12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Баганова Татьяна Васильевна506
Как я пришла в профессию? Ответ прост:" Учитель - это не профессия, учитель - это призвание!" Адольф Дистервег сказал: "Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирождённый такт."
Россия, Московская обл., Кашира
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по ОРКСЭ

по теме: «Защита Отечества»

Данная методическая разработка с мультимедийной поддержкой предназначена для учителей, работающих в 4 классах по учебному курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры». Служит пособием при проведении урока на тему «Защита Отечества».

Представленный урок дает возможность младшим школьникам сформировать представления о христианском отношении к войне.

В ходе этого урока учащиеся научатся соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории, узнают о духовных подвигах святых защитников Отечества. Получат возможность для осознания необходимости личностного развития таких добродетелей, как милосердие, ответственность, справедливость, которые являются основными понятиями православной культуры.

По своему содержанию этот урок служит важным связующим звеном между учебным курсом «Православная культура» и предметами «Окружающий мир», «Музыка», «Литературное чтение» в начальной школе.

На уроке используются фронтальная и индивидуальная формы работы; разные виды методов обучения:

по источнику передачи и восприятия учебной деятельности: словесный, наглядный;

по степени самостоятельности: проблемно-поисковый;

по логике передачи и восприятия информации: индуктивный (обобщение результатов наблюдений);

метод самоконтроля и взаимоконтроля.

Метод создания проблемной ситуации – ведущий на данном уроке. С помощью тщательно продуманной системы вопросов организуется беседа, постепенно подводящая учеников к усвоению системы фактов, выявления закономерности, подводит к пониманию и усвоению новых знаний, путём собственных усилий и размышлений. Учебная дискуссия стимулирует интерес к учению. Использование коротких эпизодов мультипликационного и учебного фильмов помогают увидеть противоречие, выдвинуть предположение и проверить его в ходе дискуссии. Анализ информации из разных источников позволяет учащимся создать системное видение проблемы, сделать правильный вывод.

Личностно-ориентированная технология, используемая на уроке, помогает в формировании мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, проведении личностной рефлексии.

Домашнее задание формулируется непосредственно обучающимися, даёт возможность развивать учащимся самостоятельность, творческую активность.

Методическая разработка по предмету: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) по теме: «Защита Отечества»

Тема урока

Защитники Отечества


Цель урока

формирование христианского отношения к войне; знакомство со святыми защитниками Отечества; воспитание патриотических чувств.

Задачи урока

- познакомить обучающихся с понятиями справедливая, оборонительная война; - повысить интерес к изучению героических страниц в истории своей Родины;

- познакомить обучающихся с христианскими заповедями оборонительных войн;

- развивать умение работать с информацией.


Планируемые результаты





Личностные: сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности в изучении героических страниц прошлого нашей Родины; осознание гражданской позиции и долга перед Отечеством.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные: развивать умение высказывать предположение; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; обобщать и делать выводы на основе анализа объектов; находить ответы на вопросы в тексте, умение выделять главное в соответствии с учебным заданием.

Предметные: понимание обучающимися христианской точки зрения справедливой (оборонительной) войны; знание памятных исторических событий Отечества и имён святых защитников Родины.

Ключевые понятия урока

Защита Отечества; справедливая, оборонительная война; святые защитники.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, русский язык, музыка.


Ресурсы:



Кураев А. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры», 4 класс, словари. Книги: Рассказы о святых «Святой Александр Невский», «Святой Дмитрий Донской», книга «История Руси Великой от начала времён» И. Пименова. Компьютерное оборудование, проектор, видеофрагменты учебных фильмов, презентация (https://yadi.sk/d/KaEtqnBsxkbz7w ) , аудиозаписи оперы М. Глинки и кантаты С. Прокофьева, иллюстрации святых защитников Отечества (https://yadi.sk/d/8XY5JHKxBAXyRA )

Конспект урока по ОРКСЭ «Защита Отечества»

Цели урока: формирование христианского отношения к войне; знакомство со святыми защитниками Отечества; воспитание патриотических чувств.

Задачи:

- познакомить обучающихся с понятиями справедливая, оборонительная война;

- познакомить обучающихся с христианскими заповедями оборонительных войн;

- повысить интерес к изучению героических страниц в истории своей Родины.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности.

- Смолк звонок, начинается урок.

Православную культуру вместе будем изучать.

Слушать, мыслить, рассуждать,

И тогда наш урок всем пойдёт ребятам впрок.

- Вспомните правила любого успешного урока:

(коллективное проговаривание)

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Ответить хочешь – не шуми,

А только руку подними.

(Напоминание о гигиенических требованиях к посадке)

- Сядем прямо не согнёмся, за работу мы возьмёмся.

Введение в тему рока. Формулирование темы.

- Начнём урок с загадки. Слайд1.

Чтоб прикрыть собою тело
От стрелы, что прилетела,
От тяжёлого копья
Им в бою прикроюсь я. (ЩИТ)

- Объясните лексическое значение слова ЩИТ. (Ответы детей).

Щит - ручное, военное, оборонительное снаряжение, предназначенное для защиты от холодного и метательного оружия.

- Подберите однокоренные слова. (Защита, защитник, защитница, защищать, защищённый).

- Объясните значение слова защитник. (Выслушиваются ответы детей).

- Уточним значение слова в толковых словарях.

Работа с толковыми словарями Ефремовой и Ожегова. Слайды 2, 3.

ЗАЩИ́ТНИК - тот, кто защищает, охраняет, оберегает кого-то, что-то.

Защитники слабых, обездоленных. Защитники страны. Защитники морали, веры. (По словарю Ожегова)

ЗАЩИ́ТНИК - тот, кто охраняет, оберегает, ограждает от каких-либо враждебных действий, вредного воздействия, влияния. (По словарю Ефремовой)

- Случалось ли Вам защищать кого-либо или что-либо? (Выслушиваются ответы детей).

- Что руководило вами в тот момент, когда вы вставали на защиту? (Предполагаемые ответы: справедливость, любовь к ближнему, гнев).

- Вспомните подвиг Жени Табакова. (Рассказ детей).

- Уместен ли был гнев Жени?

(Да, он был направлен против преступника).

- Послушайте стихотворение, которое поможет Вам понять, чему будет посвящён наш урок. (Читает ученик).

На колени Тебя не поставили
Не французы, не немцы, не швед.
За Собою Ты кровью оставила
Яркий след незабвенных побед.
Сыновья Твои сильные, смелые,
Прежде жизни своей не щадя,
Словно Ангелы с крыльями белыми
Охраняют и ныне Тебя.
Защищают Сыны Твои славные,
Что погибли в неравном бою,
Веру Русскую Православную
И Россию Родную свою! (
Елена Викторовна Буланцова – Турсунова)

- О ком и о чём говорится в этом стихотворении?

(Ответы детей: в стихотворении говорится о защитниках Родины; погибших за веру православную).

- Синоним слова Родина? (Отчизна, Отечество). Почему мы называем Родину Отечеством?

(На ней испокон века жили и трудились наши отцы и прадеды).

- Сформулируйте тему нашего урока.

(«Защита Отечества»)

Ш. Работа по теме урока.

1) Формулирование проблемных вопросов урока.

Чтение стихотворение со слайда. Слайд4.

Защитники Отчизны все века
Святую Русь от недруга хранили,
И если враг напал издалека,
То его гнали, били и громили.
Жизнь не жалея, Родину свою
Они для жизни нашей сохранили…

- Как поступали русские воины с врагом? (Гнали, били, громили).

- Значит, своими действиями они причиняли вред и несли угрозу для жизни. Вспомните одну из заповедей Христа, касающуюся отношений между людьми. (Не убивай).

- Но ведь, православные воины тоже несли смерть.

Возникает противоречие. Подумайте, на какой вопрос мы должны получить ответ на сегодняшнем уроке?

Ответы детей:

Когда можно не следовать заповеди «Не убивай»?

Могут ли быть оправданы действия русских воинов?

Может ли быть оправдана война?

Каково отношение христианства к войне?

2) Актуализация и открытие новых знаний.

-Вспомните первое стихотворение. С кем сравниваются защитники Русской земли? (Ангелы с крыльями белыми).

- Как вы думаете почему? (Ответы детей: Души вознеслись на небеса, в царствие Божие).

- Какими качествами, по вашему мнению, должны обладать защитники Отечества? (Ответы детей: самоотверженностью, мужеством, силой, отвагой, бескорыстием.)

- Русская земля славилась ратным духом и молитвенным усердием своих сынов. Нередко подвиги на поле брани и подвиги во славу Божию переплетались в жизни одного человека.  Одним из примеров является русский богатырь.

Демонстрация слайда с изображением картины «Богатыри». Слайд 5.

На доске портрет святого Илии Муромца.

- Назовите его имя (Илья Муромец, Илия в православии).

- Где мы встречались с этим героем? (Читали былины, описывали картину, ему посвящена музыкальная пьеса «Богатырские ворота» М. Мусоргского).

- Как вы думаете, почему столько почестей этому богатырю?

(Он прославился воинскими подвигами, много лет охранял границы Руси).

Работа с учебником страница 136 последний абзац.

- О чём узнали из этого абзаца? (Когда православная церковь отмечает дату памяти святого Илии, где находятся его останки).

- Почему имя Илии Муромца почитается православной церковью?

В преклонных летах богатырь Илия поступил в Киево-Печерский монастырь, где принял постриг и провёл свои последние годы в духовных подвигах.

- Имя ещё одного защитника земли русской вам поможет вспомнить отрывок из музыкального произведения.

Звучит отрывок из кантаты «Александр Невский» «Вставайте, люди русские…»

https://yadi.sk/d/dpEmluYvGmaDoA

- Назовите произведение и композитора. (Кантата «Александр Невский» Сергей Прокофьев).

Изображение Александра Невского вывешивается на доске.

- О подвигах Александра Невского мы уже знаем из урока окружающего мира.

С какими битвами связано его имя? (Битва со шведами на Неве в 1240 г., разгром немецких рыцарей крестоносцев на Чудском озере 1242г).

Просмотр фрагмента учебного фильма Александр Невский. Слайд 6.

https://yadi.sk/i/Z5tlmT7QLMwvOQ

- Какие слова сказаны Александром Невским?

(Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Земля Русская).

- Как вы их понимаете? Эти слова – угроза? (Нет, предупреждение).

- Выберите верное утверждение: Слайд 7.

Воевать надо всегда, так как только мечом можно убедить другого в своей правоте.

Если кто-то с войной придет на русскую землю, русские сумеют за себя постоять.

- В каких случаях православный человек вправе взяться за оружие? (Если надо защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие.)

- Как назвать войну, в которой люди встают на защиту своей страны? (Оборонительная).

- Какая цель у этой войны? (Защита родной земли).

Работа с текстом учебника.

- Откройте учебник на странице 134, прочитайте материал 3 и 4 абзацев.

- Какова точка зрения христианства к войне? (Оправдана только справедливая война, которая ведётся за семью, Родину, её святыни).

- Когда война будет несправедливой? (Если её цель: захват чужой земли, навязывание своей веры).

- Александр Невский – не только великий воин, но и миротворец.

Работа с текстом на странице. 137 учебника.

- Прочитайте материал учебника на странице 137. Найдите ответ на вопрос: В чём проявилась миротворческая деятельность князя Александра Невского?

(С помощью переговоров длительное время удерживал Русь и Орду от столкновений. На переговорах отказался от призыва русских воинов на войну, спас тем самым много жизней).

- О чём ещё, вы узнали из прочитанного отрывка? (Князь Александр Невский причислен к лику святых).

- Перед каждым сражением князь горячо молился и просил помощи у Бога. Его стараниями проповедь христианства распространилась в северные земли поморов. Он способствовал созданию православной епархии в Золотой Орде.

В княжеской жизни был рачительным хозяином, дальновидным дипломатом-миротворцем и справедливым судьёй.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Вспомните ещё одно историческое событие Куликовскую битву. Кому противостояла Русь? (Монголо-татарам).

С чьими именами оно связано? (Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, монахи Пересвет и Ослябя).

- Их имена тоже причислены к лику святых.

Работа с тестом учебника страницы 134-135.

- Почему Сергий Радонежский дал своё благословение московскому князю Дмитрию для отпора врагу? (Это была справедливая война, не было способа избежать кровопролития).

- В трудную минуту монахи Пересвет и Ослябя вышли из монастыря на поле боя.

Фрагмент видео из мультфильма Пересвет и Ослябя. Слайд 8.

https://yadi.sk/i/-9Cmplkp6aO3vQ

- Как вы думаете, что ответил Сергий Радонежский, когда допустимо несоблюдение заповеди «Не убивай»? (Если ты защищаешь близких людей, Отечество). Продолжение просмотра видеофрагмента.

- Мы получили ответ на один из поставленных нами вопросов: Когда можно нарушить заповедь «Не убивай».

- На самопожертвование способны не только доблестные воины, но и простые люди.

Слушание фрагмента из оперы М. Глинки «Иван Сусанин» «Смерти не боюсь, лягу за святую Русь…» Слайд 9.

https://yadi.sk/d/XyTYpD0GrGsRHw

- Вспомните название и автора? О каком подвиге это музыкальное произведение? (О подвиге Ивана Сусанина, который завёл поляков в непроходимую глушь. Он знал, что погибнет, но не боялся).

- Почему не боятся смертельной угрозы воины-христиане? (Верят, что душа бессмертна).

- Вспомните слова Христа, он говорил, как надо относиться к врагам своим. «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас». Слайд 10.

- Каких заповедей должен придерживаться воин-освободитель на войне по вашему мнению? (Ответы детей.)

Работа по учебнику страница 136 (Демонстрация слайда после ответов детей.) Слайд 10.

- Не добивать раненных.

- Не трогать безоружных.

- Не грабить местных жителей.

- Если враг сдаётся, к нему надо относиться, как человеку, а никак к недругу.

Закон милосердия и справедливости приходит на смену закону войны.

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним именем святого защитника – великим флотоводцем.

Работа с текстом учебника страница. 138 (1 абзац).

- Каковы заслуги Фёдора Ушакова перед Отечеством? (Не проиграл ни одного морского сражения, не потерял ни одного судна, не отдал в плен ни одного матроса).

- Какую жизнь вёл в отставке? (Поселился рядом с монастырём и провёл жизнь в молитвах»).

- Фёдор Ушаков причислен к лику святых. Как вы думаете за что?

(Ответы детей: За веру, за христианские добродетели: милосердие и человеколюбие).

(Резерв: - Послушайте Рассказ о воинском и духовном подвигах Ушакова.

Просмотр видео о Ф. Ушакове.) Слайд 11. https://yadi.sk/i/ABtZd5PprIELqw

- К  лику святых причисляются, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении остаться верными Христу, которые в жизни, прежде всего, следовали высшим христианским добродетелям.

- Русскому народу не раз приходилось спасать своё Отечество. Сегодня мы стоим на пороге знаменательной даты – празднования великой годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

- В каком году началась и закончилась эта отечественная война?

- Какую знаменательную дату будем отмечать в этом году? (75летие).

Эта война принесла много испытаний русским людям. Немало примеров воинской доблести и подвигов живёт в памяти народа.

- Что помогло русскому народу одержать Великую победу?

(Мужество, стойкость, вера в правое дело, самопожертвование.)

- Назовите памятную дату празднования Победы в Великой Отечественной войне. (9 мая)

- В этот день в знак памяти в нашей стране на грудь повязывают георгиевские ленты.

Георгий Победоносец причислен к лику великомучеников и является одним из наиболее почитаемых в христианском мире. Его считают покровителем Руси, хранителем земли русской. Где можно увидеть его изображение?

- С течением времени отношение к воинам, воинскому долгу защиты Отечества и православной веры не изменяется. Воины-защитники почитаются не только народом, но и Православной церковью. Слайд 12.

- Вспомните, на уроке музыки мы знакомились с вами с песнью-гимном, которую исполняют в честь всех русских святых в церкви, как она называется? (Стихира).

IV. Закрепление.

- Выполним тест и проверим, как вы усвоили понятие справедливая война.

https://yadi.sk/i/E4OzltzdjVJ5Rg

1.Когда война может быть оправдана? Слайд 13.

А) Когда целью войны становится завоевание новых территорий для государства?

Б) Когда целью войны выступает желание защитить и спасти своих близких людей и свою Родину?

В) Когда целью войны является обогащение воюющих?

2.Как вы думаете, чем различаются справедливая и несправедливая войны? Слайд 14.

А) Справедливая война та, которая несёт прибыль своему народу, а несправедливая та, от которой одни убытки.

Б) Справедливая война та, в которой мы побеждаем, а несправедливая та, в которой кто-то побеждает нас.

В) Справедливая война – это защита своей Родины и близких людей. Несправедливая та война, во время которой люди хотят обогатиться.

3.Что никогда нельзя делать при помощи оружия? Слайд 15.

А) Навязывать другим людям свою веру.

Б) Защищать свою Родину.

В) Защищать свою жизнь.

Взаимопроверка по интерактивным ответам на слайдах. Слайды 13,14,15.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

- Вспомните, как называлась тема нашего урока?

- Какие новые понятия мы разбирали на уроке?

- Когда война может считаться справедливой?

- Какие поступки недопустимы на войне?

- Назовите имена святых защитников.

- Кем почитаются воины-защитники? (Народом, православной церковью).

- В чём состоит долг каждого гражданина? (Встать на защиту Родины).

Слайд 16.

- В статье 59 Конституции РФ сказано: 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Исполнение патриотической песни «Славься!» на музыку М. Глинки (Резерв).

https://yadi.sk/d/CD1SfcI_Gn7K5g

Слайд 17.

t1635762157aa.jpg

VI. Обсуждение и запись домашнего задания.

- На нашей книжной выставке есть книги: История Руси великой от начала времён, жития святых защитников Руси Дмитрия Донского и Александра Невского.

- Подумайте, каким может быть домашнее задание?

(Выслушиваются ответы детей).

1. Прочитать и подготовить сообщение о житие святого защитника;

2. Составить кроссворд или викторину о защитниках Отечества.

3. Подобрать пословицы о Родине, защитниках Отечества.

- Сделайте свой выбор и запишите задание в дневник.


Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.