Методическая разработка урока по обществознанию на тему: «Понятие преступления. Состав преступления. Виды преступлений»

3
0
Материал опубликован 14 October 2020 в группе





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по обществознанию

для учащихся 10-классовна тему: «Понятие преступления. Состав преступления. Виды преступлений»



Подготовила учитель истории и обществознания,

специалист высшей категории, учитель-методист

Резниченко Татьяна Евгеньевна






2020 год



Тема урока: Понятие преступления. Состав преступления. Виды преступлений.

Цели урока:

Образовательные:

формирование правовых знаний о преступлении;

Развивающие:

развитие умений работы с нормативно-правовыми документами; навыков критического анализа правовых ситуаций;

Воспитательные:

повышение уровня правовой грамотности и культуры учащихся с целью профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Задачи:

формировать способность адаптировать теоретические знания к реальным жизненным ситуациям при решении правовых задач;

развивать умения анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения;

воспитывать активную гражданскую позицию.

Ожидаемые результаты:

знать, что такое преступление, его основные признаки, состав преступления, виды преступления;

уметь анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением; уметь применять полученные знания в конкретной ситуации;

понимать опасность некоторых поступков людей, неотвратимость ответственности за их совершение.

Тип занятия: комбинированный урок

Оборудование, материалы: нормативно-правовые документы (Уголовный Кодекс), раздаточный материал.

Новые понятия и термины: преступление, признаки преступления, состав преступления.


Структура занятия:

I. Организационный момент

II. Активизация опорных знаний, умений и представлений учащихся

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

ІV. Объявление темы, плана, целей урока

V. Формирование и усовершенствование умений и навыков учащихся

VІ. Осмысление новых знаний и умений

VІІ. Подведение итогов урока

VІІІ. Инструктаж по домашнему заданию

Ход занятия

I. Организационный момент

Подготовка учащихся к уроку; проверка наличия необходимых учебных принадлежностей, подготовленного рабочего места

II. Активизация опорных знаний, умений и представлений учащихся

Учитель: «Каково твоё деяние, таково и воздаяние», говорили древние.

? Как вы думаете, что они имели в виду

Учащиеся: Речь идет об ответственности за свои поступки.

Учитель: Верно. Прочитайте понятийный ряд (понятия написаны на доске):

ПРОСТУПОК, ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ

? Какое из этих слов – обобщение двух других

? Что такое правонарушение

Правонарушение это противоправное, виновное, общественно опасное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

Давайте попробуем разобраться в этих понятиях на примерах правовых ситуаций:

Ситуация № 1. Десятиклассники Кирилл, Ольга и Руслан в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в парк, и распили там бутылку вина. Как можно расценить их поведение?

Учащиеся: Это административный проступок – «Распитие алкоголя в общественных местах несовершеннолетними».

Проступок  общественно опасное деяние действие или бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью и нарушающее какие-либо нормы, правила поведения.

Ситуация № 2. Учащиеся 11 класса Вадим, Олег и Андрей подождали детей из начальных классов за углом школы, отобрали у них деньги и сказали, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.

Учащиеся: Эти действия являются преступлением.

Учитель: Вы абсолютно правы. Действия Вадима, Олега и Андрея действительно являются преступлением. Они совершили грабеж – преступление, предусмотренное Уголовным Кодексом.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности:

Проблемный вопрос:

«Только слабые совершают преступления,

человеку сильному они не нужны» Ф. Вольтер

? Как вы понимаете значение этих слов

ІV. Объявление темы, плана, целей урока:

Учитель: Итак, сегодня на уроке нам предстоит раскрыть понятие и признаки преступления, состав, виды преступления. Тема урока является актуальной. В современном обществе преступления совершаются не только взрослыми людьми, но и подростками. Решение этой проблемы является одной из важнейших.

План урока

1. Понятие и признаки преступления

2. Состав преступления

3. Виды преступлений.


V. Формирование и усовершенствование умений и навыков учащихся:

1) Дидактическая игра «Продолжи предложение….»

Учитель: Я предлагаю вашему вниманию различные ситуации, в которых описаны проступки. Ваша задача – придумать продолжение ситуации, которую можно назвать преступлением. Например: водитель часто садился за руль в нетрезвом состоянии (проступок). И однажды сбил пешехода (преступление).

1.… Старшеклассник неоднократно курил в школьном туалете. Но однажды…

2.… Виктор после работы каждый день распивал алкоголь на автобусной остановке. Но однажды…

3.…17-летний Николай часто «шутил» над малышами: толкал, бил, ставил подножки. Но однажды…

4….. Алевтина, работая сторожем в театре, похищала мелкие вещи – брелки, зажигалки, небольшие суммы денег (20-50 рублей). Но однажды…

5.…Работник нарушал правила эксплуатации технических приборов, находившихся в лаборатории. Но однажды…

? Почему вы считаете придуманные вами продолжения ситуаций преступлением.

Учащиеся: Эти деяния более опасны, чем проступки.

2) Работа с источником (Уголовный Кодекс)

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

(Согласно Разделу II, Главе 3, Ст. 14, п. 1 УК ДНР)

3) Рассказ учителя «Признаки преступления»

t1602670343ab.jpg

Общественная опасность заключается в том, что деяние либо причиняет вред общественным отношениям, которые охраняет уголовный закон либо содержит реальную возможность причинения вреда.

Преступлением признается деяние совершенное виновно (в форме умысла или неосторожности).

Противоправность выражается в том, что признаки преступления предусмотрены в уголовном законе.

Наказуемость заключается в угрозе применения наказания за преступление.

4) Работа со схемой: «Состав преступления»t1602670343ac.jpg

5) Работа в группах. Каждой группе дается задание, определить в нормах уголовного права элементы состава преступления, которые непосредственно указаны.

Статья 143. Нарушение требований охраны труда

1. Нарушение требований охраны труда, совершённое лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до четырёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до одного года или без такового.

(Субъективная сторона – форма вины, специальный субъект)

Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путём обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершённое лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

(Специальный субъект, объективная сторона – способ совершения преступления)

Статья 153. Подмена ребёнка

Подмена ребёнка, совершённая из корыстных или иных низменных побуждений, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев.

(Субъективная сторона – мотив, объект – интересы несовершеннолетнего)

Статья 201. Злоупотребление полномочиями

1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырёх лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырёх лет.

(Специальный субъект, субъективная сторона – цель)

Учитель: В соответствии с различными критериями определяют виды преступлений.

В зависимости от сферы общественных отношений:

Преступления против личности (убийство, причинение вреда здоровью, побои, истязание, клевета, изнасилование, нарушение равноправия, вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления).

Преступления в сфере экономики (кража, грабеж, разбой, вымогательство, контрабанда и т.д.).

Преступления против общественной безопасности и общественного порядка.

Преступления против государственной власти.

Преступления против военной службы.

Преступления против мира и безопасности человечества.

В зависимости от формы вины:

Умышленные.

Неосторожные.

В зависимости от мотива совершения:

Корыстные.

Совершенные по мотиву мести.

Совершенные из хулиганских мотивов.

6) Работа с источником (в парах)

Один из критериев для определения вида преступления указан в Уголовном Кодексе. Каждая пара должна найти статью и определить 4 вида преступления по характеру и степени общественной опасности.

(Согласно ст. 15 УК РФ)

1. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

VІ. Осмысление новых знаний и умений

Задание «Корыстные и некорыстные преступления»

Учащимся предлагается в группах выполнить задание. Дан волшебный квадрат, где спрятаны 10 преступлений: 5 корыстных и 5 некорыстных. Нужно их найти. Можно искать по вертикали, по горизонтали, сверху вниз, снизу вверх и по диагонали.

А

К

М

Н

Т

И

Л

Ь

О

Б

Р

Ы

У

Ф

В

М

О

Ш

Е

Н

Н

И

Ч

Е

С

Т

В

О

Ы

Ш

П

Л

Г

Р

А

Б

Е

Ж

Й

К

О

Я

М

Ь

З

О

П

Ы

Б

Х

Н

И

Й

Ц

Ь

Ъ

О

Ц

Е

Х

К

Ш

О

Ь

У

Т

Н

Ь

Ф

Ь

Г

Ф

Е

Ч

Э

Р

О

Н

Э

Л

О

А

Ы

Ь

А

Я

Ь

Ж

К

Ы

А

Р

Е

Ю

И

У

В

Э

Т

Н

Ф

О

Ь

В

Я

Ж

Т

Ц

Й

Г

Ь

О

Е

Е

Й

П

У

Б

Ь

С

А

Ь

Ъ

И

А

Е

Л

У

Р

А

З

Б

О

Й

О

Э

Ь

Р

Р

Н

Ь

И

О

Р

Э

Я

И

Й

Р

Й

Ю

К

И

Ж

С

Ъ

С

Б

О

Ь

Я

Й

И

Ъ

У

Ч

Д

Ь

Т

Т

И

А

Ъ

Р

Ю

Э

С

Д

Ь

Э

Я

Э

В

Ф

В

Э

Н

Ц

И

Ф

Ь

Т

Ь

Э

Е

Б

О

А

Э

О

Ю

З

Ф

З

Э

О

В

Ф

Ю

Ч

В

А

Н

Д

А

Л

И

З

М

Ь

М

О

Я

В

Ь
















Корыстные преступления

Некорыстные преступления

ВЫМОГАТЕЛЬСТВО

ТЕРРОРИЗМ

МОШЕННИЧЕСТВО

ВАНДАЛИЗМ

ГРАБЕЖ

ХУЛИГАНСТВО

РАЗБОЙ

ИЗНАСИЛОВАНИЕ

КРАЖА

УБИЙСТВО


Решение правовой задачи.

Ситуация 1. Иванов приобрел престижный импортный легковой автомобиль и вечерами катал на нем знакомых девушек. Во время одной из таких поездок одна из пассажирок, посмотрев на спидометр автомобиля, сказала, что Иванов рискует нажить себе неприятности, превышая скорость, на что он ответил: «Машина новая, реакция у меня нормальная, ничего не случится». На одном из поворотов перед машиной внезапно оказался мужчина, перебегавший дорогу на пешеходном переходе. Иванов не сумел избежать наезда, пешеход был сбит и скончался.
Дайте правовую оценку ситуации.

VІІ. Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу на уроке

1) Решение проблемного вопроса.

2) - Мне запомнилось….

- Я приобрел…..

VІІІ. Инструктаж по домашнему заданию:

Изучить конспект. Составить «Криминологический кроссворд»







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.