Методическая разработка внеклассного мероприятия «Вокруг света за 60 минут»
ГБПОУ ВО «Воронежский государственный
промышленно-гуманитарный колледж»
кафедра экономики
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеклассного мероприятия
«ВОКРУГ СВЕТА ЗА 60 МИНУТ»
для студентов специальности
Составитель: Латышева Надежда Леонидовна
Разум растет у людей в соответствии с мира познаньем.
Эмпедокл
Цели мероприятия:
Образовательные:
получение новых знаний в области географии, этнографии, истории и культуры разных народов;
обучение самостоятельному поиску информации по теме в различных источниках и ее конспективному представлению;
обучение использованию информационных технологий в профессиональной деятельности;
расширение кругозора студентов.
Развивающие:
развитие профессиональной направленности интересов студентов;
развитие навыков публичного выступления;
развитие навыков работы в команде;
развитие сообразительности;
развитие навыков принятия оптимальных решений.
Воспитательные:
способствовать раскрытию творческих способностей студентов;
воспитание интереса к профессиям туристического обслуживания.
Задачи мероприятия:
ознакомление с достопримечательностями Европы и Азии;
разработка студентами двух туристических маршрутов по Европе и Азии;
подготовка докладов и компьютерных презентаций;
подготовка и оформление «Музея туриста»;
проверка знаний в форме викторины и других конкурсов.
Подготовительный этап:
-
Сбор материалов, работа над сценарием.
Отбор студентов и создание двух команд.
Разработка командами девиза, символики, костюмов.
Подготовка командами докладов и компьютерной презентации.
Подготовка командами «музея туриста».
Подготовка наглядного материала.
Выбор жюри.
Подготовка грамот и подарков за участие.
Оформление кабинета.
Оформление и оборудование:
ПК, проектор, экран;
музыкальное сопровождение;
эмблемы и плакаты команд, название конкурса;
макет корабля, воздушные шары;
«контурные карты» материков и цветные фрагменты этих карт;
карточки с баллами и бланки результатов конкурсов для жюри.
План проведения мероприятия.
Вступительное слово преподавателя.
Выступление студентов-ведущих.
Проведение 1 конкурса «Приветствие команд».
Команды приветствуют соперников, членов жюри, зрителей в зале.
Второй конкурс «Собери материки».
Условия конкурса: из имеющихся фрагментов карты необходимо собрать контуры континента в течение трех минут.
Третий конкурс «Домашнее задание».
Команды по очереди представляют свои туристические маршруты в сопровождении компьютерной презентации.
Четвертый конкурс «Вопросы соперникам».
Каждая из команд задает команде соперников вопросы по теме и содержанию своего доклада.
Пятый конкурс «Музей туриста».
Члены жюри проводят оценку туристических музеев, которые создали обе команды.
Шестой конкурс «Угадай страну».
Ведущий преподаватель предлагает каждой из команд, последовательно пользуясь подсказками, определить, о какой стране идет речь. Чем больше количество подсказок использует команда, тем меньше баллов она получит.
Седьмой конкурс «Викторина».
По очереди каждой команде задается вопрос. На его обсуждение дается 30 секунд.
Восьмой конкурс «Что ни шаг, то страна».
Конкурс капитанов: капитаны команд выстраиваются на стартовой линии и поочередно идут вперед, с каждым шагом произнося название страны.
Подведение итогов. Слово предоставляется жюри.
Вручение призов.
Заключительное слово преподавателя.
СЦЕНАРИЙ
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:
Добрый день, уважаемые гости!
Мы рады приветствовать вас на нашем конкурсе. Он называется «Вокруг света за 60 минут»
Сегодня наши студенты расскажут вам о мировых сокровищах и чудесах света, проведут вас самыми интересными туристскими маршрутами, которые проложены по всему земному шару. За ближайшие 60 минут вы сможете посетить все континенты и узнать много нового и интересного о странах и людях, об обычаях и культуре народов, о древних сокровищах и современных достижениях науки, техники, искусства.
Студенты группы ОС-261 представят вам разработанные ими туристские маршруты путешествий.
Вы сможете посетить музеи путешественников, собранные нашими студентами. Вашему вниманию представлены предметы, которые используются в любых путешествиях.
Обе команды представят вам домашние задания. Каждая из них проведет вас по своим заветным тропинкам и познакомит со многими достопримечательностями, которые будут встречаться на нашем пути.
Вам представится возможность по достоинству оценить их работу.
На нашей встрече мы проведем ряд конкурсов, которые будут оцениваться компетентным жюри.
Разрешите мне представить наше жюри, которое будет наблюдать за всем происходящим на сцене и выставлять командам баллы в зависимости от качества исполнения задания.
Членами нашего уважаемого жюри являются:
Томилина Татьяна Павловна
Строкова Инесса Николаевна
Лаврова Татьяна Валерьевна
Байбарак Лидия Филипповна
По общим итогам нашего конкурса мы выберем победителя.
Итак, начинаем наш конкурс!
1 ведущий. Добрый день, дамы и господа!
2 ведущий. Леди энд джентльмены!
1 ведущий. Синьоры и сеньориты!
2 ведущий. Мадам и месье!
1 ведущий. Судари и сударыни!
2 ведущий. Мы рады приветствовать вас на нашем корабле!
1 ведущий. Давайте познакомимся с командой нашего судна – это команда «Пираты».
появляется первая команда: «Пираты»
2 ведущий. Ой, смотрите, смотрите – к нам приближается неопознанный летающий объект!
1 ведущий. Нет, ты не прав, это же самый настоящий воздушный шар! Смотрите, что на нем написано? К нам на праздник прилетели гости с другого континента. Давайте с ними познакомимся! Это – команда «Путешественники».
Уважаемое жюри, послушайте внимательно приветствия команд.
1 конкурс – «Приветствие команд»
2 ведущий. Уважаемое жюри, оцените, пожалуйста, приветствие команд от 1 до 3 баллов. (Раздаются карточки с количеством баллов).
1 ведущий. Восемь дней тому назад о киль нашего корабля ударился вот этот предмет (показывает бутылку), внутри него оказалась записка, в содержании которой я до сих пор не могу разобраться. Интуиция мне подсказывает, что в ней заключается информация о «скрытых сокровищах», вот и карта здесь есть и указаны места, где очень много интересного. Я вспомнила, что у нас есть помощники, которые смогут помочь расшифровать это послание.
2 ведущий. Итак, уважаемые гости и участники нашего конкурса, пожалуйста, помогите нам: Вам необходимо будет из имеющихся фрагментов карты собрать контуры материков в течение 3-х минут.
2 конкурс – «Собери материки»
1 ведущий. Пока наши конкурсанты заняты делом, предлагаем вам послушать информацию из области «Это интересно»:
Знаете ли вы, что…
У малайцев крайне неприличным считается рукопожатие между мужчиной и женщиной.
У крестьян Смоленской губернии в некоторых случаях мыть руки перед едой имели право только мужчины.
Самое распространённое женское имя новогвинейского племени моту – «Барома», то есть «Свинья».
У чукчей и эскимосов самым тяжёлым оскорблением является выражение: «Ты неумёха!».
Серба нельзя оскорбить, обозвав ослом. В сербской народной традиции осёл – носитель ряда положительных качеств, зато «конь» - достаточно грубое ругательство.
У малайцев важнейшим символом власти является зонт.
У восточных славян понедельник, вторник и четверг считались мужскими днями, а среда и пятница – женскими. С этими днями были связаны запреты или предпочтения различных видов труда.
В мифологии чукчей, ненцев и эскимосов солнце сравнивали с рыбой.
У индейцев Калифорнии основным продуктом питания являлись жёлуди. По питательности они способны заменить сахар, растительное масло, жиры и яйца одновременно.
У мусульман профессия музыканта не пользуется уважением в обществе.
2 ведущий. Уважаемое жюри, оцените, пожалуйста, этот конкурс от 1 до 3 баллов. (Раздаются карточки с баллами).
1 ведущий. А сейчас как бы хотелось совершить путешествие по этим странам!
2 ведущий. А что, это идея! Давайте отправимся в путешествие туда. Я думаю, что наши участники помогут нам в этом.
1 ведущий. А как же зрители? Разве мы можем их оставить?
2 ведущий. Мы возьмем их с собой. Я думаю, они не будут против оказаться там, где пальмы, песок, море.… А, может быть: карнавал, веселье, песни и танцы…
1 ведущий. Ты уверен, что это можно осуществить?
2 ведущий. Вы сомневаетесь? Так стоит сосчитать до 10, и мы… с помощью наших путешественников можем попасть в любую страну, они проведут нас самыми замечательными маршрутами и покажут нам все самое интересное.
1 ведущий. Что-то не верится!
2 ведущий. Вы сомневаетесь? Так стоит попробовать. Итак, считаем до 10: раз, два, три.… Нет! Нет! Разве так считают? Начнем с начала! (считают зрители) Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.
1 ведущий. Уважаемое жюри, это – наш третий конкурс. В нем наши путешественники представят вашему вниманию свое домашнее задание и расскажут о достопримечательностях своего континента.
3 конкурс – «Домашнее задание»
2 ведущий. Итак, мы в Европе.
( первая команда студентов рассказывает и показывает слайды о европейских достопримечательностях).
….Спасибо большое за увлекательное путешествие.
1 ведущий. Уважаемые гости, наши «Путешественники» предлагают продолжить экскурсию на воздушном шаре и приглашают перелететь на нем в Азию. Сейчас мы познакомимся с наиболее интересными местами этого континента.
(выходит вторая команда и представляет достопримечательности Азии)
2 ведущий. Спасибо, друзья. Уважаемое жюри, оцените выполнение домашнего задания командами от 1 до 3 баллов (раздают карточки).
1 ведущий. Дорогие участники конкурса, теперь мы предлагаем вам задать друг другу вопросы по темам домашнего задания. Каждая из команд подготовила для соперников свои вопросы. Давайте их послушаем.
4 конкурс – «Вопросы соперникам»
2 ведущий. Итак, начнём (первая команда задаёт свои вопросы)
1 ведущий. Получите свои баллы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
2 ведущий. Предоставим слово другой команде (вторая команда задаёт свои вопросы)
1 ведущий. Получите свои баллы.
2 ведущий. А теперь, уважаемое жюри, ознакомьтесь с экспонатами туристских музеев, собранных членами каждой команды, оцените их старания от 1 до 3 баллов.
5 конкурс – «Музей туриста»
1 ведущий. Уважаемое жюри, оцените туристические музеи от 1 до 3 баллов. Получите свои баллы. (Раздают карточки)
2 ведущий. Итак, ребята познакомили нас с самыми интересными местами Евразии. И теперь, самое время проверить их знания о других частях света.
В следующем конкурсе мы познакомимся с разными уголками нашей планеты.
6 конкурс – «Угадай страну»
1 ведущий. Мы предлагаем, последовательно пользуясь подсказками, определить, о какой стране идет речь, если известно, что …- команда «Пираты», слушайте внимательно:
Последовательно пользуясь подсказками, определите, о какой стране идёт речь, если известно, что:
Это африканская страна, на территории которой в 1882 – 1936 гг. находились британские оккупационные войска (5 баллов)
Страна, важнейшая с/х. культура которой – хлопчатник (4 балла)
На северном побережье этой страны находится крупнейшая речная дельта (3 балла)
На территории этой страны существовала одна из древнейших цивилизаций (2 балла)
В этой стране водятся нильские крокодилы (1 балл)
2 ведущий. Команда «Путешественники», теперь слушайте вы:
Последовательно пользуясь подсказками, определите, о какой стране идёт речь, если известно, что:
В 1500 – 1822 гг. эта латиноамериканская страна была колонией Португалии (5 баллов)
По её территории протекает самая большая река планеты (4 балла)
Эта страна славится производством кофе (3 балла)
В этой стране самая знаменитая футбольная команда (2 балла)
Там много диких обезьян (1 балл)
2 ведущий. Итак, получите свои карточки.
1 ведущий. А сейчас другая картина:
Объявляем викторину!
2 ведущий. Следующим задание для наших участников будет викторина: мы будем задавать вопросы командам, на обсуждение дается 30 секунд, за каждый правильный ответ дается по 1-му баллу. Начинаем!
7 конкурс – «Викторина»
Для 1 команды:
Какие географические объекты в Греции дали названия спортивным состязаниям? (гора Олимп, Марафон- местечко в 42 км от Афин).
Какая страна является самой многонациональной? (Индия)
В какой стране находится географический центр Европы? (Украина).
В какой стране обезьяны купаются в горячих источниках? (Япония).
Самая северная страна Европы? (Норвегия).
Самая высокая гора в мире? (Эверест).
Какие моря соединяет Суэцкий канал? (Средиземное и Красное).
Какой остров всегда покрыт льдом? (Гренландия).
В какой стране находится вулкан Везувий? (Италия).
Родина компаса? (Китай).
В какой стране самое большое население? (Китай)
Для 2 команды:
Можете ли вы назвать 4 цветных моря? (моря: Черное, Белое, Красное, Желтое)
Кто из великих мореплавателей был убит аборигенами на Гавайских островах? (Кук)
Кто открыл Америку до Колумба? ( Викинги).
Самая большая пустыня в Африке? (Сахара).
Какой канал соединяет Тихий и Атлантический океаны? (Панамский).
Самое маленькое государство в мире? (Ватикан)
Самая высокая горная система Европы? (Альпы).
Самое глубокое озеро в Азии? (Байкал).
Лист какого дерева изображен на флаге Канады? (Клен).
Какое море не имеет берегов? (Саргассово)
Где живут Йоги? (Индия)
1 ведущий. Итак, получите свои карточки.
2 ведущий. А теперь состязания капитанов команд. Он у нас под кодовым названием « Что ни шаг, то страна».
1 ведущий. Коль собрался ты идти,
Будь внимателен в пути
Назовите-ка друзья,
Вам известных стран названия!
2 ведущий. Капитаны выстраиваются на стартовой линии и поочередно идут вперед, с каждым шагом произнося название страны. Побеждает тот, кто сделает больше шагов. Победившей стороне присваивается 1 балл.
8 конкурс – «Что ни шаг, то страна»
1 ведущий. Я считаю, что наши капитаны замечательно справились с этим заданием. Поблагодарим их, а уважаемое жюри оценит этот конкурс. Получите ваши карточки, пожалуйста.
1 ведущий. А тебе не кажется, что мы с тобой задержались в нашем экзотическом путешествии? Что бы там ни говорили, дома все же лучше.
2 ведущий. Да, я уже успел по мамочке соскучиться! Давай вернемся домой!
1 ведущий. А как мы сможем это сделать?
2 ведущий. Так же как и в начале, будем считать. Только задом наперед. Приготовились….10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1… (считают зрители)
1 ведущий. Вот и подошло к концу наше романтическое путешествие. Слово предоставляется жюри.
Слово жюри
2 ведущий. А вы знаете, друзья, это еще не конец, вас ждет сюрприз!
Теперь вы получите свой приз!
Благодарим вас за участие в нашем конкурсе.
Награждение участников
1 ведущий. Вот момент настал прощанья,
Будет краткой наша речь,
2 ведущий. Говорим вам «До свиданья»,
«До счастливых новых встреч»
1 ведущий и 2 ведущий вместе:
Говорим вам «До свиданья»,
« До счастливых новых встреч»!
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.
Дорогие друзья, уважаемое жюри. На этом наш конкурс закончен. Мы были очень рады видеть вас с нами.
Мы определили победителей, и вместе с тем хочется отметить, что все члены обеих команд работали очень хорошо, слаженно и дружно, творчески подходили к решению задач и достижению целей.
Спасибо большое вам, уважаемые члены жюри и участники конкурса за внимание!
Мы будем рады видеть вас на наших будущих конкурсах.
Приложение 1
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЕВРОПЫ
Стоунхендж (Англия).
Стоунхендж называют восьмым чудом света. Он был возведён на рубеже каменного и бронзового веков. Явственно прослеживаются несколько этапов строительства Стоунхенджа, причём некоторые отделены друг от друга тысячелетиями. Стоунхендж настолько стар, что уже в античную эпоху его истинная история была забыта. Он состоит из четырёх больших каменных кругов. Каждый столб весит в среднем 25 тонн, а лежащие на столбах каменные плиты – 700 кг. Учёные установили, что эти каменные глыбы доставлены сюда с расстояния в 380 км. Всякий, кто попадает в Стоунхендж, задумывается над тем, каково его предназначение. Есть мнение, что это – астрономическая обсерватория древних людей. Согласно другому мнению, это – воплощённая в камне модель вселенной. А совсем недавно под следами современной цивилизации обнаружены ещё более древние сооружения.
2. Замок «Новый лебединый камень» (Германия).
«Новый лебединый камень» - это сбывшаяся наяву фантазия, замок-сказка. Он расположен среди заснеженных вершин баварских Альп. Это одно из самых необычных зданий, когда-либо возведённых человеком. До сих пор замок вызывает споры: одни называют его чудом и сказочным дворцом, другие – уродцем и прихотью безумца. Самого хозяина замка, баварского короля Людвига II некоторые считали чудаком, другие – сумасшедшим, но подданные называли его своим сказочным королём. Узкие витые башни. Широкие парадные лестницы. Искусственный сталактитовый грот. Покои в готическом, мавританском и барочном стилях. Певческий зал для постановок опер Вагнера. Зимний сад с изящным мраморным фонтаном. Великолепный тронный зал просто ослепляет своим величием. Шёлк, золото, слоновая кость, драгоценные камни. И на всём изображён символический лебедь. «Королевский очаг искусств» - замок, где никогда не гремело оружие и не совершались кровавые злодеяния.
3. Кельнский собор (Германия).
В 13 веке Кельн был одним из самых богатых и могущественных городов тогдашней Германии, и его гражданам хотелось, по примеру Франции, иметь свой кафедральный собор, масштабы которого должны были затмить все остальные храмы. В 1248 году архиепископ Кельна заложил первый камень в основание Кельнского собора. С этого момента началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Оно продолжалось с большими перерывами в течение нескольких столетий. И только в октябре 1880 года состоялось празднество в связи с завершением строительства. Однако, и после этого продолжалась отделка дворца. Сами немцы называют свой знаменитый собор огромным Домом, что, собственно, и означает «собор». И ещё они считают, что в Кельн нужно идти только пешком.
4. Собор Парижской Богоматери (Франция).
Натр-Дам де Пари (Собор Парижской Богоматери) – архитектурный шедевр весёлого города Парижа, представляющий собой великолепный образец раннего готического стиля. Остров Ситэ, на котором он расположен, - древнейшая часть французской столицы. Первое селение на острове посреди Сены возникло ещё во времена римского владычества. Это была неприметная рыбацкая деревушка. Первая церковь, стоящая на месте собора, относилась к IV веку и была возведена на развалинах древнего храма Юпитера. Позже на этом месте стали строить христианские церкви. В 1163 году королём Людовиком VII был заложен нынешний собор. Его строительство длилось более 100 лет. В средневековом городе собор являлся центром жизни. Здесь укрывались от опасности жители окрестных деревень, профессора читали студентам лекции, вокруг возникали торговые ряды. Сейчас остров Ситэ застроен современными высотными зданиями, среди которых огромный старый собор совсем потерялся. Однако, парижане его всё равно любят, ведь он давно уже стал историей Франции. Кстати, именно здесь короновали когда-то Наполеона.
5. Версаль (Франция).
Версаль, селение в 24 километрах от Парижа, был выбран королём Людовиком XIII для строительства скромного охотничьего замка. Король желал предаваться здесь своей излюбленной страсти – охоте. Его сын Людовик XIV обожал роскошь, но довольно неожиданно предпочёл всем дворцам и замкам охотничий домик в Версале. Разумеется, он сразу же начал строить там новый дворец, однако, не уничтожил и скромный замок отца. Архитектор Версаля, Луи Лево до самой смерти создавал и обустраивал новый Версаль. Фасад дворца протянулся более, чем на полкилометра. Парк украшен фонтанами, павильонами и декоративной скульптурой. Любимыми забавами короля стали зверинец и оранжереи. Дни рождения короля, балы и приёмы проходили в огромной зеркальной галерее. Её высокие окна выходили в парк, и поставленные в нишах напротив них огромные зеркала, отражая небо, пруды и парковый простор, создавали сказочную иллюзию безграничного, наполненного светом и воздухом пространства. Теперь Версаль – национальный музей, достояние и гордость всего французского народа.
6. Термы Каракаллы (Италия).
Термы Каракаллы при-надлежат к числу самых знаменитых римских развалин. Их построили в начале третьего века нашей эры. Римляне очень любили ходить в баню. В городе было 5 крупных и 800 мелких терм (общественных бань), в разное время построенных римскими императорами для простого народа. В термах не только мылись. Там встречались с друзьями, вели деловые переговоры, отдыхали. Это были своеобразные клубы Рима, любимые, почитаемые гражданами. Этими банями пользовались бесплатно. Кроме бассейнов с горячей и холодной водой, комнат для отдыха, где, как в музее, были выставлены произведения искусства разных стран, здесь также находились библиотека и стадион. В наше время от всего этого великолепия остались заросшие травой и кустарниками руины, впрочем, довольно величественные и привлекающие интерес туристов.
7. Пизанская башня (Италия).
Мало кто знает, что Пизе – родному городу Галилео Галилея – вообще не везёт на башни. Кроме известной на весь мир падающей колокольни, здесь имеются ещё целых три покривившихся башни. Но мы расскажем только о знаменитой. Целых два столетия понадобилось для того, чтобы достроить её окончательно. По лёгкому изгибу можно догадаться, что архитекторы, начавшие работы в 1173 году, пытались исправить неровности почвы ещё во время строительства. Сегодня отклонение башни от вертикали равно уже 4,5 метрам. В 1990 году её закрыли для посещений. Хорошо, что Галилео Галилей успел использовать преимущества накренившейся постройки: он бросал с вершины башни предметы различного веса и на основании этого открыл закон свободного падения, опровергнув теорию Аристотеля. В 60-е годы Италия обратилась к учёным всего мира за помощью и объявила всемирный конкурс идей по спасению своего «пизанского чуда». Предложения и проекты стали поступать со всех концов света. А один конкурсант, не обделённый чувством юмора, предложил построить рядом с колокольней гигантскую статую её первого строителя, чтобы железобетонный архитектор головой, руками и коленом поддерживал своё творение. Уже подсчитано, что если ничего не предпринять, то башня в ближайшие 50 лет непременно упадёт.
8. Альгамбра (Испания).
В 71 году Гранаду завоевали арабы, основавшие в Южной Испании 30 малых феодальных государств. В XIV веке в период правления султанов Юсуфа I и Мохаммеда V завершилось оформление выдающегося архитектурного ансамбля в Гранаде – Альгамбры. Он считается высшим достижением мавританского искусства. Легенда рассказывает, будто разгневанный Аллах заставил мавров покинуть их Альгамбру: ведь они осмелились создать здесь подобие рая. Однако, подлинной причиной их бегства были политические события. Говорят, на последнем горном перевале, откуда ещё видна Альгамбра, последний правитель прощался с утерянным раем. Это место в горах до сих пор называют «Плачем мавра».
9.Афинский Акрополь (Греция).
Слово «Акрополь» означает «город на вершине». Акрополь был в Элладе тем же, чем и Кремль в Древней Руси: господствующей над городом и окрестностями твердыней, которая заключала в своих стенах храмы и общественные учреждения и служила убежищем для населения во время войны. Созданный во второй половине V века до нашей эры при знаменитом афинском правителе Перикле, в пору расцвета древнегреческого искусства, Акрополь стал самым замечательным архитектурным ансамблем классической эпохи. Греческие архитекторы прекрасно умели выбирать места для своих построек: храмы Древней Греции возводились там, где им было приготовлено место словно бы самой природой. И вместе с тем спокойные строгие формы, гармоничные пропорции и светлый мрамор колонн как бы противопоставляли древнегреческий храм природе, утверждая превосходство творения человеческих рук над окружающим миром. Перикл говорил: «Мы любим мудрость без изнеженности и красоту без прихотливости». Акрополь и был воплощением этой эстетической формулы. Даже сейчас, в своём полуразрушенном виде, он производит неизгладимое впечатление. Это лучезарное воплощение человеческих воли и разума, утверждающих стройный порядок в хаосе природы.
10. Критский Лабиринт (Греция).
Всем известен миф о царе Миносе, чудовище Минотавре и храбром Тесее. Долгое время Лабиринт считался вымыслом. Сегодня мы знаем о нём благодаря английскому археологу Эвансу. Во время прогулки по городу Гераклиону его внимание привлёк холм Кефал. И Артур Эванс начал раскопки. Он вёл их почти 30 лет и раскопал не город, а дворец, но равный по площади целому городу – Кносский Лабиринт. Вместе с Лабиринтом учёный открыл великую древнюю культуру. После кропотливой реконструкции археологи восстановили общий облик архитектурного ансамбля. Во дворце обнаружили сотни залов и комнат, множество переходов, лестниц, мастерских, системы канализации и вентиляции. Стены дворца покрыты многочисленными фресками, которые хорошо сохранились. На них постоянно встречается изображение быка. Жители Крита оставили после себя и письменные памятники.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ АЗИИ
1. Мечеть Скалы в Иерусалиме (Израиль).
Мечеть «Купол Скалы» является самой древней в мире из сохранившихся мусульманских построек. Мечеть, воздвигнутая над скалой, является как бы куполом, прикрывающим это священное место. Скала, на которой расположена мечеть, издревле почиталась многими как центр мира. В начале первого тысячелетия до н. э. царь Давид построил на этой скале Алтарь. Позже царь Соломон воздвиг на этом месте огромный храм, в котором хранился Ковчег Завета. Ещё и сегодня можно увидеть часть каменного основания, на котором стоял этот храм. В VII веке арабский завоеватель Иерусалима Омар-ибн-Хатиб восстановил скалу в прежнем виде и построил рядом мечеть. Позже её объявили местом паломничества мусульман. Сегодня Мечеть Скалы является третьей по значимости святыней ислама и самым величественным архитектурным памятником Ближнего Востока.
2. Мечеть Омейядов в Дамаске (Сирия).
В тот год, когда был основан Рим, первым письменным свидетельствам о Дамаске было уже более тысячи лет. Андалусский мавр Ибн Джабаяр записал в своём путевом дневнике в 1184 году: «Клянусь Аллахом, правы были те, кто говорил: если есть на земле рай, то это, несомненно, Дамаск; а если рай только на небе, то Дамаск – его земное подобие.» Легенда и действительность очень тесно переплетены в Дамаске, центре мировой империи Омейядов. Никакие войны и эпидемии не смогли переменить облик и характер этого города. В VIII веке Аль-Валид I , правитель из династии Омейядов повелел начать строительство Большой мечети, чтобы своим великолепием она затмила все другие постройки в арабском мире. Этот храм дошёл до наших дней как совершенный образец раннеарабской многоколонной мечети.
3. Пещерные церкви Каппадокии (Турция).
Каппадокия – это древнее название местности в средней Анатолии. Тысячи лет назад активность вулканов оставила здесь отложение из пепла и лавы. Ветры и непогоды снесли верхний слой земли. Эрозия почвы создала в лабиринте коньонов своеобразный пейзаж: на десятки километров тянется «лес», состоящий из 50-метровых разноцветных каменных столбов, шпилей, грибов, башен. Эта глухая негостеприимная местность густо заселена. В ней расположены турецкие деревушки, а люди и поныне взбираются по узким лестницам в покинутые помещения, где хранят зерно и другие запасы. Но кто, когда и зачем сотворил это чудо, местные жители не знают. Отшельники и монахи стекались сюда со всей Римской империи. К IV веку здесь образовались первые монастыри. К концу I тысячелетия в пещерах обитало до 30.000 гонимых христиан. На юге Каппадокии можно увидеть целые подземные города, построенные греками-христианами. Некоторые из них уходят вглубь земли на 40-50 этажей.
4. Обсерватория Улугбека (Узбекистан).
На гравюрах эпохи Возрождения его изображали по правую руку от аллегорической фигуры Науки, среди величайших учёных мира. Точность его звёздных таблиц настолько поразительна, что многие учёные сомневались в их подлинности. Когда в начале XX века русский археолог Вяткин пытался найти остатки этой обсерватории, никто в Самарканде не мог указать, где она находилась. И всё же археологу удалось найти её остатки. На холме, видном из любого места Самарканда, возвышалось круглое здание. Формально в нём было 3 этажа, но в действительности высота соответствовала 10-этажному дому. На крыше обсерватории размещались приборы, а в центре её стоял главный инструмент – квадрант. Радиус его дуги превышал 40 метров. Над землёй возвышалась только часть инструмента. Он позволял производить расчёты с величайшей точностью. В здании располагалась также богатая библиотека. В ней трудились лучшие умы того времени.
5. Храм на каменных слонах (Индия).
Невероятные усилия, вложенные в сооружение этого храма, уже в древние времена осознавались как некое чудо. В каменных тайниках обнаружена медная пластина, на которой были выгравированы слова: «О, как я мог сделать подобное без волшебства?». Однако, как предполагают учёные, процесс этот имел давние разработанные традиции. Храм был создан прямо в скале. Вырубание его начиналось сверху. Здание под руками зодчих рождалось постепенно, словно освобождаясь от каменной шелухи. Колодец, в котором стоит храм, почти 100 метров в длину и 50 метров в ширину. Поверхность его стен настолько густо покрыта рельефными композициями, что гладкую, ничем не заполненную поверхность просто нельзя обнаружить. Нижняя часть храма опоясана трёхметровыми фигурами слонов и львов, как бы принявших на себя всю тяжесть здания.
6. Храм Тадж-Махал (Индия).
В 1629 году, родив на свет 14-го ребёнка, супруга индийского Могола умерла. Султан Шах-Джахан потерял не только любимую жену, но и мудрую политическую советницу. Безутешный Великий Могол установил ей надгробный памятник, «равного которому свет никогда ещё не видел». Для осуществления «тоски, воплощённой в камне», были призваны искуснейшие мастера и около 20.000 рабочих. Художники не только создали надписи, цветочные полурельефы, разноцветные рисунки и орнаменты, но и украсили стены инкрустациями, для которых использовалось до 60 видов полудрагоценных камней. Они подобраны и уложены настолько ровно и точно, что невооружённым глазом никак нельзя обнаружить швы. Благодаря своему расположению Тадж-Махал в разное время суток представляется посетителям совершенно иным. Особенно благоприятно время после полудня и в полнолуние. Выстроенные стройными рядами, 22 купола символизируют число лет, понадобившихся для завершения этого шедевра искусства.
7. Шведагон (Бирма).
Бирму часто называют страной золотых пагод, хотя золочёные пагоды насчитываются там единицами, Но Шведагон – всех выше, всех величественнее, всех заметнее. Он стал символом не только города, но и всего государства. История Шведагона – это история самой Бирмы, но никто не знает, сколько ему лет, когда и кем он был построен, хотя легенд на этот счёт существует великое множество. Пагоды Бирмы не имеют внутренних помещений. Только в глубине каждой пагоды расположена небольшая камера, в которой замурованы святыни. Все церемонии, празднества, богослужения происходят на окружающей её платформе. Пагода Шведагон достигает высоты 100 с лишним метров над уровнем платформы. В бирманском фольклоре она получила название золотой ступы, так как напоминает гигантский колокол, увенчанный зонтом-короной. Высокопробного золота тут несколько тонн, а шпиль пагоды усыпан множеством драгоценных камней.
8. Великая Китайская стена (Китай).
Древнее китайское присловье говорит: «Только тот побывал в Китае, кто поднялся на Великую Китайскую стену». Оно стало девизом для миллионов туристов, ежегодно посещающих страну. О том, сколь величественно это древнее сооружение говорит и тот факт, что даже с орбиты космического корабля Великую Китайскую стену можно увидеть невооружённым глазом. Это самое большое оборонительное сооружение на Земле строилось 10 лет. Сотни тысяч людей были согнаны на работу и нашли здесь свою гибель. Недаром Великую Китайскую стену называют самым длинным кладбищем в мире. Стеной слёз. Но китайская поговорка гласит: «Гибель одного поколения в прошлом спасает многие поколения в будущем».
9. Запретный город (Китай).
Одна из архитектурных особенностей Пекина – геометричность его планировки. Стены делят Пекин на 4 части: Внешний, Внут-ренний, Императорский и Запретный город. Запретный город возник в XIII веке. С XV века он стал постоянной резиденцией императоров. Запретный город окружён стеной пурпурного цвета. Считалось, что такой цвет имеет Полярная звезда, являвшаяся по представлениям древних китайцев, Центром Вселенной. Простому люду к Запретному городу запрещалось даже приближаться. Через Полуденные ворота путь ведёт к императорскому дворцу. 9.999 его покоев заняли площадь 720.000 квадратных метров. Основной мотив декора внутреннего пространства – это изображения дракона, символа императорской власти. На небольшой территории императорского парка архитекторы смогли создать ощущение значительного пространства, включив в него разномасштабные здания, прихотливые пейзажные композиции. Всё устроено так, что радует глаз и даёт отдых душе и телу.
10. Мост Сэто-Охаси (Япония).
Этот гигантский 12-километровый мост вознёсся над беспокойными волнами Сэто (Внутреннего Японского моря). Он соединяет самые крупные японские острова. По нему проходят и автострада, и железная дорога. Сэто-Охаси очень внушителен: расстояние между опорами моста – более километра, а высота пролёта – 194 метра. Останкинская башня под ним, конечно, не пройдёт, а вот пирамида Хеопса – вполне. Ещё и для пирамиды Хефрена место останется! Эта циклопическая высота опор моста связана с тем, что во время приливов уровень воды в Сэто сильно поднимается. Мост же построен так, чтобы и в пору прилива он не был помехой для океанских судов и танкеров, которые вынуждены проплывать под ним.
Приложение 2
Вопросы по Европе
1) Для чего был построен Версальский замок? (для отдыха во время охоты).
2) Сколько весит каменный столб из Стоунхенджа? (25 тонн).
3) Где расположен замок Новый лебединый камень? ( Бавария, в Альпах).
4) В каком соборе короновали Наполеона? (в соборе Парижской Богоматери).
5) Сколько падающих башен в Пизе? (4).
6) Сколько общественных бань было в Древнем Риме? (5 крупных и 800 мелких).
7) Что означает слово «Акрополь»? («город на вершине»).
8) Как звали юношу, победившего Минотавра? (Тесей).
9) Какие функции выполняли в Древнем Риме бани? (место деловых встреч, отдыха и общения горожан).
Вопросы по Азии
1) В чью честь построен Тадж-Махал? (жены индийского императора)
2) Что хранилось в храме, построенном царём Соломоном? (Ковчег Завета)
3) Какой город называли «древним земным раем»? (Дамаск)
4) Кто селился в пещерах Каппадокии? (гонимые христиане)
5) В каком городе находилась обсерватория Улугбека? (Самарканд)
6) На скульптурах каких животных покоится храм, вырубленный в скале? (на слонах)
7) Какое сооружение стало символом Бирмы? (Шведагон)
8) Назовите самое большое оборонительное сооружение на земле. (Великая Китайская стена)
9) Сколько комнат было в Китайском императорском дворце? (9999).
Приложение 3.
Название конкурсов |
Критерии оценки |
Команды |
|
«Пираты» |
«Путешест-венники» |
||
1 конкурс «Приветствие команд» |
От 1 до 3 баллов |
||
2 конкурс «Собери материки» |
От 1 до 3 баллов |
||
3 конкурс «Домашнее задание» |
От 1 до 3 баллов |
||
4 конкурс «Вопросы соперникам» |
За каждый верный ответ присваивается 1 балл |
||
5 конкурс «Музей туриста» |
От 1 до 3 баллов |
||
6 конкурс «Угадай страну» |
От 1 до 5 баллов в зависимости от числа подсказок |
||
7 конкурс «Викторина» |
За каждый верный ответ присваивается 1 балл |
||
8 конкурс «Что ни шаг, то страна» |
Победившей команде присваивается 1 балл |
Радченкова Тамара Ивановна
Радченкова Тамара Ивановна
Радченкова Тамара Ивановна
Латышева Надежда Леонидовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Латышева Надежда Леонидовна