Янковская Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы №1
г-к Железноводска Ставропольского края
Методическая разработка урока письма в 5 классе
Тема: «Напиши мне письмо от руки…»
ЦЕЛЬ УРОКА:
Познакомить учащихся с понятием “эпистолярный жанр”; учить правильному написанию письма; воспитывать патриотические чувства, уважение к подвигу солдата.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательная- Познакомить учащихся с жанром письма как древнейшим средством общения людей и его основными современными разновидностями; со структурой письма и правилами его написания;
Развивающая- Развивать орфографические и пунктуационные навыки, интерес к эпистолярному жанру;
Воспитательные- Воспитывать любовь к русскому языку, уважение к человеку, правила вежливого обращения, прививать бережное отношение к историческому прошлому Отчизны.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, выставка с письмами разных видов, сумка почтальона, структура написания письма (разрезанная в конвертах) на каждой парте; «Толковый словарь Ожегова», бумага для письма, материал для оформления писем с фронта, песня «Журавли».
ХОД УРОКА
Этап урока
| Деятельность учителя (применяемые технологии, приёмы) | Деятельность учащихся (формы организации деятельности) | Формируемые УУД |
I.Организационный момент
| Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Учитель записывает число на обычной доске.
| Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции |
II.Создание проблемной ситуации Формулирование темы и целей урока. Актуализация знаний. III.Лексическая работа. | Создаёт проблемную ситуацию. Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулирует, корректирует некоторые задачи урока, предложенные учащимися. 1.Беседа. Здравствуйте, ребята. Рассмотрите картинки на слайде. Какие ассоциации у вас возникают? О чем мы сегодня будем говорить? А что такое письмо? 2.Анализ эпиграфа -Давайте познакомимся с словами, представленными на слайде: Напиши мне письмо от руки! Позабытое ныне искусство, Чтоб изгибами каждой строки, Оживало волшебное чувство… -Как вы понимаете эти слова? Почему письмо названо «позабытым ныне искусством»? -Как часто вы пишете письма и кому? 3. Постановка цели и задач урока. -Сформулируйте тему и цель нашего урока (Слайд 2) Тема нашего урока: «Напиши мне письмо от руки…» (Слайд 3) Цель: познакомиться с жанром письма, его видами, структурой, написать собственные письма. Таким образом, мы сегодня будем говорить об эпистолярном жанре – т.е. о текстах, имеющих форму письма, открытки, телеграммы, посылаемых адресату для сообщения определенных сведений. Мы напишем «письмо от руки, позабытое ныне искусство…» 4.Актуализация знаний обучающихся по теме урока. -О чем пишут в письмах? (Из сумки почтальона учитель достает разные письма и помещает на доску) -Обратите внимание на доску. На ней разные письма. Расскажите, какие письма представлены на выставке? -Чем они могут различаться? -Часто люди оказываются далеко друг от друга, не могут встретиться и поговорить, и на помощь приходит письмо. До середины 20 века письмо было основным средством общения людей на расстоянии. Какова же история письма? -Давайте вернёмся к нашим письмам и прочитаем одно из них: («Ванька» А.П. Чехова) (Слайд 4) -Понравилось вам оно? -Кому адресовано письмо? -В чем большой недостаток данного письма? Получит ли дедушка письмо от внука? Почему? 5.Лексическая работа в парах. Если бы Ваня знал все правила оформления писем, дедушка получил бы весточку от внука? Сейчас мы рассмотрим основные понятия, связанные с письмом. Работаете в парах. Перед вами карточки с заданием. Необходимо соотнести понятия левого столбика с толкованием слов правого столбика. Во время работы вы можете пользоваться толковым словарем Ожегова. 6. Фронтальная проверка (Слайд 5) -Поднимите руки, у кого все получилось правильно? 7. Анализ конверта письма. - В произведении А.П. Чехова «Ванька» кто являлся адресатом? Адресантом? - Чего не было в письме Ваньки? - Как правильно оформлять конверт? Посмотрите на слайд. (Слайд 6) Перед вами правильно оформленный конверт для письма. Очень важно точно и правильно указывать на конверте адрес и индекс, чтобы ваше письмо обязательно дошло до адресата. |
Читают эпиграф к уроку. Ответы учащихся Уточняют, формулируют тему и цель урока. Записывают в тетради тему урока.
Ответы учащихся. -Письма с фронта, письма Деду Морозу, письмо «в будущее», поздравительное, личные и т.д. -Отличаются формой, содержанием, целью написания, адресатом -Сначала было узелковое письмо, записки на берестяных грамотах, пергаменте, глиняные таблички, письма в картинках. Пользовались голубиной почтой. В 19 веке появились конверты… Читают письмо на слайде Отвечают на вопросы. Анализируют текст письма и делают вывод. Ответы учащихся. Самоанализ. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы других, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; самостоятельно формулируют тему и цели урока, ставят учебную задачу. Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
IV.Этап усвоения новых знаний. | 8. Структура письма -С чего традиционно начинаются письма? (Приветствие, обращение) Приведите пример того, какими словами можно начать письмо к маме, другу, учителю. -Мы начали работать над структурой письма, выяснили первый ее компонент- приветствие. -Сейчас, работая в парах, вам необходимо установить последовательность остальных компонентов. На партах части структуры письма, которые нужно наклеить на основу (дети выполняют работу в парах) -Проверьте правильность выполненной работы по образцу на слайде 7. -У кого все правильно, поднимите руки. -Итак, алгоритм письма мы составили. 9.Физкультминутка. «Что приносит почтальон?» Что принес нам почтальон? С толстой сумкой ходит он: Перевод, журнал, газету, В бандероли две кассеты. И письмо от тети Вали, Чтоб ее приезда ждали. |
Ответы учащихся.
Обсуждают каждый пункт, определяют правильную структуру письма Самоанализ. - дети маршируют -поворот туловища вправо, влево, руки в стороны -прыжки на двух ногах, руки вверх | Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: принятие решения и его реализация; контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
V.Практи-ческая работа. VI. Рефлексия деятельности (итоги урока) VII. Домашнее задание. | 10. Слово учителя. Письмо солдату. Сегодня с развитием новых технологий письма стали писать очень редко. Давайте вспомним далекие военные времена, когда на фронт в каждой семье ушел отец, брат, сын… Люди каждый день ждали весточки и радовались, когда приходило долгожданное письмо от родного человека. (Слайд 8) -Снова обратимся к нашей выставке писем. -В руках конверт почти истлевший, На нем слова едва видны. Внутри листочек пожелтевший- Родная весточка с войны. (Слайд 9) -Почему так необычно выглядит письмо? -Это письмо очень ценное. Послушайте его. «Мы победим. Мама, папа и бабушка, за меня не беспокойтесь. Не плачьте. Все хорошо. Ваш сын Коля» -Это письмо бойца с фронта, возможно, последнее… Поэтому оно так кратко… 11. Творческая работа. Написать письмо – это настоящее искусство. Давайте сейчас и мы напишем письмо солдату в далекие военные годы… Есть прекрасная возможность каждому сказать «Спасибо!» героям Великой Отечественной войны. Не скупитесь на добрые слова, будьте искренними! -На слайде есть памятка, которая поможет вам написать письма. Звучит мелодия песни «Журавли» 12. Чтение писем. - Возможно, кто-то хочет прочитать свое письмо? 13. Оформление писем. -Письма написаны. Давайте сложим письмо-треугольник. Можно украсить его. 14.Организует рефлексию. - Предлагаю ваши письма поместить на этих журавлей, летящих над вечным огнем. Ведь журавли напоминают, солдат, которые не смогли вернуться с войны. Вечная память всем солдатам, погибшим, защищая нашу Родину… -Ребята, наш урок подошел к концу. Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Я предлагаю вам дома поучаствовать в акции «Письмо Победы». На слайде подробная информация об этой акции. Удачи, ребята! А нам пора прощаться! До новых встреч!
| Письмо с фронта Написание письма солдату. Чтение писем учащимися. Используя цветную бумагу, цветные карандаши, клей и т.п., дети украшают письма-треугольники. (Дети помещают свои письма на плакат с изображением вечного огня и журавлей) Ответы учащихся | Личностные: смыслообразо-вание, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка. Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
9
Евгения Николаевна Касьянова