Методическая разработка «Воспитание толерантности»

3
0
Материал опубликован 23 July 2020

Воспитать толерантность.



Трех вещей нужно избегать: ненависти, зависти и презрения.


Древний философ.


Этими словами можно сформулировать жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, национальности и возраста. Древний философ предостерегает нас от попыток применения насилия, давая понять, что никто не обладает абсолютной властью над другими, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и изменять его.

Но возможно ли в современных условиях говорить о толерантности? Особенно, например, по отношению к террористам, убийцам, насильникам, грабителям? В какой мере принимать или не принимать чуждые идеи, обычаи, нормы поведения, ситуации?

Очевидно, полное принятие толерантных установок может быть отнесено к разряду социальных утопий.

И все же общество, и в первую очередь, школа, должны направлять свои усилия на воспитание личности неконфликтной, терпимой к недостаткам других, умеющей общаться в коллективе.

На вопрос «Где человек должен получить первичные знания о толерантности?» семиклассники ответили так: от родителей, в детском саду, школе, из средств массовой информации, от друзей.

Что же такое толерантность? «Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека», - утверждается в «Декларации принципов толерантности».

На мой взгляд, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а уважение, правильное понимание многообразие культур, способов проявления человеческой индивидуальности.

Обучающиеся 8 класса высказывают свое отношение к толерантности следующим образом:

- Каждый цивилизованный человек должен воспитывать в себе толерантность

Согласен: 19

Не согласен: 0

Не знаю: 0

- Толерантность проявляется к любым взглядам и мнениям

Согласен

Не согласен

Не знаю

- Нельзя проявлять толерантность к взглядам, которые могут вызвать беспорядки

Согласен: 14

Не согласен: 4

Не знаю: 1

- Следует запрещать взгляды и мнения, противоречащие нормам морали

Согласен: 15

Не согласен: 2

Не знаю: 2


Вывод: Как видим, большинство семиклассников адекватно относятся к пониманию толерантности.

Часто нам приходится сталкиваться с унижением человеческого достоинства, с нетерпимым отношением к лицам другой национальности или вероисповедования. Современные дети растут в атмосфере жестокости, каждый день испытывая на себе влияние музыки, фильмов, передач и сайтов агрессивного содержания. Многие ребята из так называемых неблагополучных семей видят насилие наяву.

Воспитывать, развивать основу взаимоотношений – уважение к себе и, как следствие, уважение к другому человеку - задача современной школы.

Почему же происходят конфликты? Семиклассники высказывают свою точку зрения на этот вопрос:

- не умеем выслушивать друг друга;

- не хотим вникнуть в то, как выглядит ситуация с точки зрения другого;

- не хотим понимать интересы друг друга и находить общие интересы.

Результаты самотестирования «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации» оказались следующими:

Вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?»

Часто

От случая к случаю

Редко

Угрожаю или дерусь

0

1

18

Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей

5

8

6

Ищу компромиссы

12

1

6

Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно

1

13

5

Избегаю противника

3

8

8

Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей

7

5

7

Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем категорически нет

6

8

5

Сдаюсь

0

7

12

Настойчиво повторяю свою мысль, пока не добьюсь своего

2

9

8

Меняю тему

3

11

5

Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону

5

7

7

Предлагаю мир

12

4

3

Пытаюсь обратить все в шутку

6

5

8


Таким образом, ребята понимают, как найти выход из конфликтной ситуации, а именно: готовы идти на компромиссы (12 из 19 опрошенных); допускают, что могут быть не правы (13); предлагают мир (12), отвергают драку (18).


Еще один тест «Уровень конфликтности личности» помог понять некоторые причины возникновения конфликтов между детьми.

Его результаты:

вопрос

а

б

в

1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, т.е. к тому, чтобы подчинить своей воле других

Да: 6

Когда как: 3

Нет:10

2. Есть ли вашем коллективе люди, которые вас побаиваются?

Да: 4

Затрудняюсь ответить: 3

Нет: 12

3.Кто вы в большей степени?

Пацифист: 2

Принципиальный:15

Предприимчивый: 2

4.Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

Часто: 0

Периодически: 7

Редко: 12

5. Что для вас было бы более характерно, если бы вы возглавили новый коллектив?

Разработал бы программу развития коллектива на год и убедил бы членов коллектива в ее перспективности: 6

Изучил бы, кто есть кто и установил контакт с лидером: 6

Чаще советовался бы с людьми: 7

6. В случае неудачи какое состояние для вас более характерно?

Пессимизм: 3

Плохое настроение: 10

Обида на самого себя: 6

7.Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

Да: 14

Скорее всего, да: 4

Нет: 1

8. Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

Да: 10

Скорее всего, да: 8

Нет:1

9.Чаще всего вы стараетесь избежать в себе

Раздражительность: 7

Обидчивость: 8

Нетерпимость критики других: 4

10. Кто вы в большей степени?

Лидер: 4

Независимый: 8

Генератор идей: 7

11. Каким человеком считают вас ваши друзья?

Экстравагантным: 4

Оптимистом: 14

Настойчивым: 1

12. С чем вам чаще всего приходится бороться?

С несправедливостью: 12

С бюрократизмом: 0

С эгоизмом: 7

13. Что для вас наиболее характерно?

Недооцениваю свои способности: 4

Оцениваю свои способности объективно: 11

Переоцениваю свои способности: 4

14. Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми?

Излишняя инициатива: 2

Излишняя критичность: 3

Излишняя прямолинейность: 14


Таким образом, причинами возникновения конфликтами чаще всего являются излишняя прямолинейность (14 опрошенных), несправедливость (12), обидчивость и раздражительность (15).



В условиях существующей конфронтации, обособления людей, озлобленности в человеческих отношениях, использования языка вражды в СМИ, сайтов ненависти в Интернете, адресованных подросткам, засилья массовой литературы, воспевающей жестокость, воспитание в детях милосердия – задача не только первостепенной важности, но и сложности.

Российская АН провела исследования «картины мира» наших школьников и установила, что 5% подростков имеют явно выраженную агрессивную направленность, 20% признают агрессивность за необходимость, у 30% - «каша в голове». Иначе говоря, более половины наши подростков могут и готовы поддерживать силовые методы решения конфликтов.

Школа – это не только учебный процесс, но и взаимодействие разных людей, объединенных в одном пространстве и участвующих в различных видах деятельности. В ходе этого взаимодействия возникает большое количество конфликтных ситуаций.

Как можно разрешить конфликтную ситуацию?

Сейчас во многих школах России работают службы примирения. Создаются программы примирения, в которых реализуется принцип: конфликт должен быть разрешен самими участниками в ходе переговоров.

Если ребят специально подготовить, т.е. обучить проведению программы примирения, то можно создать детскую группу, пользующуюся авторитетом, - школьную службу примирения.

Благоприятная эмоциональная атмосфера учебного процесса влияет на успеваемость обучающихся. К факторам, влияющим на успешность и успеваемость школьников можно отнести толерантность. В классе, где дети успешны и уважают друг друга, высокий уровень положительной эмоциональной наполненности. Анализ результатов исследования, проведенного в 8 классе, позволил выяснить, что % учащихся считают себя успешными в учебе.

Мы должны уметь сосуществовать друг с другом и быть толерантны к другому. Бернард Шоу сказал: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает лишь одного – научиться жить на Земле, как люди».

Нужно искать пути для взаимопонимания. Принять другого таким, какой он есть, уважать его права и достоинства. Быть по отношению друг к другу более терпимыми, милосердными.

Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Семиклассники делают эти шаги, предлагая коллективно составленные правила поведения для конфликтных людей, специальные правила предупреждения конфликтов и некоторые другие наработки.





МИЛОСЕРДИЕ НА КНИЖНОЙ ПОЛКЕ.

Рекомендательный список литературы.


Гоголь Н.В. Шинель.

Известно, что на всю жизнь С. Маршак запомнил фразу из этого произведения, которая потрясла его в детстве: «Зачем вы меня обижаете? Я брат вам.»

Толстой Л.Н. Кавказский пленник.

Вспомним, как враждебно отнеслись татары первоначально к пленнику Жилину. Но прошло время. Узнав его поближе, поняв его доброе и честное сердце, они стали уговаривать остаться у них, обещали женить, создать хорошую жизнь.

Чехов А.П. Ванька Жуков.

В жизни многие люди терпят нужду и страдания. Они ждут нашего участия, если не делом, то хоть добрым словом, взглядом.

Чехов А.П. Размазня.

Пользуясь беззащитностью гувернантки, хозяин вместо причитавшихся ей за работу 80 рублей дал только11. Он преднамеренно провоцировал в ней сопротивление злу. Но она смиренным голосом сказала: «Мерси». Видя, что опыт не удался, хозяин попросил у нее прощения за жестокий урок: «отчего вы не протестуете? Разве можно на этом свете не быть зубастой?» Рассказ заканчивается фразой: «Я поглядел вслед и подумал: «Легко на этом свете быть сильным».


АННОТАЦИЯ.

Исследования, проведенные в 5 классе, в котором я была назначена классным руководителем, выявили неутешительную картину межличностных отношений обучающихся. Несмотря на достаточное количество информации о важнейших нравственных ценностях у ребят, их представления о терпимости к различиям между людьми, весьма противоречивы. С одной стороны, они считают, что чувство собственного достоинства и умение уважать достоинство других – показатель культуры человека. С другой, - допускают насилие при разрешении конфликтов. Для осознания детьми реальной опасности любых форм дискриминации проводилась и проводится определенная профилактическая работа. Мероприятия с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами позволили эффективнее реализовывать воспитание активной жизненной позиции по отношению к негативным социальным явлениям. К 8 классу конфликтов стало гораздо меньше. А если они и возникают, то решаются чаще всего мирным путем.


















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.