Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся
с нарушениями слуха г. Черемхово»
Методическая разработка урока развития речи
«Зимующие птицы»
Матыгулина Т.В.,
учитель начальных классов
Учитель начальных классов | Матыгулина Татьяна Владимировна |
Место работы | ГОКУ «СКШИ г. Черемхово» |
Предмет | Развитие речи |
Класс | 3 |
Программа | АООП НОО, вариант 2.2 |
Тема | Зимующие птицы |
Цель | расширить представление учащихся о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. |
Задачи | |
Образовательные: | закрепить в игровой форме названия зимующих птиц; строить речевое высказывание в устной форме по опорным словам и картинкам; формировать умение делать проверку своих знаний и объективно оценивать результаты работы через выполнение заданий «Да-нет», «Узнай по описанию птицу»; отрабатывать и совершенствовать изученный материал через выполнение заданий «Да-нет», «Узнай по описанию птицу». |
Коррекционно - развивающие: | составлять связные устные высказывания на заданную тему; развивать мыслительные процессы: внимание, память через выполнение заданий «Да-нет», «Узнай птицу по описанию». |
Воспитательные: | воспитывать эмоционально - положительное отношения к животным; дисциплинированность, собранность, самостоятельность, усидчивость; воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной помощи птицам; взаимодействовать в группе и оказывать помощь одноклассникам. |
Тип урока: | урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). |
Технологии обучения: | игровые, здоровьесберегающие, ИКТ. |
Образовательная технология: | Технология личностно – ориентированного обучения И.С. Якиманской. В процессе личностно-ориентированного обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой обеспечивают ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями. В результате использования данной технологии обучающиеся на более высоком уровне овладевает умениями: самостоятельно приобретать и использовать полученные знания, планировать свою деятельность, оценивать её результаты, строить отношения сотрудничества и поддержки. |
Оборудование: | техническая составляющая: персональный компьютер, проектор; дидактическая составляющая: презентация Mimio Studio,карточки с заданиями, музыкальное сопровождение. |
Методы обучения: | репродуктивный, проблемный, программированный. |
Формы организации познавательной деятельности: | фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Средства обучения: | звукоусиливающая аппаратура, индивидуальные слуховые аппараты, презентация Mimio Studio. |
Основные понятия: | зимующие птицы, кормушка, корм для птиц |
Время урока: | 40 минут |
№ | Этапы работы | Содержание этапа |
I. | Организационный момент. Цель: эмоциональный настрой на урок, включение в учебную деятельность | Психологический настрой на урок. Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел звонок. Ждёт нас сегодня работа важная. - Снимите аппараты. Наденьте наушники. Включите аппаратуру. - [Как ты слышишь?] - Я слышу …. 2. Правила поведения на уроке. - Вспомним правила поведения на уроке. - Если вы хотите ответить, сказать или задать вопрос - необходимо поднять руку! - Когда отвечает кто – то – внимательно его слушаем. -Всем желаю успеха в работе. |
II. | СРЗ Цель: автоматизация ранее усвоенных произносительных навыков и предупреждение распада, подготовка учащихся к восприятию материала. | [Слушайте] […., спроси у …., какое время года?] […., попроси …. назвать зимние месяцы?] [….., спроси у …, какой сейчас месяц?] [Спросите у меня, какой будет урок?] [….., повтори.] […, спроси у …, что будем делать?] Будем: отвечать на вопросы, выполнять задания |
III. IV. | Актуализация опорных знаний. Цель: закрепление в игровой форме название зимующих птиц, включение в работу каждого ученика. Сообщение темы урока Цель: осознание учебной задачи, создание условий для формирования учебной деятельности учащегося, заинтересованного в учении, собственной деятельности. | Задание «Да-нет» (на фоне звукового воспроизведения (голоса птиц)учитель совместно с детьми обыгрывает ситуацию) - Что за шум? - Вы слышите, ребята? (учитель подходит к макету деревьев, с сидящими на ветках птицами). - Это птицы шумят (учитель говорит ученикам). - Что случилось птицы? (учитель обращается к птицам) - Птицы говорят: «На улице мороз, корма мало. Поэтому мы обращается за помощью, чтобы вы не забывали о нас в зимнее время года (учитель говорит к ученикам). - Верно, птицам нужно помогать зимой (учитель обращается к ученикам). - Каких зимующих птиц вы знаете? (ученики называют птиц). - Выполним задание «Да-нет». - Послушайте. - Я буду показывать и называть птицу, вы должны сказать «да» или «нет» (ученики должны определить, верно ли называется данная птица) - Это синица (учитель) - Да. Это синица (ученик) - Это клёст (учитель) - Нет. Это ворона (ученик) - Это ворона (учитель) -Нет. Это клёст (ученик) […., спроси у …., кто это?] (учитель показывает на птицу) -….., кто это? - диалог - ……, это клёст. -Это воробей (учитель) - Нет. Это снегирь (ученик) -Это сорока (учитель) - Да. Это сорока (ученик) […., спроси у …., кто это?] (учитель показывает на птицу) -….., кто это? - ……, это сорока. […., спроси у …, что делали?] -…, мы выполняли задание «Да-нет». - У кого были ошибки при выполнении задания? - У кого не было ошибок? - Молодцы, хорошо справились с заданием. - Как вы думаете, о ком будем говорить на уроке? - Будем говорить о зимующих птицах (ответы детей) - Верно, будем говорить о зимующих птицах и о том, как мы можем помочь птицам холодной зимой. -Прочитайте тему урока. -Сними наушники. Надень аппараты. |
Y. | Усвоение новых знаний с опорой на известный ранее материал. Цель: отрабатывать и совершенствовать изученный материал, формировать умение делать проверку своих знаний и объективно оценивать результаты работы. | Задание «Узнай птицу по описанию»- работа группами (учитель делит класс на группы, каждой группе раздаёт карточки с картинками птиц, речевым материалом) -Послушайте задание. Нужно прочитать описание птицы, выбрать нужную птицу, написать название птицы. Ма́ленький, се́ренький, по двору́ шныря́ет, кро́шки собира́ет. Они́ лета́ют ста́йкой. Это больша́я, чё́рная, хи́трая, ва́жная пти́ца. ……- белобо́ка, непосе́да, длиннохво́стая пти́ца. Жё́лтое брю́шко, на гру́дке чё́рный га́лстук. Лю́бит са́ло. Чернокры́лый, красногру́дый, лю́бит я́годы ряби́ны. - Поменяйтесь карточками. - Проверим, верно, ли выполнили задания (взаимопроверка) - У кого были ошибки? - У кого не было ошибок? […., спроси у ….., что делали?] – диалог - …., , что делали? - ……, выполняли задание «Узнай птицу по описанию». Физминутка (серия физминуток доктора Бубновского) Задание «Чем можно кормить птиц» - Вы знаете, чем можно кормить птиц? - Ребята расскажут, чем можно кормить птиц. (дети по очереди рассказывают, чем можно кормить птиц) |
| | Сырое сало любят синицы. Пшено, семечки, хлебные крошки любят вороны, сороки, голуби. Хвойные семена любит клёст. Ягоды любят снегири. Пшено, семечки, хлебные крошки любят воробьи, синицы. - Давайте покормим птиц. Наполним кормушки кормом, для каждой птички свой корм. (ученики подходят к макету, насыпают корм в кормушки) - Ребята, но есть продукты, которые нельзя давать птицам- это чёрный хлеб, солёное сало. - Теперь вы знаете, чем можно и чем нельзя кормить зимующих птиц. |
VI. | Проверка усвоения материала | 4. Тест (программа Optivote.com) - Прочитай задание. Выбери верный ответ. 1. Выбери зимующих птиц синица ласточка снегирь клёст сорока ворона Выбери по описанию птицу. Жё́лтое брю́шко, на гру́дке чё́рный га́лстук. воробей снегирь сорока синица Выбери по описанию птицу. Ма́ленький, се́ренький, по двору́ шныря́ет, кро́шки собира́ет. Они́ лета́ют ста́йкой. ворона снегирь сорока воробей синица Выбери корм для снегиря. сало пшено, семечки, хлебные крошки хвойные семена ягоды Выбери корм для клёста. сало пшено, семечки, хлебные крошки хвойные семена ягоды Чем нельзя кормить птиц? хвойные семена чёрный хлеб пшено, семечки, хлебные крошки солёное сало |
VII. | Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: осознание собственного мнения об уроке, о работе на нём, формирование положительного отношения к учению, умения анализировать, обобщать свою деятельность. | -Птицы вас благодарят и просят не забывать о них в зимнее время года. Птицы вам дарят памятки (учитель раздаёт памятки ученикам) - Вместе с мамами и папами прочитаете стихи о птицах и отгадаете загадки. […., спроси у …., какой был урок?] – диалог - ….., какой был урок? - ……, был урок развития речи. […., спроси у …., о ком говорили на уроке?] - ……, о ком говорили на уроке? - ….., говорили о зимующих птицах […., спроси у …., что делали?] -….., что делали на уроке? - …, мы отвечали на вопросы, выполняли задания. - Что нового узнали на уроке? - Кто работал на уроке хорошо? - Кто допускал ошибки? (оценивание обучающихся) |
YIII. | Домашнее задание Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | - Выполнить задание по карточке. - Дополнить и составить предложения. - Оля, Илья, Серёжа – 4 предложения. - Игорь, Маша, Алёша – 3 предложения. - Вова – 2 предложения. |
Список используемой литературы
Иллюстрации https://www.google.com/search
Иллюстрации https://www.google.com/search?rlz=1C1CHBD
Рассказы https://www.google.com/search?rlz=1C1CHBD_ruRU885RU909&ei
Загадки https://www.detiam.com/
Раскраски https://www.google.com/search?rlz=1C1CHBD_ruRU885RU909&sourc
Звуки птиц https://www.youtube.com/watch?v=Mz1TaPBSGnw
Звуки леса https://www.youtube.com/watch?v=5lCRsLjMeso