12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Васильева Светлана Николаевна161
Педагогический стаж - 12 лет Образование - высшее (Красноярский педагогический университет им. В.П. Астафьева по специальности "Учитель русского языка и литературы")
Россия, Иркутская обл., Тайшетский район рп. Новобирюсинский
2

Методическая разработка УРОКА ПОБЕДЫ по русскому языку

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новобирюсинская средняя общеобразовательная школа


Учитель: Васильева Светлана Николаевна


Методическая разработка УРОКА ПОБЕДЫ по русскому языку

Класс: 7

Тема: Повторение лексики.

Цели урока:

Повторить понятия о лексике, как разделе науки о языке; развивать мышление, память, внимание, орфографическую зоркость; формировать коммуникативную компетенцию учащихся, обогащать словарный запас лексико-стилистическими средствами периода Великой Отечественной войны;

воспитывать на примере языкового материала чувство любви к своей Родине, гордости за подвиги предков, желание ее защищать. Тип урока: повторение, систематизация изученного. Метод обучения: словесный, частично-поисковый.

Ход урока:


I.Организационный момент

Учитель:

- Ребята, посмотрите в окно. Какая сегодня погода? Какое небо?

- Да, сегодня солнечный день. Над нами голубое, чистое небо, а самое главное, мирное небо. Как вы понимаете выражение «мирное небо»?


II. Самостоятельная работа

- Какие ассоциации у вас возникают со словом «война»?

Продолжите предложение: «Война – это…» (ужас, страх, смерть, разрушения, убийства, беда, жестокость, слёзы, горе, взрывы, бои, стрельба, жертвы…)


III. Сообщение темы и целей урока

- Наш урок будет посвящён страницам истории Великой Отечественной войны.

- С помощью материала, подобранного на военную тему, мы с вами проверим орфографические и лексические навыки и покажем, чему мы научились на уроках русского языка.

IV. Выполнение теста «Проверь себя!»

- Ребята, сейчас я раздам вам тест, ответьте на вопросы.

1. Что обозначают данные слова? 1) Летчик. А. Предмет и признак предмета. 2) Связист. Б. Признак предмета по цвету. 3) Радист. В. Людей по роду их занятий, по профессии. 4) Генерал.

2. Укажите лишнее слово. А. Миротворец. А. Бронестекло. Б. Бронепоезд. Б. Машиностроение. В. Вездеход. В. Преграда. Г. Проводник. Г. Водоснабжение.

3. Укажите гласную в сложных словах. 1) Дым..образующий. А. О. 2) Минн..заградительный. Б. Е. 3) Ради..технический. В. И.

4. Укажите лишнее существительное. А. Помехоустойчивость. Б. Военкомат. В. Главврач.

Г. Медпункт.

5. Определите род сложносокращенных слов. 1) БТР. А. Женский. 2) ВМФ. Б. Мужской. 3) ВА. В. Средний. 4) ВОВ.


Ключи к вопросам:

1 – В

2 – Г, В

3 – А

4 – А

5 – 1,2 – Б, 3,4 – А


V. Лексический разбор слова

- Выполните лексический разбор выделенного слова.

Завершив свои операции, фронты один за другим останавли­вались на достигнутых к весне рубежах. (К. Симонов)

1.  Операция — ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боев (воен., проф.).

2.  Слово многозначно: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) финансовая операция; г) почтовые операции.

3. Значение прямое.

4. Синонимический ряд: операция, бой, сражение, военные действия.

5.  Слово заимствовано из латинского языка.

6.  Слово профессиональной лексики (военная терминология).

7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.


VI. Словарная работа. Лексическое значение слова

- Определите лексическое значение следующих слов, запишите их (1 ученик у доски)

Старый, опытный воин; участник прошедшей войны (ветеран)

Особый знак, выпускаемый в память о каком-либо событии, по случаю юбилейных, награда за военные заслуги, трудовые отличия, достижения в области науки, техники, культуры (медаль)

Должностное лицо силовых структур: вооружённых сил, в некоторых государствах полиции (милиции). Человек, который специально готовился к военной службе — например, получал специальное высшее образование (офицер)

Первичное, младшее, нижнее, воинское звание, рядовой в армиях многих государств; категория военнослужащих и военнообязанных в Вооружённых Силах ряда государств (солдат)

Военное учреждение для хранения, ремонта и сборки, учёта, выдачи войскам вооружения и боеприпасов, а также для производства работ по их сборке, ремонту и изготовлению некоторых деталей к ним (арсенал)

Средство поражения живой силы, материальной части и укреплений противника, выстреливаемое (выпускаемое) из артиллерийского или иного боевого орудия (снаряд)

Успех в сражении, соревновании, закончившийся поражением соперника (победа)


VII. Фразеология

- Давайте вспомним, что такое фразеологизм.

(Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением)

- Почему фразеологизмы – это несвободные сочетания слов?

(Только вместе эти сочетания имеют смысл, поэтому и в предложении являются одним членом предложения)

- Объясните значение следующих фразеологизмов.

светлый подвиг − очень важный, значимый самоотверженный поступок;

смертный бой – бой тяжелый, ожесточенный, до изнеможения;

хватило пороху − достаточно сил, энергии, воли и т.п. для выполнения, осуществления чего-либо;

бить в одну точку – последовательно и терпеливо направлять свои усилия 

на достижение поставленной  цели, задачи;

единым фронтом – дружно, активно и сплоченно выступать, действовать;

ночные ведьмы - женский авиационный полк в составе ВВС СССР вовремя 

Великой Отечественной Войны. «Ночными ведьмами» называли бесстрашных советских летчиц фашисты. Для девушек это прозвище было самой высшей оценкой их вклада в победу.


VIII. Рефлексия

- В языке отражается вся жизнь народа, и это особенно заметно в переломные, исключительно важные периоды его истории. Великая Отечественная война была величайшим испытанием для советского народа.

- В первые дни войны русское слово становится огромной силой, оно мобилизует народ на беспощадную борьбу с захватчиками во имя свободы и независимости Родины. Призывное, патриотическое слово вселяло уверенность в правоте нашего дела, укрепляло веру в неизбежность победы над тёмными силами фашизма.

Выступление ученика (чтение наизусть стихотворения Владимира Высоцкого «Он не вернулся из боя»)

Почему все не так? Вроде все как всегда:
То же небо – опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.

То, что пусто теперь, – не про то разговор,
Вдруг заметил я – нас было двое.
Для меня будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалась, будто из плена, весна,
По ошибке окликнул его я:
– Друг, оставь покурить! – А в ответ – тишина:
Он вчера не вернулся из боя.

Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие – как часовые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.

Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих.
Все теперь одному. Только кажется мне,
Это я не вернулся из боя.

- Мы не хотим, чтобы война повторилась. Низкий поклон и огромное спасибо всем, кто подарил нам возможность жить и учиться под мирным, чистым небом. Вечный огонь славы героям никогда не угаснет. Он будет всегда напоминать нам о мужестве и героизме наших людей.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.