12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Краснова Наталья Александровна53
Россия, Самарская обл., Самара
Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика»
7

Методическая разработка урока трудового обучения по теме: «"Работа с бумагой и картоном. Закрепление навыков сминания бумаги. Технология изготовления аппликации из мятой бумаги по образцу» с использованием здоровьесберегающих технологий

Краснова Наталья Александровна

учитель начальных классов ГБС (К) школы-интерната VIII вида № 115

г. о. Самара Самарская область

Урок технологии во 2 классе.

 

Тема. Работа с бумагой и картоном. Закрепление навыков сминания бумаги. Технология изготовления аппликации из мятой бумаги по образцу.

Цель – закрепление навыков обработки бумаги приемом сминания.

Методическая цель урока – демонстрация применения ИКТ на уроках труда, как средства формирования умения составлять план выполнения изделия по образцу.

 

Задачи. Образовательные:

- закреплять умение сминать бумагу;

-учить анализировать объект с опорой на образец и по вопросам учителя;

- закреплять представления о сезонных изменениях в природе (зима, весна, лето, осень);

Коррекционно-развивающие: - развивать мелкую моторику рук; - развивать пространственную ориентировку;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к трудовой деятельности;

- воспитывать аккуратность;

 

Оборудование:

карта дороги (формат А1);

знаки остановок;

презентация к уроку;

карточки с изображением времен года;

образцы изделий выполненных учителем;

технологическая карта;

заготовка ствола дерева (основы работы);

цветная бумага;

шаблоны;

простой карандаш;

ножницы;

клей;

цветной картон.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

Подготовка и организация рабочего места.

Приветствие.

- К нам на урок труда пришли гости.

Повернитесь, улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие, в конце которого увидим удивительно красивый и необычный лес.

Перед вами на доске карта нашего пути.

По дороге в лес мы сделаем несколько остановок.

Прогулка наша будет пешей, то есть мы будем идти ногами, чтобы ничего не пропустить по дороге.

- Перед любой дорогой нужно собрать дорожную сумку или рюкзак. Для нашего путешествия потребуются некоторые предметы. Постарайтесь отгадать загадки и проверьте, есть ли у Вас этот предмет на столах.

Много делать мы умеем:

Стричь, кроить и вырезать.

Не играйте с нами, дети:

Можем больно наказать!

(ножницы)

 

Разноцветные листы,

Вырезай и клей их ты.

Аппликации, картинки,

Серебристые снежинки.

Можешь сотворить и флаги

Из листов... (цветной бумаги)

 

Нарисует он картину
Натюрморт или пейзаж
Остроносый, тонкий, длинный,
Деревянный.. (
карандаш)

Чтобы два листа скрепить,

Ты его не пожалей,

Нужно на листок налить

Липкий канцелярский... (клей)

 

Всех листов плотнее он,

Белый и цветной... (картон)

 

- Что понадобится для работы? (цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, и шаблоны)

- Все принадлежности разложи перед собой так, чтобы ими было удобно пользоваться. Разложите материалы – слева, а рабочие инструменты – справа.

- Какие материалы мы положим слева? (бумага, картон).

- Какие инструменты мы положим справа? (ножницы, линейка, клей, карандаш).

В дорогу собрались. Теперь можно идти. Выдвигаемся в путь. Это человечек будет идти вместе с нами и показывать дорогу.

 

II. Актуализация опорных знаний.

А) Повторение правил техники безопасности.

- Наша первая остановка. Здесь стоит знак «опасности»

(Слайд 2)

- Что из предметов, лежащих на столе, может быть опасным? (ножницы). (Слайд 3)

- Какие правила работы ножницами вы знаете? (ответы). Повторим правила техники безопасности при работе с этим инструментом.

-Когда режешь ножницами, направлять их надо концами от себя.

- При разрезании не подставляй под лезвия ножниц другую руку.

-Не держи ножницы концами вверх.

-Ножницами можно работать, только когда вы сидите на своём рабочем месте.

-Нельзя оставлять ножницы в раскрытом виде и класть их на неровную поверхность: они могут соскользнуть и поранить кого-нибудь и т.д. В дороге нам понадобится и клей. (Слайд 4)

Проверим, как вы знаете правила техники безопасности при работе с клеем. Какие правила работы с клеем Вы знаете?

- Под каждую деталь, на которую наносишь клей, обязательно подложи сухой лист бумаги, тогда можно работать, не боясь испачкать стол.

- Равномерно наноси клей на заготовку от середины к краям.

- Нельзя пробовать клей на вкус, при попадании клея на кожу рук, лица, особенно глаза надо немедленно промыть их большим количеством воды.

- Теперь мы избежим опасностей, которые могут подстерегать нас в дороге.

- В пути нужно быть очень внимательными, а для этого нужно потренировать наши глаза.

 

III. Физминутка.

Зрительная гимнастика

А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз. 
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем. 
Снова крепко закрываем
И опять их открываем. 
Смело можем показать, 
Как умеем мы моргать. 
Головою не верти, 
Влево посмотри, 
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо - 
Упражнение на славу. 
Глазки вверх, глазки вниз, 
Поработай, не ленись! 
И по кругу посмотрите. 
Прямо, ровно посидите. 
Посидите ровно, прямо, 
А глаза закрой руками.

Посмотрите в окно и понаблюдайте за листьями, которые падают с деревьев. Один листок залетел даже к нам. Посмотрите, как он летает по классу.

Листопад, листопад

Листья по ветру летят

Он их в воздух поднимает

Ими землю устилает

Ветерок с листовою дружит

Он их кружит, кружит

 

IV. Вводная беседа.

Расширение представлений о сезонных изменениях в природе.

- Наша следующая остановка. На этой остановке тоже есть свой знак. (Слайд 5)

Что Вы видите на этом знаке? Что это может означать, как вы думаете?

(будут вопросы)

- Сколько времен года вы знаете? Назовите их.

- На ваших столах лежат картинки с изображением всех времен года. Покажите картинку, где нарисована осень/ зима/ весна/ лето.

- Вы знаете, что все времена года отличаются друг от друга погодой.

- Давайте с вами поиграем. Я вам буду читать стихотворения, а вы показывайте картинку с изображением того времени года, о котором говорится в стихотворении.

Осень

 Падают, падают листья
В нашем саду листопад...
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
(Слайд 6)

Зима

Кружась легко и неумело,
Снежинка села на стекло.
Шел ночью снег густой и белый -
От снега в комнате светло. (Слайд 7)

 

Весна

Ещё кругом стоят
Деревья голые,
А с крыши капли
Капают весёлые.

На полянке, у тропинки
Появляются травинки.
С бугорка ручей бежит.
А под ёлкой снег лежит
. (Слайд 8)

Лето

Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда не взглянешь,
Все кругом светло.
На лугу пестреют
Яркие цветы.

(Слайд 9)

- Мы идем сегодня в необыкновенный лес.

- Когда вы слышите слово «лес», что вы представляете? (деревья)

- В разные времена года деревья остаются одинаковыми?

- Как называется это дерево? (береза) (Слайд 10)

- Какое время года на картинке? (осень)

- Опишите дерево, которое видите.

- После осени какое наступает время года? (зима)

- Как изменится это дерево зимой? (Слайд 11)

- После зимы что наступит? (весна)

- Что происходит с деревьями весной? (Слайд 12)

- Вслед за весной какое время года идет? (лето)

- Как изменяются деревья с наступлением лета? (Слайд 13)

- Можно одновременно увидеть четыре времени года? (нет)

- А мы попробуем. И помогут нам в этом материалы и инструменты, которые мы взяли с собой в дорогу.

 

V. Объяснение нового материала.

(демонстрация образцов изделия) (Слайд 14)

- Что это? (деревья) Одинаковые деревья или они чем-то отличаются? (разный цвет у кроны) Как вы думаете, почему разный цвет у кроны? (разные времена года).

- Из чего сделаны деревья? (из бумаги) Как называются такие работы? (аппликации) (Слайд 15) С помощью чего? (клея, ножниц)

- Давайте вспомним, что такое аппликация. Аппликация – это наклеивание кусочков картона, бумаги, ткани на лист.

- Внимательно рассмотрите образцы. Из каких элементов состоит дерево? (ствол, листья)

Отдохнем перед работой.

 

VI. Физминутка.

Физкультминутка

А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.

Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон и два – наклон!
Зашумел листвою клен! )

 

VII. Практическая работа.

- Следующая остановка. Какие знаки встретили нас на этой остановке? (Слайд 16)

- Что могут означать эти знаки? (Мы будем смотреть, слушать и что-то резать, вырезать.)

а) Последовательность работы над аппликацией. – Давайте рассмотрим, в какой последовательности мы будем изготавливать аппликацию. (демонстрация слайдов с изображением технологических операций) 1. Возьмите заготовку изображения ствола и ножницы. (Слайд 17) 2. Вырежьте изображение по пунктирной линии. (Слайд 18)

3. Возьмите шаблон листа, карандаш и бумагу нужного цвета: для зимних деревьев – белого, для весенних и летних – зеленого, для осенних – красного и желтого. (Слайд 19)

4. Соблюдая принцип экономного расходования бумаги, обведите шаблон. (Слайд 20)

5. Вырежьте лист по намеченным линиям. (Слайд 21)

6. Сделайте еще 3 точно таких же листа. (Слайд 22)

7. Сомните каждый лист. (Слайд 23)

8. Для летних, осенних и весенних деревьев листья нужно немного разгладить. (Слайд 24)

9. Наклейте заготовки на силуэт дерева. (Слайд 25)

10. Возьмите лист картона нужного цвета: для зимы – синий, для осени – желтый, для весны и лета – зеленый. (Слайд 26)

11. Наклейте заготовку со стволом на середину листа картона. (Слайд 27)

б) Анализ образца.

На доску вывешивается схема последовательного выполнения аппликации в виде поэтапных результатов.

- Ребята, скажите, в какой последовательности будем выполнять поделку? С чего начнем? Что сделаем потом? Что должны получить на этом этапе работы?

Обучающиеся комментируют каждый поэтапный результат.

- Мы смотрели и слушали, теперь пора приступить к выполнению самой работы.

- Перед тем, как начать работу, выполним гимнастику для пальчиков.

в)

«Ножницы»

(указательный  и  средний  пальцы  

правой  руки  и  левой  руки

имитируют стрижку ножницами).


 

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик - по дорожке.  (сжимают и разжимают кулаки)

Этот пальчик - по тропинке,

Этот пальчик - за грибами.

Этот пальчик - за малинкой.

Этот пальчик птиц увидел.

Птицы с шумом улетели,         (встряхивают кистями)

С ним играть не захотели (сжимают и разжимают кулаки)

-Теперь нужно только определить, дерево в какое время года делает каждый из вас. Для этого раскройте белые конверты у себя на столах и догадайтесь, дерево в какое время года вам досталось. (на столах конверты:

Сиразова А., Семаев А. , Жиляев А.

Волков А., Овчаров Д.

Егорушин А., Солдаткина Н.

Лысайчук Л., Шадчина К. )

- Поднимите руки, кому достались желтые листья/снежинки/сосульки/солнышки. Дерево в какое время года вы будете выполнять?

На экране появляется соответствующий слайд, учитель комментирует изображение, побуждает учеников к работе, параллельно выполняя те же операции на примере осеннего дерева.

VIII. Анализ выполненных работ.

Выполненные работы вывешиваются на доску.

- Вот мы и оказались в волшебном лесу. Почему он волшебный? Какие деревья здесь можно увидеть одновременно?

Какое изделие вы выполняли на уроке? - Какими материалами и инструментами вы пользовались в работе? - Какой способ работы с бумагой использовали? - Расскажите, как вы работали над изделием? Что делали вначале? Что потом? – Какие еще аппликации можно сделать из мятой бумаги?

IX. Подведение итогов.

- Мне очень понравились ваши работы, особенно мне понравилась работа …. (Учитель даёт оценку каждой работе, хвалит каждого, проговаривая, что у него лучше получилось).

X. Рефлексия.

- Что понравилось на уроке?

- Что показалось сложным?

- Какую аппликацию хотели бы сделать еще?

Опубликовано в группе «Коррекционная педагогика»


Комментарии (1)

Пушкарь Татьяна Николаевна, 09.02.16 в 12:58 0Ответить Пожаловаться
Уважаемая Наталья Александровна! Спасибо за публикацию в группе. Только общими усилиями мы сделаем группу интересной и полезной.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.