12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Семен Сергеевич Лавренков64
Россия, Красноярский край, Красноярск
0

Методическая разработка урока по теме: «Защита информации, антивирусная защита»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ


КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОЯРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»





РАССМОТРЕНО

методической комиссией

протокол № от « » 20__ г.








Методическая разработка урока по теме:


«Защита информации, антивирусная защита»















Дисциплина: Информатика


Автор: Лавренков Семен Сергеевич




Красноярск, 2023



Содержание



Пояснительная записка……………………………………………………………..3

Технологическая карта занятия/урока……………………………………………4

Список использованных источников……………………………………………...8

Приложения……………………………………………………………….………..9





Пояснительная записка


Дата проведения: 30.01.2023

Группа: ИСиП 22-01

Обоснование выбора

Значение информатики с каждым годом в жизни каждого человека возрастает, что обуславливает потребность в получении новых знаний в этой области.

Методы обучения на уроке:

методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

методы педагогики – методы организации и стимулирования учебной деятельности;

информационные методы — использование презентации Power Point.

Организация учебной деятельности с учётом личностно — ориентированной технологии обучения.

На уроке созданы условия для реализации основных принципов личностно ориентированной технологии обучения. Это выражено в следующем:

создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;

стимулирование учащихся к высказываниям;

Организация учебной деятельности с учётом ИКТ.

Презентация Power Point используется на данном уроке в качестве демонстрации. Использование информации на слайдах позволяет учащимся не терять время на обдумывание вопросов.




Технологическая карта занятия/урока


Профессия/специальность: 09.02.07 Информационные системы и программирование

Дисциплина/профессиональный модуль: ОДу. 02 Информатика

Тема: Защита информации, антивирусная защита

Количество часов: 2

Вид занятия/урока: лабораторно-практическое занятие

Тип занятия/урока: закрепление и повторение знаний

Цели занятия/урока: сформировать у учащихся знания о способах угрозы информации и многообразии мер ее защиты; об основных видах вирусов и способов защиты информации при помощи специального программного обеспечения.

Задачи: сформировать навык определять наличие вирусов на ПК и удалять их при помощи специального программного обеспечения; развивать познавательный интерес у учащихся; воспитывать информационную культуру у учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности.

Формируемые компетенции: ОК4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; ОК6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Перечень дидактических материалов: презентация, задание лпз

Оснащение занятия/урока: проектор, доска, маркер, компьютер с доступом в сеть интернет, презентация, Windows 10.




Структура занятия/урока

Этап занятия/урока

Время, мин

1

Организационно-мотивационный этап

2-3

1.1

Приветствие и проверка готовности к уроку

-

2

Основной этап

42-43

2.1

Объяснение нового материала

-

3

Практическая работа

45

3.1

Самостоятельные ответы на вопросы

30

3.2

Создание презентации

15




Сценарий урока:


Учитель: Добрый день, ребята!

В цифровую эру значительную часть своего времени мы проводим в киберпространстве.

Совершаем покупки, заводим друзей, работаем и отдыхаем. Чуть ли не живём в Сети. Но многие ли знают, насколько она опасна?

Давайте ответим с вами на 3 вопроса, которые подведут нас к теме урока.

Включается презентация 1 слайд

Часто ли вы задумываетесь, что вы в безопасности? (в сети)

Ученики: да, нет…

Посещаете ли вы сомнительные сайты?

Ученики: нет, мы этого не делаем. Только на проверенные…

Сколько приложений на вашем смартфоне имеет доступ к камере?

Ученики: много, почти все…

Учитель: Как вам кажется, что такое защита информации?

Ученики: это скрытость информации от посторонних глаз

Учитель: а что такое антивирусная защита?

Ученики: программа, которая проверяет файлы на содержание вредоносных элементов.

Учитель: Какие признаки заражения компьютера вирусом вы знаете?

Ученики: «тормозит» компьютер, выскакивают баннеры, долго включается.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы разберем такую тему как защита информации, антивирусная защита. Откройте, пожалуйста, тетради.

Защита информации

Информация является одним из наиболее ценных ресурсов любой компании, поэтому обеспечение защиты информации является одной из важнейших и приоритетных задач.

Безопасность информационной системы - это свойство, заключающее в способности системы обеспечить ее нормальное функционирование, то есть обеспечить целостность и секретность информации. Для обеспечения целостности и конфиденциальности информации необходимо обеспечить защиту информации от случайного уничтожения или несанкционированного доступа к ней.

Под целостностью понимается невозможность несанкционированного или случайного уничтожения, а также модификации информации. Под конфиденциальностью информации - невозможность утечки и несанкционированного завладения хранящейся, передаваемой или принимаемой информации.

Известны следующие источники угроз безопасности информационных систем:

антропогенные источники, вызванные случайными или преднамеренными действиями субъектов;

техногенные источники, приводящие к отказам и сбоям технических и программных средств из-за устаревших программных и аппаратных средств или ошибок в ПО;

стихийные источники, вызванные природными катаклизмами или форс-мажорными обстоятельствами.

В свою очередь антропогенные источники угроз делятся:

на внутренние (воздействия со стороны сотрудников компании) и внешние (несанкционированное вмешательство посторонних лиц из внешних сетей общего назначения) источники;

на непреднамеренные (случайные) и преднамеренные действия субъектов.

Существует достаточно много возможных направлений утечки информации и путей несанкционированного доступа к ней в системах и сетях:

перехват информации;

модификация информации (исходное сообщение или документ изменяется или подменяется другим и отсылается адресату);

подмена авторства информации (кто-то может послать письмо или документ от вашего имени);

использование недостатков операционных систем и прикладных программных средств;

копирование носителей информации и файлов с преодолением мер защиты;

незаконное подключение к аппаратуре и линиям связи;

маскировка под зарегистрированного пользователя и присвоение его полномочий;

введение новых пользователей;

внедрение компьютерных вирусов и так далее.

Для обеспечения безопасности информационных систем применяют системы защиты информации, которые представляют собой комплекс организационно-технологических мер, программно-технических средств и правовых норм, направленных на противодействие источникам угроз безопасности информации.

При комплексном подходе методы противодействия угрозам интегрируются, создавая архитектуру безопасности систем. Необходимо отметить, что любая системы защиты информации не является полностью безопасной. Всегда приходиться выбирать между уровнем защиты и эффективностью работы информационных систем.

К средствам защиты информации ИС от действий субъектов относятся:

средства защита информации от несанкционированного доступа;

защита информации в компьютерных сетях;

криптографическая защита информации;

электронная цифровая подпись;

защита информации от компьютерных вирусов.

Средства защита информации от несанкционированного доступа

Получение доступа к ресурсам информационной системы предусматривает выполнение трех процедур: идентификация, аутентификация и авторизация.

Идентификация - присвоение пользователю (объекту или субъекту ресурсов) уникальных имен и кодов (идентификаторов).

Аутентификация - установление подлинности пользователя, представившего идентификатор или проверка того, что лицо или устройство, сообщившее идентификатор является действительно тем, за кого оно себя выдает. Наиболее распространенным способом аутентификации является присвоение пользователю пароля и хранение его в компьютере.

Авторизация - проверка полномочий или проверка права пользователя на доступ к конкретным ресурсам и выполнение определенных операций над ними. Авторизация проводится с целью разграничения прав доступа к сетевым и компьютерным ресурсам.

Защита информации в компьютерных сетях

Локальные сети предприятий очень часто подключаются к сети Интернет. Для защиты локальных сетей компаний, как правило, применяются межсетевые экраны - брандмауэры (firewalls). Экран (firewall) - это средство разграничения доступа, которое позволяет разделить сеть на две части (граница проходит между локальной сетью и сетью Интернет) и сформировать набор правил, определяющих условия прохождения пакетов из одной части в другую. Экраны могут быть реализованы как аппаратными средствами, так и программными.

Криптографическая защита информации

Для обеспечения секретности информации применяется ее шифрование или криптография. Для шифрования используется алгоритм или устройство, которое реализует определенный алгоритм. Управление шифрованием осуществляется с помощью изменяющегося кода ключа.

Извлечь зашифрованную информацию можно только с помощью ключа. Криптография - это очень эффективный метод, который повышает безопасность передачи данных в компьютерных сетях и при обмене информацией между удаленными компьютерами.

Электронная цифровая подпись

Для исключения возможности модификации исходного сообщения или подмены этого сообщения другим необходимо передавать сообщение вместе с электронной подписью. Электронная цифровая подпись - это последовательность символов, полученная в результате криптографического преобразования исходного сообщения с использованием закрытого ключа и позволяющая определять целостность сообщения и принадлежность его автору при помощи открытого ключа.

Другими словами, сообщение, зашифрованное с помощью закрытого ключа, называется электронной цифровой подписью. Отправитель передает незашифрованное сообщение в исходном виде вместе с цифровой подписью. Получатель с помощью открытого ключа расшифровывает набор символов сообщения из цифровой подписи и сравнивает их с набором символов незашифрованного сообщения.

При полном совпадении символов можно утверждать, что полученное сообщение не модифицировано и принадлежит его автору.

Вирусы. Антивирусное программное обеспечение

Компьютерный вирус - программа способная самопроизвольно внедряться и внедрять свои копии в другие программы, файлы, системные области компьютера и в вычислительные сети, с целью создания всевозможных помех работе на компьютере.

Признаки заражения:

прекращение работы или неправильная работа ранее функционировавших программ

медленная работа компьютера

невозможность загрузки ОС

исчезновение файлов и каталогов или искажение их содержимого

изменение размеров файлов и их времени модификации

уменьшение размера оперативной памяти

непредусмотренные сообщения, изображения и звуковые сигналы

частые сбои и зависания компьютера и др.

Классификация компьютерных вирусов

По среде обитания:

Сетевые - распространяются по различным компьютерным сетям

Файловые - внедряются в исполняемые модули (COM, EXE)

Загрузочные - внедряются в загрузочные сектора диска или сектора, содержащие программу загрузки диска

Файлово - загрузочные - внедряются и в загрузочные сектора и в исполняемые модули





По способу заражения:

Резидентные - при заражении оставляет в оперативной памяти компьютера свою резидентную часть, которая потом перехватывает обращения ОС к объектам заражения

Нерезидентные - не заражают оперативную память и активны ограниченное время

По воздействию:

Неопасные - не мешают работе компьютера, но уменьшают объем свободной оперативной памяти и памяти на дисках

Опасные - приводят к различным нарушениям в работе компьютера

Очень опасные - могут приводить к потере программ, данных, стиранию информации в системных областях дисков

По особенностям алгоритма заражения:

Паразиты - изменяют содержимое файлов и секторов, легко обнаруживаются

Черви - вычисляют адреса сетевых компьютеров и отправляют по ним свои копии

Стелсы - перехватывают обращение ОС к пораженным файлам и секторам и подставляют вместо них чистые области

Мутанты - содержат алгоритм шифровки-дешифровки, ни одна из копий не похожа на другую

Трояны - не способны к самораспространению, но маскируясь под полезную, разрушают загрузочный сектор и файловую систему

Основные меры по защите от вирусов

оснастите свой компьютер одной из современных антивирусных программ: Doctor Web, Norton Antivirus, AVP

постоянно обновляйте антивирусные базы

делайте архивные копии ценной для Вас информации (гибкие диски, CD)

Классификация антивирусного программного обеспечения

Сканеры (детекторы). Принцип работы антивирусных сканеров основан на проверке файлов, секторов и системной памяти, и поиске в них известных и новых (неизвестных сканеру) вирусов.

Мониторы. Это целый класс антивирусов, которые постоянно находятся в оперативной памяти компьютера и отслеживают все подозрительные действия, выполняемые другими программами. С помощью монитора можно остановить распостранение вируса на самой ранней стадии.

Ревизоры. Программы-ревизоры первоначально запоминают в специальных файлах образы главной загрузочной записи, загрузочных секторов логических дисков, информацию о структуре каталогов, иногда - объем установленной оперативной памяти.

Учитель: Ребята, а сейчас на втором уроке вас ожидает практическое задание для самостоятельной работы.

Обучающиеся садятся за персональные компьютеры и начинают делать практическую работу.



Список использованных источников


https://znanio.ru/ Образовательный портал для педагогов

https://multiurok.ru/ Современная социальная сеть работников образования

https://infourok.ru/ Крупнейший образовательный интернет-проект

https://urok.1sept.ru/ Педагогический форум

https://uchitelya.com/ Учительский портал




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Практическая работа «Защита информации» (2-й урок)

Задание №1. Ответьте на вопросы:

Вопрос

Ответ

Что такое компьютерный вирус?

 

В чем состоит принцип работы вируса?

 

Перечислите вредные действия вирусов.

 

  Задание №2. Запишите признаки заражения ПК вирусом.

Признак

 1

 

 2

 

 3

 

  Задание №3. Проанализируйте и запишите, какие типы файлов подвержены заражению?

Типы файлов, подверженные заражению

Типы файлов, не подверженные заражению

 

 

 

 

 

 







Задание №4. Проанализируйте и запишите основные способы заражения ПК.

Способ заражения ПК

1

 

2

 

3

 

4

 

Запишите меры профилактики заражения ПК вирусом:

Способ профилактики

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

  Задание №5. Запишите классификацию вирусов в виде таблицы

Вид (название) вируса

Особенность вируса

 1

 

 

 2

 

 

 3

 

 

 









Задание №6. Сравните виды антивирусных программ, дайте им краткую характеристику.

Вид

Характеристика

Достоинства

Недостатки

1

Антивирусы-сканеры

 

 

 

2

Антивирусы-мониторы

 

 

 

 

Задание №7. Перечислите функции, выполняемые антивирусом Касперского.

Функция

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

 

Задание №8.  Создать презентацию, тема «Классификация вирусов»

(8-10 слайдов).



ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Критерии оценивания:

оценка «5» ставится, если:

учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ПК;

работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

оценка «4» ставится, если:

работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ПК в рамках поставленной задачи;

правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);

работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

оценка «3» ставится, если:

работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ПК, требуемыми для решения поставленной задачи.

оценка «2» ставится, если:

допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ПК или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.


Критерии оценивания мультимедийных презентаций:

№ п/п

Баллы:

0 - позиция отсутствует

1 – слабо

2 – хорошо

3 - отлично

Итоговая оценка

Требования

1

Структура (до 12 баллов)

1.1

наличие всех структурно необходимых слайдов; количество слайдов соответствует требованиям (8-10 слайдов)


1.2

правильность оформления слайдов


1.3

логическая последовательность слайдов


1.4

наличие списка используемой литературы


2

Текст на слайдах (до 6 баллов)

2.1

текст на слайде представляет собой опорный конспект (ключевые слова, маркированный или нумерованный список)


2.2

наиболее важная информация выделяется с помощью цвета, размера, эффектов анимации и т.д.


3

Наглядность (до 9 баллов)

3.1

иллюстрации помогают наиболее полно раскрыть тему, не отвлекают от содержания, целесообразны


3.2

иллюстрации хорошего качества, с четким изображением


3.3

целесообразность подачи материала через различные средства наглядности (таблицы, схемы, графики и т. д.)


4

Дизайн и настройка (до 15 баллов)

4.1

оформление слайдов соответствует теме, не препятствует восприятию содержания


4.2

для всех слайдов презентации используется один и тот же шаблон оформления


4.3

текст легко читается на фоне слайда


4.4

презентация не перегружена эффектами


4.5

использование психологически комфортного тона


5

Содержание (до 6 баллов)

5.1

содержит ценную, понятную информацию по теме


5.2

ошибки и опечатки отсутствуют


Общее количество баллов


Оценка




Перевод баллов в отметку за презентацию:

39 - 48 б – оценка «5»

29 - 38 б – оценка «4»

20 - 28 б – оценка «3»

менее 20 б - оценка «2»




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.