Урок изобразительного искусства в 6 классе «Цвет в натюрморте»
Цвет в натюрморте
Тип урока: комбинированный.
Цели:
Формировать представление учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей;
Развивать:
-
умение выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен;
уважать мнение другого человека;
способность слышать и слушать другого человека;
Форма урока: Беседа
Оборудование и материалы:
Художественные материалы.
Музыкальный ряд (см. приложение)
План урока:
Организационный момент.
Тема, постановка целей урока.
Изучение нового материала.
Постановка художественной задачи по выполнению натюрморта.
Практическая работа.
Рефлексия.
Подведение итогов и защита работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Каждый день - всегда везде. На занятиях и в игре. Смело четко говорим и тихонечко сидим. Ну- ка ты проверь, дружок. Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль порядке: краски, кисточки, тетрадки?!
II. Формулирование темы, целей урока.
--Отгадайте загадку:
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе.
Или квас в большом кувшине,
Или вазу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу
Знай, что это… (натюрморт).
-Чему будет посвящён наш урок?
-Правильно. Новая это для вас тема или вы уже знакомы с этим жанром?
-На предыдущем уроке вы познакомились с понятиями натюрморта в графике, свет и тень в натюрморте.
-Сегодня на уроке мы поговорим о роли цвета в натюрморте. Тема урока (Внимание на доску)
-Давайте вместе с вами попробуем сформулировать цели нашего урока, задачи для каждого из вас.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. Сообщение теоретических сведений.
- Что же такое натюрморт? (Жанр ИЗО, в котором изображаются предметы неживой природы, размещенные в единой среде. Это может быть один или несколько предметов.)
– Давайте с вами вспомним, как переводится слово натюрморт?
– «Мертвая природа» или «тихая жизнь» (Слайд 1)
Натюрморт как самостоятельный жанр искусства зародился и получил широкое развитие в Голландии и соседней Фландрии (теперь это часть Бельгии) в 17 веке.
– Что чаще всего изображали в натюрмортах?
( Цветы, фрукты, овощи, мясо, дичь, предметы быта, атрибуты).
- Посмотрите на экран и послушайте стихотворение о натюрморте и дополните свой ответ. (Слайд 2) музыка №1
Стихотворение читает ученик:
На скатерти домашней хлеб румянится,
И солнце жадно к караваю тянется.
Хлеб пышет свежестью, печным теплом,
Распространяя аромат кругом.
Тарелки деревянные точеные.
Блестят боками расписными золочеными.
Стоит букетик полевых цветов,
И ваза, полная плодов.
- Так что же ещё может изображаться в натюрмортах?
Правильно. Помимо неодушевлённых предметов на картине также могут быть изображены объекты живой природы, например рыба на столе, дичь, цветы в букете.
Одним из примеров такого натюрморта является акварель М. Врубеля «Роза» ( Слайд3) Одинокий прекрасный цветок стоит в прозрачном стакане. Никакого окружения не изображено – художник любуется единственно ею, всё остальное ему не важно. Эта одинокая роза, как будто изваянная из тончайшего фарфора, олицетворяет мечту художника о красоте.
- Какое чувство у вас вызывает эта картина? Почему?
Натюрморт стал для Врубеля своего рода театром чувств и переживаний художника. А главным выразительным средством стал цвет.
- Давайте подумаем, что передаёт цвет?
Цвет не только передает реальную окраску, но и позволяет нам осязательно ощутить предмет, почувствовать его тяжесть или легкость, холод или тепло.
Цвет помогает ощутить среду, освещение, воздух, его резкость, чистую прозрачность или туманную густоту. Но главное в том, что цвет способен создавать настроение – печальное или радостное, вносить бурный драматизм или спокойствие, ясность или таинственность. Собственный цвет предмета в натюрморте называют (локальный) . А цвет в картине (обусловленный) Цветовая организация натюрморта- ритм цветовых пятен. Работа с учебником стр.78-84
Стихотворение читает ученик:
Скажи, скажи художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер
Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?
(Н. Бромлей)
- А какого цвета радость?
- А горе?
- А нежность?
- А доброта? (Дети высказывают свое мнение)
Фронтальная работа с обучающимися - натюрморты такие разные.
Назовите, какие бывают натюрморты? (ученический, осенний, праздничный и т.д.)
2. Работа по зрительному ряду.
- Давайте рассмотрим натюрморты известных художников и постараемся определить, какие переживания, чувства, настроение передавали художники при помощи цвета. Почему вы так думаете?
(Рассматриваем репродукции картин Ван Гога, Сезанна, Петрова-Водкина, КончаловскогоП. данные в учебнике) Если у учащихся это задание вызвало затруднения. То открываю за доской написанные чувства и предлагаю выбрать то, что подходит к данной картине.
Нежность, мечтательность, тепло. Душевность, радость, доброта, грусть. Ощущение хрупкости жизни, тревога, восхищение, восторг, чувственность, таинственность, праздность.
- А теперь посмотрите, как в своих натюрмортах ученики передают настроение, чувства. Выставка работ ребят
( На доске работы учащихся).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Кроме цвета, чувства и настроение можно передать музыкой.
Давайте послушаем музыку, подумаем, какое настроение она у вас вызывает.
- Выразите своё отношение к этой музыке движениями.
Садитесь.
- Как вы думаете, к какому натюрморту подходит по характеру эта музыка?
IV. Постановка художественной задачи по выполнению натюрморта.
Сегодня на уроке вы выполните изображение натюрморта. Как вы помните, работа над натюрмортом начинается с решения: о чем этот натюрморт расскажет, из каких предметов он будет состоять, какие навеет настроения (праздничный или грустный, таинственный или торжественный, утренний или вечерний). Слайд №2,а также репродукции натюрмортов в учебнике .78-81стр.
-Постарайтесь определёнными цветами выразить своё эмоциональное состояние. Как можно ярче отразить характер предметов.
Какие тебе для этого нужны краски? Какой цвет будет определяющим – яркий теплый, или мягкий красный, или глубокий синий, или… ? Изобрази этим цветом главный предмет в твоем натюрморте, определив ему место на листе. Подумай, какими будут остальные предметы и фон.
Компоновка предметов должна быть тщательно продумана. Далее делается рисунок, в котором не только отражается форма рисуемых предметов, но и показывается направление светотени, темные и светлые места, и только после этого работаете с красками.
V. Практическая работа.
Задание: выполните рисунок - натюрморт в каком-либо из эмоциональных состояний.(1-2 предмета)
(Звучит тихая музыка – мелодия №3).
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1) контроль организации рабочего места;
2)контроль правильности выполнения приёмов работы;
3)оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4)контроль объёма и качества выполненной работы.
VI. Подведение итогов урока.
Выставка работ учащихся.
Заключительное слово.
Учитель: Серьёзные задачи стояли сегодня перед вами, но вы справились с ними, решив правильно и вопросы компоновки предметов натюрморта, его композиции, и задачи выбора палитры красок. Но кроме этого, каждая из ваших работ рассказывает о вашем эмоциональном состоянии в этот день.
Рефлексия.
-Что нового для себя вы открыли на уроке?
-Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем?
*(-Натюрморт, какого художника вам больше понравился?) (Слайды и репродукции картин )
Домашнее задание: подобрать иллюстрации с изображением натюрмортов, рассказать об их авторах.
Пояснительная записка
Урок « Цвет в натюрморте». По учебному предмету изобразительное искусство, имеет жанровый принцип, в основу которого рассматривают натюрморт, как « Искусство в жизни человека.» Для 6 класса разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и рабочей программой «Изобразительное искусство и художественный труд» 2010г. под редакцией Б. М. Неменского для 5-8 классов. Программа рассчитана на количество часов 35 по 1 часу в неделю. Имеется учебник по искусству для 6 класса раздел№ 2 «Мир наших вещей. Натюрморт» Под редакцией Б. М. Неменского Москва « Просвещение»2013г
Общая тема по изо для 2 четверти «Мир наших вещей. Натюрморт»
Изображение прекрасного мира вещей всегда увлекало многих художников
Основная задача - дать учащимся понимание того, что натюрморт – это не просто изображение вещей, а раскрытие вместе с тем и мира человека, его мыслей, чувств.
Мир вещей в натюрморте всегда выражает внешние приметы жизни определенной исторической эпохи.
Данный урок имеет место во 2 четверти под №15. « Цвет в натюрморте»
Для реализации данного урока необходимо оборудование: учебные столы, доска универсальная, магниты, художественные материалы, тонированная бумага, учебники для 6 класса изобразительное искусство « Искусство в жизни человека» Под редакцией Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2013г.
Технические средства обучения
Экран, компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон.
Использованы слайды А. Матисс. Красные рыбки; Врубель « Роза» И. Машков «Синие сливы» и музыкальный ряд: классическая музыка: Вивальде танец цветов (из интернета)
Ахматчина Лариса Владимировна
учитель изобразительного искусства
МКОУ ПСОШ№1 г. Петухово
Тема урока: « Цвет в натюрморте»
6 класс
2016 г.