Конспект урока по ОРКСЭ на тему «Ответственность» (4 класс)
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
муниципальное автономное образовательное учреждение
Лицей № 36
пр. Кирова, 29а, г. Нижний Новгород, 603101, тел./факс (831) 293-62-41, e-mail:schooln36@inbox.ru,schl36@mts-nn.ru
Конспект урока
по ОРКСЭ
модуль « ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
4 класс
разработка учителя
начальных классов
высшей категории
Музюкиной Н.А.
МАОУ Лицей №36
2015г
Тема: «Ответственность»
Цель урока: формирование понятий свобода и ответственность во взаимосвязи. Подвести учащихся к осознанию ответственности за собственные поступки и поступки других людей.
Личностные
развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
учить анализировать свои поступки и поступки окружающих;
учить видеть связь между поступками и их последствиями;
Метапредметные
развитие речи, мышления, умения высказывать и аргументировать свою точку зрения;
обучать коммуникативным методам общения по средствам интерактивных форм взаимодействия учащихся, групповой работы;
формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
Предметные
уточнить смысл понятий «свобода», «выбор», «ответственность»;
продолжить формирование нравственных качеств, ответственного поведения;
Оборудование:
учебник «Основы светской этики» 4 класс (4-5 классы), под ред. Т.Д. Шапошниковой, М., Дрофа, 2012
индивидуальные листы для учащихся, портфолио учащегося;
презентация SMART Notebook
Интернет – ресурсы ( видео – ролик )
проектор, интерактивная доска SMARTboord
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности (Цель- Включить в учебную деятельность на личностно-значимом уровне)
На экране эпиграф : (Презентация, см.Приложение на диске) (слайд №2)
Ползти. Идти. Бежать. Лететь.
Стремиться. Верить и хотеть...
Забыть. Устать. Застыть. Стоять.
Хандрить. Поддаться. Угасать...
Два выбора. И две судьбы.
Ну, а итог решаешь ты...
Татьяна Ярошевич
- Как вы понимаете эти слова? Какое отношение к нашему уроку они могути иметь?
(предполагаемые ответы: На прошлом уроке мы говорили о выборе и его значении в жизни каждого человека, мы учились толковать свои поступки с точки зрения морального долга и выбора)
Актуализация знаний.
- Игра «Анаграммы».Пока бежит время, попробуйте собрать слово. (слайд №3)
- Какое слово у вас получилось?
- Встречалось ли вам оно в жизни? Где? как вы понимаете значение этого слова?
- Давайте попробуем прочитать значение этого слова в толковом словаре С.И. Ожегова
Ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках. (с. 466)
Постановка цели и темы урока.
- Итак, мы выяснили значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Но ради чего нам это знать?
( нам нужно уметь определять, какую ответственность несет человек перед кем-нибудь или чем-нибудь)
- Значит какова цель нашего урока?
Цель- выяснить значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и научиться понимать всю ответственность совершаемых нами поступков.
- Как буде звучать тема нашего урока?
Тема- Ответственность. (слайд №4)
4. Открытие нового знания.
На экране (слайд №5)
«Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы»
Джордж Беранард Шоу
- Как вы понимаете слова этого замечательного ирландского писателя?
Почему у человека часто возникает страх перед каким-либо делом, заданием или человеком? (не верит в свои силы, боится не справиться ,не знает как оценят его работу и т.п.)
- Все верно. Прежде чем сделать что-то, человек должен подумать: «А к каким последствиям приведёт мой поступок?», «Не нанесу ли я кому-то вред?» . Способность задавать себе такие вопросы — внутренняя обязанность человека. Это говорит об ответственности перед собой и другими людьми.
Работа в группах
- Перед вами лежит листочек.(Приложение 1)
Определите ответственность перечисленных объектов перед теми, кого вы считаете нужно выбрать.
1 группа
Кто? |
За кого? За что? |
Родители |
|
Школьники |
2 группа
Кто? |
За кого? За что? |
Президент |
|
Друг |
3 группа
Кто? |
За кого? За что? |
Люди |
|
Учителя |
( дети называют после выполнения работы свои варианты ответов)
- Вы сейчас подготовили ответ, но встал ли перед вами вопрос об ответственности при выполнении этого задания?
(ответственности в принятии единого решения, ответственность кто будет озвучивать ответ всей группы и т.п.)
- Значит, что общего во всех ваших ответов можно назвать?
(мы заботимся о тех, кто с нами рядом)
Первичное закрепление.
- Послушайте стихотворение А.Барто.
Уехали
Щенка кормили молоком.
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком —
Ему пощупать нос.
Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.
Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пёс,
И вдруг приехал грузовик
И всех ребят увёз.
Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костёр?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано поутру
Труба зовёт на сбор.
И лаял он до хрипоты
На тёмные кусты.
Он был один в саду пустом,
Он на террасе лёг.
Он целый час лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.
Ребята вспомнили о нём —
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.
Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.
- Как вы поняли это стихотворение?
Давайте попробуем отразить наши мысли в индивидуальных листах портфолио. (Приложение 2) (слайд№ 6)
- Попробуйте записать ваши мысли в данной табличке.
- Итак, кто несет ответственность? ( ребята, которые взяли щенка)
- Перед кем ребята несут ответственность? (перед щенком)
- За что человек несет ответственность? (ребята должны заботиться о щенке постоянно, кормить его, гулять с ним и т.п.)
- Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас родители: если вы испортили какую-либо вещь, то родители должны будут заплатить за это. Родители отвечают за то, чтобы вы были сыты, у вас была одежда, вам было где жить. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже станут взрослыми.
- Предлагаю посмотреть социальный ролик. https://www.youtube.com/watch?v=-R2LLj8AJy0 (слайд№7 гиперссылка)
- Какова основная мысль данного видеоролика? ( каждый человек несет ответственность за свои дела, это заложено в основном законе – Конституции)
- Об ответственности за свои мысли и поступки люди рассуждали не только в наши дни, но и в далеком прошлом. Поэтому у народов разных стран в устном творчестве тоже много пословиц об ответственности. Давайте и мы с ними познакомимся. (слайд № 8)
Хорошо жить в почете, да ответ велик. (русская пословица)
Хорошо жить в почете, да ответ велик. (казахская)
Моя хата с краю - ничего не знаю. (русская пословица)
Я не я, и хата не моя. (русская пословица)
Достоинство человека определяется только его поступками.(французская)
Заботься о своих родителях, как заботишься о детях. (Япон.)
- На какие две группы мы можем их разделить? Укажите признак.
(пословицы об ответственности и пословицы о безответственности)
- Назовите пословицы каждой группы.
-Запишите понравившуюся пословицу к себе на лист портфолио.
- Работаем на листах портфолио. (слайд № 9)
Вы уже взрослые и тоже несете ответственность. Попробуем заполнить еще одну схему. ( проверка)
- Открываем учебник с. 61. Прочитаем басню .
- Объясните, как вы поняли смысл истории про Эзопа и Ксанфа?
- Как вы считаете, можно ли сказать, что человек, отбросивший камень, обладал чувством ответственности?
- За кого он нес ответственность?
- Объясните, что значит «отвечать за кого-то или за что-то»?
- Приходилось ли вам брать на себя ответственность за кого-то или за что-то? - Что вы при этом чувствовали?
6. Рефлексия.
- Итак, сегодня на уроке мы говорили об ответственности.
- Что самого главного вы должны вынести из нашего урока? (каждый человек несет ответственность перед кем или чем-нибудь, его главная задача, эту ответственность нести грамотно, не причиняя вреда окружающему)
Работа в группах. Сочинить синквейн.
( как вариант:
Свобода.
Думать, поступать, беречь.
Свобода- это обязанность.
Ответственность.)
- А теперь попробуйте оценить свою работу на уроке. (слайд №10)
(Приложение 3)
Домашнее задание: прочитать книгу «Маленький принц»А. де Сент-Экзюпери. Найдите в тексте те предложения, которые на ваш взгляд, являются самыми важными и отражают тему нашего урока.
Спасибо за урок!
Приложение 1
группа 1
Кто? |
За кого? За что? |
Родители |
|
Школьники |
группа 2
Кто? |
За кого? За что? |
Президент |
|
Друг |
3 группа
Кто? |
За кого? За что? |
Люди |
|
Учителя |
Приложение 2
(лист портфолио)
Тема: Ответственность
Восстанови определение, воспользовавшись толковым словарем.
Ответственность – необходимость, _____________ отдавать кому-нибудь ___________ в своих действиях, ______________.
Рассмотри схему и попробуй привести свои примеры.
КОПИЛКА МУДРЫХ МЫСЛЕЙ.
Запиши пословицы об ответственности, с которыми ты познакомился сегодня на уроке.
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
Ты – гражданин России. По Основному закону РФ – Конституции у тебя также есть права и обязанности. Отсюда следует, что ты, твои одноклассники, ребята из твоего двора несут ответственность за свои поступки, дела, мысли. Подумай и заполни схему.
5. Моё творчество.
Сочини синквейн по теме нашего урока.
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
6. Домашнее задание
Тебе знакома замечательная книга А.де Сент –Экзюпери « Маленький принц»? Если нет, то прочитай её обязательно!.
Найдите в тексте те предложения, которые на твой взгляд, являются самыми важными и отражают тему нашего урока.
Запиши их и познакомь на следующем уроке своих одноклассников.
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
Приложение 3
Лист самооценки и достижений