12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Солдатова Татьяна Владимировна35

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества «Дружный» Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУДОД ДДТ «Дружный»

______________ Л.Б. Скворцова

«___»_________ 20 ____

УТВЕРЖДЕНО

на методическом совете

протокол от _________ № ___

 

 

Методическая разработка

по теме

«История родного города»

(ЦОР электронная презентация)

 

 

Уфа – 2014

Краткая аннотация «История родного города»

Методическая разработка с электронной презентацией предназначена для школьников старшего возраста, студентов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей, учителей истории. Характер города, как характер человека, зависит от его судьбы. Судьба развивает и меняет образ города. Методическая разработка помогает расширить и углубить знания детей о городе Уфа, а так же воспитание чувства любви и привязанности к родному краю, стране, уважения и гордости за свой народ, его историю и культуру. Неоценимую помощь методическая разработка оказывает педагогам в формировании и воспитании духовно-нравственного развития личности. Методическая разработка «История родного города» содержит 156 слайдов с фотографиями и методическими записками к каждому разделу.

Сведения об авторе

Солдатова Татьяна Владимировна, педагог дополнительного образования, II квалификационная категория

 

Пояснительная записка

Каждого из нас беспокоит будущее наших детей. Мы не раз задаемся вопросом, что нужно для того, чтобы дети выросли полноценными и вполне подготовленными к жизни, что больше способствует этому.

В современных условиях воспитание подрастающего поколения является главным социальным и государственным приоритетом. Это определено Законом РФ «Об образовании». Определен результат воспитательного процесса: выпускник образовательного учреждения – гражданин-патриот, профессионал-работник, семьянин-родитель.

Но как этого добиться, когда вокруг наблюдается распад духовных и нравственных ценностей, падение чувства национальной гордости, ослабление патриотических настроений среди молодежи?

Одной из задач воспитания, стоящих на современном этапе перед педагогом, является воспитание любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.

История города Уфа, как многонационального, сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым, вооружая их знаниями по истории родного города, где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях.

За последние годы наш город преобразился: стали чистыми и нарядными улицы, микрорайоны и проспекты, появились новые памятники и парки, стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб. Педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной. Воспитание любви к своей Родине – это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не может пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать. Чтобы участвовать в общественной, политической и экономической жизни своей страны, человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим устанавливать контакт с людьми, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других. Все эти качества закладываются уже в дошкольном возрасте и являются составляющими гражданского воспитания. Есть еще и историческая память поколений. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Новизна методической разработки «История города Уфа» заключается в комплексном использование мультимедийного оборудования и лектория.

Цели данной методической разработки является создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту.

Задача педагога - отобрать из содержания методической разработки «История родного города», наиболее доступные. Поэтому, начиная работу с методической разработкой педагог должен изучить содержание методической разработки, рекомендуемую литературу.

Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю.

Помочь детям шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности - в этом заключается главный смысл.

Исходя из вышеизложенного, определяется актуальность, которая характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного города. Необходимость развития интересов детей в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном городе и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей Республике.

Если научить детей определять значение исторического наследия родного края, приобщить их к национальным традициям, культурным особенностям Республики, применяя различные методические приёмы, то это будет способствовать формированию умения осознавать смысл духовно-нравственных ценностей общества и в более эффективной степени развивать чувство интереса к родному городу через:

- проведение экскурсий;

- изучение, рассматривание и разъяснение предметов искусства.

О важности приобщения детей к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории города, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Исходя из этого, ознакомление детей с историей родного города выражается в следующем:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

- знакомство с гербом;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения республики;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям

- закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми;

- расширение и углубление знаний детей о Родине;

- воспитание чувства любви и привязанности к родному краю, стране, уважения и гордости за свой народ, его историю и культуру.

Ожидаемые результаты

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? Родной город... Надо показать, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Дети должны знать название своего города, его историю становления, название своей улицы и других улиц города, а также в честь кого они названы, и главных магистралей города, чтобы в нем ориентироваться.

Внимание детей можно привлечь к историческим объектам родного города.

Однако следует подчеркнуть, что методическая разработка «История родного города» является одной из составляющей системы патриотического воспитания и может видоизменяться в зависимости от конкретных условий образовательных учреждений.

Решая задачи патриотического воспитания, педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей.

Содержание

Разделы

1. История развития города

2. Транспорт, пожарные и полицейские управления

3. Религия (церкви, мечети, храмы, монастыри, синагога)

4. Кладбища

5. Парки, ипподром, торговля

6. Уфимские слободы

7. Районы города. Город Черниковск

Методическая записка к разделу 1. История развития города

«История развития города» включает в себя слайды с 1 по 35. В этом разделе, рассказывается об истории создании города. Характер города, как характер человека, зависит от его судьбы. Судьба развивает и меняет образ города, выстраивая сложную цепочку: крепость - пограничный военный «служивый» город - «внутренний» город - торговый центр края – губернская столица – транспортный узел - город-прибежище для эвакуированных в войну – гигант нефтехимии – оборонный комплекс – современный мегаполис. Чтобы уяснить характер, воссоздать судьбу города Уфы в хронологической последовательности, на фоне большого исторического времени.

Приложение № 1 к разделу «История родного города»

1. В каком году был основан город Уфа

а) 1845 г.

б) 1574 г.

в) 1547 г.

г) 1956 г.

2. Как назвалась главная улица города?

а) Большая Казанская

б) Центральная

в) Усольская

г) Губернаторская

3. Что произошло 23 мая 1759 г.

а) Пожар

б) Наводнение

в) Землетрясение

г) Крестьянская война

4. На какой улице во время Крестьянской войны 1773-1775 гг происходило сражение?

а) Богородская (ныне Революционная)

б) Успенская (ныне Коммунистическая)

в) Усольская (ныне Сочинская)

г) Фроловская (ныне Тукаева)

5. На скольких холмах стоит Уфа?

а) 3

б) 7

в) 5

г) 1

Методическая записка к разделу 2. Транспорт, пожарные и полицейские управления

«Транспорт, пожарные и полицейские управления» включает в себя слайды с 35 по 41. До самой середины ХIХ века главными транспортными путями в Уфу и из Уфы являлись сухопутные тракты. Для развития города требовалось и железная дорога, и пароходное сообщение, автобусное сообщение, аэропорт.

Настоящим бедствием для уфимцев были почти ежегодно возникавшие крупные пожары, менявшие облик и очертания города. В 1827 была создана первая в Уфе пожарная команда. Позднее по городу была устроена сеть пожарных вышек.

 

Приложение № 2 к разделу «Транспорт, пожарные и полицейские управления»

1. Где первоначально находился первый Уфимский аэропорт

а) Район Южного автовокзала

б) Район Северного автовокзала

в) Район парка им. М. Гафури

г) Район парка им. И. Якутова

2. На какой улице было открыто первое пожарное управление

а) Центральная (ныне Ленина) д. 67

б) Большая Казанская (ныне Октябрьской Революции) д. 14

в) Большая Казанская (ныне Октябрьской Революции) д. 69

г) Центральная (ныне Ленина) д. 114

3. Как назывались ворота, построенные в 1881 г. при выезде с железнодорожного вокзала

а) Триумфальные ворота

б) Царские ворота

в) Уфимские ворота

г) Городские ворота

4. Сколько зданий было у Уфимского железнодорожного вокзала

а) 4

б) 3

в) 5

г) 2

5. Пожарное управление подчинялось

а) Губернатору города

б) Городской думе

в) Полицейскому управлению

г) Было самостоятельным

Методическая записка к разделу 3. Религия (Церкви, мечети, храмы, монастыри, синагога)

«Религия (Церкви, мечети, храмы, монастыри, синагога)» включает в себя слайды с 42 по 72. Существенной частью жизни горожан были местные крестные ходы с иконами и хоругвиями вокруг церквей. В городе активно шло строительство церквей и мечетей. Но с приходом советской власти и е атеистической политикой, церкви и мечети стали разрушаться и закрываться

Приложение № 3 к разделу «Религия (Церкви, мечети, храмы, монастыри, синагога)»

1.На картинке изображен:

а) Воскресенский собор

б) Троицкая церковь

в) Александровская церковь

г) Ильинская церковь

2. Этот храм разрушили в 1957 г.

а) Крестовоздвиженская церковь

б) Смоленский собор

в) Александровская церковь

г) Воскресенский собор

3. На картинке изображена:

а) Первая соборная мечеть

б) Шестая соборная мечеть

в) Пятая соборная мечеть

г) Четвертая соборная мечеть

4. При какой мечети действует медресе «Усмания»

а) Пятая соборная мечеть

б) Первая соборная мечеть

в) Мечеть «Ихлас»

г) Четвертая соборная мечеть

5. На этом месте сейчас находится Юридический институт РБ, а раньше:

а) Благовещенский женский монастырь

б) Синагога

в) Успенский мужской монастырь

г) Вторая соборная мечеть

Методическая записка к разделу 4. Кладбища

«Кладбища» включает в себя слайды с 73 по 82. Неотъемлемой частью городского ландшафта являются кладбища. Судьба их отражает все изломы нашей истории, их сносили и уничтожали, превращали в парки и просто предавали забвению. На территории города Уфы с древнейших времён существовало множество мест захоронений. С возникновением города Уфы в 1586 году захоронения умерших производились на небольших кладбищах возле городских же церквей и в монастырях. Самое же главное уфимское городское кладбище находилось возле Смоленского собора, на месте которого сейчас Монумент Дружбы. «При Смоленской соборной церкви было кладбище, а внутри её и в застенке под колокольнею погребали людей именитых» – писал Р.Игнатьев

Приложение № 4 к разделу «Кладбища»

1. Старейшее кладбище в городе называлось

а) Сергиевское

б) Успенское

в) Божедомка

г) Иоанна-Предтечи

2. Что означает словосочетание «закрытое кладбище»

а) закрыто для захоронений

б) закрыто для посетителей

в) закрыто для посетителей и захоронений

г) готовиться под снос

3. Как назвалась улица, на которой располагалось Кладбище Ионна-Предтечи

а) Бекетовская

б) Кладбищенская

в) Алтайская

г) Богородская

4. Мусульманское кладбище на ул. Алтайская возникло в

а) 1789

б) 1905

в) 1830

г) 1723

5. На этом кладбище хоронили дворян

а) Успенское

б) Иоанна-Предтечи

в) Ново-Ивановское

г) Сергиевское


 

Методическая записка к разделу 5. Парки, ипподром, торговля

«Парки, ипподром, торговля» включает в себя слайды с 83 по 108. В уфимских парках-садах по праздничным дням разыгрывались лотереи. В парках были установлены фонтаны, качели, комната смеха и многое другое….

Уфимский ипподром ведет свою историю с 1883 года. Там где находиться современный Центральный рынок, в ХIХ находились Уфимская заводская конюшня, называемая «Царскими конюшнями».

Первоначально базар располагался на берегу Белой у подножия Кремля. В 1698 базар пострадал от пожара и был перенесен на противоположную сторону Кремля.

Приложение № 5 к разделу «Парки, ипподром, торговля»

1. Этот парк был открыт, как Парк народной трезвости

а) Ленина

б) Якутова

в) Аксакова

г) Салавата Юлаева

2. Сейчас этот парк считается «придворцовым», а раньше он назывался:

а) Ушаковским

б) Случевским

в) Блохинским

г) Народной трезвости

3. Первый ипподром находился на улице:

а) Сочинская

б) Менделеева

в) 50 лет Октября

г) Цурюпа

4. Гостиный двор строился:

а) 5 лет

б) 2 года

в) 40 лет

г) 25 лет

5. Это самый старейший парк города

а) Парк. Им. Ленина

б) Сад. Им. Аксакова

в) Парк им. И. Якутова

г) Сад им. Салавата Юлаева

Методическая записка к разделу 6. Уфимские слободы

«Уфимские слободы» включает в себя слайды с 108 по 125. Уфимские слободы — поселения или районы, в разное время возникавшие в черте г. Уфы или на её периферии. Эти слободы стихийно начали появляться сразу после строительства Уфимского Кремля на рубеже XVI—XVII вв. Быт жителей уфимских слобод мало напоминал городской: дома были деревянными, часто с приусадебными участками.

Приложение № 6 к разделу «Уфимские слободы»

1. Сколько в Уфе было слобод

а) 15

б) 8

в) 13

г) 10

2. Если бы мы жили в прошлом веке, то Микрорайон «Молодежный» располагался в:

а) Северной слободе

б) Новой слободе

в) Восточной слободе

г) Сафроновской слободе

3. Самые первые слободы в городе:

а) «Черкалиха»

б) Московская

в) Репные слободы

г) «Архиерейка»

4. В честь этого оврага была названа слобода:

а) «Архиерейка»

б) «Золотуха»

в) «Черкалиха»

г) Сафроновская

5. Это слобода возникла как рабочая

а) Московская

б) Новая

в) Солдатская

г) Северная

Методическая записка к разделу 7. Районы города. Город Черниковск.

«Районы города. Город Черниковск» включает в себя слайды с 125 по 173. С начала 1930-х и до 1977-го годов в городе сформировалось 7 районов, которые и по сей день делят город.

Черниковка принадлежала капитану Ивану Черникову, удостоившемуся земельных наделов за верную царскую службу. По другой версии название восходит к селению Черниково (конец XVI века) названному так в честь помощника воеводы Михаила Нагого, боярского сына Ивана Черникова-Онучина, уроженца Нижнего Новгорода, получившего здесь поместье

Приложение № 7 к разделу «Уфимские районы. Город Черниковск»

1. Сколько в Уфе районов

а) 10

б) 7

в) 5

г) 9

2. Самый молодой район города

а) Советский

б) Ленинский

в) Октябрьский

г) Калининский

3. До того, как стать городом Черниковск, этот район назывался:

а) Ленинский

б) Ждановский

в) Молотовский

г) Сталинский

4. Город Черниковск стал одним целом с городом Уфа в:

а) 1956

б) 1945

в) 1986

г) 1938

Этот район был основан в 1938 г.

а) Советский

б) Демский

в) Орджоникидзевский

г) Кировский

 

Список рекомендуемой литературы:

Педагогика / под. редакцией П.И. Пидкасистого М.: Педагогика наследие России 2007-608с.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации. Пед.кадров/ Под ред. Е.С. Полат.- М.: Академия, 2001, 2002. 

 Забытова С. В. Изучение региональной истории в школе / С. В. Забытова; под ред. Н. А. Шаховой, И. Е. Федоровой. — Благовещенск, 2000. — С.32—37.

Гайворонская Н.И.Краеведческий кружок как средство развития личности младшего школьника // Начальная школа. - 2009. - № 6

О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» - М. 2007

О внесении изменений и дополнений в Закон РБ «Об образовании» - Уфа. 2008

Синенко С.Г. Неторопливые прогулки по Уфе. Городской путеводитель. - Уфа: Китап, 2010. – 376 с.

Синенко С.Г. Уфа старя и новая. Популярная иллюстрированная энциклопедия. Уфа, ГУП «Государственное республиканское издательство «Башкортостан», 2007. – 272с.

Открытая группа в Вконтакте «История родного города»

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.