12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Корчагина Евгения Руслановна117
Личные качества: — ответственность, — стрессоустойчивость, — организованность, — любовь к детям, — внимательность, — доброжелательность, — аккуратность, — коммуникабельность, — творческий подход к работе. Семейное положение: замужем. Дети: есть.
Россия, Татарстан респ., с.Ташкирмень
0

Внеклассное мероприятие по курсу ОРКСЭ на тему «Крещенские посиделки», 4 класс

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Внеклассного мероприятия по курсу ОРКСЭ

в 4 классе

(модуль «Основы религиозных культур народов России»

«Крещенские посиделки»

Разработала: Корчагина Евгения Руслановна

учитель начальных классов

 

РТ Лаишевский муниципальный район с.Ташкирмень

2018год

1.Аннотация

Данный сценарий может быть полезен учителям начальной школы. На праздник приглашаются родители, бабушки и дедушки, учащиеся и учителя школы. В классе создаются декорации старинной русской избы: старинная прялка, чугунки, развешаны павлопосадские платки, звучит музыка Чайковского «Времена года» . Учитель рассказывает о святках, перечисляет наиболее известные святочные гадания, объясняет их значение. Детьми инсценируются гадания, разыгрываются сценки, поют колядки, водят хоровод. Вечер продолжается чаепитием. Родители приносят кутью с изюмом и мёдом, сочни, блины. Рассказывают истории о праздновании данного праздника.

 

Цель разработки: систематизация и обобщение педагогического опыта в области проектирования внеклассного мероприятия по модулю «Основы религиозных культур народов России» курса ОРКСЭ.

Особенности занятия:

Внклассное мероприятие на тему «Крещенские посиделки» проводится с обучающимися 4 класса и занимает особое место в курсе ОРКСЭ, т.к. расширяет знания обучающихся о христианских праздниках, традициях русского народа и формирует нравственные ценности.

При проектировании у занятия мною были использованы личностно-ориентированный, индивидуальный, дифференцированный и системно - деятельностный подходы.

Формы организации познавательной деятельности:

-коллективная;

-фронтальная;

-групповая;

Методы: беседа, обсуждение, устный рассказ, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа с источником информации, методы проблемного обучения, рефлексия.

Педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве; объяснительно – иллюстративная технология; игровая технология; ИКТ – технологии; здоровьесберегающая технология.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, презентация.

МПС: литература, история, искусство, русский язык.

Основные понятия: крещение, колядки, святки. ценность, обрядовые традиции,нравственность.

Методическая разработка внеклассного занятия

 

Тема: « Крещенские посиделки»

Тип занятия – изучение новых знаний и первичное закрепление способов деятельности.

Цель: Познакомить детей со святочными обрядовыми традициями

Задачи:

Обучающие:

познакомить с понятиями: «колядки», «обряды», «святки», с терминами старорусской речи;

представить образ праздника, как нравственную ценность;

формировать умение рассуждать на тему занятия с привлечением личного опыта.

Развивающие:

развивать познавательный интерес к предмету;

развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;

развивать творческие способности обучающихся.

Воспитывающие:

формировать положительное отношение к семейным ценностям;

развивать навыки доброжелательности, адекватной самооценки;

воспитывать толерантность, нравственный долг, ответственность детей за традиции своего народа перед представителями старшего поколения.

Планируемые результаты:

В результате изучения темы обучающиеся на основе УУД смогут:

- давать определение «святки», «колядки», «обряды», и т.д.;

- ориентироваться в этических нормах взаимоотношений в коллективе;

- выполнять творческое домашнее задание совместно с родителями.

1.Введение

Учитель:

  Крещение Христово — это  праздник, который православные христиане (верующие в Бога люди) отмечают 19 января. Установлен он был в честь крещения Иисуса Христа в водах священной реки Иордан (государство Израиль). Во времена его земной жизни, крестили только взрослых людей, которые полностью прочувствовали веру в единого Бога и осознали в себе эту, по тем временам, новую религию.  Ведь тогда христиане преследовались, единобожие отвергалось. Поэтому и не удивительно, что Иисус Христос принял крещение в возрасте 30 лет.

         Затем Крещение Руси было в 988 году (Х век) при царе Владимире –Красно Солнышке  в реке  Днепр (государство Киевская Русь). Люди заходили в освящённую реку и выходили крещённые из неё.

            В церквях в этот день освящают воду. Раньше её брали из ближайшей реки или озера, просверливая во льду лунку в форме большого креста. Батюшка молился над водой, опускал в прорубь церковный крест, прихожане ближайшей церкви пели псалмы. После всех этих действ вода в реке считалась крещённой. Её набирали в различные сосуды и несли домой. Верили, что такая вода лечит от различных недугов, придаёт бодрость и здоровье, поэтому был распространён обычай окунаться в проруби.

            В настоящее время воду берут водопроводную из-под крана и наливают в большие ёмкости. После богослужения  её сразу разливают  в маленькие бутылки и банки прямо в  церкви. Обычай окунаться в прорубь сохранился и до нашего времени.

   И сейчас после молитвы верующие омываются святой водой и берут ее с собой, веря, что вода эта обладает чудодейственной силой. И, действительно, такая вода  очень долго остается свежей, не портится. Кстати, на Крещение особенным  считается и снег. В народе говорили, что он выбелит всякую холстину лучше, чем солнце и зола;   если крещенский снег бросить в колодец, вода в нем не иссякнет; этим снегом можно вылечиться от многих болезней. 

         Вода помимо охлаждения бренных тел также использовалась в активной борьбе   против разной нечистой силы, которая целым армиями “осаждала” дома бедных. Чтобы выгнать из углов эту самую домовую нечисть, окропляли все комнаты, двор и  хозяйственные здания крещеной водой. После таких ритуалов каждый человек  старался вдоволь напиться святой водой, чтобы быть весь год здоровым,   счастливым, а значит беспечным и весёлым. По крайней мере, выпивая эту воду,  многие об этом мечтали и надеялись только на лучшее.

       Пусть  крещенский вечер в нашей школе напомнит вам о чудодейственной силе  воды, которой издавна поклонялись люди.  Ведь вода могла быть и доброй, и злой: утолить жажду, обеспечить плодородие и – разрушить все на своем пути.

      По погоде, которая стояла на Крещение, люди пытались определить погоду  будущего лета. Если Крещение выдалось ясным, солнечным и морозным, то  говорили о возможности наступления горячего и жаркого лета. Во всех поговорках,  пословицах и приметах, связанных с Крещением, завуалирована надежда на  богатый урожай.  Это неудивительно, ведь от урожая полностью зависела жизнь крестьянина – будет   ли он голодать после Колядок или нет.

2.Основная часть

Ведущая

-Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них — Новогодние святки. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник.
Праздник начинается!
Гости мои дорогие,
Пожилые и молодые!
Собрались мы с вами для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки.

 

Хозяйка:

Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте.

Хозяин:

Веселья вам да радости.

Хозяйка:

Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Хозяин:

У нас для каждого найдется и местечко и словечко.

Хозяйка

Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому – песенку, кому сказку, кому –правду.

Хозяин:

Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Ученик

Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка

В тесноте -да не в обиде.

Учитель:

В эти дни у христиан идут святки, т. е. святые дни — двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Крещения с 25 декабря по 6 января по старому стилю и с 7 января по 19 января по новому. Этот праздник был самым долгим в году, самым весёлым временем гуляний, шуток, гаданий развлечений.

 Давайте вспомним, как начинаются у христиан святки?

1.Ученик

 Святки начинаются с Рождества Христова. 7 января, после церковной службы славильщики со звездой и вертепом обходили дома и пели стихи из церковной службы, а также поздравляли хозяев, которые угощали славильщиков, съестными припасами и деньгами.

2.Ученик

 Звезду делали из бумаги или дерева, она изображала Евангелиевскую звезду, которая показала волхвам путь к родившемуся Иисусу.

 3.Ученик

Обычай ходить с вертепом появился в 16-17 веке. Сначала это просто был деревянный ящик с деревянными или восковыми изображениями сцен из Евангелие. Само слово «Вертеп» означало «Пещера», «Убежище», где Мария родила Иисуса под Вифлеемом. Потом вертепные куклы стали двигаться с помощью проволоки, разыгрывая сцены из священного писания. Так, в 17 веке в России возник кукольный театр.

Хозяйка: 

Рождество Христово с древности богато на обычаи. К ним относятся и строгий пост до первой звезды в Сочельник 6 января, и зажжение свечи на подоконнике в ночь на 7 января, которая была как бы знаком, что Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф могут в этом доме найти пристанище, и, конечно, колядки. Как правило, у колядок нет авторов, они часто неграмотны литературно, но великолепны по своему смысловому строю, по искренности и радостной доброте.

4.Ученик

 Колядка, это маленький Рождественский рассказ о величайшем Событии и прославление главных Лиц Той ночи, ночи, которая принесла Самую Радостную, Самую Главную Весть — родился Спаситель мира!

Все вместе:

Мы маленькие детки, ломали ветки,
Ломали, ломали, в ограду бросали,
Рай растворился, Христос народился,
Ангелы поют, нам радость придают.
Мы радость принимаем,
Вас с праздником поздравляем.

 5.Ученик

Другой обычай, тесно связанный со славлением — колядование. Это праздник в честь нарастания силы природы и солнца. С 22 декабря, самого короткого дня в году, начинается постепенное «воскрешение» солнца. Праздник в честь нарастания силы солнца русские назвали колядой и праздновали в конце декабря – начале января (время зимнего солнцестояния). Ряженые парни и девушки у каждого двора «кликали» коляду.

6.Ученик 

Коляда – это мифологический персонаж, который должен был принести обильный урожай и счастье. Колядовщики восхваляли всю семью, хозяина и хозяйку дома и выпрашивали для себя обрядовое угощение в виде денег, коржей, сладостей. Хозяева не должны были скупиться во избежание будущего голода.

1.
Как когда-то наши прадедушки,
Ну а с ними прабабушки.

2
Приходили на веселые святки,
На песни всем миром да загадки.

1
А что такое святки?
 

3.
Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.

4
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.

5
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.

( раздаётся стук в дверь)

Хозяйка: 

Что за шум, и звон, и гам?
Припожаловал кто к нам
С синих гор, с седой гряды?

Ряженые:

 Мы посланцы Коляды !(входят ряженые (родители), к ним присоединяется группа детей, пританцовывают под колядочные попевки)
Ряженые:
1-й ряж

.-Зароди, Боже,
Жито в пшеницу,
Всякую яровицу,
А в поле ядро,
А в доме добро.

2-й ряж.

-Куда конь хвостом —
Там жито кустом,
Куда коза рогом —
Там жито стогом.

Все вместе:

 Здравствуйте, хозяева добрые!
С Новым годом!
С Новым счастьем!
С Новым здоровьем!
(
Кланяются).
Ряженые:

 Сеем, веем, посеваем,
С праздником вас поздравляем.
Счастья будет вам горой,
Урожая воз большой.

3-й ряж

.-Уродись у вас овес,
Чтобы на два метра рос.
Уродись у вас пшеничка,
И горох, и чечевичка.

2-й ряж

-Чтоб гостей невпроворот
Было в доме целый год!
На столе всегда пирог.
Легких-легких вам дорог!

Хозяйка:

Спасибо вам гости за хорошее пожелание!


1-й ряж

.-А не порадовать ли нам хозяев веселым представлением?

Разыгрывается сценка
Коза: 

А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,
Повесели гостей немножко.

Медведь.-

Давай, Коза, покажем,
Как мы лихо пляшем. (
Топает ногами).
Коза.-

Выходи плясать, Медведь,
Я частушку буду петь.
Мы частушки пропоем,
А потом плясать пойдем.

Частушки исполняют девочки фольклорного ансамбля «Комеш»

На Крещение вода
Грех смывает без следа.
Потому что на Крещенье
Всем дает Господь прощенье.

 

Не боюсь я холодов
И к морозам я готов
Прыгнул нынче в прорубь я-
Закипела полынья.

На Крещение мороз
Щиплет щеки, щиплет нос.
Не боюсь я ничего
В прорубь спрячусь от него.

Не нужны мне доктора-
В Иордань нырну с утра.
Буду крепок и здоров
Без лекарств и докторов.

Только начали гадать-
Домовой пришел опять.
О любви не рассказал,
А до смерти напугал.

Вот и кончилися Святки,
Праздники гадания.
Танцы, песни, да гулянки-
Хватит, до свидания!

Медведь-

Ты когда поешь, Коза,
Не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь,
Не поешь, а блеешь.

Коза.

-А ты, Мишенька-медведь,
Сам ты не умеешь петь,
Ты тугой на ухо —
Ни голоса, ни слуха.

Медведь.

-Ах, Коза, ты Козочка,
Серенькая розочка.
Хватит нам браниться,
Давай с тобой мириться.

Коза.

-Ах, мой Миша, дорогой,
Не ругались мы с тобой.
Мы с тобой шутили,
Народ повеселили.

Хозяин:

Ну, а какой святочный праздник без игр, шуток-прибауток, без веселых игр и соревнований? На посиделках всегда парни с девками соревновались, умом и смекалкой похвалялись, женихов да невест примечали.
Хозяйка:

-У нас здесь две команды — Девчушки-веселушки да отважные Молодцы-удальцы. Вот мы и посмотрим: кто хитрей, смекалистей, веселей будет

1.«Колечко, колечко, выйди на крылечко» 


Все играющие усаживались на завалинку. Считалкой выбирали водящего. Он начинал игру. Все вытягивали руки перед собой, а водящий тихонько, чтобы не узнал никто, у кого заветное колечко, передавал кому-нибудь в ладошки колечко. Причём делал он это незаметно, а тот, кому отдали колечко, не должен был подавать виду, что колечко у него. И как только водящий говорил громко: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» - человек, у которого было колечко, должен был выбежать из круга, а остальным надо было его задержать. Если прозевали, то водит тот, кто выбежал, если его задержали, то водит старый водящий.

2.Хозяйка:

Всех мы будем поздравлять,

а вы заданья выполнять.

Выполняйте все обязательно, слушайте меня внимательно.

1.-Чтобы счастья огромного всем пожелать,

Надо что-нибудь зеленое в руках подержать. Только у себя не ищите, а жильцов своих тормошите.

2.Белый цвет – невинность, чистота.

Держись за белое, ведь мы желаем всем добра.

3.Чтоб не боялись трудностей и были в настроении прекрасном,

Не скромничайте, а держитесь все за красное.

4.Чтоб год собачий не был печален,

Черный цвет сегодня актуален.

Мечты у всех заветные, мечты у всех красивые,

А чтоб они сбывались, держитесь все за синее.

5.Чтоб жизнь у нас была праздником, чтоб у нас  море подарков было,

Держитесь за желтое, золотое и яркое,

И жизнь не будет унылой.

Что не назвали, пусть сбывается еще быстрей.

Пусть будет жизнь у всех красивей и цветней!!!

Хозяйка:

Я приготовила для вас стихи

Но их прочесть поможете мне вы!

Как только подниму я руку вверх,

Сигнал! Слово «здоровье» произносят все!

Законы ЗДОРОВЬЯ должны мы твердо знать.

Свое ЗДОРОВЬЕ беречь и охранять!

ЗДОРОВЬЕ иного значит, ЗДОРОВЬЕ всех важней!

А крепкое ЗДОРОВЬЕ для пользы всех людей!

Пусть разум и ЗДОРОВЬЕ, духовность, доброта

Здесь властвуют над болью,

И жизнь будет светла!!

Хозяин:

Всегда в любой деревне был человек ,который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок,да скороговорок, частушек

 Я начну пословицу, а вы закончите. Хором дружно отвечайте:
а) Без труда... 
не вынешь рыбку из пруда.
б) Делу время... — потехе час.
в) Кто любит трудиться... тому без дела не сидится.
г) Труд человека кормит... а лень портит.
д) Терпенье и труд... все перетрут.
е) Друга ищи, а найдешь... — береги.
ж) Конец... — делу венец.
 

Хозяйка:

Как на улице мороз, примораживает нос,

Не велит долго стоять, а велит скорей плясать.

Хоровод: «Как на тоненький ледок»

 

Ведущая:

 А еще считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания. В народе это время называется святыми вечерами, так как  по древнему обычаю  христиане вечером прекращали  все свои  дела. Святки сопровождались своими обычаями и обрядами. Так на Святки принято было гадать. Гадали все – и взрослые, и дети. Очень любили люди эту забаву. Девушки сапожок выбрасывали за ворота – в какую сторону «нос» его посмотрит, оттуда и жених приедет; ставили свечку у зеркала и ждали, что в нем привидится; жгли бумагу и смотрели, как пепел ляжет. Много было и других разных гаданий. Не все верили в гадания, но все равно гадали, так, для веселья. Гадали девушки и с петушком. На полу раскладывали различные предметы: хлеб — к жизни сытой и богатой; соль — муж будет вредный и сердитый; зеркало — муж-щеголь; уголь — к долгому девичеству; вода в блюдце — муж будет выпивать; монетки — к богатству. Договаривались девушки, кому будут гадать, опускали петуха и следили, к какому предмету он направится — такова и судьба.

Гадают с петушком-игрушкой


Можно было узнать свое будущее, бросив башмак или валенок за ворота избы, — в какую сторону носок — оттуда и жених придет. А имя суженого — имя первого попавшегося на улице мужика.

А ещё клали в шапку записки с именами и вынимали по одной.

Гадание с записками

 

Хозяйка.

В этой маленькой корзинке что угодно для души:

Хозяйка  с корзинкой обходит гостей и детей. Из корзинки достаётся предмет, который определяет, что ждёт каждого. Перед каждым гаданием повторяются слова:

Кому вынется, тому сбудется,

Скоро сбудется, не минуется!

В корзинке лежат шарики из фольги, внутри которых – предметы для шуточного гадания: сердечко – любовь, колечко – быть свадьбе, ключик – новоселье, пуговка – обновка в одежде, колёсико – купите или выиграете машину, карта географическая – путешествие, цветочек - быть красивым, конфетка – сладкая жизнь, копейка – к деньгам.

Лента – к долгой счастливой жизни.

Деревянная щепка – крепкое здоровье, хорошая жизнь.

Пуговица – жить тебе в большой семье счастливой жизнью.

Денежка – к богатству, прибыли.

Карандаш -  к хорошим успехам в школе.

Звоночек – к хорошим новостям.

Зеркальце – ходить тебе весь год опрятным, красивым.

Конфета – тебя ждёт сладкая и красивая жизнь.

Погремушка – означает весёлую жизнь.

Две сцепленные скрепки – к появлению новых друзей.

Гвоздь – на пороге будет гость. Или к тебе гости придут, или ты в гости пойдёшь.

 

Ведущая:

Крещенский вечерок- вечерок особенный, крещенский сочельник, последний день зимних святок.

Помните, в Богоявленскую ночь небеса открываются, о чём открытым небесам помолишься, то и сбудется. Говорят ,что в это время нечистая сила особенно расходится, да шалит.

Хозяйка:

Не бойтесь ребятки, я вас сейчас святой водой окроплю.

( брызгает на детей святой водой)

В Крещенский Сочельник 
Желаю о хворях забыть! 
Святою водою 
И сердце, и душу омыть! 
Чтоб видеть, как ясно сияет 
Над нами звезда! 
Чтоб слышать, как в зимних озерах 
Играет вода. 
Пусть зимы суровы, 
Дождемся мы вести благой: 
Душа возродилась 
И больше не будет другой! 
Мы верим, мы знаем - 
Нас радость великая ждет! 
И Пасха Святая 
На смену метелям придет. 

Хозяин:

Ну вот, разве это не чудеса святочные? Сколько у нас гостей побывало. Спасибо вам!

    Всех не спеть нам славных песен,

    Добрых слов всех не сказать.

    Вечер наш прошел на славу.

    В Святки любо поиграть.

    Всем спасибо от хозяйки,

    За улыбки и за смех,

    И за игры и за пляски,

    Благодарствуем мы всех.

Хозяин и хозяйка:

Пришло время прощаться. И хочется сказать в эти святочные дни – будьте добрее, любите друг друга, желайте друг другу добра и счастья, любви, не держите обид и так весь год! Всего вам самого лучшего!

Ведущая

Мы не прощаемся, друзья.

А всех к столу мы приглашаем.

Отметить праздники все января

И с пирогом, и с чашкой чая.

 

3. Заключение:

Форма занятия: праздник.

Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения,  эффективность и продуктивность внеклассной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.

 Для учеников начальной школы праздник – это важно! Ребенок, у которого преобладает хорошее настроение, который хорошо говорит, спокойно общается и хорошо…играет. Игра является средством самораскрытия, а ребенку очень важно иметь возможность свободно выражать свой внутренний мир. Для него праздник – это своеобразный способ общения с внешним миром.

Данное занятие относится к типу комплексного применения знаний и способов деятельности.

В основу построения данного занятия положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения: активизация творческого начала у учащихся путем воображения и фантазии.

При подготовке к занятию мною были учтены и возрастные и индивидуальные особенности учащихся:  интерес к чтению, к народному творчеству, к фольклору- стимулировалась  нетрадиционной  формой занятия.

 

Выбранные методы соответствовали задачам занятия, характеру и содержанию выбранного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Так, были  использованы словесные методы: объяснение, вопросы, инсценировка; наглядные методы: изобразительная наглядность, практические; частично-поисковый, методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные задания.

Формы организации деятельности на занятии: фронтальная, групповая и парная. Активность учащихся на разных этапах праздника была высокой.   Задания на мышление чередовались с заданиями на память, на движение, на сообразительность.  

Психологическая атмосфера на занятии была доброжелательной.

Вывод: праздник прошел на высоком эмоциональном подъёме, с высоким темпом. Все поставленные задачи занятия удалось реализовать . «Крещенские посиделки» дали и детям и родителям, и гостям праздника возможность почувствовать новые ощущения и пережить новые ситуации, а это лучший способ уйти от ежедневной рутины и скуки. Такие легкие эмоциональные встряски очень полезны для становления детской психики и благотворно действуют на нервную систему ребенка.

 

Приложение

1.Давыдова М.М. 30 детских утренников для начальной школы. М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001.-208с.

2. Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий. Волгоград: Учитель, 2008. -181 с.

Фольклорный ансамбль Ташкирменской ООШ «Комеш»

За святой водой

Часовенка

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.