Методическая разработка урока «Натюрморт в цвете»

1
0
Материал опубликован 2 June 2020

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ершова Саратовской области»








Методическая разработка урока



в 6 классе по теме



«Натюрморт в цвете»



Рамазанова Альфия Рафиковна


учитель изобразительного искусства



«Средняя общеобразовательная школа №4

г. Ершова Саратовской области»



улица Вокзальная,69


8(845)64-5-24-93









2014-2015 учебный год


Аннотация к уроку.


Урок по теме «Натюрморт в цвете» разработан для обучающихся 6 класса, тема изучается в разделе « Мир наших вещей. Натюрморт»


Данный урок посвящён изучению правильного сочетания цвета в натюрморте. Основная цель урока - сформировать у обучающихся представления о натюрморте. Формировать умения стилизовать  и создавать декоративный натюрморт  из  реалистических предметов, называть и характеризовать композицию, анализировать, сравнивать, выделять главное в композиции, обобщать, делать выводы.


Урок разделён на три части. В первой части урока обучающимся предлагается вспомнить ранее изученные жанры изобразительного искусства. С этой целью они обращаются к презентации, в которой им нужно предложенные картины и их названия отнести к определённому виду жанра изобразительного искусства. Во второй части урока учитель организует работу в группах для самостоятельного изучения материала. Ребята работают с учебником и раздаточным материалом. В третьей части урока происходит закрепление полученных знаний путём работы ребят по составлению композиции в двух техниках аппликация и фотонатюрморт и игры «Символы цвета».























Содержание


Введение. 177

Основная часть. Методические рекомендации

по проведению урока. 178

План урока 179-180

Технологическая карта урока 181-190

Заключение 191

Список литературы 192

Приложения 193-198
































Введение


Изобразительное искусство-это увлекательная и интересная наука. В процессе познания основных жанров изображения школьники проявляют интерес к различным темам. На протяжении 19 лет я успела заметить, что у обучающихся проявляется особый интерес к изучению жанров изобразительного искусства. При изучении пейзажа, натюрморта, портрета у обучающихся повышается мотивация к изучению предмета изобразительное искусство, к виду деятельности , наблюдается динамика качества знаний.

Поэтому хочу предложить методическую разработку урока по теме «Натюрморт в цвете». Основной целью урока является формирование у обучающихся представлений о видах натюрморта, умения правильно компоновать предметы в общую композицию, называть и характеризовать. Урок разработан в формате ФГОС и направлен на достижение следующих результатов.


Предметные: давать характеристику жанра «натюрморт», различать изученные жанры изобразительного искусства, составлять композиции натюрморта, давать характеристику.


Метапредметные:


регулятивные: навык самостоятельного приобретения новых знаний, организация учебной деятельности, поиск средств её осуществления, планирование, контролирование и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;


коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства , умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной деятельности, владение устной речью;


познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, развивать навыки самостоятельной работы с учебными пособиями, анализировать и оценивать её достоверность.


Личностные: способность оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности, формировании познавательной культуры и личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений.



Основная часть


Тема «Натюрморт в цвете» является обязательной при изучении жанров изобразительного искусства. На первых этапах изучения натюрморта ребята знакомятся с понятием натюрморта как жанра изобразительного искусства, с видами натюрморта. В процессе урока учитель использует следующие методические приёмы: элементы игровой: проблемные задания, диалог, беседа, упражнения, работа с таблицей, работа с учебником, фронтальный опрос, работа с опорным материалом.


Методические рекомендации по проведению урока.


Урок, развивая ранее приобретённые школьниками знания и умения, призван познакомить их с новым видом изображения натюрморта – фотонатюрморт. В целом урок отличается высокой информационной насыщенностью, что требует подбора таких средств, методов и форм обучения, которые позволили бы рационально комбинировать деятельность школьников ( например, выполнение задания, постановка и решение учебных проблем, выполнение упражнений по составлению композиций).

Перед изучением нового материала желательно актуализировать знания учащихся по темам «Виды жанров в изобразительном искусстве», «Изучение предметного мира- натюрморт». Для закрепления сформированных умений можно дать задание на описание композиции в натюрморте. Далее, обращаясь к знаниям учащихся, полученным на уроках, приходят к выводу, что не все виды натюрморта они смогли узнать. Обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока, ставят перед собой цели. Несколько слов необходимо сказать о цветоведении, цветовом решении композиции, это повысит интерес школьников перед изучением изображения нового вида натюрморта. Для знакомства с правильным выбором цветового решения композиции учитель организует работу в парах, а затем в мини- группах для проговаривания материала, выбора изображаемого объекта, цветового решения. Индивидуальная работа по окрашиванию одного из вида элемента композиции меняется на интересное и увлекательное занятие- составление композиции, в ходе которой по средству аппликации школьники наклеивают на выбранный по правилам цвета фон своего элемента. Из подготовленного набора муляжей фруктов составляют композицию и выполняют фотоснимок композиции, играют в игру «Символы цвета». В конце урока важно инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе, совместно сделать обобщающие выводы.


План урока


Тема программы: Изобразительное искусство в жизни человека.


Тема урока: Натюрморт в цвете.


Тип урока: урок изучения нового материала.


Вид урока: смешанный


Цель методическая: продолжать внедрение компетентностного подхода к обучению на уроках изобразительному искусству, как методу формирования умения действовать в заданной учебной ситуации.


Цели образования:


Обучающие: формирование у обучающихся представления видах выполнения натюрморта, умение характеризовать и выделять главное в композиции;


Развивающие: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание и находить правильное цветовое решение в композиции;


Воспитывающие: развитие мотивации к предмету изобразительное искусство, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, чувства прекрасного.


Материально- техническое обеспечение урока: учебник Л.А. Неменская 6 класс , инструкционные карты по выполнению задания,Шаблоны для художественного диктанта, памятка «Требования по выполнению натюрморта», наглядные изображения соотношения цветов, фотоаппарат, муляжи фруктов, вазы, розетки, клей, краски, кисти.


Межпредметные связи: история, биология.


Внутрипредметные связи: связь с ранее изученным материалом:

жанры в изобразительном искусстве, натюрморт


Планируемые результаты учебного занятия


Предметные: определять главный предмет в композиции, выбирать правильное цветовое решение, используя знания основ цветоведения, давать характеристику изображения, называть элементы композиции, цветовое окружение предметов.

Метапредметные:

регулятивные: навык самостоятельного приобретения новых знаний, организация учебной деятельности, поиска средств её осуществления, планирование, контролирование и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной деятельности, владение устной речью.

познавательные: умения определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, доступными современными информационными технологиями, анализировать и оценивать её достоверность.

Личностные: способность оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения о различных продуктивных видах деятельности, формирование познавательной культуры и личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений.






















Заключение


В настоящее время перед педагогами стоит главная задача- научиться проводить уроки в соответствии с основными требованиями ФГОС ООО.

В ФГОС общего образования особое внимание уделяется формированию у учащихся универсальных учебных действий. Приступая к методической разработке урока по теме «Натюрморт в цвете», необходимо было научить учащихся давать определение жанру «Натюрморт», различать изученные жанры в искусстве, уметь различать и называть их, уметь работать с цветом, знать основы цветоведения, сформировать у обучающихся навыки самостоятельного приобретения новых знаний, готовность получать необходимую информацию, выдвигать гипотезу, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной деятельности, строить логические рассуждения и делать выводы, способность оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности.


Безусловно, в основе формирования умений и навыков лежит коллективно- распределительная деятельность обучающихся, позволяющая создавать атмосферу совместной работы. Наблюдается выраженное стремление к доказательности актуальности своих действий, целесообразности использования результатов на практике. Вся работа осуществляется в процессе свободного общения, открытого обмена мнениями, в дискуссии. Такая деятельность даёт результат необходимой новизны с элементами открытия. Естественно, что результат новый для ребят, но не новый для науки. Сочетание групповых и коллективных форм работы повышает эффективность образовательного процесса и поддерживает мотивацию обучающихся на высоком уровне.


В конце я хочу сделать вывод о том, что формирование универсальных учебных действий - неотъемлемая часть учебного процесса и внеурочной деятельности. Главное в работе учителя- это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий. Соединение самостоятельной, творческой видов деятельности даёт отличный результат- новое качество образования. Мы получаем мотивированную, заинтересованную, умеющую решать жизненные проблемы, социализированную, а, следовательно, конкурентно- способную и успешную личность.








Список литературы для учащихся.


1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций; под редакцией Б.М. Неменского.- 3-е изд.- М. : Просвещение, 2014.

2. Свиридова О.В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты.- Волгоград: Учитель, 2008.



Список литературы для педагогов.


Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли/ Под ред. А.Г. Асмолова.- М., 2008

Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности/ И.И. Вартанова// Весник Моск. Ун-та. Серия «Психология».- 2000.- №4

Воробьёва О.Я.Изобразительное искусство.1-8 классы: развёрнутое тематическое планирование по программе Б. М. Неменского/ авт. Сост. О.Я. Воробьёва, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко- Волгоград: Учитель, 2010

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения/ В. В. Даыдов.- М.,1996

Закон «Об образовании»

Ньюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего/ Ж. Ньюттен.-М. 2004.

Павлова О.В. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе под ред. Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.В. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2006.

Рабочие программы по изобразительному искусству

Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов.- М., 1997.

Сластникова М.В., Усова Н.В., Вереитинова Е.И. Изобразительное искусство. 5-8 классы: управление познавательной деятельностью учащихся.- Волгоград: Учитель, 2013.

Стандарт общего образования по изобразительному искусству. Базовый уровень.

Степанчук З.А., Степанчук О.А, Погорелова Г.В, Андриенко Т.В, Сергеева О.В., Пашигорева Л.В., Гиносян Д.С, Лёвина И.Л, Назарова Т.Н., Анисимова М.И. Изобразительное искусство. 1-8 классы: опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков/ сост. З.А. Степанчук и др.- Волгоград: Учитель, 2009.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать/ К. Фопель.- М.,1998.













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.