Конспект урока по курсу ОРКСЭ на тему «Священные сооружения» (4 класс)

7
0
Материал опубликован 22 October 2017

Модуль « Основы мировых религиозных культур»

Тема: Священные сооружения ( урок 13, (первое занятие))

Цель: Формирование понятия «священного сооружения» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.

Задачи:

-Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий.

-Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учащихся.

-Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы, работа в группах с источниками информации, работа с текстом.

Оборудование: ПК, мультимедиа, раздаточный материал.


 


 

Литература:

Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы : учеб. пособие для общеобразоват. Учреждений / [А. Л. Беглов, В. Е. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов]. – М. : Просвещение, 2010. – 80с.

http://mioo.seminfo.ru/course/view.php?id=2056

http://wiki.iteach.ru


 


 


 


 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Примечание

Орг. момент

   

Актуализация знаний

-Какие священные предметы разных религий вам известны?

- Существуют ли в разных религиях свои традиции?

- Назовите священные книги разных религий?  

- Как хранятся и передаются предания разных религий?  

 

Постановка учебной задачи

- Как вы думаете, если существуют священные книги, Хранители преданий религий, таинства в каждой из религий, то должны ли существовать священные сооружения?

 

Введение новых знаний

- Совместные ритуальные действия верующие выполняют в специальных сооружениях, я предлагаю посмотреть как же они выглядят и чем отличаются друг от друга .

- Посмотрите, какие они красивые и какие разные. Давайте попробуем предположить, догадаться к какой из религиозных культур – исламу, христианству, иудаизму, буддизму – они относятся и обоснуем наши ответы. (ответы-предположения детей, каждое предположение должно обосновываться). Сложная задача? Но мы с вами предполагали, а ведь нам нужно знать это точно.

- Как вы думаете, для чего нужны священные сооружения?

- Откройте учебник на странице 30. Прочитайте и скажите, верны ли наши были предположения.

Священные здания иудаизма

- Древние иудеи построили знаменитый Храм Единого Бога в Иерусалиме. Вокруг Храма, который для них был единственным, проходила вся их жизнь. Разрушение Храма завоевателями иудеи воспринимали как страшную трагедию. Но их совместные молитвы не прекращались. Еще раньше расселившись по разным странам, группы евреев использовали для совместных молитв и чтения Священного писания «дома собраний» - синагоги. Синагоги являются главными священными зданиями для иудеев и сегодня.

По правилам необходимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе.

Синагога имеет обычно прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения (это может быть балкон, боковой или задний придел). У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. В той части синагоги, которая соответствует местоположению Святилища в Храме, устанавливается большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом, называемым парохет. Такой шкаф называется синагогальным ковчегом (Арон Кодеш) и соответствует Ковчегу Завета в Храме, в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями. В шкафу находятся свитки Торы — самое священное достояние синагоги.

В центре синагоги находится возвышение, называемое бима или алмемар. С этого возвышения читается Тора, на нём установлен стол для свитка. Это напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.

Внутри синагоги часто располагается светильник – менора, в котором всегда должно быть семь фитилей.

Функции синагоги очень широки. Часто при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору.

- Скажите, как назывался храм, который построили древние иудеи?

(Храм Единого Бога в Иерусалиме)

- Что такое синагога?

(Синагоги являются главными священными зданиями для иудеев)

- Что для вас необычного и интересного показалось из рассказа о священных зданиях иудаизма?

(Ответы детей)

-Дети, кто из вас знает, как называются священные здания в Христианства?

Священные здания Христианства

- Для совершения богослужений и молитв первые христиане не строили специальных храмов, они собирались в обычных жилых домах. Другим местом совершения богослужений были места захоронения тех христиан, которые пострадали за веру. Позднее появились христианские храмы (церкви). Внешние формы этих храмов очень разнообразны, но тесть общие черты всех христианских храмов.

Храмы, по большей части, внутри делятся на три отделения. Первая от входа часть называется притвором. В древности здесь стояли оглашенные, т. е. готовящиеся принять крещение, и кающиеся. Вторая часть храма - средняя часть, занимает средину его и назначена для молитвы всех православных христиан, третье отделение храма - самое главное - это алтарь.

Алтарь означает небо, место особенного жилища Божия. Он же напоминает рай, в котором до греха жили первые люди. В алтарь могут входить, и то с великим благоговением, только лица, имеющие священный сан. Престол алтаря - это главная святыня храма. На нем совершается таинство причащения тела и крови Христовых; это место особого присутствия Божия и как бы седалище Божие, трон Царя славы. Алтарь отделяется от молитвенного храма иконостасом. На иконостас ставятся иконы - изображения Христа и святых. В христианских храмах также используются росписи стен, которые называются фресками.

Кровлю христианского храма в большинстве случаев венчает крест. К храму часто примыкает колокольня, на которой находятся колокола. Их звон созывает верующих на молитву.

В христианском храме принято сохранять тишину. Мужчины, входя в храм, должны снять головной убор. А женщины – покрывают голову. Во время богослужения его участники не поворачиваются спиной к алтарю.

- На сколько частей делятся храмы? (Храмы, по большей части, внутри делятся на три отделения. Первая от входа часть – притвор. Вторая часть храма - средняя часть, занимает средину его и назначена для молитвы всех православных христиан, третье отделение храма - алтарь)

-Как называется самая главная часть храма?

(Алтарь)

-Что такое алтарь? (Алтарь означает небо, место особенного жилища Божия, Престол алтаря - это главная святыня храма. На нем совершается таинство причащения тела и крови Христовых)

- Какие правила надо соблюдать при посещении христианского храма?

(В христианском храме принято сохранять тишину. Мужчины, входя в храм, должны снять головной убор. А женщины – покрывают голову. Во время богослужения его участники не поворачиваются спиной к алтарю)


 

(Выставка фотографий различных священных сооружений)

Физминутка

   

Закрепление

-Дети, у вас на партах есть карточки с таблицей, в которой представлены сравнительные характеристики православного храма и синагоги. Вам нужно заполнить пустые строки, для справки вы можете воспользоваться текстом учебника на страницах30-32.

-На доске даны группы слов, найдите лишнее в каждой группе и объясните, почему вы так думаете.

Парохет, менора, притвор.

(притвор, т.к. это первая от входа часть христианского храма)

Притвор, крест, алтарь.

(Крест, потому что притвор и алтарь – это части христианского храма)

Бима, менора, алмемар.

(Лишнее слово менора - светильник, в котором всегда должно быть семь фитилей. Бима и алмемар- это одно и тоже – возвышение в центре синагоги, с которого читается Тора, на нём установлен стол для свитка. Это напоминает помост, с которого в Храме читали Тору)

- О каких священных сооружениях религий мира вы узнали?

- Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики внешнего вида этих сооружений?

(красивые, величавые, великолепные, необычные,…)

- Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения, почему? (ответы детей)

- Как должны к ним относится люди? (беречь, охранять,…)

- Зачем нам необходимо беречь подобные архитектурные сооружения? (ответы детей)

- Правильно ребята, охрана и бережное отношение памятников культуры это долг каждого человека перед самим собой и перед потомками. А скажите, можем ли мы в одном городе увидеть священные сооружения разных мировых религий? (конечно, можем) А почему так бывает? (ответы)

Перед вами последнее задание. Продолжите фразу.

Приложение1

Приложение 2

Информация о домашнем задании

Прочитать в учебнике с. 30-31, ответить на вопросы.

 

Подведение итогов

- Для чего строят Священные сооружения?

- Какие Священные сооружения Иудаизма и Христианства вы теперь знаете?

- Что общего между синагогой и храмом?

- Какие правила существуют во всех храмах?

 

Приложение 1

Таблица для заполнения

Православный храм

Синагога

 

Арон Кодеш – Святая Святых

Иконостас и иконы

 
 

Каменная плита или бронзовая доска

для скрижалей

Подсвечники для свеч, паникадила

 
 

Молятся сидя, женщины отдельно от мужчин. Мужчины молятся с покрытой головой.

Красив снаружи и внутри

 

Итоговый вариант таблицы

Православный храм

Синагога

Алтарь – священное место

Арон Кодеш – Святая Святых

Иконостас и иконы

Вышитый занавес со стихами Торы

Распятие Христа

Каменная плита или бронзовая доска

для скрижалей

Подсвечники для свеч, паникадила

Минора

Молятся стоя, все вместе.

Женщины с покрытой головой, мужчины без головного убора.

Молятся сидя, женщины отдельно от мужчин. Мужчины молятся с покрытой головой.

Красив снаружи и внутри

Красива снаружи и внутри


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 2

Продолжи фразу

· сегодня я узнал…

· было интересно…

· было трудно…

· теперь я могу…

· я почувствовал, что…

· я приобрел…

· я научился…

· я смог…

· меня удивило…

· урок дал мне для жизни…

· мне захотелось…


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.