Урок информатики и ИКТ в 9 классе по теме: «Правовая охрана программ и данных. Защита информации»
УРОК ИНФОРМАТИКИ и ИКТ
9 КЛАСС
ТЕМА: «Правовая охрана программ и данных. Защита информации»
Разработала: Фоминова Елена Владимировна, учитель информатики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 23 муниципального образования Усть-Лабинский район
2017г.
Тема урока «Правовая охрана программ и данных. Защита информации»
Цель: знакомство учащихся с основными правовыми и культурно-этическими нормами информационной деятельности человека.
Задач:
Обучающие:
научиться выделять проблемы, возникающие при взаимодействии общества и человека при рассмотрении информационного продукта как объекта собственности;
разобрать понятия: право в Интернете, авторское право, информационная этика, информационное право и безопасность.
рассмотреть различные угрозы информационной безопасности.
способствовать формированию всесторонней развитой гармоничной личности, воспитанию ответственного отношения к умственному труду.
Развивающие:
совершенствовать коммуникативные навыки через умение излагать мысли, умение вести диалог;
изучить нормативные документы, регламентирующие деятельность человека в Интернете.
Воспитательные задачи:
воспитывать ответственность за свои действия;
сформировать правовые нормы при работе с информацией в Интернете.
Вид урока: изучения нового материала и первичного закрепления.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, персональные компьютеры для учеников.
Виды ЭОР: электронный тест, презентация к уроку, аудиофрагменты, отражающие права человека в песнях, презентация «Сказка ложь, да в ней намек…».
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие учащихся, формирование групп, создание рабочей атмосферы и позитивного настроя, установление контакта внутри групп.
Необходимые материалы: цветные карточки (по количеству команд) и участников в предполагаемых группах. Проведение: при входе в класс учитель раздает элементы каждому участнику (это позволяет сформировать группы с учетом индивидуальных особенностей и типов восприятия учебного материала). Двигаясь по классу, учащиеся собираются в группы по цвету.
Целеполагание и мотивация. Звучит песня из мультфильма «Фиксики и Интернет».Учитель задает вопросы, выслушивает мнение учащихся, формирует окончательный ответ, выдает жетоны за правильные ответы.
1. Ребята, вы прослушали фрагмент песни, и, наверное, сможете сказать, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке? Интернет – огромная копилка знаний и фактов. Это мир, живущий по собственным правилам и законам, не всегда совпадающим с реальными нормами.
2. Нужны ли законы, которые бы регулировали работу в интернете?На сегодняшний день Интернет достиг такого уровня развития, который уже требует правового регулирования в виде принятия законов. В то же время нельзя забывать и про этические нормы использования Интернета.
3. Какие права человека вам известны? Право на свободу передвижения, на пользование достижениями культуры, на образование, право жить и воспитываться в семье, право на занятие творчеством, на труд и на отдых, на пользование ресурсами интернета
Практическое задание: Определите, о каких правах человека говорится в песнях из популярных мультфильмов.
Каждой группе выдаются: конверт с бумажными лепестками, на которых написаны вышеуказанные права; белый лист с рисунком ромашки, у которой пронумерованы лепестки; скотч и ножницы.Ученики, прослушав песню, приклеивают лепесток из конверта на лепесток с номером песни. Та команда, которая выполнить это задание быстрее и точнее зарабатывает по 1 баллу за песню.
Песня |
О каких правах идет речь |
1. Песня бременских музыкантов (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) «Ничего на свете лучше нету…» |
Право на свободу передвижения |
2. «До чего дошел прогресс» (музыка Е.Крылатова, слова Ю. Энтина) из к/ф «Приключения Электроника» |
Право на пользование достижениями культуры |
3. «Чему учат в школе» (музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского) |
Право на образование |
4. «Песня мамонтенка» |
Право жить и воспитываться в семье |
5. «Какой чудесный день» |
Право на занятие творчеством |
6. «Антошка» |
Право на труд и на отдых |
7. «Кабы не было зимы» |
Право на отдых, каникулы для детей |
8. Фиксики об Интернете |
Право на пользование ресурсами Интернета |
Учитель. Сегодня на уроке Вы познакомитесьс правовыми нормами информационной деятельности людей. Наиболее актуальным в современном обществе считается вопрос о безопасности в сети Интернет. Все мы или большинство в той или иной мере пользуемся всемирной сетью. Тема нашего урока «Основные законодательные акты в информационной сфере. Право в Интернете».
Слайд 1
3 июня 2011 года была принята резолюция ООН, признающая доступ в Интернет базовым правом человека. Таким образом, отключение тех или иных регионов от Интернета является нарушением прав человека.
Актуализация знаний.
Практическое задание. Нарушения прав человека в знакомых сказках
Для выполнения этого задания используется презентация «Сказка ложь, да в ней намек..», на каждом слайде фрагмент мультфильма и два вопроса, указанные в таблице. Каждый правильный ответ - 1 балл
№ п/п |
Название детской сказки |
Какое право представляет |
Как называется нарушение данного права |
1. |
Жихарка |
Право на жизнь |
Покушение на убийство |
2. |
Теремок |
Право на неприкосновенность жилища |
Неумышленное уничтожение чужого имущества |
3. |
Лисичка-сестричка и серый волк |
Право на жизнь и здоровье |
Причинение средней тяжести вреда здоровью |
4. |
Гуси-лебеди |
Право на свободу |
Незаконное лишение свободы |
5. |
Три медведя |
Право на неприкосновенность жилища |
Незаконное проникновение в жилище |
6. |
Морозко |
Право на отдых |
Эксплуатация труда несовершеннолетних |
7. |
Курочка Ряба |
Право на неприкосновенность частной собственности |
Уничтожение частной собственности |
8. |
Заяц и Лиса |
Право на жилище |
Незаконный захват жилища |
Объяснение нового материала
Учитель. Вопрос: Одна из основных правовых проблем в Интернете? (Слайд 2)
На слайде три варианта ответа, ученики выбирают правильный, обосновывают ответ, зарабатывают баллы.
1) Глобальный характер интернета
2) Отсутствие всеобъемлющего законодательства по правовым отношениям в Интернете
3) Быстрые темпы развития Интернета
Учитель. Глобальный характер Интернета создает значительные проблемы в определении того, какие органы должны рассматривать споры по правовым вопросам. Ни в одной стране мира нет всеобъемлющего законодательства по Интернету.
Учитель. Имеющиеся нормативные правовые акты по отношению к Интернету можно охарактеризовать следующим образом. (Слайд 3)
Ни в одной стране мира нет всеобъемлющего законодательства по Интернету. Существующие нормативные (подзаконные) акты регулируют частные аспекты функционирования сети.
Нормы, которые можно было бы применить к правовым отношениям в Интернете, «разбросаны» по законодательным актам иных отраслей права. В первую очередь они содержатся в нормах, относящихся к интеллектуальной и промышленной собственности.
Практически отсутствует регулирование правовых отношений в Интернете на международном уровне. Основная проблема заключается в том, что Интернет не имеет территориальных границ своего распространения.
Подходы решения одинаковых правовых проблем могут различаться в разных странах. Признания определенных действий в Интернете уголовным преступлением в одной стране может считаться вполне легальной деятельностью в другой стране.
Оценить наличие связи лица с конкретным государством весьма трудно, поскольку любой материал, размещенный в Интернете, становится одинаково доступным для лиц, находящихся в любой точке земного шара.
Итак, Вы написали рассказ или стихотворение и отправили на конкурс, нарисовали открытку и разместили фотографию на собственном сайте, создали презентацию и поделились ей в Сети! С этого момента Вы - автор! (Слайд 4)
В России даже существуют способы защиты прав автора на фотографию, рисунок, текст или иной контент. Специальная организация предлагает такие методы защиты авторских прав, как депонирование произведений и регистрацию авторских прав на них. Получить такое свидетельство в России можно всего за 2-3 дня. Достаточно заполнить анкету и приложить к ней текстовые или графические оригиналы материалов.
А знаете ли Вы, что авторское право действует в течение жизни и 70 лет после смерти автора и передается по наследству!
Специальный знак Копирайт © - это предупреждение всем: у произведения есть автор, и использование материала без его согласия запрещено!
Ученикам предлагается выполнить следующее задание: Что относится к объектам авторского права? (Слайд 5)
Официальные документы, программы для ЭВМ, государственные символы и знаки, производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);произведения народного творчества (фольклор), сборники (энциклопедии, антологии, базы данных), сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (новости);идеи и принципы решения задач; алгоритмы и языки программирования.
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, после их ответов делается запись в тетрадь:
1. К объектам авторского права относятся… (слайд 6)
программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код;
производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
сборники (энциклопедии, антологии, базы данных).
2. Объектами авторского права не являются… (слайд 7)
официальные документы;
государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);
произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (новости);
идеи и принципы решения задач;
-
алгоритмы и языки программирования.
Учитель. Нарушение авторских прав в Сети называется плагиатом или «пиратством». (Слайд 8)
Законодательство Российской Федерации, регулирующее авторские права:
Конституция РФ ст. 44 ч. 1: «Интеллектуальная собственность охраняется законом»
Гражданский кодекс РФ, часть 4 «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»;
Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и защите информации»;
Уголовный кодекс РФ.
-
Указ Президента РФ № 1607от 7 октября 1993 г. «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав»;
Любые деяния, приводящие к повреждению или уничтожению информации, к ее намеренному искажению, а также стремление получить неправомерный доступ к чужой конфиденциальной информации (то, чем занимаются авторы вирусов, троянов и других вредоносных программ) являются преступлением согласно Федеральному закону №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (принят 27 июля 2006 г.)
Если Вы решили использовать информацию, найденную в Сети, то: (Слайд 9)
при использовании материалов из Интернета в учебных работах не забудьте указать ссылку на источник;
для публикации в Интернете текста или фотографии получите разрешение автора.
Официальные документы – не являются объектами авторского права!
Ученикам предлагается выполнить тест «Проверь себя» в течение 2-3 минут
__________________ Без разрешения автора я могу на своем сайте разместить: Гиперссылку на другой сайт Отсканированную книгу Цитату из статьи с указанием автора Статью с другого сайта Указ Президента РФ Символику РФ Программу для компьютера, найденную на другом сайте Бесплатную картинку |
Затем тест проверяется (Слайд 10) Без разрешения автора я могу на своем сайте разместить: Гиперссылку на другой сайт (да) Отсканированную книгу (нет) Цитату из статьи с указанием автора (да) Статью с другого сайта (нет) Указ Президента РФ (да) Символику РФ (Да) Программу для компьютера, найденную на другом сайте (нет) Бесплатную картинку (да) |
5. Физическая минутка(Слайд 11)
Давайте немного отдохнём. Смотрим на меня. Будьте внимательны:
Если ты юноша, то выполняй круговые движения головой, иначе выполни три наклона вперед и три назад.
Если у тебя длинные волосы, то выполняй наклоны головы вперёд-назад, иначе влево и вправо.
Если у тебя серые глаза, то выполняй наклоны влево и вправо, иначе – поворачивай туловище влево, вправо.
6. Закрепление материала.
Учитель. Сегодня на уроке Вы познакомились с правовыми нормами информационной деятельности людей. Для закрепления изученной темы, выполним электронный тест «Право в Интернете»
7. Рефлексия.
После выполнения теста учитель предлагает старшеклассникам закончить предложения:
Я сегодня узнал…
Я согласен с тем, что…
Наше общество (готово, не готово, необходимо воспитывать, приучать…) к правовой грамотности потому, что…
Я понял, что изучать законы – это…
8. Подведение итогов, выставление оценок.
9. Домашнее задание.
1. П 6.2
2. Найдите в Интернете законы, указы, постановления об авторском праве:
а) на книгу, б) на программный продукт, в) на картину, г) на песню
Список использованной литературы
1. Белова С.В. Право в Интернете
2. Конституция РoссийскойФeдерации
3. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса.– 5-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012.
4. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Федеральный закон № 398-ФЗ от 28 декабря 2013 года
5. Шинкаренко Е.А. Право в Интернете, учитель информатики МОУ Гимназия №2 г.Черняховск Калининградской области
7. ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Информационное_право
8. www.constitution.ru
Приложение
RAR / 2.97 Мб
Горбачёва Марина Юрьевна
Фоминова Елена Владимировна
Авхадеева Раиса Ивановна
Фоминова Елена Владимировна