12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Сергеевна Богданова72
Россия, Ростовская обл., Константиновск

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Константиновский технологический техникум»









Научно-исследовательская работа

по направлению Литература



Тема «естественного человека» в повестях А.И. Куприна.



Разработчик: Домрачев Александр Константинович,

студент 2 курса, специальность

35.02.07 Механизация сельского хозяйства

ГБПОУ РО «КТТ», тел.: 89185904577.


Руководитель: Богданова Светлана Сергеевна,

преподаватель русского языка и литературы

ГБПОУ РО «КТТ», bogd.swetlana2018@yandex.ru,

тел.: 8 (904) 340-49-12.




г. Константиновск

2021 г.

Оглавление

Введение

3-5

Глава 1. «Естественный человек» как литературоведческая проблема

6-10

1.1 Литературная ситуация в России в начале ХХ века. Эволюция реализма

6-7

1.2 «Естественный человек»: к эволюции осмысления понятия

8-9

Выводы по первой главе

10

Глава 2. Тема «естественного человека» в повестях А. Куприна

11-28

2.1 Особенности творчества Куприна. Купринская концепция человека и природы

11-12

2.2 «Природный человек». Его роль в творчестве Куприна

13-17

2.3 Образ «маленького человека» в прозе Куприна

18-27

Выводы по второй главе

28

Заключение

29-30

Список литературы

31
















Введение

Рубеж XIX – ХХ веков в истории русской литературы характеризуется пристальным вниманием к человеку, к проблемам его существования в новом времени. К идее «нового, истинного человека» так или иначе, обращаются все художники этой эпохи. Ведь им выпало жить в «минуты роковые» российской истории, в эпоху социальных потрясений. Это было время, когда надежды на обновление мира соединялись с тревогой и настороженным отношением к неизбежным переменам в жизни русских людей. Многим писателям судьба уготовила серьезные испытания, но путь истинного художника никогда не бывает простым [2;15].

Одним из тех, кто никогда не боялся жизни и не переставал работать над собой, был Александр Иванович Куприн (1870 – 1938), в центре внимания которого оказываются поиски «естественного человека» как выхода из сложившейся ситуации и способа объяснения человеческой сути [1;5]. Поиски нового героя, исследование непредсказуемости, непреодолимости судьбы человека, давшего волю своим импульсам, чувствам, страстям, способного к сильнейшим эмоциональным движениям, вырывающимся из-под власти разума и самоконтроля личности, – эти и другие проблемы составили основу художественного мира писателя, своеобразие его литературного наследия.

Важность данных проблем и определила выбор темы исследовательской работы – «Тема «естественного человека» в повестях А. Куприна».

Актуальность работы определена тем, что наше исследование представляет собой анализ прозы А.И. Куприна как целостного явления, в котором переплетаются различные тенденции историко-литературного процесса начала ХХ века.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предметом отдельного исследования стали концепция «естественного человека» в прозе А.И. Куприна и особенности ее художественного воплощения.

Объектом исследования являются наиболее значительные прозаические произведения А.И. Куприна – повести и рассказы «Лесная глушь» (1898), «Олеся» (1898), «Белый пудель» (1904), «Поединок» (1905), «Листригоны» (1907 – 1911), «Черная молния» (1912), «Юнкера» (1928 – 1933) и др., в которых нашли выражение темы, идеи и принципы, определяющие философско-эстетическую концепцию писателя и важные для эпохи ХIX – XX вв. в целом.

Выбор и возможность объединения названных произведений общим предметом исследования (поэтика прозы А.И. Куприна в свете концепции «естественного человека») обусловлены рядом причин. Во-первых, эти произведения представляются наиболее концептуально важными в творчестве А.И. Куприна. Во-вторых, учитывается хронологический принцип анализа выбранных произведений с целью выявления эволюции философско-эстетических взглядов А.И. Куприна. В-третьих, повести и рассказы обнаруживают ряд прямых и косвенных перекличек, взаимных интертекстуальных ассоциаций, что делает представленные в них образы более объемными, психологически значимыми.

Цель данной работы – выявление особенностей художественного воплощения в прозе А.И. Куприна концепции «естественного человека».

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Дать представление о литературной ситуации в России в начале XX века.

2. Раскрыть проблему «естественного человека» в мировой литературной традиции.

3. Выявить и показать художественное мастерство А.И. Куприна, особенности творчества писателя.

4. Исследовать истоки концепции «естественного человека» в прозе А.И. Куприна, обозначив своеобразие художественных поисков автора.

5. Выявить и проанализировать эволюцию концепции «естественного человека» в прозе А.И. Куприна.

Гипотеза: если изучить литературу по данной теме, выявить и проанализировать эволюцию концепции «естественного человека» в прозе Куприна, обобщить и систематизировать знания, то можно определить условия, в которых формировалась тема «естественного человека» в повестях А.И. Куприна.

Методы исследования: теоретический анализ учебной, методической, научно-популярной литературы по теме исследования, аналитический, сравнительно-сопоставительный, историографический методы.

Теоретическая значимость работы способствует обогащению теории литературы и практики литературоведческого анализа.

Практическая значимость работы состоит в том, что её основные положения и выводы могут быть использованы в СПО (как в общих, так и специальных курсах) и школьном преподавании русской литературы.

Структура и объем работы. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа изложена на 30 страницах, список литературы содержит 20 наименований.

Глава 1. «Естественный человек» как литературоведческая проблема

1.1 Литературная ситуация в России в начале ХХ века. Эволюция реализма.

Начало XX века вошло в историю как время грандиозных исторических и культурных потрясений, период надежд и разочарований. По словам Н. Бердяева, эта эпоха соединила в себе «чувство заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни» [8;16]. Общим для всех было ощущение изжитости существовавшего порядка вещей. Представления об однозначных закономерностях, об абсолютной предсказуемости человеческой жизни и реальной возможности объяснить действительность оказались несостоятельными. Этим определялся напряженный поиск новой системы ценностей, в который активно включилась литература рубежа веков и начала XX века. Социальная динамика обусловила напряженно драматическое переживание действительности в искусстве. С начала нового столетия литература становится полем соревнования различных направлений, искавших собственные ответы на поставленные ранее вопросы. Для сознания людей было характерно не только отрицание несовершенной действительности, но и нарастание сомнений в возможности близкого обновления.

Мучительное чувство всеобщей катастрофичности пробудило тягу к религиозным вероучениям. Так устанавливалось всенародное устремление к очистительной любви, способность прозреть истину, «свет Бога» в душе. Особенно широко развернулись поиски неоправославия. Традиции религиозных мыслителей Н.Ф. Федорова и В.С. Соловьёва сказались здесь со всей очевидностью. Они оказали несомненное влияние на художественную литературу. Целые поэтические объединения тяготели к своим кумирам. Ряд писателей: А. Ремизов, Б. Зайцев, И. Шмелев, А. Будищев – самостоятельно осваивали учение Христа. Большинство же вне изысканий в области религии пришли к сходным нравственным идеалам. Сближение состояло в том, что все проникали в глубинный кризис современной души, расщепленное страданиями сознание [20;79].

Классическая литература достигла величайших завоеваний в открытии духовного бытия мира, сложнейших индивидуальных процессов в человеческой душе. Были освоены высоты изобразительного и выразительного мастерства, обилие жанров, композиционных и стилевых структур, форм художественной речи. Для писателей начала нового столетия отечественная классика стала кладезем мудрости, образцом гармонии и совершенства.

Казалось бы, переживания, размышления писателей о человеке и мире буквально пронизывают их творения. Между тем в литературе начала века нет и следа поучительных или проповеднических интонаций. Нелегкое освоение сущего не давало однозначного ответа. Читатель как бы привлекался к сопознанию, сотворчеству [4;70].

Полемический «подтекст» доносился опосредованно. Автор «незаметно» включал свой голос в речевой поток персонажей, корректируя, уточняя, оспаривая их суждения и поступки. Тип такого повествования блестяще и оригинально разработали Куприн, Бунин, Ремизов, Андреев [49;82].

Такая особенность свойственна всей прозе начала века. Смелая символизация явлений, а иногда и образов героев выражала и трагическое движение бытия, и таящиеся в нем здоровые начала. Звуки музыки, порыв любви, дерзания души по-разному «укрупнены», романтизированы художниками. Это помогало им глубже раскрыть неповторимость конкретной личности, богатство человеческих талантов [17;312].

Русский реализм начала века, несомненно, воспринял, предвосхитил и преобразил разнонаправленную поэтику, близкую романтизму, импрессионизму, символизму, экспрессионизму.

Новаторство литературы этого времени сразу было замечено. В громадном массиве текучих явлений совместными усилиями была открыта сущность наступившего столетия, предвосхищены им страдания и мечты.

1.2. «Естественный человек»: к эволюции осмысления понятия.

Продолжая говорить о литературе начала ХХ века, уместно обратиться к одной из центральных тем литературы этого периода: теме «естественного человека», к которой в своем творчестве неоднократно обращался А. Куприн. Раскроем сначала само понятие «естественного человека». Итак, естественный человек – Homo naturalis – гуманистическое представление о человеке, согласно которому природа человека изначально добра и она – одинакова у всех людей, независимо от веры, культуры, эпохи, страны и пр., он (естественный человек) живет по распорядку, заданному Природой, консервативен и не слишком учен. Это представление получило теоретическое обоснование в творчестве Ж.Ж. Руссо. При создании «позитивной» модели нового человека основное противоречие современного общества Руссо видит в оппозиции природы и культуры, основываясь на антитезе естественного и общественного состояний, дикарства и культуры. «Естественные» и «общественные» компоненты человеческой природы, как правило, находятся в отношениях обратной зависимости друг от друга. По мнению автора, «естественный человек» не знает порока, поскольку ему неведомо самолюбие. Руссо подчеркивает, что для «естественного человека» характерны не только здоровые инстинкты, но и склонность к состраданию, жалость, основанная на миролюбии. Он не любит видеть страдания себе подобных. В цивилизованном же обществе человек самолюбив и не знает чувства жалости [3;58].

Многие просветители вслед за Руссо идеализировали «естественного человека» как порождение природы, наделяющей его здоровыми нравственными инстинктами и устремлениями. В противовес концептуальной «позитивной» модели «естественного человека» возникает «негативная» (Маркиз де Сад). В ее основе лежит приоритет телесного начала над этическими нормами. Природа «естественного человека» в «негативной» модели трактуется как сочетание двух естественных «вожделений» – страсти к наслаждению и страсти к разрушению. Здесь доминантой в трактовке «естественного человека» становится сочетание культа сексуальности и насилия, отсылающих к архетипу хищного зверя. Философема «естественный человек» нашла широкое воплощение в русской культуре. На основе обзора работ историков и теоретиков литературы (Ю.М. Лотмана, Ю.В. Манна, И.Е. Верцмана и др.) можно отметить, что в русской литературе также прослеживаются две модели реализации «естественного человека»: 1) позитивная; 2) негативная. Согласно первой модели, «естественный человек» – это человек, не затронутый влиянием цивилизации, воплощающий идею чистоты и благородства (А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин и др.). Здесь природное здоровье простых людей становится источником подлинной красоты, их безыскусственность выступает залогом нравственной силы и добра, умение гармонично жить по законам природы открывает для них истину. Вторая модель, наиболее полно воплотившаяся в творчестве Ф.М. Достоевского, открывает биологическую сторону человека, его звериное начало, заложенное природой. Но в русской классической литературе «человек-зверь» оценивается с этической точки зрения как негативный вариант развития личности. Таким образом, наиболее значимой для писателей русской литературы ХIХ века оказывается руссоистская модель «естественного человека», в основе которой – душевная чистота, обусловленная природным нравственным началом.

Продолжая традиционную тему русской классической литературы, А.И. Куприн не остался равнодушным к новым веяниям времени, открывая в своей прозе различные лики «естественного человека», поэтому можно считать, что в «естественном человеке» А.И. Куприна, согласно представленной типологии, реализуется позитивная модель «естественного человека» [5;132].

Выводы по первой главе

Таким образом, русская классическая литература достигла величайших завоеваний в открытии духовного бытия мира, сложнейших индивидуальных процессов в человеческой душе. Были освоены высоты изобразительного и выразительного мастерства, обилие жанров, композиционных и стилевых структур, форм художественной речи. В реализме того времени нашла поддержку и развитие классическая модель «естественного человека», разработка которой принадлежит Ж.Ж. Руссо. Достижение счастья как главной цели человеческого существования возможно при двух условиях: развитие естественных начал человека («воспитание чувств») и пребывания в естественной среде (природе); сливаясь с ней, он обретает внутреннюю гармонию. Цивилизация (город), наоборот, является враждебной ему средой: она искажает его естество. Чем более человек социален, тем более опустошен и одинок. Отсюда характерный культ частной жизни, сельского существования и даже первобытности и дикарства. Понятия «история», «государство», «общество», «образование» имели негативное значение. Герой литературы классической модели «естественного человека» – обычный человек. Преимущественно это выходец из третьего сословия, порой низкого положения (служанка) и даже изгой (разбойник), по богатству своего внутреннего мира и чистоте чувств не уступающий, а нередко и превосходящий представителей высшего сословия [9;63].

Следуя традициям Руссо, А.И. Куприн посвятил свое творчество разработке этой сложной психологической темы – темы «естественной» жизни простого русского человека, коим являлся он сам. В своих лучших произведениях Куприн наглядным образом раскрывает эту тему и дает возможность читателю в обыкновенном открыть необыкновенное, ощутить сказочное в повседневном, увидеть в будничные отблески праздничного [6;179].

Наблюдательный художник, певец природы, всего чистого и естественного, Куприн гениален, и своим творчеством он доказывает это.

Глава 2. Тема «естественного человека» в повестях А.И. Куприна

2.1 Особенности творчества Куприна. Купринская концепция человека и природы.

Жизнь всякого художника и его творчество образуют единое целое. Жизнь и творчество Куприна особенно тесно связаны друг с другом. В сущности, если серьезно понимать призвание художника, его место в обществе, значение нравственного примера, который он подает народу, то можно сказать, что его произведения – одна из форм его духовной связи с народом. Куприну-художнику было свойственно стремление выявить все светлые начала народной души [7;42]. Именно поэтому через все его творчество проходит гимн «натуральной» красоте и естественности. Отсюда одна из характерных особенностей творчества Куприна – постоянное стремление художника увидеть во мраке жизни огоньки, искорки вечных нравственных ценностей. Искорки «мощного и святого» Куприн всегда старался отыскать в людях. Глаз его был удивительно цепким, способным «ухватить» характерные черточки человека. Куприн верил в человека, верил в то, что светлые нравственные начала, исстари живущие в народе, рано или поздно восторжествуют [14;76]. И своим творчеством он старался способствовать этому: в произведениях Куприна бьют ключом жизненные соки, преобладают светлые, оптимистические тона. Именно поэтому его произведения давно стали любимыми для русских людей. Ведь Куприн – это великолепный рассказчик, замечательный по естественности и гибкости интонаций. Писатель охотно обращается к историческим анекдотам и преданиям, берет готовую канву, расцвечивая ее россыпями своего богатого языка. Однако жизнь писателя не менее интересна, чем его книги [10;68].

С самого начала Куприну приходилось полагаться на собственные силы и мужество. Он рвался увидеть и испытать все, что доступно человеку. Вскоре воле писателя открылась, как он сам говорил, «большая, широкая, свободная жизнь». Куприн гордился очень многими профессиями. Ведь вся жизнь его была бурной стихией, в которую он бросался очертя голову. Биография писателя напоминает авантюрный роман. Он прыгал со второго этажа и отказывался от обещанного за это поцелуя взбалмошной дамочки; верхом на лошади въезжал в ресторан, чтобы выпить рюмку коньяка; со знаменитым Уточкиным летал на воздушном шаре, а с борцом Заикиным – на аэроплане. Все эти приключения, как и все профессии, которые перепробовал А. Куприн, были необходимы ему для творчества. Он рыбачил, чтобы писать о рыбаках, пропадал в цирке, чтобы рассказать о циркачах, даже бывал судьей на борцовских состязаниях. Жизненные впечатления писатель ценил на вес золота. Он жадно впитывал все, что видел и слышал, чтобы потом перенести на бумагу, ведь поразительные наблюдательность и память были даны ему от природы [19;235]. Знакомясь с произведениями писателя, легко представить вехи его судьбы, понять его идеалы. Этот самый идеал Куприн искал среди людей, не изуродованных денежными отношениями. Его героями становились «естественные» люди: бродяги, нищие, артисты, рыбаки. В изображении этих стихийных индивидуалистов, полных жизни и близких к природе, больше всего обнаруживаются писательские особенности Куприна. Лишь в спокойном доверии к природе и простому человеку находил писатель и его герои временное прибежище, лекарство от мучений, причиняемых нелепым общественным устоем. Симпатии Куприна на стороне не испорченных цивилизацией людей, живущих среди величественной и дикой природы [11;35].

В этом воплощена одна из центральных тем литературы XX века: естественное стремление современного человека быть ближе к природе, ее живительным сокам. Этой теме Куприн посвятил практически все свое творчество. Ведь он видел в человеческих душах противоядие скучной и порочной действительности.

Каким образом добивался этого замечательный мастер – важнейшая задача, решение которой непосредственно в анализе одних из лучших произведений Куприна, где нашли свое отражение обе модели «естественного человека». Рассмотрим каждую из них.

2.2 «Природный человек». Его роль в творчестве Куприна.

Очень плодотворно сказался на творчестве писателя год, проведенный им в Полесье Ровенского уезда. Он создает здесь цикл так называемых Полесских рассказов, возникших из его наблюдений над поэтической природой и своеобразным бытом этих мест. В цикл входят рассказы «На глухарей», по справедливому замечанию Ф.И. Кулешова, «один из лучших охотничьих рассказов в русской литературе, своим лиризмом и живописной яркостью очень близкий к тургеневским очеркам и рассказам» [9;528], рассказы «Лесная глушь», «Серебряный волк» и самое удавшееся после «Молоха» произведение 90-х годов – повесть «Олеся» (1898).

Повесть эта должна была служить ответом на вопрос: где же искать настоящих, не изуродованных капиталистическим Молохом, прекрасных физически и духовно людей? Куприн находит их среди простых и мудрых «детей земли». О них он взволнованно и проникновенно рассказал читателю.

Уже в первых произведениях писателя намечается противопоставление городской беспокойной и суетной жизни неторопливому существованию вдали от цивилизованного мира. Так, в рассказе «Без заглавия», относящемся к 1895 году, Куприн противопоставлял жизнь «в тихой деревушке, затерявшейся среди густого соснового леса, верстах в восьми от станции железной дороги, пыльному, душному, наполненному суетой и грохотом городу» [9;312]. «Чувствуешь себя, – читаем мы в рассказе, – молодым, добрым и хорошим, чувствуешь, как стряхивается с тебя накипевшая за зиму городская скука, городское озлобление, все городские недомогания» [9;315].

Через три года в рассказе с характерным названием «Лесная глушь» (1898) Куприн снова возвращается к этому мотиву. Люди, живущие в глуши Полесья, их полуязыческие верования, их неразрывная связь с природой, привлекают к себе симпатию и любовь автора.

Главные персонажи «Лесной глуши» – сотский Кирила и полесовщик Талимон. Их портреты разработаны в точной реалистической манере. «Кирила – высокий, костлявый и весь какой-то развинченный мужик. У него худое, желтое лицо, впалые щеки, плохо выбритый острый подбородок и огромный лоб, по обе стороны которого падают прямые, длинные волосы; в общем, его голова напоминает голову опереточного математика или астронома» [8;14]. Совершенно другой тип крестьянина являет собой Талимон. «Он невысок ростом, поджар и очень ловок в движениях. Все его лицо от самых глаз заросло волосами: черные усы сливаются с черной бородой, короткой, но чрезвычайно густой и жесткой. Под широкими черными бровями глубоко сидят большие круглые черные глаза, которые смотрят сурово, недоверчиво и немного странно: я это странное выражение не раз подмечал у людей, проводящих часть жизни в лесу» [8;18]. Противоположность этих людей сказывается во всем. Кирила франтоват, а Талимон одет почти в лохмотья, которые, однако, сидят на нем более ладно, чем нарядный кожух на Кириле. Кирила исправный хозяин, а Талимон никуда не годный. Кирила задирист и много мнит о себе. Талимон скромен, застенчив и уступчив. «Справный» в хозяйстве Кирила неуверенно чувствует себя в лесу. А Талимон, не желающий заниматься хозяйством, умелый «лесной» человек.

Почему Куприн выделил именно два типа крестьян? Талимон – это человек близкий к природе, этим определяются многие черты его характера. Он великолепно знает лес, его обитателей, живо чувствует красоту родной природы. Он в меньшей мере, чем героиня повести «Олеся», но все же «естественный», «природный человек», не изуродованный стяжательством, застойным бытом деревни. Этого-то «несправного» мужика, столь далекого от народнических представлений о крестьянине – «общинном» и трудолюбивом, Куприн описывает с симпатией. К другому же типу крестьянина – Кириле – Куприн относится иронически, несмотря на то, что Кирила и сотский, и хозяйство у него в порядке. Кирила – плохой охотник, хвастун, в лесу он гость, хотя и считает себя заправским лесовиком.

В рассказе есть сюжетно – тематическая линия, которую можно было бы назвать фольклорной. Это поверья, легенды, байки, которые рассказывает навеки очарованный лесом Талимон. Сказки его иногда грубоваты, но в грубоватости этой нет пошлости. Зато в них много живописного и остроумного. Куприн отлично знал образную народную речь и сумел воссоздать ее свежесть, красочность и здоровый юмор [12;79].

Это настроение рассказчика было и настроением Куприна. В мире природы, среди простых людей он находил душевный отдых от суеты капиталистического города с его резкими социальными контрастами. Александр Куприн не был, однако, антиурбанистом. Ненасытная репортерская любознательность писателя находила для себя обильную пищу и в городах. Но стремление к миру естественности и первозданной тишины никогда не покидало Куприна. Природа возвращала ему здоровье физическое и духовное. В то же время Куприн не закрывал глаза на то дикое, мрачное, что веками накапливалось в народе, – об этом сказано и в «Лесной глуши», и в замечательной повести «Олеся» [16;63].

«Олеся» (1898) – одно из тех произведений, в которых наиболее полно раскрылись лучшие черты купринского таланта. Мастерская лепка характеров, тонкий лиризм, яркие картины природы, неразрывно связанные с ходом событий в повести, с чувствами и переживаниями действующих лиц, последовательно и целеустремленно развертывающийся сюжет – все это ставит «Олесю» в ряд самых значительных произведений Куприна [13;13].

В повести Куприн продолжал разрабатывать одну из сложных психологических тем – тему «природного человека», имеющую давнюю традицию в русской литературе.

У Куприна его героиня, взращенная матерью-природой, противопоставлена не только «городскому» человеку – Ивану Тимофеевичу (от лица которого ведется повествование), но и жителям деревни. Сознание крестьян опутано вековыми предрассудками, они верят в порчу, в действенность заклятия, в надежность гадания. Мануйлиху – старую бабку Олеси – выгнали когда-то из деревни из-за того, что у молодицы, поссорившейся со старухой – знахаркой, заболел и умер ребенок: «… а-то хлопцы ведьмаку и прогнали, пусть ей очи повылазят…» [9;179]

Ивану Тимофеевичу не терпится познакомиться с «колдуньей» – он ведь и приехал в этот отдаленный уголок Волынской губернии с тем, чтобы набраться впечатлений для своих будущих книг. Визит к Мануйлихе вначале разочаровывает его. Ничего необычного – «…ни совы, ни черного кота…» [9;183] – нет в обстановке ее дома, разве что с печки глядят «два рябых солидных скворца…» [9;184]. А на стенах вместо «…обычных охотников с зелеными усами и фиолетовыми собаками и портретов никому не ведомых генералов» [9;184] висят пучки сушеных трав и корешков. Однако и живые скворцы на печке, и отсутствие в избе «обычных» украшений (о которых автор говорит с ноткой иронии) – этих наивных знаков принадлежности к «цивилизации» – важные детали, указывающие на равнодушие хозяйки к мнимым ценностям культуры.

Нет ничего искусственного, демонстративного, лживого и в Олесе. Вначале Иван Тимофеевич слышит ее «свежий, звонкий и чистый голос» [9;185], а затем появляется рослая смеющаяся девушка, которая несет в переднике голодных птенцов: «Смотри, бабушка, зяблики опять за мной увязались… какие смешные… Голодные совсем» [9;186]. В портрете героини автор подчеркивает естественную красоту девушки, указывает на черты, позволяющие судить о ее характере. Олеся «держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь» [33;187], особая прелесть ее лица заключалась «в больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали оттенок лукавства, властности и наивности» [9;187].

Нежная, великодушная любовь лесной «колдуньи» Олеси противопоставлена робости и нерешительности ее возлюбленного, «городского» человека. С Олесей купринский герой переживает самые счастливые в его жизни минуты чистого, полного, всепоглощающего восторга. А природа (как всегда бывает у Куприна) способствует более глубокому переживанию этих чувств.

Купринский пейзаж не только предельно выразителен, живописен, богат, но и необычайно динамичен. Создавая картину природы, Куприн всегда находит такую деталь, с помощью которой передает особенность изображаемого момента: статичный зимний пейзаж вначале, в момент одиночества героя, бурная весна, совпадающая с зарождением чувства любви к Олесе, сказочная летняя ночь в минуты счастья влюбленных и, наконец, жестокая гроза с градом, соответствующая драматическому финалу повести. Но даже, несмотря на это, любовь Олеси к интеллигенту Ивану Тимофеевичу есть свободное, простое и сильное чувство, без оглядки и обязательств, среди высоких сосен, окрашенных багровым отблеском догорающей зари. Ради любимого Олеся готова выдержать самое страшное для нее, «колдуньи», испытание – пойти в церковь. Происходит ситуация, когда Иван Тимофеевич должен преодолеть лень своего сердца, о которой говорила Олеся, обязан предугадать дальнейший ход событий. Но этого не происходит. История Олеси получает трагический конец. Озверевшая толпа избивает девушку. Осмеянная, Олеся вынуждена с Мануйлихой бежать из лесного гнезда. Девушка навсегда исчезает из жизни Ивана Тимофеевича, оставив после себя лишь нитку дешевеньких бус – память о ее «нежной, великодушной любви» [9;245]. Эта деталь придает произведению композиционную и смысловую завершенность.

В повести впервые была столь полновесно выражена заветная мысль Куприна: человек может быть прекрасным, если он будет развивать, а не губить дарованные ему природой телесные, духовные и интеллектуальные способности. Повесть стала апофеозом торжествующей любви и полнокровной радостной жизни, тесно связанной с природой. Куприн не перестает восхищать нас Олесей. Но тайны формирования ее личности, неведомые художнику, в какой-то степени остаются неведомыми и для нас. Дело ведь не только в том, что Олеся испытала благотворное влияние природы. Тысячи крестьян, живущих в том же Полесье, оказались, однако, в плену темноты. Тем не менее поэтический идеал, воплотившийся в образе полесской дикарки, долгие годы будет одухотворять и волновать нас [15;78].

2.3 Образ «маленького человека» как воплощение естественности в прозе Куприна.

Главным, пожалуй, оставались для Куприна напряженные поиски положительного начала в человеке. Здоровый демократизм никогда или почти никогда не покидал Куприна. Поиски положительного начала своеобразно проявились в рассказах Куприна о «маленьких людях», порождаемых народной массой [18;16], но способных подняться над этой толпой невежд, способных на большие поступки, сильные чувства. Многие писали о незаурядности, свободолюбии, мужестве таких героев Куприна, как Арбузов («В цирке», 1902), Бузыга («Конокрады», 1903), бродячие артисты («Белый пудель», 1904) или контрабандист Файбиш («Трус», 1903). Куприн показал, что стремление к искусству, к творчеству присуще людям тяжелой жизни, и это одно из свидетельств их душевной красоты. Этим мотивом проникнут прелестный рассказ «Белый пудель» (1904).

Это одно из тех произведений Куприна, в которых сильно выражены романтические тенденции его индивидуального творческого метода и его склонность к остросюжетным жанрам. Художественное своеобразие этого изящного рассказа состоит в гармоническом соединении лиричности и сатиры. Перед читателем предстают люди двух миров: имущие и неимущие.

У дедушки Мартына Лодыжкина нет ни кола, ни двора, нет права на жительство, нет и паспорта, давно утерянного в скитаниях. Короче говоря, ничто не связывает старого шарманщика с обществом, кроме медных денег, скупо и обычно с презрением швыряемых ему после представлений. Писатель хотел сказать: вот, смотрите на этого человека из народа, на этого нищего старика, сколько в нем благородства, доброты, честности.

В несложном сюжете рассказа центральной является сцена представления, построенная на социальном контрасте. Уже появление нищего Лодыжкина и его спутников в саду богатой дачи создает впечатление резкого противопоставления двух миров. Старик в ветхой одежде, несущий на согбенной спине допотопный музыкальный ящик, бедно одетый мальчик Сергей с ковриком для акробатических упражнений в руке – это нечто странное и чужеродное на фоне великолепного сада.

Противопоставление усиливается в сатирически написанной сцене скандала, учиненного балованным сынком инженера. В этой сцене ярко очерчены методы «воспитания» в среде буржуазной интеллигенции, калечащие детей, порождающие паразитов. Мораль собственника сталкивается с моралью человека, не признаваемого господствующими классами, но стоящего по своим духовным качествам неизмеримо выше этих классов.

Люди, посвятившие себя старинному и благородному цирковому искусству, и природа со всей ее красотой в рассказе «Белый пудель» как бы неотделимы друг от друга. Рассказ построен на резком контрасте, также характерном для автора «Олеси»: на контрасте между миром цивилизованных обывателей и миром людей простых, сердечных, цельных, близких к природе. Ведь именно они живут куда более полной жизнью, чем исковерканные деньгами богачи [13;16].

Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социальными культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества «естественных людей» (что ему очень хорошо удавалось), в которых он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе [19;116].

Однако революция 1905 года придала русской литературе как бы ускоренный темп развития. Каждый писатель должен был ясно и незамедлительно определить, выразить свою жизненную позицию. Поэтому демократически настроенные писатели в эти дни воспевают пробудившегося к историческому творчеству простого человека, предпринимают более смелую, чем когда-либо, атаку против от времен крепостничества социальной иерархии [20;78].

Особенно выразительно дух широкого и смелого социального критицизма проявился в повести Куприна «Поединок», напечатанной в 1905 году. Куприн затрагивает и вопрос о причинах общественного неравенства людей, о возможных путях освобождения человека от духовного гнета, поднимает проблему взаимоотношения личности и общества, интеллигенции и народа.

Сюжетная канва произведения построена на перипетиях судьбы честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставляют призадуматься о неправильных отношениях между людьми. Герой Куприна сталкивается с окружающим его миром непонимания, миром людей, для которых любовь – это род безумия, и, столкнувшись с ним, погибает. Само название «Поединок» многозначно: это и дуэль в финале повести, и столкновение поручика Ромашова с отупляющим душу укладом офицерской жизни, и внутренний поединок Ромашова с самим собою.

Духовные искания и блуждания подпоручика Ромашова приводят к тому, что он выносит приговор общественному строю, основанному на угнетении человека человеком. «Ощущая в себе новую внутреннюю жизнь» [9;338], начиная преодолевать и свою обломовскую косность, герой повести все решительней противопоставляет себя высокомерному и грубому офицерству. Поэтому можно смело говорить о том, что Ромашов – «естественный человек», он инстинктивно сопротивляется несправедливости, однако его протест слаб, его мечты и планы легко рушатся, так как они незрелы и непродуманны, зачастую наивны. После встречи с солдатом Хлебниковым, «униженным и оскорбленным», в сознании Ромашова наступает перелом, его потрясает подготовленность человека пойти на самоубийство, в котором он видит один выход из мученической жизни. Автору близко «безрассудное благородство и благородное безмолвие» [9;347] Ромашова. Куприн даже отмечал, что считает Ромашова своим двойником, а сама повесть во многом автобиографична.

Главный герой «Поединка» раскрыт психологически подробно и убедительно. В нем угадываются черты «маленького человека» – он неказист внешне, порой даже смешон. В начале повести он живет мечтой, но сама мечта его в чем-то убога – он видит себя «ученым офицером генерального штаба, подающим громадные надежды» [9;321], представляет себя то блестящим военным, удачно подавляющим бунт рабочих, то военным шпионом в Германии, то героем, увлекающим за собой целое войско. Однако жизнь вносит свои коррективы в его мечты: оплошность во время смотра сделала их несбыточными, и она же сыграла огромную благотворную роль: происходит нравственное очищение героя страданием, его внутренним прозрением.

В Ромашове все отчетливее прорисовываются черты лишнего человека, его нравственное чувство приходит в противоречие с окружающей его жизнью. Особенно ярко это проявляется в сфере личных чувств, его любви к Шурочке Николаевой. Любовь Ромашова, чистая и трогательная, сталкивает его с жестокостью и бесчеловечностью всего мира. Происходит крушение мечты, и не только от сознания ее несбыточности, но и от понимания ее мелочности и суетности. Повесть заканчивается гибелью главного героя, гибелью, близкой к самоубийству. Но он гибнет, не сломленный духовно.

В повести Куприн выступает как первоклассный мастер слова, умеющий постигать диалектику души и мысли, рисовать типичные характеры в типичных обстоятельствах.

Эмоциональному воздействию повести чрезвычайно способствует тонко разработанный Куприным, проходящий через все произведение мотив дисгармонии между вечно прекрасной, мудрой природой и человеком, изуродованным социальными обстоятельствами. Прославляя близкую к природе, «естественную» жизнь своего героя, Куприн наделил его острым восприятием не только жизни людей, но и жизни самой природы.

Образ подпоручика Ромашова – несомненное достижение писателя. Ромашов – воплощение любимого авторского образа правдоискателя, гуманиста, близкого к природе человека. Это один из самых запоминающихся героев Куприна, благодаря чему «Поединок» не только после его первого издания, но и по сегодняшний день пользуется любовью читателей [18;157].

Куприн создал десятки очень разных, порой весьма непредсказуемых историй – его рассказы увлекательны и поучительны. Между тем вовсе не желанием заинтриговать читателя руководствовался автор. Интимные переживания он изображал как естественное, раскованное проявление духовной сущности человека. Этот подход не был забыт и в работе над крупными произведениями [17;45].

В годы, когда усилился духовный распад среди интеллигенции, Куприн обращался к людям труда. Писателя волновала суровая красота
простых и честных натур.
Главное для него было – раскрыть душу людей, так часто рискующих жизнью ради куска хлеба, людей, огрубевших в тяжелом труде, но сильных и цельных. Прибегая к своему излюбленному приему – контрастного противопоставления светлого, возвышенного темным силам,
писатель так изображает наступление реакции. Об этом повествует рассказ – очерк «Гамбринус» (1907). Это произведение является одним из тех произведений писателя, в которых он обращался к народной жизни и хотел показать душу народа, жаждущую красоты и добра вопреки еще торжествующему социальному злу, показать людей, способных противостоять этому злу.
«Гамбринус» – гимн искусству и красоте несгибаемого человеческого духа.

Действие рассказа разворачивается в одесском кабачке «Гамбринусе», который привлек Куприна пестрым составом своих посетителей: портовых рабочих, моряков, рыбаков, контрабандистов и т. д. Деятельной и кипучей натуре Куприна, его размашистому характеру была близка по духу среда людей, чья жизнь резко выходила за пределы ненавистного писателю мещанского уклада. Людьми сильными и мужественными, занятыми тяжелым и опасным трудом, любящими «прелесть и ужас ежедневного риска» [8;18], ценящими выше всего «силу, молодечество, задор и хлесткость крепкого слова» [8;19] – такими предстают посетители кабачка, слушатели и поклонники музыканта Сашки. Знакомство с ним происходит в первой главе рассказа. Ничто еще не дает оснований предполагать, что Сашке-музыканту отведена в рассказе центральная роль. Чудаковатый музыкант, развлекающий народ в «Гамбринусе», – самородок, талантливейший артист, но тяжкая несправедливость жизни загнала его в «пивное подземелье», лишила его возможности в полной степени проявить свое дарование. В образе Сашки Куприн хотел показать, как за уродливым и внешне жалким обликом «маленького человека» могут скрываться мужественное сердце и большая душа. Характер музыканта формировался в приспособлении к окружающей среде. Сашка вынужден постоянно прикрывать свою печаль маской веселого фиглярства, клоунады.

В рассказе «Гамбринус» два главных героя – Сашка-музыкант и пестрая толпа посетителей пивной. Между этими двумя образами – индивидуальным и собирательным – существуют глубокие внутренние связи, отличающиеся психологической точностью.

А затем наступает 1905 год. Сюжет рассказа начинает развертываться острей и напряженней. Сильно и ярко раскрывается трагическая тема мужественного сопротивления человека злу и несправедливости. Писатель изображает героя в экстремальной ситуации с целью исследовать его естественные первоосновы.

Мужественное поведение музыканта Сашки в это неспокойное время – это вызов всему полицейскому режиму. Сашка исчезает из «Гамбринуса». А через некоторое время он возвращается в кабачок из полицейского участка с изуродованной, искалеченной рукой. Избивая его, полицейские и сыщики повредили ему сухожилие. Но нельзя сломить силу духа человека, находящего поддержку в народе и знающего, что он и его искусство нужны трудовому люду. Сашка не может более играть на скрипке, но вот он вынимает из кармана жалкую свистульку, и вновь под сводами «Гамбринуса» раздаются звуки народных песен и мелодий, и вновь поют и пляшут славные, простые люди, которым так нужно искусство Сашки. Характерна концовка рассказа: «...Казалось, что из рук изувеченного, скрючившегося Сашки жалкая, наивная свистулька пела на языке, к сожалению, еще не понятном ни для друзей Гамбринуса, ни для самого Сашки:

Ничего! Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит» [8;39].

Темным инстинктам, овладевшим людьми, жизнелюбивый писатель противопоставил в рассказе свои святыни – красоту и высокую духовность. Музыка главного героя – это выражение народной души, именно в этом и состоит его необыкновенное искусство, а народную душу нельзя убить. И как бы ни была сурова действительность по отношению к Сашке, как бы ни калечила его физически, душа его оставалась все той же поющей и несгибаемой душою народа.

Одновременно с «Гамбринусом» Куприн начал писать серию очерков «Листригоны» (1907 – 1911). Это очерки о рыбаках – греках, с которыми дружил Куприн в Балаклаве – маленькой бухте на Черноморском побережье. Хорошо известно, что Куприн высоко ценил простых балаклавских тружеников. Как равноправный член артели, овладевший сложной рыбачьей наукой, вместе с ними уходил Куприн в море, гордясь их дружбой и доверием. Очерки, написанные о рыбаках, составили одно целое, ибо были пронизаны единством авторской мысли и тона.

Композиция, жанр, название и пафос «Листригонов» подчинены одному: противопоставить неврастеничным, издерганным, эгоистичным, праздным и вздорным горожанам – дачникам цельные натуры мужественных рыбаков. Куприн с восхищением пишет о своих товарищах, сохранивших тысячелетний опыт предков, сохранивших волю и мужество, простоту и добросердечие, наивность и естественность, близость к природе, товарищескую спайку и преданность, способность к риску и безоглядному веселью.

В «Листригонах» нет главного героя, переходящего из одного очерка в другой. Но в очерках все же выделены на первый план отдельные фигуры. Куприн даже не изменил реальных имен своих героев – Юры Паратино, Вани Анруцаки, Коли Констанди, Саши Аргириди и других, ибо они были достойны большой славы. Эти люди – воплощение активности и притом активности глубоко человеческой. Им чужды социальная разобщенность и животный эгоизм, свойственные среде мелких собственников, не знакомых с трудом, постоянно протекающим в борьбе и опасности [3;35].

В узорной, красочной мозаике Куприна, воссоздающей жизнь традиционную, устоявшуюся и вместе с тем динамичную, важным «действующим лицом» является природа. Образ природы в «Листригонах» эмоционально окрашен. В описаниях ночи, моря, тишины, звездного неба и других пейзажных зарисовок автор часто пользуется оценочными эпитетами, сравнениями, олицетворениями. Отношения между природой и человеком раскрываются Куприным многогранно. Природа предстает и как благотворная сила, щедрая кормилица; и как сила враждебная, грозящая гибелью. А люди – как дети природы, естественные и простодушные, и как эпические витязи, сражающиеся с опасной морской стихией. В «Листригонах» подчеркивается подчиненность труда рыбаков естественным природным ритмам, связь с жизнью природы. Листригоны – хранители вековых «природных» традиций.

В период общественного подъема повышается склонность Куприна к социальному анализу, то есть к художественному исследованию явлений социальной жизни. Усилие аналитического анализа в творчестве Куприна отнюдь не означало отказ от романтических красок, которые никогда не были ему чужды [12;82]. Однако Куприна привлекает теперь зрелая личность. Не юное существо, следующее возвышенным порывам, а сильная натура, осуществляющая свою рожденную жизненным опытом волю.

Одним из самых значительных произведений Куприна в этот период был рассказ «Черная молния» (1912). В рассказе изображена провинциальная, захолустная Россия с ее невежеством и апатией. Но Куприн показывает и те духовные силы, которые таятся в провинциальных городках России и порою, отдельными проблесками, дают о себе знать.

О наличии такого духовного потенциала в тихой, как бы навеки задремавшей провинции свидетельствует образ центрального героя в рассказе – лесничего Турченко, страстно любящего природу. «Он очень редко показывался в уездном свете, потому что три четверти жизни проводил в лесу. Лес был его настоящею семьею…» [8;54].

Рассказ, как это часто бывает у Куприна, построен на резких контрастах: пошлому быту уездных чиновников противопоставлена поэзия природы, всегда привлекавшая писателя. Он не только рисует поэтическую лесную картину, но и создает грозный и символический образ «черной молнии», которую однажды довелось увидеть Турченко во время его скитаний по лесу на охоте. Образ «черной молнии» да и вся нарисованная Куприным социальная картина, конечно, давали читателю импульс к более широким и смелым выводам.

Осознав недостатки новой власти на Неве (социализм виделся писателю серым существованием), летом 1920 года, Куприн оказывается в Париже [11;115].

В эмиграции Александр Иванович Куприн особенно охотно, с необычайно обостренным чувством: и грустным, и радостным, и желанным – обращался ко всему поэтическому, заветному, ко всему, что когда-то, будто тысячу лет назад, промелькнуло, просияло в его нелегкой и пестрой жизни [16;199].

Так возникает роман «Юнкера» (1928 – 1932) – роман, который при всей элегической односторонности в походе художника к отбору впечатлений является значительным вкладом в русскую прозу. Может быть, еще никогда Куприн не поднимался до такой благородной простоты языка, до такой ясности рисунка, до такой поэтической тонкости в воссоздании душевных движений героев, как в этом романе.

Главное в романе «Юнкера» не описание верноподданнических настроений будущих пехотных офицеров. Главная тема в романе – тема первой любви, весны жизни, весны, которая дается человеку только один раз… Помимо этой темы в «Юнкерах» поэтически разработана сугубо купринская тема – тема природы и человека. Общение с природой не только наполняет душу юнкера Александрова радостью, трепетом, но и дает юному герою импульс к первым философическим размышлениям.

Роман «Юнкера» довольно-таки сложен и разнообразен по тематике. Его основная линия – линия юношеской любви, органически связана с другими важными социально – психологическими темами: темой материнской любви, темой духовного становления героя, темой природы и человека и, наконец, темой родины [13;4].

Тема родины, далекой и бесконечно близкой, своеобразно разрабатывается и в новеллистике Куприна, относящейся к годам пребывания на чужбине. Ему нравилось воссоздавать в творческой своей памяти колоритные русские народные типы, нравилось вновь – мысленно – бродить по русскому лесу и прислушиваться к его голосам. Поэт русской природы, Куприн, создает рассказ «Ночь в лесу» (1933) – рассказ, в котором «трезвое», точное описание незаметно переходит в лирическую прозу, реальное переплетается со сказочным. Незабываемы по своей точности и какой-то наивной поэтичности все нюансы лесной картины – и «прелестный лучик заходящего солнца» [9;29], и слабый двукратный писк юного соловья, «забредившего сквозь сон» [9;30], и набрякшая соками почка, от которой «с тихим шумом отклеился первый лепесток» [9;32]. Из этих деталей возникает общее настроение счастья, охватившее человека, попавшего в «самое святилище простых, домашних, интимных чудес природы» [9;35].

Вот доказательство того, что, написав эти и другие замечательные произведения, Куприн и в эмиграции старался жить интенсивной творческой жизнью и продолжать свое служение русской литературе.

Вернувшись из-за границы, всемирно известный автор не начертал больше ни строки прозы [7;140]. Своим творчеством, сочинитель крепко сколоченного короткого рассказа, Куприн развил и передал мастерство и принципы воплощения литературной правды целому поколению русских писателей во всем мире.

Выводы по второй главе

Пройдя еще в детстве через ряд разнообразных жизненных испытаний, принужденный приспосабливаться к житейской среде, Куприн сберег в душе неспособность причинять боль, сохранил в чистоте бескомпромиссный гуманизм. Он был и оставался певцом всего прекрасного и естественного. Отсюда тяга Куприна к цельным, простым и сильным натурам. Борец Арбузов, спокойный и добрый гигант («В цирке»); бесстрашный конокрад Бузыга, у которого «все ребра срослись до самого пупа» [9;243] («Конокрады»); отважный атаман рыбачьего баркаса Коля Констанди («Листригоны»); тяжеловесный и могучий «балагула, ямщик и контрабандист» [9;146] Мойше Файбиш («Трус») – писатель откровенно любуется этими отважными людьми, восхищается их стойкостью, верностью в дружбе, неподкупным достоинством, великодушием, простотой и естественностью.

Разнообразие сюжетов в произведениях подсказывал Куприну богатейший жизненный опыт. Ведь он изъездил всю Россию, меняя одну профессию за другой, любил жить одной жизнью с простыми людьми, наблюдать за ними, запоминать их язык и говор. Его друзья: борцы Иван Поддубный и Заикин, спортсмен Уточкин, знаменитый дрессировщик Анатолий Дуров, клоун Жакомино, мировой рекордсмен по плаванию Романенко. Куприн повсюду искал ту силу, которая могла бы возвысить человека, помочь ему обрести свое внутреннее счастье. Для многих критиков именно такое естественное, органическое восприятие жизни Куприна, здоровая радость бытия были главным отличительным качеством его прозы с ее гармоничным сплавом лирики и романтики, сюжетно-композиционной соразмерности, драматизма действия и точности в описаниях [2;96].

Художественное мастерство Куприна берет истоки в его глубоком знании жизни. Он любил и принимал жизнь такой, какая она есть. Потому созданные Куприным образы настолько живые, что мы сопереживаем им как близким людям.

Заключение

Проходит десятилетие за десятилетием со дня смерти Александра Ивановича Куприна, но фигура его в дымке времени не становится туманной или далекой.

Острый обличитель всего темного и отжившего и одновременно певец Красоты, Естественности, художник духовно здоровый, горячо любящий Русскую землю, любящий и оберегающий чистоту, энергию и блеск русского слова, Куприн обогатил отечественную прозу, внес в нее свои темы и мотивы, способствовал усилению в ней элемента динамического, остросюжетного, элемента красочной занимательности. Особенность художественного дарования Куприна – повышенный интерес к каждой человеческой личности и мастерство психологического анализа – позволила ему по-своему освоить реалистическое наследие. Ценность его творчества в художественно убедительном раскрытии души своего современника, взволнованной и потрясенной социальной действительностью [13;25].

Искусству Куприна, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос творчества писателя сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом. Поэтому поиски красоты в жизни связаны у Куприна с устремлением к природе, к великим и вечным чувствам. Это явилось следствием того, что большинству произведений гениального писателя присуща динамика, драматичность, взволнованность.

Творчество Александра Ивановича Куприна по праву можно назвать «энциклопедией жизневедения». Все окружающее, в особенности человеческий быт, обиход, служило для Куприна показателем внутренней жизни человека, объяснением его поведения. Этот замечательный русский писатель делает героями своих книг актеров, фабрикантов, инженеров, рыбаков, офицеров, дворянскую аристократию и других своих современников. Автор поражает нас своими познаниями в любой области жизни, поскольку вращался в разных социальных средах, общался с самыми разными людьми [6;31].

Александр Куприн прожил нелегкую, но яркую жизнь и написал прекрасные книги, большинство из которых проникнуты романтически-взволнованным воспеванием простых людей, любовью к этим цельным, ярким, настоящим личностям. Мы благодарны ему за глубокую человечность, тончайший талант, любовь к своей стране, непоколебимую веру в счастье, веру в человека. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придет время, когда все люди будут счастливы.

Читатели давно полюбили Куприна. Иначе и быть не могло. Ибо этот выдающийся русский художник, признанный мастер короткого рассказа, автор замечательных повестей широко открытыми глазами наблюдал великую «реку жизни», стремился проникнуть в ее глубины. Подобно своему герою – юноше Александрову из романа «Юнкера», он «так влюблен в земную заманчивую красоту, что готов боготворить каждый ее осколочек, каждую пылинку» [9;254].

Любовь к красоте придавала большую силу обличительному пафосу Куприна, направленному против социальных ужасов. Гибель душевной чистоты в людях, бездорожье лучших из них – самые страшные для Куприна следствия «железной» цивилизации. Поэтому мир в сознании писателя все больше делился надвое. С одной стороны, нетронутая, свободная природная стихия, с другой – мир современной цивилизации, во многом уродливый, фальшивый, неправедный. Один мир жил вопреки другому. Куприн не колебался в выборе между ними: он всецело доверял природе, его влекло к «естественному человеку», к непосредственным натурам [9;76]. Со всей страстью писателя-гражданина разоблачал Куприн безумие капиталистического Молоха и утверждал идеал человека цельного, близкого к природе, человека физически и духовно здорового, как бы воплотившего в себе нравственные ценности, выработанные на протяжении столетий русским народом.

Список литературы
1.Адамович Г.Е. «Куприн». Литературно – критическая статья. – М., 2003

2.Афанасьев В.А. «Александр Иванович Куприн». Критико-биографический очерк. – М., 1960

3.Бердяев Н.А. О русском реализме. – М.,1956

4.Волков А.И. Творчество А.И. Куприна. – М., 1962

5.Дружников Ю.И. Куприн в дегте и патоке. – М., 1989

6.Ерохина Е.Л. Методическое руководство по литературе. – М., 2002

7.Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И.Куприна 1907 – 1938 годов. – М., 1987

8.Куприн А.И. Повести и рассказы в двух томах. – М., 1963

9.Куприн А.И. Повести и рассказы. Собрание сочинений в шести томах. – М., 1982

10.Куприн А.И. Рассказы, очерки, воспоминания. – Симферополь, 1984

11.Куприна – Иорданская М.К. Годы молодости. – М., 1960

12.Левин Ф.Е. Жизнь и творчество Куприна. – М., 1970

13.Луначарский А.В. Жизнь и литература. – М., 1905

14.Михайловский Б.В. Русская литература XX века. – М., 1939

15.Муратов К.Д. Возникновение социального реализма в русской литературе. – М., 1966

16.Рощин Н.Л. Мой Куприн. – М., 1938

17.Ротштейн Э.Р. Материалы к биографии А.И.Куприна. – Пенза, 1950

18.Смирнова Л.А. История литературы конца XIX – начала XX века. – Л., 1997

19.Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. – М., 1934

20.Чернышев А.А. Девятый вал Александра Ивановича Куприна. – М., 1984





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.