12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Корчагина Евгения Руслановна117
Личные качества: — ответственность, — стрессоустойчивость, — организованность, — любовь к детям, — внимательность, — доброжелательность, — аккуратность, — коммуникабельность, — творческий подход к работе. Семейное положение: замужем. Дети: есть.
Россия, Татарстан респ., с.Ташкирмень

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Внеклассного мероприятия по курсу ОРКСЭ

в 4 классе

(модуль «Основы религиозных культур народов России»

«Троица»

Разработала: Корчагина Евгения Руслановна

учитель начальных классов

РТ Лаишевский муниципальный район с.Ташкирмень

2018год

Введение

В начале лета в России празднуется праздник Троицы. На Троицын день украшают храмы и дома молодыми веточками березы, на которых распустились нежно-зеленые листочки. Верующие несут цветы и первоцветы (букетики из молодых березовых веточек) и освещают их. Ведь Святая Троица - это именины всей Земли, ее возрождение. Именно в Пятидесятницу Святой Дух сходит на землю и восстанавливает ее силу, утраченную под гнетом греха Адама и Евы. Земля преображается, расцветает, светится Божественным Сиянием. И веточки березы всегда являются символом Троицы.

Береза в России – символ счастья, чистоты, любви и нежности. Березку в России всегда особенно любили за ее красоту. Наши предки, славяне, называли ее главным деревом своей земли, ее опорой. Березу часто сравнивают с юной красавицей, с невестой. Про нее сложено много песен, стихов, легенд.

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза кудрявая.

Стоишь ты, березонька,

Посередь долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые,

Под тобой, березонька,

Трава шелковая,

Близ тебя, березонька,

Красны девушки

В семик поют,

Под тобой, березонька,

Красны девушки

Венки плетут.

Троица - это праздник берёзки - символа чистоты, света. Традиции уборки домов, приготовления угощений, «завивания» берёзы, украшения ветвями дверей, окон; плетение венков из полевых цветов и пускания их по воде; народные гуляния у реки, в поле,

На Троицу было принято окрашивать  яйца в зелёный цвет березовым листом. Под берёзкой расстилали салфетки, раскладывали пироги. Потом берёзку срубали. Одна или две девушки – певуньи и плясуньи – поднимали берёзку и несли в селение. За ними, взявшись за руки, шли другие девушки и пели известную песню « Во поле берёза стояла»

Праздник Троица является одним из важных христианских праздников. Для жителей наших деревень -Ташкирмени и Макаровки это еще и престольный праздник. Традиционно в этот день сельчане и гости посещают храм и городище «Кала башы», около которого проходят народные гуляния, где каждый может показать свои таланты. Данное городище очень почитается жителями села. В престольный праздник нашего села - Троицу – все жители и гости поднимаются на городище, чтобы поклониться этой земле. В этот день окна домов, ворота украшают ветвями берёзы, что является олицетворением символа жизни. Старейшие жители села с рассветом приходят на городище и проводят обряды, читают молитвы, просят здоровья и хорошего урожая, а так же поют песни предков. Местные жители и гости приходят сюда в день Святой Троицы и проходят 3 круга вокруг городища, тем самым очищая себя и приобретая запас энергии до следующего года. Если Вам удастся попасть в село Ташкирмень в день Святой Троицы, то обязательно посетите это священное для кряшен городище


 

1.Аннотация

Данное мероприятие предназначено для организации внеурочной работы по патриотическому воспитанию, на достойных идеалах в духе возрождения духовно-культурных традиций России, адресовано детям  8-10 лет. Данный сценарий поможет учителям начальных классов сделать мероприятие интересным и запоминающимся. Данное мероприятие учитывает познавательные интересы младших школьников, ориентировано на развитие творческих и актерских способностей.

Цель данного мероприятия: воспитание любви учащихся к родному краю, к его природе; формирование чувства ответственности за судьбу своей малой Родины. А так же систематизация и обобщение педагогического опыта в области проектирования внеклассного мероприятия по модулю «Основы религиозных культур народов России» курса ОРКСЭ.

Особенности занятия:

Внеклассное мероприятие на тему «Троица» проводится с обучающимися 1-4 классов. Занимает особое место в курсе ОРКСЭ, т.к. расширяет знания обучающихся о христианских праздниках, традициях русского народа и формирует нравственные ценности. При проектировании у занятия мною были использованы личностно-ориентированный, индивидуальный подходы.

Форма проведения –

Развлечение, хороводы, обряды «завивания берёзы», игры , плетение венков.

Представленная методическая разработка рассказывает о традициях этого праздника, играх, обрядах.

Методы: беседа , устный рассказ, самостоятельная работа с источником информации, методы проблемного обучения, рефлексия.

Педагогические технологии: технология обучения в сотрудничестве; объяснительно – иллюстративная технология; игровая технология; здоровьесберегающая технология.

МПС: литература, история, искусство, русский язык.

Основные понятия: троица, святой дух, пятидесятница, ангелы


 


 


 


 


 


 

2.Методическая разработка внеклассного занятия

Тема: « Троица»

Тип занятия – изучение новых знаний и первичное закрепление способов деятельности.

Цель:
Познакомить детей с народным праздником Троица;
 

Задачи:

Обучающие:

Познакомить с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен; 

Развивающие:

Развивать интерес к народным традициям праздника Троицы, обычаям;
Развивать уважительное отношение к народным традициям, умение работать в коллективе, в группе; 
 Приобщать к сохранению народных традиций в семьях детей, воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Планируемые результаты:

В результате изучения темы обучающиеся на основе УУД смогут:

Давать определение «троица», «пятидесятница», «обряды», «святой дух» и т.д.;

Ориентироваться в этических нормах взаимоотношений в коллективе;

Выполнять творческое домашнее задание совместно с родителями.

3.Основная часть

Ведущий 1

 Здравствуйте, люди добрые да ребятишки славные!

Собрались мы с вами разговоры вести, вести плести, петь, играть, хороводы водить и шутки шутить!

А в какой день, да в какой месяц мы с вами встретились?

А время года какое? (ответы детей)

А летние месяцы назвать сможете? Какой первый…, а второй…, а третий?

 

Ведущий 2

   «Не с одного неба, из – под земли тепло идет» - говорили на Руси об июне. Июль – называли вершиной лета, а август – щедрым месяцем или запасом лета.

Ученик

Вот пришло к нам лето красно с зорьками ясными,
Со светлыми росами, с ливнями и грозами,
С медовыми цветами, с высокими хлебами,
С душистыми травами, с зелеными дубравами

Ведущий1

     Первый месяц долгожданного лета был богат работой и  праздниками. Запасы заканчивались: «Июнь в закрома дунь», « Поищи, нет ли где жито по углам забыто» - так  говорили об июне. Зеленые святки отмечали еще в языческие времена. Святки отмечали как конец зимы и начало летних празднеств. С принятием христианства святки не исчезли. Они совпали с празднованием Троицы.

Ведущий 2

День Святой Троицы один из главных христианских праздников, в честь памяти сошествия Святой Духа на апостолов. Прославляли Святую Троицу целый день. Праздник проходил повсеместно: в лесу, в доме, в церкви, на улице. На природе проводили народные гуляния. Люди перед праздником делали уборку в доме, готовили угощения (яичницу, пироги, курники ) варили похлёбки, пиво. И все эти угощения брали с собой в лес. 

А церковный календарь обращен ввысь, к святым заступникам.  2 – го июня отмечается Вознесение Господне. Вознесение на Небо Господа Иисуса Христа, завершение Его земного служения. Это событие празднуется всегда в 40-й день после Пасхи. Произошло это так:  Христос был со своими учениками на горе и вдруг он стал подниматься на небо. Ученики долго смотрели на него, пока его не загородило облако. Христос вернулся к Богу–Отцу и воссел рядом с ним. Иисус Христос говорил своим ученикам – апостолам: «Когда я вознесусь на небо, в ваше сердце войдет Дух Святой…будете вы  всесильными, сумеете говорить на всех языках мира, исцелять людей от болезней, уберегать от несчастий. Обещаю в будущем вернуться на землю в видимом образе, и буду будить всех живых и мертвых. И настанет для людей жизнь вечная по заслугам: для добрых, честных, трудолюбивых – счастливая; для злых, жадных, воров, убийц – мучительная, горькая».Сказав это, Иисус Христос поднял руки, к нему спустились ангелы, и он вознесся к облакам. А ученики – апостолы стали ждать чуда - сошествия на них Святого Духа.И вот с неба вдруг послышался шум, похожий на шум сильного ветра, над головами апостолов появились огненные языки. Это был знак, что Святой Дух сходит на них.С этого дня Миру открылась великая тайна, что Бог один,в трех лицах:  БОГ ОТЕЦ,  БОГСЫН и БОГ ДУХ СВЯТОЙ. Все три лица имеют одинаковое божеское достоинство, нет между ними ни старшего, ни младшего; как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный Бог, так и Дух Святой есть истинный Бог.И день этот стали называть СВЯТОЙ ТРОИЦЕЙ.

Ученик

Пятидесятый после Пасхи день.

Уж солнышко по-летнему сияет.

 Церковных куполов ложится тень

 На луг, где капельки росы блистают.

 Как мир прекрасен- только посмотри!

 И душу все приводит в изумленье.

 Прекрасен день с зари и до зари,

 Ведь это- нашей Церкви День Рожденья!

 И сердце очищается любовью ко всему,

И так легко прощается, когда идешь к нему.

 

Ведущий 2

Это праздник совпадает с началом лета. 

Ученик

Вот весну торопит лето,
В зелень яркую одето.
Истекает срок весенний
В день Господня Вознесенья.

Ученик
Был Спаситель сорок дней
Вместе с Церковью Своей.
Час настал: вознесся Он
Над горою Елеон.
 

 

Ведущий1

На Троицын день было принято украшать храмы и дома молодыми веточками деревьев, на которых распустились светло-зеленые листочки. Самым главным символом считалось дерево, которое вы узнаете, разгадав загадку.

В белом сарафане встала на поляне.

Летели синицы, сели на косицы.

Зелена, а не луг. Бела, а не снег.

Кудрява, а не человек. (береза)

Ведущий 2.

Верующие с утра несли цветы и первоцветы (букетики из молодых березовых веточек) в храм и освещали их. Ведь Святая Троица - это именины всей Земли, ее возрождение. Земля преображается, расцветает и светится Божественным Сиянием. Семик, приходящийся на четверг, Родительская суббота и воскресенье, на которое падает праздник Троицы знаменуют прощание с весной и встречу лета, прославляет расцветающую землю. Главный персонаж Семиковой недели — березка.

Выходят девочки к берёзке, «заплести ей косы», украсить её по старинному обычаю. 
Дети украшают берёзку и поют:
 


Праздник начинается, 
Берёзка наряжается, 
Праздник начинается, 
Берёзка завивается!

Наряд ее мягкий чудесен, 
Нет деревца сердцу милей,- 
И сколько задумчивых песен 
Поётся в народе о ней.

Берёза – зелёная медсестра (настои из березовых почек, березовый сок и веники.) На Троицу нельзя было делать берёзовые мётлы. Традиция завязывания узелков на берёзе – это загадывания желаний. Молодые пары гадали на венках. Если венок завял - добра не жди. А остался свежим - счастье прибудет. Мы стараемся сохранить традиции предков

Ведущий1

Девушки завивали берёзку, втайне от мужского населения. На концах отдельных ветвей дерева, не отламывая их, они сплетали («завивали») венки, напевая песни. Я предлагаю вам подойти к берёзе и заплести веточки в венок. Возьмите разноцветные атласные ленты и вплетите в веточки берёзы, приговаривая такие слова:

- Ой, да ты, березынька,

Ой, да ты веселынька,

Ой, да ты кудрявынька,

Ой, да ты зелененька!

Завивайся, березынька,

Завивайся, белая,

Чтоб я во всем год

Была молодешенька,

Да целый год веселешенька.

Концы лент аккуратно завяжите к началу плетения, образуя тем самым венок.

Ведущий 2

Почти в каждой церкви есть копия иконы великого русского живописца Андрея Рублева, написавшего « Троицу»  в виде 3-х ангелов. Они спустились на землю и беседуют между собой, как помочь Руси преодолеть горести и беды.  

Ведущий 1

Посмотрите, какие у них прекрасные задумчивые лица, на первый взгляд ангелы очень похожи. Но если посмотреть чуть внимательнее, то станет понятно: они разные, даже по возрасту. Самый старший и печальный – слева от нас,  ангел помоложе и самый решительный – средний, а самый юный и задумчивый – справа.

Ведущий 2

Ребята, а кто такие ангелы?  (ответ детей).

Ангел – слово греческое, в переводе на русский, добрый вестник. 

Они беседуют за столом, где на белой, как слоновая кость, столешнице стоит одна – единственная чаша.

В Древней Руси чаша означала будущую жизнь человека. Испить чашу – так говорили в старину и говорят сегодня. И раньше, и сейчас это понимается так: «Пройти тяжелые испытания».

Ведущий 1

Посмотрите, как задумчиво беседуют ангелы. Они без слов понимают друг друга и склоняются один к другому, словно березы при тихом ветре.

Скажите, ребята, что вы видите над правым ангелом?  ( Гора склоняется вместе с ним). Гора – символ святости.

Что изображено над средним? ( Над средним – зеленый дуб). Зеленый дуб – древо жизни.

А над левым? (Белокаменные палаты, словно бы повторяют его фигуру.) Палаты – символ божественной благодати. Таким образом, на иконе нам представлен Божий мир.

Ведущий2

 В день Вознесения не работали, так как опасались, что синь неба упадёт на поля: «Не паши, не сей, а то родятся одни васильки». До начала сенокоса можно было отдохнуть. К этому времени, накануне Троицы, были приурочены различные празднества.  Во многих местах нашей родины совершали обряд «крещение кукушки» означавший закрепление дружбы. Выполняли его девушки. Праздничным утром разодетые участницы «крестин» отправлялись в лес.

 

   Там средь зеленого приволья они искали траву «кукушкины слезки». Вырвав с корнем парное количество стебельков, девушки обвивали их лентами, а затем обряжали в припасенные наряды. Когда-то так одевали настоящую кукушку, ну, а поскольку добыть вещую птицу нелегко, все чаще приходилось утешаться кукушкиными слезками, травой.

Ведущий 1.

Когда ряженье заканчивалось, девушки наклоняли ветки берёз, свивали их в колыбельку, набрасывали туда платок, а на него клали свою «кукушку».Наступало время кумовства. Присутствующие разбивались на пары, становились над связанными ветками, приподнимали платок с «кукушкой», целовали её а затем друг дружку до трёх раз, каждый раз меняясь местами, обменивались платками или кольцами. При этом поддерживали общую хороводную песню:

 

Ученики (поют, водят хоровод)

Кумушка, голубушка 
Серая кукушечка; 
Давай с тобой, девица, 
Давай покумимся! 
Ты мне кумушка – 
Я тебе голубушка 

Кумушка, голубушка,

Горюшко размыкаем.

Будешь мне помощница

Ведущий2

Селения на этот небольшой отрезок времени буквально преображались: дома и улицы украшаются срезанными берёзками, ветками, цветами.

Ученик

Великая природы красота,

Сегодня всех к моленью призывает,

Берёзки, как проста их чистота,

Листвой шумят и вроде как вздыхают:

 

"Зайди сегодня в храм и помолись, 

На Троицу молитва трижды свята,

Видим ангелы слова уносят ввысь,

В день с Воскресения пятидесятый.

 

Ученик

Как в поле нынче солнечны лучи,

Ведь у природы праздник, обновление,

Охапку свежескошенной травы,

В храм захвати на предвечернее моление.

Вними берёзкам, день и вправду свят,

С природой нынче все вокруг едино,

На языке любом молитву вознеся

Святому Духу и Отцу, и Сыну.

Ведущий 1.

 На Троицу прихожане являются на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой.А народные гулянья начиналось после обеда. Молодёжные гулянья, игры, хороводы происходили в лесу, вокруг берёзки.

Хоровод

Во поле берёза стояла…

Во поле берёза стояла, 
Во поле кудрявая стояла. 
Люли, люли, стояла! 
Люли, люли, стояла!

Некому берёзу заломати, 
Некому кудряву заломати, 
Люли, люли, заломати! 
Люли, люли, заломати! 

Я пойду погуляю, 
Я пойду погуляю. 
Люли, люли, погуляю! 
Люли, люли, погуляю! 

Белую берёзу заломаю, 
Белую берёзу заломаю. 
Люли, люли, заломаю! 
Люли, люли, заломаю!

Ведущий 2

    На Троицу плели девушки  венки. Круг символ солнца, и венки, сплетенные в кольцо, должны были передать земле жар светила, а молодой. растущей зелени – тепло девичьей души.

Ученица загадывает загадки во время плетения веночков 
Загадки 
1
. Какую птицу крестили в день Троицы? (Кукушку)

2.Что значит накормить «березовой кашей»? (Похлестать веткой, наказать.)

3.Какие есть грибы, чье название связанно с березой? (Подберезовик.)

4.У березы есть «одежда», из которой делают замечательную посуду, настилают под тесовую кровлю, делают лыко для плетения корзин. Как она называется? (Береста.)

5.Живет в лесу юркий зверек, который называется … от корня слова «береза»? (Серая ящерица - берестовка, живет у гнилых пней.)

6.Как еще называют в народе веник и где он применяется? (Называют его голик, а применяется в бане для парной и в доме для подметания.)

Ведущий 1

 Вечером берёзку уносили в поле или к реке, снимали с неё украшения и там бросали. Сохранилось поверье: березка, брошенная в воду, предохранит от засухи, а брошенная в поле защитит от градобития и неурожая.

 

 

Много разных игр было на Руси. Но наиболее распространённая игра на Троицу «Ручеёк». Пары девушек поднимали руки вверх. Образуя арку. Под ней пробегала последняя пара, и становились вперёд, подняв руки.Так двигались девушки по дорогам к полям, как бы открывая ворота для будущего урожая, который потечёт в закрома нескончаемыми ручейками.

Проводится игра «Ручеёк»

Ведущий2

Существуют ещё традиции, связанные с этим великим праздником. В этот день умывали глаза водой из реки или колодца. Чтобы не болели; девушки спрашивали у кукушки, когда она кукует, долго ли еще им быть в доме отца – сколько раз прокукует кукушка, столько лет и ждать замужества; бросали в реку или колодец мелкую монетку — на счастье; мальчишки и девчонки в деревне пели и кричали заклички; «зелёные» колядки. Существовало поверье – растения на Троицу наделяются особой магической силой. Народ собирал в ночь лекарственные травы. А ещё девушки загадывали желание и «кумовались». А вечером шли девушки к реке, пускали по воде венки и по ним ворожили на будущую судьбу.

Ученик.

Ах, Троица, ах, Троица,
Зелёная пора!
Как дышится, как молится,
Как звонится с утра!

Лишь только солнце двинется
И заблестит росой,
Земля, как именинница,
Возрадует красой.

Ученик.


Лежит пучками полными
Во всех углах полынь
И голубыми волнами
Плывёт землёй теплынь.

И сердце очищается
Любовью ко всему,
И так легко прощается,
Когда идёшь к Нему.

Ведущий1

Поток солнечных лучей льётся в июне на землю, наполняет живительной силой растения. И как в венках, переплетались в народных обычаях зоркость наблюдений, заветы предков. христианских обрядов.

Ведущий2

 На этом наше мероприятие заканчивается. С праздником пресвятой Троицы!

Мы с вами выучили хоровод с песнями, провели обряды «завивания берёзы», «кумления». Надеюсь, вам было интересно узнать про наш древний праздник Святой Троицы. До новых встреч.

Вывод

I. Общие сведения

1. Название мероприятия: « Троица» 

2. Дата проведения, класс: май 2017г, 1-4 классы

3. Организатор мероприятия: классный руководитель  Корчагина Евгения Руслановна.

4. Состав группы обучающихся: 9 мальчиков, 7 девочек, фольклорный ансамбль школы «Комеш»

5. Вид деятельности: внеклассное занятие. Праздник «Троица» - является  частью системной работы, т.к. запланирован в воспитательном плане работы с обучающимися , в рамках внеурочной деятельности.


 

6. Цель проведения мероприятия: данного мероприятия: воспитание любви учащихся к родному краю, к его природе; формирование чувства ответственности за судьбу своей малой Родины. А так же систематизация и обобщение педагогического опыта в области проектирования внеклассного мероприятия по модулю «Основы религиозных культур народов России» курса ОРКС

7. Обоснование выбора данного вида и содержания деятельности: данное занятие соответствует основным направлениям воспитательной работы школы, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся.

 II. Анализ подготовки мероприятия

1.Инициатором организации данного мероприятия являлась классный руководитель класса Корчагина Е.Р, для проведения мероприятия был составлен сценарий с учетом возрастных особенностей   и целями воспитательной работы с учащимися. При подготовке к мероприятию учащиеся проявили активность, самостоятельность и инициативу. Все дети заучивали слова по тексту сценария, на репетициях рассказывали свои слова с выражением.

1.Содержание этапов подготовительной работы: мероприятие было запланировано на конец месяца май. Учитывая возрастные особенности учащихся, в мероприятие были включены конкурсы, посильные для восприятия, игры.  

2.Степень включенности детского коллектива в подготовку мероприятия: все 16 учащихся были включены в подготовку и проведение мероприятия.

 III. Анализ хода мероприятия

1. Работа  в целом прошла содержательно, интересно и организованно.

2.В ходе мероприятия учащиеся приобрели знания лексического значения слов «троица», «ангел». Мероприятие было направлено на формирование коммуникативных навыков, чувства товарищества, дружбы

3.Результативность проделанной работы заключается в том, что дети в ходе проведения мероприятия учили и узнавали народные традиции, учились вежливо общаться друг с другом. 4.Проведенное мероприятие оказало положительное влияние на коллектив детей.    Проведенное мероприятие будет способствовать сплочению коллектива учащихся, развитию коллективизма.

5.Классный руководитель в ходе проведения мероприятия акцентировала внимание учащихся на фольклорное богатство народа, на традиции и обряды

6.Взаимоотношения между детьми и классным руководителем добрые,  соответствуют воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.

 IV. Общая оценка воспитательного мероприятия

1.Классному руководителю в целом удалось достигнуть поставленных целей и задач.

2.Для данного возраста детей воспитательная ценность проведенной работы очень велика

V. Анализ деятельности воспитателя

1.Действия классного руководителя, которые  способствовали удачному проведению мероприятия: хорошо подготовлено оборудование, удачно подобран материал, сценарий соответствует возрастным особенностям детей.

2.Педагогические способности и умения, которые были проявлены в ходе воспитательной работы с учащимися: тактичность, доброжелательность, умение увлечь учащихся общим делом.

Подготовка и проведение мероприятия:


Основная работа по подготовке мероприятия проведена учителем :

разработан сценарий праздника;

разучены песни, стихи ;

подобрано музыкальное сопровождение праздника;

подготовлен реквизит для конкурсов;

продуман порядок проведения игр;

приготовлены подарки;

сделано оформление зала;

написано объявление;

явка родителей обеспечена классными руководителями.
На праздник пришли дети в полном составе с 1 по 4 класс, в том числе и дети из старших классов. Проведённое мероприятие было построено последовательно и логично, продумано место каждого конкурса в программе, правильно выбрано содержание конкурсов, что способствовало нарастанию интереса к игре  и эмоциональному подъему в течение всей игры

Приглашение на праздник родителей , их присутствие, участие в конкурсах и личный пример еще больше углубили воспитательное значение праздника: способствовали развитию у детей  гордости за себя и своих родителей, дисциплинированности, ответственности за результат.
Общий вывод:
Успех данного мероприятия отмечен классными руководителями и обусловлен:

основательной подготовительной работой;

присутствием родителей на празднике и их активное участие в нем;

поддержкой и помощью классными  руководителями;

 


 


 

Приложение

1. Классные часы. 3 класс. Г.П. Попова. – Волгоград. Учитель .2008.

2. Театрализованные мероприятия для начальной школы. М. С. Умнова. – М. : Глобус; Волгоград : Панорама.2008

3. Рябцев Ю.С.  “История русской культуры XI- XVIIвеков”  М. 1997 г.

4. Детская энциклопедия “История России ( от древних славян до Петра Великого ) т.5 М.

1995 г.

5. Детская энциклопедия “Религии мира” т.6, ч.1 и ч.2 М. “Аванта+” 1996 г.

6.Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий. Волгоград: Учитель, 2008. -181 с.

7.Давыдова М.М. 30 детских утренников для начальной школы. М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001.-208с.


 


 

Храм святителя Гурия Казанского


 


 


 

Украшением праздника стал детский фольклорный коллектив «Комеш» Ташкирменской ООШ.


 

Городище «Кала башы»( «Главная крепость»)


 

 


 


 


 

Заключение

Проблема духовно-нравственного развития школьников сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. 

Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. 

Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики»  не вызывало опасений со стороны родителей учащихся нашей школы. Они  понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. После проведения родительского собрания, на котором мы постарались раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей, родители положительно поддержали введение нового учебного курса. При заполнении заявлений на изучение одного из модулей курса выбор уже  был столь однозначным, что все родители обучающихся 100% изъявили желание, чтобы их ребенок изучал модуль «Основы религиозных культур народов России» . И для меня стало важно, чтобы занятия по ОРКСЭ носили не столько информационный характер, сколько воспитательный. А этого можно достичь только через ощущение сопричастности, когда развивается не столько интеллект, сколько сердце ребенка как сосредоточие нравственных переживаний. Необходимо учить детей давать нравственную оценку действиям окружающих и своим поступкам

Преподавание ОРКСЕ в нашей школе ведется по учебнику А.Н. Сахарова и К.А. Кочегарова    «Основы религиозных культур народов России»   (1 ч в неделю).На момент проведения этого мероприятия дети знакомы уже со многими темами.

Но, в качестве наиболее важного механизма, способствующего освоению содержания курса я все же использую внеурочную деятельность.

Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры.В школьной практике знакомство с фольклором обычно происходит эпизодически и осуществляется главным образом через разучивание песен.Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красе, морали, знакомится с обычаями, обрядами.Каждый, кто хочет знать прошлое, правильно понимать настоящее и будущее, должен знать фольклор - прекрасное средство массового воспитания. Значение его состоит в том, что, все его произведения пронизаны стремлением к добру, миру, вдохновенны высокими прогрессивными идеями.

От сердца к сердцу, от родителя к детям, из поколения в поколение, через целые столетия идут они по жизни живые с вечно живым народом и несут в себе образ своего творца.

Фольклорное богатство народа - это его духовное богатство. В нем отражены не только широта и щедрость русского характера, но и тайна его непобедимости.

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь подготовкой праздника, я в первую очередь ориентируюсь на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь – зрелищность, яркость и веселость. «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас что это действительно событие в детской жизни, и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как считаем мы свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. И наоборот, тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить эти праздники…» писал К.Д.Ушинский

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.