12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Янковская Елена Владимировна68
Россия, Ставропольский край, Железноводск

Янковская Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы №1

г-к Железноводска Ставропольского края



Методическая разработка урока письма в 5 классе

Тема: «Напиши мне письмо от руки…» t1699279217aa.png


ЦЕЛЬ УРОКА:

Познакомить учащихся с понятием “эпистолярный жанр”; учить правильному написанию письма; воспитывать патриотические чувства, уважение к подвигу солдата.


ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательная-  Познакомить учащихся  с жанром письма как древнейшим средством общения людей и его основными современными разновидностями; со структурой письма и правилами его написания;

Развивающая- Развивать орфографические и пунктуационные навыки, интерес к эпистолярному жанру;  

Воспитательные- Воспитывать любовь к русскому языку, уважение к человеку, правила вежливого обращения, прививать бережное отношение к историческому прошлому Отчизны.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, выставка с письмами разных видов, сумка почтальона, структура написания письма (разрезанная в конвертах) на каждой парте; «Толковый словарь Ожегова», бумага для письма, материал для оформления писем с фронта, песня «Журавли».




ХОД УРОКА

Этап урока

 

Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности)

Формируемые УУД

I.Организационный момент

 

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Учитель записывает число на обычной доске.

 

Подготовка к работе.

Самоопределение к деятельности.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Записывают число в тетрадях.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

II.Создание проблемной ситуации

Формулирование темы и целей урока.

Актуализация знаний.
































































III.Лексическая работа.

Создаёт проблемную ситуацию.  Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулирует, корректирует некоторые задачи урока, предложенные учащимися.

1.Беседа.

Здравствуйте, ребята.

Рассмотрите картинки на слайде. Какие ассоциации у вас возникают?

О чем мы сегодня будем говорить?

А что такое письмо?


2.Анализ эпиграфа

-Давайте познакомимся с словами, представленными на слайде:

Напиши мне письмо от руки!

Позабытое ныне искусство,

Чтоб изгибами каждой строки,

Оживало волшебное чувство…


-Как вы понимаете эти слова?

Почему письмо названо «позабытым ныне искусством»?

-Как часто вы пишете письма и кому?


3. Постановка цели и задач урока.

-Сформулируйте тему и цель нашего урока (Слайд 2)

Тема нашего урока: «Напиши мне письмо от руки…» (Слайд 3)

Цель: познакомиться с жанром письма, его видами, структурой, написать собственные письма.


Таким образом, мы сегодня будем говорить об эпистолярном жанре – т.е. о текстах, имеющих форму письма, открытки, телеграммы, посылаемых адресату для сообщения определенных сведений. Мы напишем «письмо от руки, позабытое ныне искусство…»

4.Актуализация знаний обучающихся по теме урока.

-О чем пишут в письмах?


(Из сумки почтальона учитель достает разные письма и помещает на доску)


-Обратите внимание на доску. На ней разные письма. Расскажите, какие письма представлены на выставке?


-Чем они могут различаться?



-Часто люди оказываются далеко друг от друга, не могут встретиться и поговорить, и на помощь приходит письмо. До середины 20 века письмо было основным средством общения людей на расстоянии. Какова же история письма?


-Давайте вернёмся к нашим письмам и прочитаем одно из них: («Ванька» А.П. Чехова) (Слайд 4)

-Понравилось вам оно?

-Кому адресовано письмо?

-В чем большой недостаток данного письма? Получит ли дедушка письмо от внука? Почему?


5.Лексическая работа в парах.

Если бы Ваня знал все правила оформления писем, дедушка получил бы весточку от внука?

Сейчас мы рассмотрим основные понятия, связанные с письмом.

Работаете в парах. Перед вами карточки с заданием. Необходимо соотнести понятия левого столбика с толкованием слов правого столбика. Во время работы вы можете пользоваться толковым словарем Ожегова.


6. Фронтальная проверка (Слайд 5)

-Поднимите руки, у кого все получилось правильно?


7. Анализ конверта письма.

- В произведении А.П. Чехова «Ванька» кто являлся адресатом? Адресантом?

- Чего не было в письме Ваньки?

- Как правильно оформлять конверт?

Посмотрите на слайд. (Слайд 6) Перед вами правильно оформленный конверт для письма.

Очень важно точно и правильно указывать на конверте адрес и индекс, чтобы ваше письмо обязательно дошло до адресата.


t1699279217ab.png
 Ответы учащихся (О письмах.)
 (Письмо – это средство общения между людьми).


Читают эпиграф к уроку.

t1699279217ac.jpg

Ответы учащихся




Уточняют, формулируют тему и цель урока.


Записывают   в тетради тему урока.

 t1699279217aa.png






Ответы учащихся.





-Письма с фронта, письма Деду Морозу, письмо «в будущее», поздравительное, личные и т.д.


-Отличаются формой, содержанием, целью написания, адресатом


-Сначала было узелковое письмо, записки на берестяных грамотах, пергаменте, глиняные таблички, письма в картинках. Пользовались голубиной почтой. В 19 веке появились конверты…



Читают письмо на слайдеt1699279217ad.jpg

Отвечают на вопросы. Анализируют текст письма и делают вывод.


Ответы учащихся.


t1699279217ae.png



Самоанализ.




t1699279217af.png



Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы других, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; самостоятельно формулируют тему и цели урока, ставят учебную задачу.



















































Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.







IV.Этап усвоения новых знаний.

8. Структура письма

-С чего традиционно начинаются письма? (Приветствие, обращение)

Приведите пример того, какими словами можно начать письмо к маме, другу, учителю.

-Мы начали работать над структурой письма, выяснили первый ее компонент- приветствие.

-Сейчас, работая в парах, вам необходимо установить последовательность остальных компонентов. На партах части структуры письма, которые нужно наклеить на основу (дети выполняют работу в парах)


-Проверьте правильность выполненной работы по образцу на слайде 7.

-У кого все правильно, поднимите руки.

-Итак, алгоритм письма мы составили.


9.Физкультминутка. «Что приносит почтальон?»

Что принес нам почтальон?

С толстой сумкой ходит он:

Перевод, журнал, газету,

В бандероли две кассеты.

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

 

 Ответы учащихся.

 




Обсуждают каждый пункт, определяют правильную структуру письма


t1699279217ag.jpg


Самоанализ. 




дети маршируют

-поворот туловища вправо, влево, руки в стороны

-прыжки на двух ногах, руки вверх

Личностные: самоопределение

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: принятие решения и его реализация; контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


V.Практи-ческая работа.


















































VI. Рефлексия деятельности

(итоги урока)










VII. Домашнее задание.


10. Слово учителя. Письмо солдату.

Сегодня с развитием новых технологий письма стали писать очень редко. Давайте вспомним далекие военные времена, когда на фронт в каждой семье ушел отец, брат, сын… Люди каждый день ждали весточки и радовались, когда приходило долгожданное письмо от родного человека. (Слайд 8)

-Снова обратимся к нашей выставке писем.

-В руках конверт почти истлевший,

На нем слова едва видны.

Внутри листочек пожелтевший-

Родная весточка с войны. (Слайд 9)

-Почему так необычно выглядит письмо?

-Это письмо очень ценное. Послушайте его.

«Мы победим. Мама, папа и бабушка, за меня не беспокойтесь. Не плачьте. Все хорошо. Ваш сын Коля»


-Это письмо бойца с фронта, возможно, последнее… Поэтому оно так кратко…


11. Творческая работа.

Написать письмо – это настоящее искусство. Давайте сейчас и мы напишем письмо солдату в далекие военные годы… Есть прекрасная возможность каждому сказать «Спасибо!» героям Великой Отечественной войны. Не скупитесь на добрые слова, будьте искренними!


-На слайде есть памятка, которая поможет вам написать письма.
(Слайд 10)


Звучит мелодия песни «Журавли»


12. Чтение писем.

- Возможно, кто-то хочет прочитать свое письмо?


13. Оформление писем.

-Письма написаны. Давайте сложим письмо-треугольник. Можно украсить его.


14.Организует рефлексию.

- Предлагаю ваши письма поместить на этих журавлей, летящих над вечным огнем. Ведь журавли напоминают, солдат, которые не смогли вернуться с войны.

Вечная память всем солдатам, погибшим, защищая нашу Родину…


-Ребята, наш урок подошел к концу.

Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

-Достигли поставленной цели?


Я предлагаю вам дома поучаствовать в акции «Письмо Победы». На слайде подробная информация об этой акции.


Удачи, ребята!

А нам пора прощаться! До новых встреч!




t1699279217ah.png



Письмо с фронта



t1699279217ai.png










t1699279217aj.png

Написание письма солдату.



Чтение писем учащимися.



Используя цветную бумагу, цветные карандаши, клей и т.п., дети украшают письма-треугольники.

t1699279217ak.png

(Дети помещают свои письма на плакат с изображением вечного огня и журавлей)

Ответы учащихся





t1699279217al.png


Личностные: смыслообразо-вание, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка.

Познавательные: рефлексия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли



9


Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (1)

Евгения Николаевна Касьянова, 06.11.23 в 17:12 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за прекрасную разработку
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.