Методическая разработка по праву «Соучастие в преступлении»
Методическое обоснование
Тема урока: «Соучастие в преступлении» является актуальной и урок проводится в форме практического занятия, где применяется технология проблемного обучения.
Проблемное обучение относится к активным технологиям обучения. В его основе лежит решение какой-либо проблемы, задачи.
Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого студенты усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Преимущества проблемного обучения это, прежде всего, большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности студентов; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности.Студент попадает в ситуацию подобно деятелю, решающему творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого состояния, пока ее не решит. Именно благодаря этому и формируются прочные знания, навыки и умения.
Проблемное обучение отвечает требованиям времени: обучать - исследуя, исследовать - обучая. Только так можно формировать творческую личность.
Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.
Технологическая карта урока
Предмет: Право
Тип урока: Урок - практическое занятие
Вид урока: Практическая работа
Тема урока: «Соучастие в преступлении»
Цель урока: Закрепить и обобщить знания студентов по теме : «Соучастие в преступлении».
Задачи урока:
Образовательные:
• Выявить знания и умения, полученные в ходе изучения темы: «Соучастие в преступлении »
• Научить самостоятельности анализа и выбора решений в определении форм соучастия (ОК 3)
Развивающие:
• Развивать логическое и аналитическое мышление.
• Развивать умение применять полученные знания в ходе практической работы (ОК 2)
• Развивать умение взаимодействовать в группе (ОК 6)
Воспитательные:
• Воспитание ответственности и дисциплины.
• Воспитание гражданского самосознания (ОК 2)
Оснащения урока:
1.Наглядный материал:
• Стенные газеты: «Признаки соучастия», «Разновидности соучастия», «Ответственность соучастников».
2.Раздаточный материал:
• Уголовный кодекс РФ от 24.05.1996 г.
• Карточки с ситуационными задачами
3.Дидактическии материал:
• Карточки тестового контроля знаний
4.Нормативный материал:
• Конституция РФ от 12.12.1993 г.
• Уголовный кодекс РФ от 24.05.1996 г.
5.Оборудование: ноутбук, компьютеры
Составитель: Н.Ш. Тимченко, преподаватель
высшей категории
Рецензенты: И.И.Сабурова, преподаватель
высшей категории
Методическая разработка занятия по праву «Соучастие в преступлении»
Этапы урока
|
Времямин |
Название этапа |
Форма проведения |
Деятельность обучающихся |
1 |
2 |
Мотивация |
Беседа |
Слушают |
2 |
2 |
Целеполагание |
Фронтальная беседа |
Отвечают устно |
3 |
2 |
Актуализация знаний в ходе практической работы |
Беседа |
Формулируют проблему |
4а |
2 |
Закрепление изученного материала |
Работа в командах с представлением стенных газет |
Отвечают устно |
4б |
2 |
Оценивание деятельности |
Сообщение студентов об деятельности |
Отвечают устно |
4в |
5 |
Закрепление материала в форме тестирования |
Групповое тестирование на бумажном носителе |
Отвечают на вопросы письменно |
4г |
2 |
Оценивание деятельности |
Проверка теста по эталону ответа командами |
Проверяются ответы по образцу, ставятся оценки |
4д |
10 |
Закрепление материала в форме разрешения ситуационных задач, подготовленных командами |
Работа в командах с использованием Уголовного кодекса РФ с помощью ИКТ |
Отвечают устно |
4е |
2 |
Оценивание деятельности |
Сообщение об оценке деятельности каждой команды |
Проверяются ответы, ставятся оценки преподавателем |
4ж |
10 |
Закрепление материала в форме разрешения ситуационных задач |
Работа в командах с использованием Уголовного кодекса РФ с помощью ИКТ |
Отвечают устно |
4з |
2 |
Оценивание деятельности |
Сообщение об оценке деятельности каждой команды |
Проверяются ответы, ставятся оценки |
5 |
2 |
Выдача домашнего задания |
Домашнее задание на повторение содержания трудовых правоотношений |
Записывают домашнее задание |
6 |
2 |
Рефлексия эмоционального восприятия урока |
Выражение своих эмоций |
Высказываются о своем восприятии урока устно |
7 |
45 |
|
|
|
Ход урока.
Вводное слово преподавателя об актуальности темы урока, о цели и задачах практического занятия.
1 этап. Группа делится на три подгруппы, каждая команда представляет свои стенгазеты по теме «Соучастие в преступлении»: «Признаки соучастия», «Разновидности соучастия», «Ответственность соучастников». Содержание газеты оценивается до 5 баллов.
II этап- студентам предлагаются карточки тестового контроля знаний. Ответы на все поставленные вопросы оцениваются до 5 баллов, соответственно правильный ответ на тест — 0,5 балла, время ответа 5 минут.
III этап- команды решают ситуационные задачи, подготовленные студентами с использованием ИКТ. Содержание ситуации оценивается до 5 баллов, за решение ситуаций - до 5 баллов.
IV этап- команды решают ситуационные задачи, предложенные преподавателем. Правильные ответы оцениваются до 5 баллов.
Студенты совместно с преподавателем подводят итоги этапов. Объявляется количество баллов, набранных каждой командой.
Выдается домашнее задание на повторение пройденного материала.
Затем студенты высказываются о своем восприятии урока устно
Заключение
В Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.Ряд конституционных положений прямо связан с возможностью судебной защиты и отправления правосудья. В частности, закрепление презумпции невиновности, право на получение квалифицированной юридической помощи, невозможность придания обратной силы закону, который устанавливает или отягчает ответственность и др.
Тема урока: «Соучастие в преступлении» является актуальной и урок проводится в форме практического занятия, где применяется технология проблемного обучения.
Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.
Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого студенты усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Преимущества проблемного обучения это, прежде всего, большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности студентов; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления.
Практические занятия - это занятия, проводимые под руководством преподавателя в учебной аудитории, направленные на углубление научно- теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы. В процессе таких занятий вырабатываются практические умения при решении ситуационных задач.
В ходе урока студенты самостоятельно анализируют ситуации, сами выбирают решения. В ходе урока сами студенты дают оценку выполняемого задания — проблемной ситуации, то есть балльную оценку деятельнности
Студенты анализируют результаты своей деятельности и высказываются о своем восприятии урока.
Деятельность студентов по теме урока «Соучастие в преступлении» способствует формированию общих компетенций: ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 7, а также познавательных, коммуникативных, личностных и регулятивных УУД.
Список использованной литературы
1.Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Изд – во Тюм. Гос. Унив., 2006.- 216 с.
2.Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса. // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М., 2002, с. 3 - 9.
3.Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. // Педагогика, 2003, №10, с. 8 – 14.
4.Зеер Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно – ориентированном профессиональном образовании. // Образование и наука. 2000. №3(5). С.90 – 102.
5.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно – целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.2004.- 57 с.
6.Калимуллин Р.Х. Применение компетентентностного подхода при подготовке специалистов в колледже:учебное пособие / Р.Х.Калимуллин.- Уфа: ИП Галиуллин Д.А., 2014.- 130с.
7.Конституционное право России: учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012. - 208 с.
8.Основы права / М.Б.Смоленский. - Изд.6-е, испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2013.- 413с.
Приложение № 1
Тесты
Выберите правильный вариант ответа и пометьте кружком
1.Соучастие возможно
а)в умышленных преступлениях
б)в преступлениях с квалифицированным составом
в)в преступлениях с участием двух и более субъектов
г) в преступлениях по предварительному сговору;
2.Другие соучастники преступления при качественном эксцессе исполнителя уголовной ответственности...
а)не подлежат
б)подлежат согласно роли в соучастииков
в)подлежат за приготовление к преступлению
г)подлежат за участие в преступлении;
3.Уголовная ответственность соучастников определяется …
а)характером участия в совершении преступления
б)причинной связью и размером вредных последствий преступления
в)предварительным сговором о совместном совершении преступления
г) степенью фактического участия в совершении преступления;
4.Множественность субъектов при соучастии предусматривает...
а)минимум два лица
б)более двух лиц
в)не менее трех лиц
г)группу лиц;
5.Когда один или несколько соисполнителей преступления не обладают признаками субъекта преступления, то
а)судебная практика признает содеянное совершенным группой лиц
б)судебная практика не признает совершение преступления группой лиц
в)не менее двух лиц признаются субъектами преступления
г)не менее трех лиц признаются субъектами преступления;
6. Не признается соучастником …
а)организатор
б)подстрекатель
в)пособник
г)инициатор;
7.Если в составе группы из четырех лиц – два лица признаны невменяемыми, одно лицо является малолетним, то
а)соучастие отсутствует
б)соучастие налицо
в)соучастие без признака группы
г)соучастие с признаками группы;
8. Лица, относящиеся к разновидности исполнителей-
а)исполнитель
б)подстрекатель
в)пособник
г)инициатор;
9.Соучастие возможно ...
а)на любой стадии совершения преступления
б)только до окончания преступления
в)на стадии покушения на преступление
г)на стадии приготовлентия;
10.Признаки соучастия:
а)предварительный сговор
б)наличие организатора
в)организованная группа
г)наличие инициатора.
Приложение № 2
Ситуации
Задача 1
В новогоднюю ночь группа школьников «развлекалась» тем, что:
1) порезала обивку сидений в трамвае;
2) из хулиганских побуждений сожгла кошку;
3) из мести нанесла побои учительнице истории;
4) с корыстной целью сорвала с прохожего шапку.
Какие из названных преступлений (предусмотренных ст.ст.116, 161,214, 245 УК РФ) совершены в соучастии, если в группу входили 12-летний Алябьев, 13-летйий Босов, 14-летний Вилков, 15-летний Грахов, 16-летний Драганов?
Определите, сколько лиц участвовало в совершении каждого из преступлений.
Задача 2
Кузнецов обратился к своему приятелю Лукину с просьбой дать ему на несколько часов охотничье ружье. Кузнецов мотивировал свою просьбу тем, что он подозревает у своей собаки бешенство и поэтому решил ее убить. Воспользовавшись ружьем, Кузнецов в тот же день убил по мотиву ревности свою жену
Можно ли признать Лукина со^гасгником совершенного убийства?
Задача 3
Шкуратов, узнав о болезни Самарина - знакомого сторожа поселкового магазина, решил совершить кражу. Поздно ночью он проник в магазин и обнаружил там своего приятеля - неоднократно судимого Крюкова с наполненным различными товарами мешком. Шкуратов поприветствовал Крюкова и начал набивать в рюкзак различные ценные вещи, а 'Крюков покинул магазин. Оба преступника чер«з день были задержаны и осуждены по п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ за совершение кражи в соучастии.
С позиций учения о соучастии дайте оценку приговору суда. В чем выражаются объективные признаки соучастия?
Задача 4
Хамзин предложил Валееву показать свое искусство в стрельбе и пострелять пулями в мишень, нарисовглную на заборе. Хамзин знал, что по другую сторону забора, как раз на уровне мишени, находился Мусин, к которому Хамзин питал злобу.
После первого выстрела за забором послышался стон. Мусин был тяжело ранен.
Можно ли действия Хамзина и Валеева рассматривать как соучастие? Как квалифицировать содеянное?
Задача 5
Голубева аришла на дискотеку со своим женихом Дядиным. Встретив там знакомую Есенину в норковом манто, Голубева потеряла интерес к танцам, весь вечер была задумчива, молчалива и печальна. Дядин, обеспокоенный ее состоянием, стал настойчиво интересоваться, что случилось. В ответ Голубева расплакалась и стала упрекать Дядина в неспособности приобрести приличную одежду для невесты. На доводы Дядина, что он не заработал денег на манто, рассерженная Голубева крикнула. «Тогда у кради!» и убежала.
В тот же вечер Дядин совершил кражу манто, принадлежащего Есениной, а чер>ез час в нем щеголяла Голубева, радуясь находчивости своего жениха, ко горый рассказал ей о совершенном преступлении.
Можно ли признать Голубеву соучастницей преступления? При положительном решении укажите виды соучастников
Задача 6
Весной одинокий пенсионер Ручкин на своем приусадебном участке среди цветов и овощных культур посеял опийный мак. В начале лета он надолго попал в больницу, поручив соседу Сомову присматривать за домом и оговорив, что за насаждениями ухаживать не нужно , однако Сомов,
обнаружив, что на участке посажено и уже начинает увядать наркотикосодержащее растение, решил выращивать его до возвращения Ручкина, рассчитывая, что в благодарность Ручкин поделится с ним созревшим урожаем. Все лето он ухаживал за посевами, поливал их, пропалывал, вносил удобрения. Его расчет оказался верным - осенью Ручкин и Сомов собрали большой урожай созревшего мака, поделив его пополам.
Являются ли Ручкин и Сомов соучастниками преступления? Аргументируйте свой ответ анализом субъективной связи между соучастниками.
Задача 7
Нетрезвые Нуриев и Скоков беспричинно стали придираться к Петросяну. В го время как Скоков держал Петросяна за руки, пытаясь свалить его на землю, Нуриев ударил последнего несколько раз ножом в грудь, после чего вместе со Скоковым скрылся с места преступления. Петросян скончался на месте.
Вариант- Действия Скокова сводились лишь к тому, что он передал нож Нуриеву.
Можно ли Скокова признать соучастником убийства? При положительном ответе определите вид соучастника.
Задача 8
Частный нотариус Крестова недобросовестно относилась к своим обязанностям чем воспользовался Якупов при совершении мошенничества. Удостоверяя доверенность на право продажи квартиры, Крестова указала, что доверенность подписана доверителем Саитовым в ее присутствии, личность его установлена, дееспособность проверена. Фактически доверитель доверенность не выдавал, а подпись от его имени была выполнена Якуповым. Впоследствии доверенность была использована для заключения договора купли - продажи квартиры, принадлежащей Саитову. Действия Якупова были квалифицированы судом как мошенничество.
С позиций учений о соучастии и прикосновенности к совершению
преступления дайте уголовно-правовую оценку действиям Крестовой.
Задача 9
Заведующая производством Пешкина, работая по трудовому договору в частном кафе «Май», систематически в течение 10 месяцев без оплаты брала для себя v своей семьи продукты, вместе с мужем, сыном и дочерью питалась в кафе, вследствие чего у нее образовалась недостача на сумму 13000 рублей, а собственник кафе Асанов понес убытки в размере 26000 рублей.
Можно ли считать, что преступление совершено в соучастии, если на предварительнсм следствии было установлено, что все члены семьи сознавали, что Пешкина растрачивает чужое имущество?
Задача 10
Житель деревни Кош Соловьев, похищавший у односельчан скот, систематически сбывал мясо жителю этой же деревни - индивидуальному предпринимателю Тельцову.
Решите еопрос об уголовной ответственности Тельцова, который систематически в больших количествах принимал у Соловьева мясо на реализацию, заранее не договариваясь об этом, но зная, что Соловьев не
имеет личного подсобного хозяйства, а у односельчан 3.1 месяц пропало 2 теленка и 6 овец.
Можно ли Тельцова считать соучастником краж, совершенных Соловьевым?
Задача 11
Участковый инспектор милиции Измайлов во время обхода закрепленной за ним территории услышал крики о помощи, которые доносились с крытой детской игровой площадки. Заглянув туда, он увидел двух мужчин, которые пытались изнасиловать девушку. Как потом выяснилось, в одном из насильников он узнал сына своего начальника и поэтому, не желая иметь неприятности по службе, сделал вид, что ничего не заметил и не предотвратил изнасилование.
Дайте уголовно-правовую оценку поведению участкового инспектора.
Задача 12
19-летний студент юридического института Тулупов, испытывая материальные затруднения, решил «разбогатеть» путем разбойного нападения на торговый киоск знакомого коммерсанта Уланова. Обдумывая план нападения, он пришел к выводу, что осуществить задуманное можно только в составе группы из трех человек.
В курсе уголовного права Тулупов уже изучил тему «Соучастие в преступлении» и знал, что совершение преступления группой лип по предварительному сговору влечет более строгое наказание, чем индивидуально совершенное преступление. Вместе с тем он знал, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 162 УК РФ, является лицо, достигшее 14-летнего возраста, поэтому привлек к совершению преступления спортсменов - самбистов 13-летнего Фазанова и 13-летнего Цаплина, пообещав им «долю» от похищенного имущества.
Тулупов разработал план нападения, распределил роли, проинструктировал Фазанова и Цаплина, как вести себя на месте преступления и последующих после нападения действиях, предоставил им информацию об Уланове, режиме работы его торгового киоска и имеющемся в нем ценном имуществе, средствах охраны.
В назначенный день Фазанов и Цаплин совершили запланированный разбой.
Тулугюв был осужден по п.п. «а», «в» ч.2 ст. 162 УК РФ1, т.е. за разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору с незаконным проникновением в помещение.
Обосновано ли решение суда?