Литературно-музыкальная композиция «От сумасшедших меня отличает то, что я не сумасшедший... » (10 класс)
Пояснительная записка к презентации
Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
«Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Литературно-музыкальная композиция:
« От сумасшедших меня отличает то, что я не сумасшедший...»
(В.В. Маяковский и С. Дали)
Разработала:
Кузнецова Ирина Юрьевна,
преподаватель русского языка и
литературы
г. Новокузнецк, 2017 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка_________________________________________3
Введение_____________________________________________________4
Сценарий мероприятия_________________________________________6
Заключение _________________________________________________17
Литература _____________________________________________ 18
Приложение__________________________________________________19
Пояснительная записка
Методическая разработка предназначена для преподавателей русского языка и литературы, студентов.
В методической разработке раскрывается интересные факты из жизни и творчества В.Маяковского и С.Дали.
Цель: развитие интереса к личности и творчеству В.Маяковского и С.Дали.
Задачи:
образовательные:
познакомить с основными этапами жизни и творчества В.Маяковского и С.Дали;
отметить своеобразие поэтического мира В.Маяковского.
развивающие:
развивать речь обучающихся, обогащать их словарный запас; умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;
способствовать развитию навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта;
способствовать развитию мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов.
воспитательные:
воспитывать почтение и уважение к женщине, любовь к Родине;
воспитывать духовно-нравственную культуру студентов.
Форма мероприятия: литературный вечер.
Введение
В.В. Маяковский- поэт-новатор. Он придумывал новые формы стихотворения, новые слова, чтобы поэзия стала выразительнее. Он -ярчайший образ поэта XX века. В мировой поэзии Маяковскому принадлежит особенная, можно сказать, исключительная роль. Владимир Маяковский – предтеча, певец и жертва Октябрьской революции 1917 г. Вокруг его имени, как и вокруг Октябрьской революции, идет нестихающий спор. Он отторгал культуру прошлого, и его отторгали от культуры. Его возводили на пьедестал и свергали с пьедестала, им восторгались, его боготворили и славословили – о нем злословили и над ним издевались. Его любили и ненавидели. Все в его творчестве, в его личности отразилось крупно, противоречиво и в то же время бескомпромиссно. И в силе, и в слабостях он предстал человеком предельной самоотдачи.
Никакой идее, никакому делу он не отдавал себя наполовину, он отдавал всего себя или не отдавал ничего. Он пришел в мир для жизни, для борьбы, он перенасыщен энергией действия: «И чувствую – «я» для меня мало. Кто-то из меня вырывается упрямо».
Маяковский прошел большой творческий путь и смог, даже «наступив на горло собственной песне», выразить свой неповторимый поэтический взгляд на мир. Он очень повлиял своим новаторским творчеством не только на русскую, но и на мировую поэзию. Потом Маяковский очень далеко ушел от своих ранних эпатажных лозунгов.
Современный исследователь русской литературы С. Федякин пишет по поводу всех манифестов: «Мы читаем учебники русской литературы XX века, литературные манифесты, призывы, признания… Символисты с их „мистическим содержанием" и „расширением художественной впечатлительности", реалисты (и Бунин особенно), оттолкнувшие символистские излишества, акмеисты, захотевшие вернуть в поэзию „вещный мир", футуристы, разогнавшие свою страсть к слово-новшествам до зауми… И за каждым движением, за каждым шагом, каждым словесным изгибом — все то же: нельзя писать так, как писали раньше, нельзя писать так, как пишут сейчас… литература „неоклассической эпохи" не могла не ощутить „перемену воздуха". Обветшалость привычных жанров, привычного языка, привычных интонаций… Отсюда всплеск разноголосицы, пестрота и „мучительное разнообразие" литературы начала века. Хотя то, что открывали „новаторы", быстро становилось общим местом». И заканчивает свои заметки этот литературовед такой мыслью: «Нужно всего-то-навсего прийти к читателю со своим насущным словом — не из литературы».
Маяковский начинал из литературы. Все эти манифесты были чисто литературными забавами, хотя и казались их авторам делом и переделом всей вселенной. Но потом, когда жизнь стала резко меняться, когда революция неузнаваемо преобразила жизнь, поэт вошел в эту жизнь демонстративно и навсегда. Другое дело, что, творя из новой жизни, поэт не рассматривал эту жизнь во всей ее неоднозначности — он смотрел далеко вперед и трудился, «чтобы выволочь республику из грязи» туда, в светлое будущее. Но в литературе останется навсегда имя Владимира Маяковского как великого художника.
Надо признать, что гениальность Сальвадора Дали — какой бы смысл мы ни вкладывали в это слово, она всегда есть удел избранных — проявляется только в его живописи. Лорка был не прав, когда говорил, что Дали ждет большое литературное будущее как мастера "чистого романа". Но сам Дали считал свое искусство весьма поверхностным и всегда выражал готовность критически отзываться о себе как о художнике. Его занимает не только погоня за ускользающим двойником — он постоянно стремится к абсолюту. После "Мистического манифеста" (1951) он объявляет свои взгляды "католическими, апостольско-римскими и монархистскими", хотя иногда признает, что так и не обрел веры. Художник говорил об этом девятью годами ранее, в конце "Тайной жизни": "Пока я еще не стал верующим и боюсь умереть, лишившись неба".
Жизнь этого человека была по-настоящему яркой и гениальной. Сальвадора Дали можно смело назвать неповторимым величайшим гением сюриализма 20-го века.
Сценарий мероприятия
Звучит стихотворение В.В. Маяковского НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЮТ
Ведущий 1: НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЮТ
Вошел к парикмахеру, сказал - спокойный:
"Будьте добры, причешите мне уши".
Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,
лицо вытянулось, как у груши.
"Сумасшедший!
Рыжий!"-
запрыгали слова.
Ругань металась от писка до писка,
и до-о-о-о-лго
хихикала чья-то голова,
выдергиваясь из толпы, как старая редиска.
Ведущий 2: Ты что сумасшедший?
Ведущий 1: « От сумасшедших меня отличает то, что я не сумасшедший...» Я-гений!
Ведущий 2: В.В. Маяковский и С.Дали – два гения, поэт и художник, жившие в разных странах, но так похожи..Их возводили на пьедестал и свергали с пьедестала, ими восторгались, боготворили и злословили, над ними издевались. Маяковского и Дали любили и ненавидели. Все в их творчестве, в личности отразилось крупно, противоречиво и в то же время бескомпромиссно.
Ведущий 1: Владимир Маяковский вошел в историю как поэт поистине блестящий. Он – обладатель несомненно огромного поэтического таланта. Ни один поэт до него не решался настолько смело реформировать природу стихосложения. У многих сложился образ вечного бунтаря и романтика, который воспел революцию 1917 года. По официальной версии, Маяковский сначала чувствовал в вихре революционных перемен объективную необходимость и самоотверженно отдал новой власти все, что имел, а именно свой талант. Однако мало-помалу поэт втянулся в поток насилия, стал шестеренкой огромного и страшного механизма власти. Наконец, он попал в тиски цензуры, он не мог уйти от обступившей его со всех сторон непобедимой бюрократии. Маяковский разочаровался в идеалах революции.Его мучили совесть и запоздалое раскаяние. Совершенно отчаявшись и сожалея обо всем, что ему пришлось сделать и чем поступиться, он кончил жизнь самоубийством.
Ведущий 2: Маяковский родился 7 (19) июля 1893 года в Грузии, в селе Багдади, в семье лесничего.Никто не может сказать точно, каким было детство поэта. Во всяком случае бесспорно одно: именно в ту пору он приобрел массу комплексов, которые составили ядро его характера. Вопреки распространенной версии о его нежных отношениях с сестрами и матерью, на самом деле Маяковский общаться с ними не стремился и старался делать это как можно реже, а по свидетельству Лили Брик, даже деньги матери он посылал после долгих и настойчивых напоминаний. Маяковский был необычен, странен, причем не только внутренне, но и внешне. Этой своей необычностью он отталкивал от себя многих. Поэт мог бы стать объектом тщательного изучения для психоаналитика.
Ведущий 1: Это был человек высокого роста, с крупными чертами лица, как бы созданными для ваятеля. Его нижняя челюсть сильно выдавалась вперед, что производило впечатление непреклонности и жесткости. Его глаза то становились невероятно выразительными и красивыми, то в них появлялось устрашающее выражение.
Это критики создали гипертрофированный образ поэта-великана, «горлана-главаря» с его физической и духовной мощью. Тем не менее Маяковский не был ни сильным, ни даже элементарно физически здоровым. С молодых лет он часто болел, потерял практически все зубы; его нос постоянно выглядел распухшим от преследовавшего Маяковского навязчивого гриппа. Поэт постоянно был простужен, часто болел, лечился в Евпатории и Крыму, обладал мнительностью, как и все мужчины, но, может быть, даже и более. Во всяком случае температуру он мерил без конца. Однажды разбил три градусника подряд.
Ведущий 2: Поэт учился в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. В пятнадцать лет вступил в партию большевиков, выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался арестам. В 1909 году 11 месяцев провел в Бутырской тюрьме. Там и начал писать стихи.
Первые книги Маяковского: «Я» — книга из четырех стихотворений (1913), «Облако в штанах» (1915), «Простое как мычание» (1916), «Флейта-позвоночник» (1916), «Человек» (1918), потом будут выходить многотомники, собрания сочинений, в советское время Маяковского издавали больше всех других поэтов.
Ведущий 1:... Слушайте,
товарищи потомки,
агитатора,
горлана-главаря.
Заглуша
поэзии потоки,
я шагну
через лирические томики,
как живой
с живыми говоря.
Я к вам приду
в коммунистическое далеко
не так,
как песенно-есененныйпровитязь.
Мой стих дойдет
через хребты веков
и через головы
поэтов и правительств.
Мой стих дойдет,
но он дойдет не так, -
не как стрела
в амурно-лировой охоте,
не как доходит
к нумизмату стершийся пятак
и не как свет умерших звезд доходит.
Мой стих
трудом
громаду лет прорвет и явится
весомо,
грубо,
зримо, как в наши дни
вошел водопровод, сработанный
еще рабами Рима.
Ведущий 2: В стихах он был сильным: «С удовольствием справлюсь с двоими, а разозлить – и с тремя». Однако это были только слова, слова… Маяковский всегда рассчитывал исключительно на внешний, театральный эффект. Ведь даже курил он понарошку: никогда не затягивался глубоко и только пускал дым.
Все его детские страхи, все ужасы подросткового возраста перешли вместе с ним в его взрослую жизнь и даже выросли, раздулись до невероятных размеров. Первый из детских комплексов – страстное желание, чтобы пожалели. Никто не жалеет, никому нет дела до его душевной муки, до его непрерывных жалоб:
Ведущий 1:
…слов исступленных вонзаю кинжал
в неба распухшего мякоть:
«Солнце!
Отец мой!
Сжалься хоть ты и не мучай!
Это тобою пролитая кровь моя льется дорогою дольней.
Это душа моя
Клочьями порванной тучи
В выжженном небе
На ржавом кресте колокольни!
Время!
Хоть ты, простой богомаз,
Лик намалюй мой
В божницу уродца-века!
Я одинок, как последний глаз
У идущего к слепым человека!».
Ведущий 2: в 30 лет Маяковского, как и С.Дали, стала преследовать неотвязная мысль о надвигающейся старости. Он безумно боялся старения и смерти, и это тоже походило на патологию. Он непрерывно заботился о собственном здоровье, он был брезглив до безумия – боялся заразиться. Считается, что так на поэта повлияла смерть отца - он умер от укола простой булавкой. Маяковский постоянно носил с собой мыльницу и при каждом удобной случае мыл руки.
Ведущий 1: Маяковский всегда был любимчиком женщин, он своей популярностью умело пользовался, но главной его музой и любовью была Лиля Юрьевна Брик. Своей возлюбленной поэт подарил кольцо с выгравированными внутри инициалами девушки. «ЛЮБ» превратилось в бесконечное признание в любви: «ЛЮБЛЮ».
Ведущий 2: Из-за стихотворной «лесенки», которую придумал сам Маяковский и которая впоследствии стала его визитной карточкой, многие коллеги поэта обвиняли его в жульничестве: ведь в то время газеты платили гонорары именно за количество строк, а не за знаки.
Ведущий 1: Поэт был страстным любителем азартных игр. Обожал бильярд и карты, не боялся сыграть и в «русскую рулетку». Кстати, есть версия, что именно проигрыш «русскую рулетку» стал причиной гибели Маяковского - ведь обстоятельства его смерти до сих пор не до конца ясны.
Ведущий 2: Мало кто знает, что Маяковский был тесно связан не только с литературой, но и с зарождавшимся в России кинематографом. Он писал сценарии и сыграл пару ролей. К сожалению, до нас дошли только фрагменты одного фильма, где можно взглянуть на поэта – это «Барышня и хулиган».
Ведущий 1: Владимир Маяковский побывал множество раз за границей с гастролями, включая не только Европу (Франция, Германия), но и Америку, что было абсолютной экзотикой для советского человека того времени. Из этих путешествий родилось также немало стихотворений.
Ведущий 2: Была у Маяковского и несчастная любовь - к русской эмигрантке Татьяне Яковлевой. Романа не получилось, зато поэт написал прекрасное стихотворение «Письмо к Татьяне Яковлевой». Есть и такая красивая парижская легенда, связанная с увлеченностью Маяковского Яковлевой: перед отъездом на Родину поэт положил на счет одной цветочной фирмы весь свой парижский гонорар при условии, что раз в неделю Яковлевой будет приходить самый красивый букет с запиской – «От Маяковского». И на протяжении многих лет, даже после смерти самого поэта, цветы все приходили и приходили. И именно они спасли жизнь возлюбленной Маяковского в период оккупации Парижа фашистами – женщина продавала букеты, спасаясь от голодной смерти.
Ведущий 1: Владимиру Владимировичу Маяковскому принадлежит значительное место в советской и мировой рекламно-агитационной практике.
Он стоял у истоков советского искусства. Своим необъятным талантом придал новое звучание старым темам и жанрам. Маяковский – новатор публицистики, пионер сатиры, первопроходец социалистической рекламы. Поэт рос вместе с нашей страной, помогая ей «вылизывать чахоткиныплевки шершавым языком плаката».
Ведущий 2: В начале века реклама – атрибут жизни состоятельного буржуа.
Реклама была для Маяковского важным участком агитационно-поэтической работы. «Мы не должны оставить это оружие, эту агитацию торговли в руках нэпача, в руках буржуа-иностранца. В СССР все должно работать на пролетарское благо. Думайте о рекламе!», - писал он в 1923 году.
Ведущий 1: Так Маяковский перешел от политической агитации и пропаганды, от службы на благо революции, политики и советской власти к служению более утилитарным нуждам простого народа, к продвижению и рекламе разнообразных товаров.
Владимир Владимирович ставит своей задачей создать новый язык рекламы: «Я про Моссельпром хочу писать потому, что нужно».
К тому времени, когда была сказана фраза, Маяковский уже не новичок в деле агитации – за плечами работа в РОСТА.
И вот на здании Моссельпрома у Арбатской площади аршинными буквами засинело знаменитое.
Нигде кроме
как в Моссельпроме.
Ведущий 2: Следуя призыву вождя революции «Учиться торговать!», Маяковский завалил рынок дождем плакатов, вывесок, объявлений, листовок и прочей рекламной продукции.
Любопытно, что, не имея профессиональной подготовки, поэт безукоризненно следует почти во всех текстах рекламным законам, а зачастую открывает и новые, гениально предвосхищая будущее.
Ведущий 1: Другой гений,Сальвадор Дали, родился 11 мая 1904 года в небольшом испанском городке Фигерас. Сам Дали писал о своем появлении так: «Мой брат умер от менингита в семь лет. Отчаявшиеся родители не нашли иного утешения, кроме моего появления на свет. Мы были похожи с братом как две капли воды: та же печать гениальности, то же выражение беспричинной тревоги». Отец назвал второго сына Сальвадор (спаситель), как бы призывая его спасти и продолжить древний род.Дали утверждал, что был гениальным уже в чреве матери, которую он обожал, потому что она «выносила спасителя», а когда она умерла, сильно переживал. Но прошло не так много времени, и Дали в рекламных целях написал на одной из собственных картин, висевших на выставке в Париже, кощунственные слова: «Я плюю на свою мать». После чего отец Сальвадора запретил сыну возвращаться домой, однако Дали уже было все равно: к тому моменту семьей и домом ему стала живопись.В одном из своих дневников Дали как-то написал: «В шесть лет я хотел стать поваром, в семь – Наполеоном. С тех пор мои амбиции неуклонно растут».
Ведущий 2: В детстве Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым ребёнком.
Однажды он даже затеял скандал на торговой площади ради леденца, вокруг собралась толпа, и полицейские попросили хозяина лавки открыть её во время сиесты и подарить-таки непослушному мальчику данную сладость. Он добивался своего капризами и симуляцией, всегда стремился выделиться и привлечь к себе внимание.
Многочисленные комплексы и фобии (страх перед кузнечиками и другие) мешали ему включиться в обычную школьную жизнь, завести с детьми обычные связи дружбы и симпатии.
Но, как и любой человек, испытывая сенсорный голод, он искал эмоциональный контакт с детьми любыми способами, стараясь вжиться в их коллектив если не в роли товарища, то в любой другой роли, а точнее той единственной, на которую был способен, — в роли эпатажного и непослушного ребёнка, странного, чудаковатого, всегда поступающего вопреки чужим мнениям.
Проигрывая в школьных азартных играх, он вёл себя так, будто выиграл, и торжествовал. Иногда без причины затевал драки.
Ведущий 1: Споры о его гениальности не утихают и по сей день, но его одаренность безусловна. Он начал рисовать пейзажи уже в 6 лет, в 14 лет состоялась его персональная выставка в муниципальном театре Фигераса, а в 17 лет Дали стал студентом Королевской академии художеств.Цель – шокировать!Несмотря на свою редкую одаренность, Дали каждый день посещал академию и занимался до изнеможения. Его талант от Бога подкреплялся удивительной работоспособностью.
Ведущий 2: В начале 1920-х годов Дали начал свои эксперименты с кубизмом. Эти работы поразили товарищей Сальвадора, он стал пользоваться авторитетом, а вскоре был объявлен одним из лидеров влиятельной группы молодых испанских интеллектуалов, среди которых были будущий кинорежиссер Луис Бунюэль и поэт Федерико Гарсиа Лорка. Знакомство с ними оказало большое влияние на жизнь Дали. Но вместе с тем юного художника все время не покидали тщеславные мысли: как выделиться из огромного круга талантливых студентов, как оставить свой неповторимый след в искусстве? Кого-то честолюбие ведет к подвигу, кого-то заставляет закалить характер, Дали же выбрал иной путь: он решил шокировать. Так, в 1926 году его исключили из академии за дерзость, затем он попал на короткое время в тюрьму. Начав самостоятельную дорогу в живописи, Сальвадор принялся яро бороться со здравым смыслом. И уже в 1929 году его знал весь мир.
Ведущий 1: Помимо того, что Дали безостановочно писал свои гротески и фантасмагории, он вел себя весьма неординарно. Однажды он появился на публике, одетый в золотой космический скафандр, находясь внутри странной машины собственного изобретения – прозрачной сферы. В Ницце Дали объявил о намерении приступить к созданию фильма «Тачка во плоти» с гениальной актрисой Анной Маньяни в главной роли. Причем он утверждал, что по сюжету героиня влюбляется в тачку. В Америке он написал «Декларацию независимости воображения и прав человека на свое собственное безумие». В другой раз Дали произнес речь, обращенную к Пикассо, с целью пригласить его в Испанию: «Пикассо испанец – и я тоже испанец! Пикассо гений – и я тоже гений! Пикассо коммунист – и я тоже нет!» Публика просто стонала. А на бал в свою честь Дали заявился, украсив шляпу протухшей селедкой. Сальвадор был гением саморекламы, поэтому его следующая тирада не явилась неожиданностью: «Наше время – эра кретинов, эра потребления, и я был бы последним идиотом, если бы не вытряс из кретинов этой эпохи все, что только можно»… Его имитация безумия приносила ему не только славу, но и значительные доходы. Однако самым эпатажным поступком со стороны Дали, обожавшего все нетрадиционное и все наоборот, многие считают женитьбу на Елене Дмитриевне Дьяконовой (Гала).
Ведущий 2: В 1929 году, когда произошла их встреча, она была Еленой Элюар. Мадам Элюар была женой поэта Поля Элюара, на 10 лет старше Дали и имела дочь, но именно ее он назвал Гала и создал ее пышный культ, доведя обличие музы в своих работах почти до божественного. В свою очередь аристократка Гала, разглядев в нищем художнике гения, бросила мужа и дочь, с которой больше никогда не виделась, и осталась с Дали до конца жизни.Их брак был довольно странным, скорее это был творческий союз, но Дали не мог жить без своей Галы. Он часто говорил: «Гала – она, как волшебное зеркало, в котором соединяются самые прекрасные моменты настоящего на протяжении всей моей жизни». Она была его другом, любовницей и менеджером.
Ведущий 1: В первый свой приезд в Штаты Дали явился на собственную выставку с двухметровым багетом под мышкой, а многочисленные вечеринки устраивал так, что о них наутро с возмущением писали в газетах. На одной из них он заставил гостей нарядиться покойниками, а потом устроил хоровод вокруг туши быка, «фаршированной» виниловыми пластинками. В другой раз Дали вышел в свет в шляпе, украшенной тухлой селедкой.
Ведущий 2: У Дали было домашнее животное — муравьед. В историю этот муравьед вошел благодаря знаменитому фото, на котором художник выходит из метро, держа на поводке своего любимца.
Ведущий 1: На презентации книги «Дали глазами Галы» в зале книжного магазина был установлен аппарат для снятия кардиограммы. Подписывая свой труд, художник одновременно проходил обследование, после чего порвал готовую ленту с кардиограммой на мелкие кусочки и раздал фанатам.
Ведущий 2: Как-то раз Дали пригласил к себе известного советского композитора, автора «Танца с саблями» Арама Хачатуряна. Композитор явился в особняк Дали вовремя, дворецкий провел его в роскошный зал и попросил подождать. Спустя час в зале зазвучала музыка того самого «Танца с саблями», двери с одной стороны распахнулись, и оттуда выскочил совершенно голый хозяин дома — верхом на швабре и с саблей в руке. Он проскакал мимо онемевшего от такого зрелища Хачатуряна и скрылся в других дверях. После чего композитору сообщили, что встреча закончена.
Ведущий 1: Эмблему Чупа-Чупса с ромашкой нарисовал Сальвадор Дали. В несколько измененном виде она сохранилась до наших дней.Сальвадор Дали часто прибегал к методу «тарелки и ложки». Сидя на стуле, он засыпал с зажатой между пальцами ложкой. Постепенно хватка ослабевала, ложка падала и ударялась о лежащую на полу тарелку. Возникшие во время дремоты мысли могли быть новыми идеями для его работ.65 лет назад Дисней попросил Дали нарисовать мультфильм, который был бы воплощением идеи сюрреализма, но получившийся мультик «Destino» был настолько непривычен обыкновенному зрителю, что показ закрыли и не придавали огласке аж до 2003 года.В 60-х годах фавориткой Дали была Аманда Лир, та самая, которая в будущем стала поп-звездой. В честь Сальвадора Дали назван кратер на Меркурии.
Ведущий 2: Последние годы Дали жил в здании собственного театра-музея, где и завещал себя похоронить. После смерти тело художника было забальзамировано и замуровано в пол одной из комнат этого самого музея. Там оно до сих пор и находится.
Ведущая: О том, что у Маяковского была тонкая, ранимая душа и нежное сердце, читающая Россия узнала только после 91-х годов. Он был тонким лириком и глубоким романтиком.
А сейчас послушаем стихотворения поэта, написанные в разные годы. В некоторых из них отражается время, в котором жил Маяковский. Но многие , как и все настоящие произведения искусства, очень актуальны и никогда не потеряют свою значимость.
(Стихотворения «Прозаседавшиеся», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Общее руководство для начинающих подхалим» можно инсценировать»
1. «Послушайте».
2. «Хорошее отношение к лошадям».
3. «О дряни»
4. «Прозаседавшиеся».
5. «Лиличка».
6. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
7. «Общее руководство для начинающих подхалим».
8. «Подлиза».
9. «Стихи о Советском паспорте».
Заключение
В.В. Маяковский и С.Дали – два гения, поэт и художник, жившие в разных странах, но так похожи..Их возводили на пьедестал и свергали с пьедестала, ими восторгались, боготворили и злословили, над ними издевались. Маяковского и Дали любили и ненавидели. Все в их творчестве, в личности отразилось крупно, противоречиво и в то же время бескомпромиссно.
С именем Маяковского связано представление о поэте – новаторе. Таких смелых, радикальных изменений в поэзии не совершил ни один поэт XX века. А ведь этот век бредил новаторством. Оказалось, что оно подчиняется общим закономерностям развития литературы и искусства.
Голос Маяковского – полководец человеческой силы. Его голос – голос эпохи. Маяковский стал певцом социалистической эпохи. Он, в сущности, с первых же шагов был «воплощением жизни в одном из ее предельных проявлений» (А.Луначарский. Жизнь и смерть."Комсомольская правда", 1930, 20 апреля), вдохновенно утверждал «прекрасную и удивительную» советскую жизнь, в которой творчество стало для него «заводом, вырабатывающим счастье».
Поэзия Маяковского во многом подобна живописи начала XX века, хотя инструмент художника слова и мастера кисти различен. Известно, что Владимир Маяковский и сам был талантливым художником и живописцем.
С.Дали, К. Малевич, В. Кандинский, П.Пикассо в своих поисках новой формы на холстах близки творческим поискам словесной формы Маяковского. Однако, для Маяковского поиск формы не был самоцелью.
Корни новаторства Маяковского можно обнаружить и в смежных областях искусства, например, в кинематографе. Он любил делать свои стихи методом монтажа, работая со словом, как с кинолентой. Также новаторский поиск новой формы в большой степени определила революция. Этой новой реальности должна была, по убеждению Маяковского, соответствовать и поэзия. Естественно, в его стихах появились новые интонации, агрессивные нотки, вызывающие позы.
С.Дали поистине человек неограниченных талантов: будучи гением живописи, он испытал себя в режиссуре, литературе, в качестве дизайнера, и даже в парфюмерии. Один из величайших художников ХХ века, хотя и успешно разрекламированный, этот человек до сих пор остается загадкой, окруженной ореолов всевозможных слухов, домыслов и мифов.
Путь Дали к художественной выразительности лежал через освобождение идей, скрытых в человеческом сознании и, особенно в его собственном. А собственное сознание было загадочным миром памяти и жизненного опыта, иногда реального, иногда придуманного, но искаженного с помощью увеличительного стекла его фантасмагорического видения. Он строил свою жизнь на сюрреалистический манер - столь же безоглядно, как и свои произведения. Для Дали сюрреализм есть не просто течение в искусстве, а именно тип мышления, система ментальности, способ взаимодействия с миром и, соответственно, стиль его жизни. Этот сюрреализм стремился по-новому поставить и решить коренные вопросы бытия и экзистенции человека. На меньшее он не соглашался.
В 1982 году парламент Каталонии вручил Сальвадору Дали самую высокую награду — Золотую медаль, приложив к ней следующий текст: «Можно любить или не любить Сальвадора Дали, но он один из редких гениев искусства XX века, одно из его ярких явлений, ставших вехами в истории культуры всех времен. Его личность выходит за эстетические рамки сюрреализма. Вкус к крайностям, к полемике, нигилизм и неуспокоенность неразрывно присущи Дали. Эти качества позволили художнику создать уникальные произведения, в которых сделана попытка отразить жизнь — будь то осознанно или подсознательно». Эти слова как нельзя лучше характеризуют художника.
Литература
1. Марко Ди Капуа «Сальвадор Дали: жизнь, творчество». М., «Спика», 1997г.
2. С.Дали. «Дневник одного гения». Москва, издательство «Искусство», 1997г.
3. Медведев С. С. Из воспоминаний // Маяковский в воспоминаниях современников. М., 1963.
4. «Маяковский. Жизнь и творчество» В.Перцов, Москва, 1976г.
5. С.Дали. «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. О себе и обо всем прочем.». Перевод Н. Малиновской. Москва, издательство «СВАРОГ и К», 1998г.
Приложение
Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
Данным Адамом и Евой.
Клячу историю загоним.
Левой!
Левой!
Левой!
В2: Хотите –
Буду от мяса бешеный
- и, как небо, меняя тона –
хотите –
буду безукоризненно нежный,
не мужчина, а – облако в штанах!
Не верю, что есть цветочная Ницца!
Мною опять славословятся
Мужчины, залежанные, как больница,
и женщины, истрепанные, как пословица.
В2: Ищите жирных в домах-скорлупках
и в бубен брюха веселье бейте!
Схватите за ноги глухих и глупых
и дуйте в уши им, как в ноздри флейте.
Разбейте днища у бочек злости,
ведь я горящий булыжник душ ем.
Сегодня в вашем кричащем тосте
яовенчаюсь моим безумием.
В2: А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется – и вот
я захохочу и радостно плюну,
я – бесценных слов транжир и мот.
В1:Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит –
чтоб обязательно была звезда! –
клянется –
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
Ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
значит – это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
В1:Алло!
Кто говорит?
Мама?
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Скажите сестрам, Люде и Оле, -
ему уже некуда деться.
В1: Забуду год, день, число.
Запрусь одинокий с листом бумаги я,
творись, просветленных страданием слов
нечеловеческая магия!
Сегодня , только вошел к вам,
почувствовал –
в доме неладно.
Ты что-то таила в шелковом платье,
и ширился в воздухе запах ладана.
Рада?
Холодное
«очень».
Смятеньем разбита разума ограда. Я отчаянье громозжу, горящ и лихорадочен.
В1: Я сразу смазал карту будняя,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюдце студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
В2:Пришла –
деловито,
за рыком,
за ростом,
взглянув,
разглядела просто мальчика.
Взяла,
отобрала сердце
и просто
пошла играть –
как девочка мячиком.
И каждая –
чудо будто видится –
где дама вкопалась,
а где девица.
«Такого любить?
Да этакий ринется!
Должно, укротительница.
Должно, из зверинца!»
А я ликую.
Нет его –
ига!
От радости себя не помня,
скакал,
индейцем свадебным прыгал,
так было весело,
было легко мне.
В2:В этой теме,
и личной
и мелкой,
перепетой не раз
и не пять,
я кружил поэтической белкой
и хочу кружиться опять.
Эта тема
сейчас
и молитвой у Будды
и у негра вострит на хозяев нож.
Если Марс,
и на нем хоть один сердцелюдый,
то и он
сейчас
скрипит
про то ж.
Эта тема придет,
калеку за локти
подтолкнет к бумаге,
прикажет:
- Скреби! –
И калека
с бумаги
срывается в клёкоте,
толькострочками в солнце песня рябит.
В1: Уже второй, должно быть, ты легла.
В ночи Млечпуть серебряной Окою.
Я не спешу, и молниями телеграмм
Мне незачем тебя будить и беспокоить.
Как говорят, инцидент исперчен,
Любовная лодка разбилась о быт.
С тобой мы в расчете и не к чему перечень
взаимных болей, бед и обид.
Ты посмотри, какая в мире тишь.
Ночь обложила небо звездной данью.
В такие вот часы встаешь и говоришь
векам истории и мирозданью.
1 чтец: Четыре.
Тяжелые, как удар.
«Кесарево кесарю – богу богово».
А такому,
Как я,
Ткнуться куда?
Где для меня уготовано логово?
2 чтец: О, если б был я
Тихий,
Как гром, -
Ныл бы,
Дрожью объял бы земли одряхлевший скит.
Я если всей его мощью
Выреву голос огромный –
Кометы заломят горящие руки,
Бросятся вниз с тоски.
Я бы глаз лучами грыз ночи –
3 чтец: О. если б был я
Тусклый
Как солнце!
Очень мне надо
Сияньем моим поить
Земли отощавшее лонце!
4 чтец: Пройду,
Любовищу мою волоча.
В какой ночи,
Бредовой,
Недужной,
Какими Голиафами я зачат –
Такой большой
И такой ненужный?