Урок изобразительного искусства в 6 классе «Цвет в натюрморте»

1
0
Материал опубликован 23 October 2016

Цвет в натюрморте

Тип урока: комбинированный.

Цели:

Формировать представление учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей;

Развивать:

  1. умение выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен;

    уважать мнение другого человека;

    способность слышать и слушать другого человека;

Форма урока: Беседа

Оборудование и материалы:

Презентация;

Художественные материалы.

Музыкальный ряд (см. приложение)

План урока:

Организационный момент.

Тема, постановка целей урока.

Изучение нового материала.

Постановка художественной задачи по выполнению натюрморта.

Практическая работа.

Рефлексия.

Подведение итогов и защита работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Каждый день - всегда везде. На занятиях и в игре. Смело четко говорим и тихонечко сидим. Ну- ка ты проверь, дружок. Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль порядке: краски, кисточки, тетрадки?!

II. Формулирование темы, целей урока.

--Отгадайте загадку:

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе.

Или квас в большом кувшине,
Или вазу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт, 
Или все предметы сразу

Знай, что это… (натюрморт).

-Чему будет посвящён наш урок?

-Правильно. Новая это для вас тема или вы уже знакомы с этим жанром?

-На предыдущем уроке вы познакомились с понятиями натюрморта в графике, свет и тень в натюрморте.

-Сегодня на уроке мы поговорим о роли цвета в натюрморте. Тема урока (Внимание на доску)

-Давайте вместе с вами попробуем сформулировать цели нашего урока, задачи для каждого из вас.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Сообщение теоретических сведений.

- Что же такое натюрморт? (Жанр ИЗО, в котором изображаются предметы неживой природы, размещенные в единой среде. Это может быть один или несколько предметов.)

– Давайте с вами вспомним, как переводится слово натюрморт?

– «Мертвая природа» или «тихая жизнь» (Слайд 1)

Натюрморт как самостоятельный жанр искусства зародился и получил широкое развитие в Голландии и соседней Фландрии (теперь это часть Бельгии) в 17 веке.

– Что чаще всего изображали в натюрмортах?

( Цветы, фрукты, овощи, мясо, дичь, предметы быта, атрибуты). 

- Посмотрите на экран и послушайте стихотворение о натюрморте и дополните свой ответ. (Слайд 2) музыка №1

Стихотворение читает ученик:

На скатерти домашней хлеб румянится,
И солнце жадно к караваю тянется.
Хлеб пышет свежестью, печным теплом,
Распространяя аромат кругом.
Тарелки деревянные точеные.

Блестят боками расписными золочеными.
Стоит букетик полевых цветов,
И ваза, полная плодов.

- Так что же ещё может изображаться в натюрмортах?

Правильно. Помимо неодушевлённых предметов на картине также могут быть изображены объекты живой природы, например рыба на столе, дичь, цветы в букете.

Одним из примеров такого натюрморта является акварель М. Врубеля «Роза» ( Слайд3) Одинокий прекрасный цветок стоит в прозрачном стакане. Никакого окружения не изображено – художник любуется единственно ею, всё остальное ему не важно. Эта одинокая роза, как будто изваянная из тончайшего фарфора, олицетворяет мечту художника о красоте.

- Какое чувство у вас вызывает эта картина? Почему?

Натюрморт стал для Врубеля своего рода театром чувств и переживаний художника. А главным выразительным средством стал цвет.

- Давайте подумаем, что передаёт цвет?

Цвет не только передает реальную окраску, но и позволяет нам осязательно ощутить предмет, почувствовать его тяжесть или легкость, холод или тепло.

Цвет помогает ощутить среду, освещение, воздух, его резкость, чистую прозрачность или туманную густоту. Но главное в том, что цвет способен создавать настроение  – печальное или радостное, вносить бурный драматизм или спокойствие, ясность или таинственность. Собственный цвет предмета в натюрморте называют (локальный) . А цвет в картине (обусловленный) Цветовая организация натюрморта- ритм цветовых пятен. Работа с учебником стр.78-84

Стихотворение читает ученик:

Скажи, скажи художник, 
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер

Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?

(Н. Бромлей)

- А какого цвета радость?

- А горе?

- А нежность?

- А доброта? (Дети высказывают свое мнение)

Фронтальная работа с обучающимися - натюрморты такие разные.

Назовите, какие бывают натюрморты? (ученический, осенний, праздничный и т.д.)

2. Работа по зрительному ряду.

- Давайте рассмотрим натюрморты известных художников и постараемся определить, какие переживания, чувства, настроение передавали художники при помощи цвета. Почему вы так думаете?

(Рассматриваем репродукции картин Ван Гога, Сезанна, Петрова-Водкина, КончаловскогоП. данные в учебнике) Если у учащихся это задание вызвало затруднения. То открываю за доской написанные чувства и предлагаю выбрать то, что подходит к данной картине.

Нежность, мечтательность, тепло. Душевность, радость, доброта, грусть. Ощущение хрупкости жизни, тревога, восхищение, восторг, чувственность, таинственность, праздность.

- А теперь посмотрите, как в своих натюрмортах ученики передают настроение, чувства. Выставка работ ребят

( На доске работы учащихся).

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

- Кроме цвета, чувства и настроение можно передать музыкой.

Давайте послушаем музыку, подумаем, какое настроение она у вас вызывает.

- Выразите своё отношение к этой музыке движениями.

Садитесь.

- Как вы думаете, к какому натюрморту подходит по характеру эта музыка?

IV. Постановка художественной задачи по выполнению натюрморта.

Сегодня на уроке вы выполните изображение натюрморта. Как вы помните, работа над натюрмортом начинается с решения: о чем этот натюрморт расскажет, из каких предметов он будет состоять, какие навеет настроения (праздничный или грустный, таинственный или торжественный, утренний или вечерний). Слайд №2,а также репродукции натюрмортов в учебнике .78-81стр.

-Постарайтесь определёнными цветами выразить своё эмоциональное состояние. Как можно ярче отразить характер предметов.

Какие тебе для этого нужны краски? Какой цвет будет определяющим – яркий теплый, или мягкий красный, или глубокий синий, или… ? Изобрази этим цветом главный предмет в твоем натюрморте, определив ему место на листе. Подумай, какими будут остальные предметы и фон.

Компоновка предметов должна быть тщательно продумана. Далее делается рисунок, в котором не только отражается форма рисуемых предметов, но и показывается направление светотени, темные и светлые места, и только после этого работаете с красками.

V. Практическая работа.

Задание: выполните рисунок - натюрморт в каком-либо из эмоциональных состояний.(1-2 предмета)

(Звучит тихая музыка – мелодия №3).

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2)контроль правильности выполнения приёмов работы;

3)оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4)контроль объёма и качества выполненной работы.

VI. Подведение итогов урока.

Выставка работ учащихся.

Заключительное слово.

Учитель: Серьёзные задачи стояли сегодня перед вами, но вы справились с ними, решив правильно и вопросы компоновки предметов натюрморта, его композиции, и задачи выбора палитры красок. Но кроме этого, каждая из ваших работ рассказывает о вашем эмоциональном состоянии в этот день.

Рефлексия.

-Что нового для себя вы открыли на уроке?

-Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем?

*(-Натюрморт, какого художника вам больше понравился?) (Слайды и репродукции картин )

Домашнее задание: подобрать иллюстрации с изображением натюрмортов, рассказать об их авторах.

 

Пояснительная записка

Урок « Цвет в натюрморте». По учебному предмету изобразительное искусство, имеет жанровый принцип, в основу которого рассматривают натюрморт, как « Искусство в жизни человека.» Для 6 класса разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и рабочей программой «Изобразительное искусство и художественный труд» 2010г. под редакцией Б. М. Неменского для 5-8 классов. Программа рассчитана на количество часов 35 по 1 часу в неделю. Имеется учебник по искусству для 6 класса раздел№ 2 «Мир наших вещей. Натюрморт» Под редакцией Б. М. Неменского Москва « Просвещение»2013г

Общая тема по изо для 2 четверти «Мир наших вещей. Натюрморт»

Изображение прекрасного мира вещей всегда увлекало многих художников

Основная задача - дать учащимся понимание того, что натюрморт – это не просто изображение вещей, а раскрытие вместе с тем и мира человека, его мыслей, чувств.

Мир вещей в натюрморте всегда выражает внешние приметы жизни определенной исторической эпохи.

Данный урок имеет место во 2 четверти под №15. « Цвет в натюрморте»

Для реализации данного урока необходимо оборудование: учебные столы, доска универсальная, магниты, художественные материалы, тонированная бумага, учебники для 6 класса изобразительное искусство « Искусство в жизни человека» Под редакцией Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2013г.

Технические средства обучения

Экран, компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон.

Использованы слайды А. Матисс. Красные рыбки; Врубель « Роза» И. Машков «Синие сливы» и музыкальный ряд: классическая музыка: Вивальде танец цветов (из интернета)

 

 

Ахматчина Лариса Владимировна

учитель изобразительного искусства

МКОУ ПСОШ№1 г. Петухово

Тема урока: « Цвет в натюрморте»

6 класс

 

2016 г.


 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации