Методическая разработка внеклассного мероприятия круглый стол «Навыки самопрезентации»
Г осударственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Новосибирской области «Колыванский аграрный колледж»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
круглый стол
«Навыки самопрезентации»
р.п. Колывань
2024 год
Рассмотрен на заседании ПЦК
социальных и гуманитарных дисциплин
Протокол № ___«___» ____________ 2024г.
Председатель ПЦК ____________ Е.В. Пегушина
Автор: Пегушина Е.В. – преподаватель высшей квалификационной категории
Методическая разработка проведения открытого внеклассного мероприятия соответствует рабочей программе и календарно-тематическому плану. Данная работа содержит описание структуры самопрезентации, а также методические рекомендации по проведению круглых столов. Ни одно социальное взаимодействие не обходится без презентации себя, своих личностных, профессиональных или иных качеств. Самопрезентация выступает неотъемлемой частью жизни в современном обществе.
Целью данной методической разработки является рассмотрение теоретических и практических основ построения коммуникаций и самопрезентации в деловой сфере, а также формирование коммуникативных умений и навыков деловой самопрезентации.
Работа насыщена презентацией, бланками документов, социально-психологическим портретом личности.
Методическая разработка полезна для всех преподавателей, специалистов образовательных организаций.
Содержание
Введение………………………………………………………………….…..……4
1. Методические рекомендации по проведению круглых столов…………..…5
2. План проведения круглого стола ………………………………......................8
3. Сценарий проведения круглого стола «Навыки самопрезентации»………..9
Выводы…………………………………………………………………………...15
Используемая литература и источники ………………………………………..16
Приложения……………………………………………………………………...17
ВВЕДЕНИЕ
Открытое внеклассное мероприятия по дисциплинам: ОГСЭ.05 «Психология общения», ОП.04 Документационное обеспечение управления проводится в соответствии с календарно - тематическим планом и реализует государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
В рамках программы учебной дисциплины ОП.04 Документационное обеспечение управления, обучающимися осваиваются следующие умения и знания: ОК 05, ОК 10; ПК 2.2, ПК 2.7:
- анализировать содержание управленческих документов
- составлять и оформлять документацию в соответствие с нормативными документами
В рамках программы учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения обучающимися осваиваются следующие умения и знания: ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10:
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
- умение устанавливать контакты, обмениваться информацией и формировать общую точку зрения;
Целью мероприятия стало обобщение и систематизация знаний, умений и навыков самопрезентации, необходимых для успешного профессионального самоопределения.
В ходе мероприятия одним обучающимся предстояло продемонстрировать свое публичное выступление, которое носило рекомендательный характер (стратегии, тактики, советы, рекомендации) при трудоустройстве на работу. А другие выступающие круглого стола подготовили психологический портрет личности (комплексную характеристику личности, содержащую описание его внутреннего склада и возможных поступков), на основании пройденного практикума по психологии общения. Обучающиеся поделились своими индивидуально-типологическими особенностями личности, анализ которых помог понять, насколько все мы разные.
Методические рекомендации по проведению круглых столов
Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).
Цель Круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.
Организационные особенности круглых столов:
• относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий;
• отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола;
• существенные ограничения в плане количества посетителей;
• камерность мероприятия.
Задача ведущего – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца.
Правила для участников круглого стола:
• участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;
• не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия.
Этапы подготовки круглых столов:
1.Выбор темы. Здесь следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять интерес для слушателей.
2.Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта.
3.Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола.
4. Предварительная рассылка вопросов предполагаемым участникам – осуществляется за 7-10 дней до Круглого стола;
5. Подготовка анкеты для участников Круглого стола – цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола).
6. Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, методическим центрам, органам управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных.
Методика проведения Круглого стола
Круглый стол открывает ведущий. Он представляет участников дискуссии, направляет её ход, следит за регламентом, который определяется в начале обсуждения, обобщает итоги, суммирует конструктивные предложения. Обсуждение в рамках Круглого стола должно носить конструктивный характер, не должно сводиться, с одной стороны, только к отчетам о проделанной работе, а с другой, - только к критическим выступлениям. Сообщения должны быть краткими, не более 10-12 минут.
Варианты проведения «круглых столов»:
• Первый вариант - участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие - распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.
• Второй вариант - ведущий интервьюирует участников Круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории. Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.
• Третий вариант - «методические посиделки». Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего Круглого стола заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.
• Четвертый вариант - «методический диалог». В рамках такой формы Круглого стола слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.
Изложение материалов Круглого стола
Наиболее часто встречающиеся варианты публикаций итогов дискуссий за «круглым столом» следующие:
• краткое (редуцированное) изложение всех выступлений участников Круглого стола. В этом случае отбирается самое главное. Текст дается от имени участников в форме прямой речи. При этом ведущий Круглого стола должен обговорить с выступавшими, что именно будет отобрано для печати из каждого выступления. Данные правила диктуют этические требования, которые всегда необходимо соблюдать при работе с авторами текстов.
• общее резюме, извлеченное из разных выступлений, прозвучавших в ходе обсуждения. По сути, это общие выводы по тому материалу, который прозвучал в ходе беседы или дискуссии Круглого стола.
• полное изложение всех выступлений участников.
План
открытого внеаудиторного мероприятия
(круглого стола)
п о ОГСЭ.05 Психология общения, ОП.04 Документационное обеспечение управления
Дата проведения: 28.11.2024
Место проведения: аудитория 211
Группы: Б-21,Б-22,Э-21,Э-22
Тема: «Навыки самопрезентации»
Цель мероприятия: обобщение, систематизация приобретенных знаний, умений и навыков самопрезентации для профессионального трудоустройства.
Задачи:
1. Образовательные: познакомить обучающихся с приемами расположения к себе, основными понятиями: «самопрезентация», «резюме»; вербальные, невербальные средства общения, индивидуально-типологические особенности личности;
2. Развивающие: развивать навыки аргументации, техники ведения беседы; уметь определять тип нервной системы; раскрыть способы эффективной самопрезентации;
3. Воспитательная: формировать у обучающихся устойчивый интерес к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения.
Форма проведения: индивидуальная (выступление с докладом)
Методы и приёмы: наглядный (презентация), практический (круглый стол)
Время проведения: 60 минут.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, бланки документов (резюме, психологический портрет личности).
Планируемые результаты:
Обучающиеся будут знать:
- структуру самопрезентации;
- основы коммуникативных навыков.
Обучающиеся научатся:
- методике подготовки и проведения публичного выступления;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении плана самопрезентации.
ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
ОК 05, ОК-10, ПК 2.2, ПК 2.7
- правила составления и оформления управленческой документации
- составлять и оформлять документацию в соответствие с нормативными документами
СЦЕНАРИЙ КРУГЛОГО СТОЛА
«Навыки самопрезентации»
Организационный момент (модератор):
приветственное слово;
визитная карточка (тренинг «Знакомство»);
ознакомление с правилами проведения круглого стола, список выступающих
5 мин.
Мотивационный этап:
раскрытие темы, проблемы круглого стола;
определение понятийного аппарата (разминка).
15 мин.
Методически- информационный этап (практическая часть):
выступление модератора, устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в форме круглого стола и информирование об общих правилах коммуникации (правила публичного выступления);
выступление дискутантов, формулировка дополнительных вопросов; подведение мини-итогов.
35 мин.
Завершающий этап:
подведение заключительных итогов, выработка рекомендаций;
рефлексия.
5 мин.
СПИСОК ВЫСТУПАЮЩИХ
1. «Проявления индивидуальных особенностей личности в деловом общении» - Полина Кокорева, обучающаяся 2 курса специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
2. «Профессиональное резюме» - Анастасия Морева, обучающаяся 2 курса специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
3. «Психологические особенности собеседования при трудоустройстве» - Эльза Магалян обучающаяся 2 курса специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
4. «Общие правила эффективного делового общения» - Анна Шумкина обучающаяся 2 курса специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
5. «Успех делового общения» - Захар Работа, обучающийся 2 курса специальности Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ
6. Полина Малоземова, обучающаяся 2 курса специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
7. Никита Черемнов, обучающийся 2 курса специальности Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
8. Александр Бердников, обучающийся 2 курса специальности Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Организационный момент (модератор)
Слайд 1
«Приветствие»
Добрый день, уважаемые студенты! Преподаватели!
Я рада приветствовать Вас на нашей встрече, которая будет проходить в форме круглого стола: «Навыки самопрезентации».
Цель которой подразумевает обобщение знаний и получение навыков самопрезентации, полученных на учебных дисциплинах: Психология общения и Документационное обеспечение управления», необходимых при трудоустройстве на работу. Сегодня вы еще раз прослушаете важные правила и рекомендации при трудоустройстве на работу.
Слайд 2
«Знакомство»
Каждый участник называет свое имя и подбирает прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности. Например: «Я Елена – коммуникабельная, нетерпеливая. А потом называет имя своего одногруппника, которого он знает. Полина Малоземова – остроумная, бесстрашная.
Мотивационный этап
Слайд 3
Разминка
Давайте вспомним основные термины самопрезентации
Общение
Коммуникация
Перцепция
Интеракция
Вербальное общение
Невербальное общение
Деловой служебный этикет
Личность
Индивидуальность
Имидж
Характер
Темперамент
Прием на постоянную работу
Резюме
Анкета
Трудовой контракт с работн.
Личная карточка ф. Т-2 и/или личное дело
Запись в трудовой книжке
Приказ о приеме
Лицевой счет
по заработной плате
Методически-информационный этап
Слайд 4
Публичное выступление
Важность самопрезентации понимали еще наши предки, они говорили о природной самопрезентации (образ с рождения), искусственной – как расположить к себе людей.
Самый первый навык – это привлечение внимания к себе (одежда и речь)
Перейдем к нашей теме и цели мероприятия. Как вы думаете, в каких жизненных ситуациях мы чаще всего прибегаем к самопрезентации?
Конечно – это трудоустройство. Первый этап, это составление резюме, рекомендации при собеседовании, знание структуры приема на работу. А дальше уже умение влиться в новый коллектив.
На протяжении всех пар по дисциплинам мы знакомились с основной информацией необходимой для вашего дальнейшего трудоустройства.
Поэтому основная наша проблема на сегодняшний день – не знание, не выполнение рекомендаций при устройстве на работу, которые очень часто приводят к провалу.
Не забывайте, что каждому из вас придется устраиваться на работу и поэтому уже сейчас нужно обладать навыками самопрезентации.
Слайд 5
«Проявления индивидуальных особенностей личности в деловом общении»
Начнем мы с самого сложного, с нашего практикума, который мы выполняли на психологии общения, индивидуальные особенности личности. Один психолог сказал, что умение контактировать с другими людьми – это все и вся. На работе мы должны общаться со всеми, в том числе и с теми, кто малосимпатичен, мы должны научиться управлять своими эмоциями и распознавать эмоциональный фон ваших коллег. А для этого мы должны понимать в чем наши отличительные особенности, о них нам расскажет Кокорева Полина.
Слайд 6
«Профессиональное резюме»
Кто знает, что такое резюме, для чего оно нужно, и как его составить? Нам расскажет Морева Настя.
Слайд 7
«Психологические особенности собеседования при трудоустройстве»
Для того, чтобы получить работу своей мечты, недостаточно быть профессионалом в своей сфере, необходимо рассылать свое профессионально составленное резюме, чтобы вас заметили и пригласили на собеседование. Но и это еще не гарантирует устройства на работу. Самый сложный и важный труд предстоит вам на собеседовании. При встрече вам нужно так преподнести себя работодателю, чтобы при расставании с вами у него возникло ощущение, что без дальнейшего сотрудничества никак не обойтись.
Слайд 8
«Общие правила эффективного делового общения»
Анна Шумкина расскажет об основных правилах делового общения, чтобы мы могли удержаться на работе.
Завершающий этап
Слайд 9
Подведет итог Работа Захар, в чем заключается успех делового общения
Слайд 10
Выводы: человек становится человеком только в общении. Все свое время вы будете проводить на работе, поэтому эта способность относится к числу самых важнейших.
Важное значение в общении приобретают знания моральных и индивидуально-психологических особенностей личности.
Чтобы устроиться на работу необходимо знание составления резюме, правил собеседования. А уж когда вас возьмут на работу, то уметь работать в коллективе. Иными словами, знания позволяют определить эффективность деловых отношений с конкретным человеком.
Рефлексия:
Какие ощущения остались от занятия? Что хотели бы узнать еще? Кто больше всех был убедителен, привлекателен, искренен.
ВЫВОДЫ
Самопрезентация сегодня – это важнейшая составляющая коммуникативного взаимодействия. В овладении искусством самопрезентации, особенно в деловой сфере, особую роль играет тщательная подготовка и многократная практика. Создание некой презентации, которая может понадобиться в любой момент в различных ситуациях, может стать очень сильным помощником в работе и жизни каждого человека. Однако для лучшего совершенствования навыка самопрезентации не стоит забывать о работе над более серьезными составляющими внешнего и внутреннего мира личности: обаянием, харизмой, чувством стиля, чувством юмора, уникальностью и так далее. Все это в совокупности позволит создать эффективную «природную» самопрезентацию, которая будет говорить громче слов ее обладателя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Панфилова А.П. Психология общения: учебник для студ. Учреждений СПО / А.П. Панфилова. – М.:Издательский центр «Академия», 2020
Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник для сред. проф. образования/ Шеламова Г.М. – 13-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013
Интернет-источники:
1. Портал психологии - "Psychology.ru": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psychology.ru
2. Журнал "Psychologies": [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.psychologies.ru
3. Программа Психология и Мы. Самопрезентация. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=GItLsvkNgOY
16