Методическая разработка внеклассного мероприятия «Спортивный квест по теме "Здоровая молодежь — здоровая нация"»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
1.1. Тематическое направление
1.2. Тема мероприятия
1.3. Актуальность и обоснование выбора темы
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в образовательной системе (связь с другими мероприятиями, преемственность)
1.5. Целевая аудитория (с указанием возраста/класса)
1.6. Цель
1.7. Задачи
1.8. Планируемые результаты
1.9. Форма проведения внеклассного мероприятия и обоснование ее выбора
1.10. Методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов
1.11. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
1.12. Материально-технические, информационные ресурсы
2. Основная часть
2.1. Описание подготовки внеклассного мероприятия
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (конспект мероприятия)
3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике
4. Использованная литература и интернет-источники.
Пояснительная записка
В данной методической разработке представлена методика проведения воспитательного мероприятия, направленного на формирование культуры здоровья.
Важной составляющей для всей нации всегда есть и будет фактор здоровьесбережения, улучшение состояния физического и духовно-нравственного здоровья и как следствие качественное повышение уровня жизни.
Ссылаясь на президентскую программу «Здоровье нации», методическая разработка определяет значимость воспитания молодежи в стремлении к общественно-полезной и созидательной деятельности, в развитии здравоохранения, физкультурно-спортивного движения, популяризации и распространении здорового образа жизни.
Тематическое направление
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья.
Тема воспитательного мероприятия
Тема: «Здоровая молодежь-здоровая нация»
Актуальность и обоснование выбора темы
Данная тема воспитательного мероприятия актуальна в настоящее время и носит актуализацию проблем показателей уровня здоровья подростков возраста 16-18 лет. Выбор темы обосновывается рядом неотложных государственных задач, решение которых направлено на укрепление национальной безопасности. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В методической разработке поддерживается идея развития спорта и здорового образа жизни среди подростков при помощи общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение Первых", «Российское движение школьников» - направление спорт. Студенты ГБПОУ РО «Батайский техникум информационных технологий и радиоэлектроники» активно принимают участие и вдохновляются новыми проектами, направленными на сохранение мотивации к спорту, здоровому образу жизни с учетом современных информационных и инновационных технологий.
Роль и место воспитательного мероприятия в образовательной системе (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Данное воспитательное мероприятие лежит в основе плана учебно-воспитательной работы образовательного учреждения и приурочена к Всероссийской акции «Будь здоров!», посвященного Всемирному дню здоровья 2023 г. В связи с этим был составлен тематический план проведения внеклассных мероприятий, бесед, игр, классных часов на тему «Здоровье».
Целевая аудитория (с указанием возраста/класса)
Студенты СПО 1-х курсов, в том числе студенты «группы риска», возраст 16-18 лет.
Цель:
воспитание осознанной потребности молодежи в здоровом образе жизни.
Задачи:
- содействовать воспитанию любви к своему здоровью у студентов;
- формировать ценностное отношения к здоровью и здоровому образу жизни у обучающихся профессионального образования;
- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- вызвать интерес и потребность самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях активного отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
1.8. Планируемые результаты
Личностные УУД:
- уважительно относится к своему здоровью;
- демонстрировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
- формировать положительную мотивацию и устойчивый учебно-познавательный интерес к физическому воспитанию;
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- определять способ решения проблемы;
- оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.
Познавательные УУД:
- учить обучающихся осуществлять правильный выбор,
- приобщать к здоровому образу жизни.
Коммуникативные УУД:
- отвечать на вопросы преподавателя,
- принимать участие в коллективном обсуждении;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения.
1.9. Форма проведения внеклассного мероприятия и обоснование ее выбора
Форма проведения: нетрадиционная – спортивный квест, групповая.
Такая форма работы позволяет:
- заинтересовать студентов;
- детально отработать материал;
- мотивировать на победу;
- работать в команде, видеть результат;
- дает возможность каждому участнику проявить себя в состязаниях, показать свои морально-волевые качества;
- применить полученные навыки в жизни.
Спортивный квест включает в себя три части — вводную, основную и заключительную.
Вводная часть включает построение, гимн России, поднятие флага, приветствие, распределение по командам, представление команд, объяснение правил и этапов, знакомство с жюри, разминку.
Основная часть занимает большую часть времени (до 3/4) и по своему содержанию представляет основную нагрузку на преподавателя и максимальную отдачу команд.
Заключительная часть — это подведение итогов - награждение, рефлексия того, что было на спортивном квесте, общий флешмоб-объединяющий все команды под музыкальное сопровождение. Для награждения вызываются все команды и вручаются дипломы и подарки. Абсолютно всем спортсменам вручаются памятные значки за волю к победе. Также в конце спортивного мероприятия участники обмениваются впечатлениями. Завершающим моментом, подводящим черту под мероприятие, должна стать памятная фотография.
Методы и приемы, используемые для достижения планируемых результатов
В воспитательном мероприятии используются методы обучения:
Словесный: беседа, объяснение;
Наглядный: демонстрация, просмотр, наблюдение;
Практический: практическая работа, коммуникативные игры.
Методы стимулирования поведения и деятельности
Методы контроля, самоконтроля и самооценки.
Приемы.
Диалогические приемы воспитания – безусловное принятие обучающегося, уважение его интересов,
Прием «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали ребята из разных групп.
Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.
Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть мнение большинства.
Прием «Истории про себя». Этот прием применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше информированы друг о друге и лучше поняли друг друга.
Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение
детей.
Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
В подготовке данного мероприятия необходимы следующие методические ресурсы: медали, значки, листы А4, раздаточный материал (фотографии спортивных упражнений).
К подготовке и проведению воспитательного мероприятия привлекались дополнительно студенты старших курсов, преподаватели.
Материально-технические, информационные ресурсы
Информационные ресурсы: здоровьесберегающие технологии, интернет-источники о здоровом образе жизни.
Материально-технические ресурсы: ноутбук, микрофон, музыкальные колонки, пьедестал, гимнастические коврики, гимнастические скакалки, штанга, функциональные амортизаторы, ограничители, гири.
2. Основная часть
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия
На этапе подготовки следует познакомить обучающихся с правилами работы в команде, создать атмосферу доверия, благоприятный психологический фон.
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (конспект мероприятия)
Сценарий воспитательного мероприятия
Спортивный квест: «Здоровая молодежь – здоровая нация»
Подготовительный этап
Формирование команд: участники, которые заранее подавали заявки на мероприятие, отмечаются у главного судьи. Главное – количество команд не должно превышать количество станций, об этом заранее нужно продумать организаторам. Количество человек в команде не более 8 человек.
Подготовить реквизиты: распределяются маршрутные листы по станциям, с их названиями и изображениями.
Подготовка судей на станциях. Это могут быть студенты старших курсов, педагогические сотрудники, получившие инструкцию вначале мероприятия.
Наградной фонд. Подготавливаются медали, кубки, сладкие призы и значки «За волю к победе»
Вводная часть
Преподаватель приветствует участников спортивного мероприятия. Звучит гимн России. Поднимается флаг.
Добрый день! Мы рады приветствовать вас. Сегодня мы проводим спортивный квест: «Здоровая молодежь – здоровая нация». Это мероприятие проводится в рамках Всероссийской акции «Будь здоров!», посвященного Всемирному дню здоровья 2023 г.
Этот день ежегодно проводится для того, чтобы люди могли понять, как много значит здоровье в их жизни.
Мы хотим, чтобы вы были здоровы и занимались спортом.
При прохождении игры на каждой станции вашу команду будут ожидать судьи с заданиями, соответствующими тематике станции. Путеводителем по стране вам будут служить маршрутные листы. В эти листы станционные распорядители будут вносить заработанные вами на станциях баллы. (Приложение 1).
Представление судей спортивного мероприятия.
Визитная карточка команд, выбирают капитанов команд.
Проводится разминка под музыкальное сопровождение студентом из старшего курса.
Капитаны команд подходят за конвертами с заданиями. В каждом конверте находится маршрутный лист и схема расположения станций.
Основная часть
Начало прохождения квеста:
На прохождение каждой станции дается определенное время (5-10 минут в зависимости от состава команд, места проведения и т.д.). Команды сообща выполняют практические задания. С начала прохождения квеста засекается время и выключается после прохождения последнего этапа, так же на каждом этапе команды получают баллы (очки) за правильное выполнение задания и количество выполненных заданий.
По окончанию прохождения этапа, команда проходит до следующего испытания выполняя заданные упражнения.
1. СТАНЦИЯ «Функциональная»
Судья:
Функциональные возможности организма очень важны для человека.
Какие вы знаете физические качества человека? Правильно – сила, быстрота, ловкость, выносливость, координация. Вот сейчас мы с вами это и проверим.
Задание: вам необходимо каждому взять инвентарь и проделать всей командой упражнения в течение 2 минут, не останавливаясь. Судья считает количество повторений у каждого участника за это время. Упражнения: становая тяга, отжимание от пола - руки на гирях, тяга функциональной петли руками от гимнастической стенки, прыжки на скакалке – 2 человека, тяга за головой с помощью фитнес резинок. Ну что готовы? (Приложение 3)
2. СТАНЦИЯ «Держи планку»
Судья: в любом упражнении необходимо держать мышцы брюшной полости. Вы знали, что накачать пресс можно, не качая пресс на коврике, а просто втянуть правильно живот, выстроить положение поясницы и тогда корпус включится на 100 процентов. Так что пробуйте!
Задание: все участники становятся в планку и выполняют стойку на локтевых суставах, кто дольше простоит, тот приносит максимальное количество баллов, 1 мин=60 баллов (Приложение 4)
3. СТАНЦИЯ «Аэробика»
Судья: Друзья! Можно выполнять аэробную нагрузку с помощью бега! А еще с помощью чего? Ваши варианты? Правильно конечно - аэробика.
Задание: выполняйте аэробные движения под музыку всей командой, 3 базовых шага под музыку, Важно – оценивается синхронность. Максимальное количество баллов – 10. (Приложение 5)
4. СТАНЦИЯ «Вопрос-ответ»
Судья: а многое ли вы знаете о здоровом образе жизни?
Давайте проверим! Ловите вопросы
Задание: участникам нужно ответить на вопросы. (Приложение 2).
5. СТАНЦИЯ «Прыжок в длину»
Судья: какой рекорд самого длинного прыжка? А давайте проверим ваш?
Задание: вам необходимо каждому прыгнуть в длину, а результаты всех участников сложить и получится общая длина на команду!
6. СТАНЦИЯ «Работа с гимнастической скамьей»
Судья: каким образом можно работать с гимнастической скамьей? Угадали! Правильно начинаем!
Задание: вам необходимо за одну минуту всей командой перевести через голову скамью, оценивается количество раз, выполненное всей командой! (Приложение 6)
Заключительная часть
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Все команды собираются на спортивной площадке. Жюри подводят итоги. Награждение команд. Праздничный флешмоб. (Приложение 6)
3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
В представленном сценарии отражена роль и значимость здорового образа жизни.
Адресуется преподавателям СПО, учителям старшей школы и педагогам дополнительного образования для организации и проведения воспитательных мероприятий.
Список литературы и интернет-источники
Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. Для учителя-М.:2021, с.138
Ильинич В. И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник/ В. И. Ильинич.-М.: Гардарики, 2020, 366 с
Теория и методика спорта / Под ред. Л. П. Матвеева. М., 2017
https://www.1urok.ru/categories/22/articles/52678
https://obrazovanie-gid.ru/uchitelyam/aktualnost-sportivnogo-prazdnika-v-shkole.html
https://infourok.ru/razrabotka-vospitatelnogo-meropriyatiya-sport-protiv-narkotikov-6160967.html
Приложение 1
Маршрутный лист
|
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
Название станции |
«Функциональная» |
«Держи планку» |
«Аэробика» |
«Вопрос-ответ» |
Прыжки в длину |
Работа с гимнастической скамьей |
Макс. балл |
Количество раз за 2 мин |
Кто дольше 1мин=60 баллов |
Синхронность – 10 баллов |
Количество правильных ответов |
Общая длина |
Количество подъемов за 1 минуту |
Общий балл по станциям |
|
|
|
|
|
|
Дополнит балл за темп |
|
|
|
|
|
|
Снятые баллы за дисципл. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
«Вопрос-ответ»
1. Что не купишь ни за какие деньги. (Здоровье)
2. Для нормального функционирования человеку необходимо в день 2,5 литров этого вещества. Что это? (Вода).
3.Как называется массовое заболевание людей. (Эпидемия)
4. Как называется одним словом - рациональное распределение времени. (Режим)
5. Тренировка организма холодом. (Закаливание)
6. Какая жидкость переносит в организме кислород. (Кровь)
7. Как называется наука о чистоте. (Гигиена)
8. Мельчайший организм, переносящий инфекцию. (Микроб)
9. Добровольное отравление никотином. (Курение)
10. Этот русский полководец в детстве был очень слабым ребёнком, но он прекрасно закалил себя. Лучшим способом закалки он считал русскую баню. Там он выдерживал ужасный жар на полке, после чего на него выливали 10 вёдер холодной воды. (Суворов).
Приложение 3
«Функциональная»
Приложение 4
«Планка»
Приложение 5
«Аэробика»
Приложение 6
«Работа с гимнастической скамьей»