Методическая разработка внеклассного мероприятия: История народного ополчения
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 25 Петроградского района Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ИСТОРИЯ НАРОДНОГО ОПОЛЧЕНИЯ:
Древняя Русь – Москва - Ленинград
9 КЛАСС
Яшина Ольга Валерьевна,
учитель высшей квалификационной категории
Санкт-Петербург
2021 г
Пояснительная записка
Внеклассное мероприятие разработано для учеников 9 класса, обучающихся по основной общеобразовательной программе для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Мероприятие посвящено 80-летию со дня начала Великой Отечественной войны и героическим подвигам народного ополчения.
Учебная дисциплина: История
Тема: История народного ополчения: «Древняя Русь – Москва - Ленинград»
Форма проведения: исторический экскурс
Цель: формирование представлений о истории возникновения, деятельности, подвигах и значении народного ополчения в истории нашей Родины.
Задачи:
Образовательные:
Вспомнить определение понятия народного ополчения;
Вспомнить историю возникновения народного ополчения;
Пояснить роль и значение героических подвигов народного ополчения в истории нашей Родины;
Коррекционно-развивающие:
Продолжать развивать у обучающихся наглядно-образное мышление через использование иллюстраций;
Продолжать развивать зрительное восприятие через умение работать с исторической картой;
Продолжать развивать связную устную речь, пополняя и обогащая активный и пассивный словарный запас через использование фрагментов исторических источников.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к Отечеству;
Продолжить патриотическое воспитание обучающихся, через понимание необходимости всеобщего объединения для победы над захватчиками;
Воспитывать коммуникативную культуру учащихся.
Базовые учебные действия:
познавательные:
Формирование умения выделить главное;
Формирование умения выполнять простые сравнения, классификацию, обобщение;
личностные:
Формирование заинтересованности в посещении занятий;
Принятие доступных для понимания обучающихся ценностей;
Формирование доступных для понимания учащихся собственных моральных норм.
коммуникативные:
Формирование умения вступать в контакт (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс);
регулятивные:
Создание условий для осмысления учащимися своих действий;
Формирование умения оценивать свою деятельность с учетом предложенных критериев.
Основные понятия и определения: народное ополчение
Исторические личности: Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Александр I.
Технология: проблемного обучения
Оборудование и материалы: технические средства обучения: мультимедийный проектор, демонстрационный экран; дидактические средства обучения: презентация, раздаточный материал (тексты, иллюстрации, карточки с заданиями).
Предполагаемые результаты:
Объясняют смысл понятия народного ополчения;
Называют и (или) подписывают иллюстрации, на которых изображены исторические события и героические подвиги ополченцев;
Находят и (или) показывают на карте города Новгород, Москва, Ленинград (Санкт - Петербург);
Объясняют самостоятельно или с помощью учителя роль и значение героических подвигов ополченцев в истории нашей страны.
Ход мероприятия:
Вступительное слово:
Учитель: Здравствуйте ребята!
Учитель: 2021 год отмечен великими юбилейными датами отечественной истории: 80 лет со дня начала Великой Отечественной войны; 80 лет со дня начала Блокады Ленинграда, 80 лет героического подвига народного ополчения в годы ВОВ.
Значимая роль в военных событиях отводится профессиональным воинам. Но не только армия вела освободительную борьбу с захватчиком. В годы опасности весь народ, независимо от происхождения и положения, пола и возраста объединялся для защиты своего Отечества. Такое всеобщее вооружение народа, фактически, вооружённая нация, в истории России получило название «народное ополчение».
И сегодня, перелистывая героические страницы истории России, мы вспомним историю народного ополчения: Древняя Русь - Москва – Ленинград. И ответим на главный вопрос: «Что такое народное ополчение? Какую роль сыграло народное ополчение в борьбе за независимость нашей Родины?».
Класс делю на 4 группы. Каждая группа получает текст с вопросами и иллюстрации. Предложенные тексты в каждой группе относятся к определенному историческому событию. Задача каждой группы: прочитать текст; ответить на вопросы устно и/или найти и подчеркнуть ответы в тексте; подписать название исторического события, изображенного на иллюстрации; объяснить роль и значение народного ополчения в борьбе за независимость Родины. Каждая группа представляет результаты своей работы с опорой на текст, иллюстрации, карту и ленту времени.
Работа в группах:
Древняя Русь.
В первой половине ХIII столетия на северо-западе Руси, ослабленной монголо-татарским нашествием большую опасность представляла агрессия немецких рыцарей Ливонского и Тевтонского ордена. Они заключили союз со шведскими и датскими рыцарями о совместном нападении на Русь.
Когда началась агрессия шведских феодалов, Новгородскому князю Александру Ярославичу, едва исполнилось 20 лет и военного опыта у него еще не было. Силами своей немногочисленной дружины и ладожским народным ополчением, ему удалось внезапной и стремительной атакой разбить шведов в устье реки Ижоры (при впадении ее в Неву). За личную доблесть и отвагу, народ прозвал Александра «Невским».
Разгром шведов не устранил общей угрозы, нависшей над Русью. В 1242 году, Александр Невский пополняет свои войска добровольцами из народа. В решающей битве на Чудском озере, немецкие рыцари были разбиты.
Так, благодаря полководческим способностям Александра Невского и мужественному сопротивлению ополченцев, удалось отстоять независимость Новгородских земель Древней Руси.
Задание № 1. Ответь на вопросы.
Задание № 2. Соотнеси иллюстрации с названием события, подпиши.
Задание № 3. Найди на карте город в котором произошло событие
Задание № 4. Обозначь на ленте времени век в котором произошло событие.
Московская Русь.
Если в Древней Руси отпор врагу осуществлялся совместно силами княжеской дружины и вооружённого населения, то в Московском государстве военное дело постепенно перешло к служилым людям. Сами же ополчения стали призываться для спасения Отечества лишь в самые трудные моменты.
Таким трудным моментом стала Куликовская битва, поворотный пункт в борьбе русского народа с игом Золотой Орды.
В 1380 г. хан Мамай, собрал сильное войско и начал свой поход на Русь. Великий князь московский и владимирский Дмитрий Иванович, обратился к народу с призывом собрать народное ополчение для отпора врагу. Центром народного ополчения стала Коломна. Более 100 тысяч воинов: от бояр, князей, духовенства до ремесленников, купцов и простых холопов встали на защиту своей Родины. И одержали первую победу над мощной монгольской армией.
Куликовская битва – яркий пример народного героизма.
Задание № 1. Ответь на вопросы.
Задание № 2. Соотнеси иллюстрации с названием события, подпиши.
Задание № 3. Найди на карте город в котором произошло событие
Задание № 4. Обозначь на ленте времени век в котором произошло событие.
Смутное время.
В 17 веке, в Московское государство вторглись польские интервенты, которые претендовали на московский престол. Так, Россия могла навсегда потерять свою независимость, как самостоятельное государство. Бояре, которые находились у власти, не способны были разрешить проблему царской правления и готовы были отдать престол польскому цесаревичу. И только Православная церковь, во главе с патриархом Гермогеном, призывала народ к объединению, для освобождения Москвы от польских захватчиков.
Рязань, Нижний Новгород стали центрами формирования народного ополчения. Кузьма Минин, земский староста Нижнего Новгорода, призывал населения собрать средства для образования народного ополчения и люди откликнулись.
Силами первого и второго народного ополчения, удалось отстоять независимость нашей страны. В 1818 году, в честь освобождения Москвы, на Красной площади, в честь 200-летия со дня победы народного ополчения был установлен памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Это первый монумент в Москве: прежде в честь важных исторических событий ставили триумфальные арки, храмы и часовни.
Задание № 1. Ответь на вопросы.
Задание № 2. Соотнеси иллюстрации с названием события, подпиши.
Задание № 3. Найди на карте город в котором произошло событие
Задание № 4. Обозначь на ленте времени век в котором произошло событие.
Российская империя.
В годы Отечественной войны 1812 года, между Россией и Францией, Император России Александр I, вынужден был обратится за помощью к народу для борьбы с «непобедимой» армией Наполеона Бонапарта. Наполеон Бонапарт говорил: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги, если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову; заняв Москву, я поражу ее в сердце». Александр I издает манифест о сборе внутри государства земского ополчения в Москве, Санкт- Петербурге и Поволжье. Все «миряне» и духовенство вносили свои пожертвования на сбор ополчения. Ополчение испытывало недостаток в огнестрельном оружии, боеприпасах и военном снаряжении, так как основные средства уходили на содержание регулярной армии. Ополченцы, наряду с крестьянскими партизанами развертывали вооруженную борьбу против захватчиков. Своей мужественной и самоотверженной борьбой они оказали существенную помощь в борьбе с армией Наполеона.
Задание № 1. Ответь на вопросы.
Задание № 2. Соотнеси иллюстрации с названием события, подпиши.
Задание № 3. Найди на карте город в котором произошло событие
Задание № 4. Обозначь на ленте времени век в котором произошло событие.
После выступления групп, продолжаю рассказ о народном ополчении в годы Великой Отечественной войны.
Советский союз.
В первые дни немецкого наступления, в годы Великой Отечественной войны, зародилось народное ополчение, которое принимало активное участие в борьбе против фашистов во многих городах Советского союза. Сотни тысяч граждан непризывного возраста шли в военные комиссариаты, партийные и комсомольские организации с просьбой немедленно отправить их на фронт. «Прошу направить добровольно на фронт», - писали старшеклассники, студенты, преподаватели, рабочие, инженеры, не подлежащие призыву.
В июне 1941 года, в Смольном, в Ленинграде было принято решение создать Ленинградскую армию народного ополчения (ЛАНО). Создали военный совет и штаб армии, началась запись добровольцев. А с 29 июня 1941 года из добровольцев Петроградского и Приморского районов формировалась Петроградская стрелковая дивизия народного ополчения, которую в июле переименовали в 3-ю гвардейскую дивизию народного ополчения. Боевой путь дивизия ополченцев Петроградской стороны начала в критические, особо трудные для обороны города дни. В августе она заняла рубежи в районе Старого Петергофа, обороняла наш город в западном направлении.
В этом году, исполняется 80 лет героического подвига народного ополчения. В 1975 году был возведен монумент Героическим защитникам Ленинграда на площади Победы. Именно в том месте, где в годы войны проходила фронтовая дорога.
Среди многих проектов мемориала была выбрана работа архитекторов Валентина Каменского, Сергея Сперанского и скульптора Михаила Аникушина.
В центре мемориала расположена гранитная стела высотой в 48 метров, символизирующая победу советского народа в Великой Отечественной войне. У её основания — композиция «Победители»; скульптуры рабочего и солдата подчеркивают единство города и фронта.
Фасад мемориала обращен к югу, в сторону Пулковских высот. Здесь, с обеих сторон от стелы, на гранитных постаментах установлены 26 бронзовых скульптур защитников города. Это скульптурные группы «Летчик и моряки», «Снайперы», «Строители оборонительных сооружений», «Солдаты», «Литейщицы» и «Ополченцы».
Акцентирую внимание учеников на понятии народное ополчение, ополченцы. С помощью наводящих вопросов формулируем определение понятия.
Народное ополчение – это добровольное военное формирование из мирных жителей, создаваемое с целью защиты своего дома, земли, Родины и независимости страны.
Таким образом, перелистывая историю военных событий нашей страны, мы видим, что народ никогда не оставался безучастным в защите свое Родины. Несмотря на все трудности, отсутствие у ополченцев обмундирования, военных навыков, мирные жители считали делом высокой чести, ценой своей жизни защитить свою Родину.