства учителя биологии Борисовой Любови Вячеславовны стала сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Внимание на экран.
(Учитель в своем рассказе сообщает ребятам, что книга написана для тех, кто способен понять, что «самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце».Сент-Экзюпери напоминает всем нам, что жизнь требует от человека каждодневных усилий, работы души.)
После просмотра видеоролика ребята отвечают на вопросы:
- Ребята, в своем рассказе Любовь Вячеславовна несколько раз произносит глагол «приручить». Как вы его понимаете?
(Надо не только давать живому существу в волю корма, строить удобные жилища, а приблизиться к нему, понять его, сделать так, чтобы оно радовалось тебе. Приручить – значит быть ответственным.)
- Каким видит Любовь Вячеславовна Маленького принца?
(Он добрый, разумный, трудолюбивый, верен в любви и предан в чувствах, поэтому его жизнь наполнена смыслом)
- Захотелось ли вам прочесть эту сказку? Почему?
Дорогие ребята, сегодня вы познакомились с любимыми книгами детства наших учителей. Узнали о героях этих книг, их приключениях, судьбах. Но самое важное – вы узнали отношение учителей к той или иной ситуации, описанной в книге, их личные впечатления и выводы.
На следующем библиотечном уроке мы продолжим обзор книг, но уже с другими педагогами нашей школы.
В завершении я хочу задать вам еще пару вопросов:
- Какая из этих книг вас заинтересовала больше всего? Почему?
- Готовы ли вы уже сейчас взять эту книгу для чтения?
- Хотелось бы вам также снять видеоролик и рассказать товарищам о своей любимой книжке?
Благодарю за работу.