Урок - презентация «Цвет в натюрморте» (Изобразительное искусство в 6 классе)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе
Ф.И.О. Полугрудова Светлана Александровна
Учебный предмет: изобразительное искусство 6 класс.
УМК (программы учебного курса): Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А.Неменская ; под ред. Б. М. Неменского/. – М.: Просвещение, 2008 г.
Тема четверти: «Мир наших вещей. Натюрморт » (7 уроков)
Урок 16 /по календарно-тематическому планированию/
Тема урока: «Цвет в натюрморте». Дата проведения: 20.12.2016г.
Цель и задачи |
Формирование умений выражать свою эстетическую позицию и отстаивать ее; Образовательные: -расширение знаний о важнейших выразительных средствах изобразительного искусства. -ознакомление с техникой монотипии. Развивающие: -развитие познавательного интереса, межпредметные связи. -развитие творческой фантазии, умений и навыков владения живописными приемами изобразительного искусства. - развитие логического мышления учащихся; - обогащение словарного запаса учащихся предметной терминологией. - развитие воображения, любви к прекрасному Воспитательная: -приобщение детей к культурному наследию человечества. - формирование навыков передачи настроения в натюрморте - воспитание у учащихся взаимопомощи и самостоятельности; - способствовать воспитанию интереса к урокам изобразительного искусства; - воспитание аккуратности, дружелюбия. |
Тип урока |
Комбинированный |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: познакомятся с именами выдающихся живописцев, научатся принимать активное участие в обсуждении нового материала; изучат богатство выразительных возможностей цвета в живописи; смогут анализировать новый материал, определять понятие «импрессионизм», анализировать работы великих художников-импрессионистов в жанре натюрморта, приобретают творческие навыки, научатся передавать цветом настроение в натюрморте. Метапредметные: научатся планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы передачи чувств и эмоций посредством цвета и техники импрессионистов; понимать позицию одноклассника; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; слушать друг друга, обмениваться мнениями, планировать деятельность и работать по плану. Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, умеют чувствовать настроение |
Технологии |
Здоровьясбережения, поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения, совместной поисковой деятельности, сотрудничество, информационно-коммуникативные, компьютерные. |
Зрительный ряд |
Презентация, учебник, репродукции картин: Клод Моне «Яблоки и виноград», Огюст Ренуар «Анемоны»,Поль Сезанн «Натюрморт с драпировкой», Анри Матисс «Красные рыбки». |
Музыкальный ряд |
«Песенка о картинах» Григорий Гладков, Ф.Шопен Симфония № 5 «Нежность» |
Литературный ряд |
Отрывок песни Иоганна Вольфганга Гёте « Чтоб творить, в уединенье…», Александр Кушнер «Песенка о картинах» |
Материалы |
Гуашь, акварель, кисть, листы бумаги, файл, палитра, непроливайка, паспорту, магниты. |
Задание |
Изобразить натюрморт, выражающий то или иное настроение в виде монотипии. |
Оборудование |
Мультимедийный проектор, компьютер, колонки. |
Наглядно-демонстрационный материал |
Презентация «Цвет в натюрморте», учебник, компьютер, репродукции картин. |
Основные понятия |
Цвет, натюрморт, импрессионисты, монотипия. |
Дидактическая структура занятия |
Миницель (задачи) Этапов занятия |
Методы и приемы Образовательные технологии |
Форма деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты |
||||||
1.Организационный этап (1 минута) |
Создание положительного эмоционального настроя обучающихся. |
Вступительное слово учителя |
Фронтальная и индивидуальная работа |
Приветствует учащихся. Работает с классным журналом. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Здравствуйте, юные художники. Я рада приветствовать вас на уроке! Сегодня в нашем классе открывается художественная студия. И вы становитесь художниками -исследователями. А значит всем надо быть внимательными, думать, размышлять, вспоминать и высказывать свое мнение. |
Готовят необходимые инструменты и материалы к уроку. |
Личн.УУД: самоорганизация: Метапредм. УУД: организация своего рабочего места Регул. УУД: организация дея- ти на уроке, ученик учится определять цель своей работы. |
||||||
2. Мотивация (2 минуты) |
Определить тему и задачу урока. |
Объяснительно-иллюстративный Просмотр видеоролика «О картинах» |
Фронтальная и индивидуальная работа |
Ребята, сегодня у нас очень интересный и познавательный урок. Посвящён он такому жанру изобразительного искусства, который является темой уже многих наших уроков. Если вы отгадаете загадку поэта и музыканта Григория Гладкова, то узнаете, о каком жанре сегодня пойдёт речь. Внимание на экран. Ребята, а скажите, что общего вы увидели в натюрмортах, показанных в ролике? Ребята, эпиграфом нашего урока сегодня станут слова немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте. (СЛАЙД 1) Как оратору дар прозы, Рифмы дар тебе, поэт, Так для жизни юной розы Живописцу нужен цвет… Как вы понимаете это четверостишье? И речь сегодня пойдёт не просто о натюрморте, а о цвете в натюрморте (СЛАЙД 2) Объявление темы урока. |
Слушают учителя, смотрят видеоролик и эмоционально выражают свое отношение к увиденному. Учащиеся размышляют и высказывают свои предположения: - нарисованы предметы - нарисованы красками. Учащиеся размышляют и высказывают свои предположения: - для выполнения натюрморта живописцу нужен цвет. Определяют тему урока. |
Метапредм. УУД: Познав. УУД: выдвижение гипотез и их обоснование; умение выражать свои мысли. Коммун.УУД: аргументация своего мнения, учет разных мнений. |
||||||
3.Актуализация опорных знаний. (2 мин) |
Фронтальная |
Вопросы к учащимся: Вспомните, пожалуйста, как кратко определить, что такое натюрморт? (СЛАЙД 3) А какие предметы могут составлять натюрморт? Какое главное выразительное средство использует живопись? (СЛАЙД 4) На какие две группы делятся все существующие цвета? Назовите тёплые? (СЛАЙД 5) Холодные? (СЛАЙД 6) Но для создания хорошего натюрморта важно помнить и об общем колорите рисунка. Колорит – означает сочетание, соотношение цветов, создающих единство замысла, идеи художника. (СЛАЙД 7) Какие цвета помогут создать ощущение радости, праздника? (СЛАЙД 8) Грусти, печали? (СЛАЙД 9) |
Учащиеся рассуждают, смотрят слайды презентации, отвечают на вопросы. |
|||||||||
4. Изучение нового материала (10 мин) |
Знакомство с новыми понятиями. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по изучаемой теме. |
Словесно- иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме. Просмотр презентации «Цвет в натюрморте». Просмотр презентации, работа с учебником |
Фронтальная |
Цвет – замечательное явление природы. Он не только передаёт важную информацию о предмете, но и обладает способностью вызывать волнующие человека мысли и чувства. С давних пор было известно, что красный цвет бодрит, синий успокаивает, серый угнетает, а жёлтый способствует созданию хорошего настроения. (СЛАЙД 10 -13) Известно, что каждый предмет имеет определённый природный цвет: лимон жёлтый, морковь оранжевая, огурец зелёный. В живописи под цветом предмета понимают не локальный его цвет, а видимый в определённый момент в конкретной среде. Самое важное значение для цвета в живописи имеет освещение. (СЛАЙД 14) Наибольшую насыщенность все цвета имеют при среднем освещении. Такие наблюдения за изменением локального цвета предмета и помогают создавать иллюзию объёма на плоскости. Важно, чтобы общее цветовое построение работы передавало эмоциональное настроение зрителю. Импрессионисты были именно такими художниками. Они были большими новаторами в области цвета. Посмотрите как необычно изображает Винсент Ван Гог самые обычные и недорогие вещи. (стр. 79 учебника) (СЛАЙД 15) Ван Гог любил один цвет больше чем остальные. Посмотрите на репродукции его работ и угадайте – какой? Определите общий колорит работы русского художника Игоря Грабаря? - Можно ли догадаться где художник рисовал эту картину? - Какие ощущения у вас вызывает работа знаменитого русского художника Козьмы Петрова-Водкина «Скрипка»? (СЛАЙД 16) Определите колорит репродукции «Утренний натюрморт»? Почему, по-вашему, художник выбрал такие розово-оранжевые тона для своего натюрморта? Обратите внимание на способы «лепки» объёма на плоскости у разных художников. Итак, мы убедились с вами, что цвет в живописи не только передаёт реальную окраску, но и позволяет нам ощутить материал предмета, его фактуру, почувствовать его тяжесть или лёгкость, спелость, холод или тепло. Цвет помогает ощутить время года, время суток, погоду. Но главное, цвет способен создавать настроение – печальное или радостное, спокойное или драматичное, таинственное или откровенное. |
Слушают учителя и участвуют в беседе. Такой ярко выраженный цвет предмета называется локальным. При сильном освещении локальные цвета предметов становятся более светлыми, их насыщенность уменьшается, они как бы выцветают. |
Формирование УУД: (Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. |
||||||
5. Динамическая пауза |
Способствовать сохранению и укреплению здоровья, обеспечить необходимую двигательную активность. |
Физкульт –минутка. Видеоролик на экране. |
Фронтальная |
А чтобы поднять перед творческим заданием нам настроение, давайте немного подвигаемся. Встали из –за парт. Повторяет движения, следит за правильностью их выполнения. |
Повторяют движения. |
Личн.УУД: самоорганизация: Метапредм. УУД: организация выполнения упражнений на движение рук, головы, плеч…. |
||||||
6. Творческая практическая деятельность (20 мин) |
Закрепление полученных знаний в практической деятельности. |
Беседа. |
Фронтальная, |
Перед вами необходимые материалы. Вы должны проявить творческую фантазию и изобразить натюрморт, выражающий то или иное настроение (СЛАЙД 17 – 18) А выполнять задание будем в виде монотипии. (СЛАЙД 19) Монотипия состоит из двух древнегреческих слов «моно» — один – «типия» — отпечаток. Это вид печатной графики, где получается только один оттиск, не похожий на предыдущий. Монотипия как вид изобразительного искусства существует более трёхсот лет. Впервые эту технику применил Джованни Кастильоне. Однако распространение эта техника получила только с конца 19в. Приступим к выполнению творческой работы. При работе красками делаем: - короткие, толстые мазки, без прорисовки деталей; – цвета располагаем рядом друг с другом, минимально смешивая; – избегайте черного цвета. Серые и темные тона создаются путем смешивания других красок. – свежие краски накладываются друг на друга, без ожидания подсушки предыдущих слоев. |
Отвечают на вопросы. Выполняют творческую работу. Осуществляют творческий поиск. Делятся практическими открытиями во время работы. |
Формирование УУД: (Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. Метапредм. УУД: Познав. УУД: самостоятельная деятельность определении выводов Коммун.УУД: работают совместно с учителем Личност. УУД: сформированность познавательных интересов. |
||||||
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
Способствовать организации самооценки работы обучающихся. |
Рефлексия Экспресс-выставка. Оценка работ. |
Фронтальная |
Учитель. Пожалуйста, поделитесь с нами своими результатами. Итак, дорогие мои, что нового узнали вы на сегодняшнем занятии? Понравился ли вам урок? Что понравилось больше всего? Возникали ли у вас какие-либо трудности во время урока? Домашнее задание: собрать информацию об 1 художнике писавшем натюрморты. |
Учащиеся демонстрируют свои работы, вывешивая на магнитную доску в заранее сделанные паспарту, обсуждают их, и после некоторых поправок, оцениваем работы. Уборка рабочих мест. |
Познав. УУД: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и какие необходимо приобрести на уроке. Регулятивные: оценивают свою работу. |