Методическая разработка внеурочного занятия в форме квест-игры «Поселок любимый, поселок родной!»

3
0
Материал опубликован 25 August 2020

Карманова Лариса Сергеевна

Учитель географии высшей квалификационной категории

МБОУ Андреевская СОШ

П. Андреевка, Солнечногорского района Московской области

Методическая разработка квест-игры «Поселок любимый, поселок родной!».

Тезисы

Методическая разработка занятия для внеурочной деятельности по краеведению для учащихся 5-6 классов в форме квест–игры. Это путешествие по станциям. Цель путешествия: найти сундучок с посланием из прошлого. Основной замысел - систематизация знаний об истории родного края. Занятие способствует формированию коммуникативно–познавательной и творческой деятельности у учащихся. Применяются разнообразные формы и методы работы. Представленный материал можно использовать при проведении занятий по краеведению в родном крае.

Цель игры:

воспитание чувства национальной гордости и любви к Родине, к родному краю.

Задачи:

- прививать любовь к «малой» родине – родному городу, его природе;

- воспитывать уважительное отношение к жителям родного края;

- показать, как история родного края неразрывно связана с Россией.

Оборудование: сундучок с леденцами, письмо из прошлого, маршрутные листы, конкурсные задания, фотографии с изображением поселка и известных людей, костюмы героев игры, таблички с названием станций, компьютер и музыкальное сопровождение для забав и исполнения песни, барабан, разделенный на сектора и конверты с заданиями для каждого сектора.

Порядок проведения игры:

предварительный этап;

организационный этап;

краеведческая квест-игра;

подведение итогов, награждение.

Предварительный этап:

формируем команды по 5 человек;

выбираем капитанов каждой команды;

каждая команда разрабатывает свою символику (девиз, название команды, эмблема);

выбор ответственных на станциях, их подготовка;

разработка заданий для станций;

определение аудитории (где будут находиться станции).

Сценарий проведения краеведческой игры–квест «Поселок любимый, поселок родной!»

1. Организационный этап игры.

Ведущий: Ребята, сегодня придя в школу, на столе я обнаружила письмо, адресованное ученикам нашей школы от таинственного незнакомца. Давайте прочитаем письмо, послушайте, что же в нем написано.

Мальчишки и девчонки!

Я таинственный незнакомец

Хочу вам подарить,

Старинный сундучок.

Сейчас вы удивитесь,

И удивленно спросите!

А где же сундучок?

Найти его вы сможете,

Пройдя пять испытаний

Играя в квест – игру.

Ведущий: Ребята, я думаю, что мы попробуем пройти все испытания. Найти сундучок таинственного незнакомца сможет только лучшая команда знатоков родного края.

Ведущий: Начать игру мы сможем только тогда, когда каждая команда представится и получит от жюри маршрутный лист следования по станциям. (Представление команд)

Ведущий: Сейчас, внимательно послушайте правила игры. У каждой команды есть маршрутный лист со схемой передвижения по станциям.

Командам на выполнение задания на каждой станции отводится 5 минут. Участники игры не могут покидать станцию, пока не прозвучит условный сигнал. Если команда справилась с заданием досрочно, то участники находятся в аудитории до момента истечения времени. Если команда не закончила выполнение задания за отведенный промежуток времени, то работа прекращается и определяется количество заработанных баллов в соответствии с объёмом выполненной работы.

Сигналом к началу и окончанию служит звонок школьного колокольчика.

Сигнал к началу даётся после того, как все команды благополучно добрались до своей «станции».

Ведущий: Ребята, ваша победа зависит от слаженных действий всех участников команды. Вы получили маршрутные листы, маршрут каждой команде понятен? К испытаниям готовы? В добрый путь! (Участники игры отправляются по указанному маршруту в маршрутном листе).

Таблица проведения квест - игры

п.п

Название станции

Задание

Необходимые материалы

Критерии оценки

1.

«Страницы истории»

Вопросы викторины (смотреть приложение 1).

Вопросы викторины с правильными ответами для ведущего на станции.

Количество баллов, заработанное командой, соответствует количеству правильных ответов.

2.

«Природа и животный мир родного края»

Отгадать загадки о растениях, грибах и животных родного края (смотреть приложение 2).

Кукла Петрушка, ширма, бланк с загадками для ведущего на станции.

Количество баллов, заработанное командой, соответствует количеству правильных ответов.

3.

«Предметы старины далёкой»

Игра «Узнай предмет старинного быта (смотреть приложение 3).

Предметы быта: чугун, крынка, прялка, веретено, ухват, рушник, вышивка, горшок. Бланк с заданием для ведущего.

Количество баллов, заработанное командой, соответствует количеству правильных ответов.

4.

«Старинные архитектурные здания»

Необходимо соотнести слово на табличке с фотографией старинного архитектурного здания. Доказать свой выбор. Рассказать известные сведения об истории архитектурного здания (смотреть приложение 4).

Таблички со словами: помещик, царский стольник, Голубое. Фотографии архитектурных построек прошлого: Спасский собор, Знаменская церковь. Таблица с ответами для ведущего.

2 балла ставится за соотнесение 1 слова с фотографиями прошлого.

3 балла ставится за правильно рассказанные сведения об истории архитектурного здания.

5.

«Кто? Где? Когда?»

Игра «Интеллектуал»

Рассмотреть фотографии известных людей, назвать их.

Ответить на вопрос:

как каждый из них связан с историей нашего поселка? (смотреть приложение 5)

Барабан, разделённый на сектора и конверты с заданиями для каждого сектора. Вращать барабан они участники команды только один раз.

Фотографии: М.Я Киттары, Д.И. Иловайский, М.И. Селищенский, К.С. Рукавишников. Таблица с вопросами, фотографиями и правильными ответами для ведущего.

3 балла за правильный ответ по фотографии.

4 балла, за то, как связан каждый из известных людей с историей города.


3. Итоги игры. Награждение.

Команда, набравшая большее количество баллов возвращаются с сундучком бабушки Прасковьи.

Ведущий: Уважаемая команда победителей, удалось ли вам найти сундучок бабушки Прасковьи? Что же в сундучке? (В сундучке находятся леденцы на палочках, дети угощают ими всех участников игры). Жюри награждает участников игры грамотами по номинациям: «Самая эрудированная», «Самая творческая», «Самая находчивая», «Самая активная», «Самая смекалистая»

Приложение 1.

Задание станции «Страницы истории»

На станции «Страницы истории» детей встречает учитель.

Здравствуйте, ребята! Сейчас посмотрим, что вы знаете об истории своего края. Вам нужно ответить на вопросы викторины.

Как называется наш поселок? (Андреевка)

На какой реке он расположен? ( Река Горетовка)

В каком направлении от г. Москвы он находится? (К северу – западу от Москвы)

Сколько и какие названия имел наш поселок раньше? (Овсянниково, Марково, Андреевское, Спас – Андреевское, Спасское, Андреевка)

Кто владел селом более 300 лет? (помещик Нерон и его потомки)

Как называется храм в поселке? (Спасский)

Найдите среди гербов на столе герб нашего поселка. (см. документ 1).

Чем занимались жители Андреевки в давние времена? (Сельским хозяйством, кустарным промыслом, производством кирпича, стекольным производством, сапожным ремеслом).

Учитель: Вы прошли испытания на станции «Страницы истории». Можете следовать дальше.

Приложение 2.

Задание на станции «Природа и животный мир»

На этой станции детей встречает кукла Петрушка.

Здравствуйте, девчонки и мальчишки! А вы хорошо знаете животный и растительный мир родного края. Это мы сейчас проверим.

Петрушка загадывает детям загадки.

Стоит Аленка

Платок зелёный,

Тонкий стан

Белый сарафан. (Берёза)


С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд,

А меня все ж обжигают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)


Я красна, я кисла,

На болоте я росла

Дозревала под снежком,

Ну – ка, кто со мной знаком? (Клюква)


На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята)


Серый гонится за белым,

Хочет белым пообедать. (Волк и заяц)


Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)


Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы. (Белка)

Петрушка: Молодцы, ребята! Справились с заданием. Следуйте дальше. Счастливого вам пути!

Приложение 3.

Задание станции «Предметы старины далёкой»

Здравствуйте, я хозяюшка, Варварушка. Милости прошу! Рада гостям, как хорошим вестям! Я хочу посмотреть, знаете ли вы предметы старинного быта. Узнайте, о каком предмете идёт речь, и покажите его.

(Данные предметы находятся на данной станции).

Старинное полотенце. (Рушник)

Предмет, предназначенный для доставания горшков из печи. (Ухват)

Глиняная посуда для жидкости. (Крынка)

Деревянный предмет для наматывания шерстяных ниток во время прядение. (Веретено)

С помощью её пряли шерсть. (Прялка)

Старинная металлическая «кастрюля». (Чугунок)

Глиняный предмет, который ставили в печь для приготовления еды (Горшок)

Один из видов женского рукоделья. (Вышивка)

Варвара: Молодцы! Удачи вам!

Приложение 4.

Станция «Старинные архитектурные здания»

Здравствуйте, ребята! Я – Красный молодец. Чтобы выполнить моё задание нужно проявить смекалку и сообразительность. А задание для вас такое: на моём столе лежат таблички со словами и старинные фотографии, необходимо соотнести слово и фото, доказать свой выбор и рассказать известные вам сведения. (см. документ 2).

Фото старинного здания

Слово на карточке

Краткие сведения


t1598361599aa.jpg






Помещик, царский стольник

Церковь вероятно построена в 1678г. в имении стольника Ивана Неронова скорее всего на его средства, т.к. сам приход был не велик и возведение дорогостоящей каменной церкви позволить себе не мог.

Тип здания – восьмерик на четверике является одной из самых ранних культовых построек Подмосковья.



t1598361599ab.jpg






Голубое

Знаменская церковь в п. Голубом. Поселок Голубое возникло в XVII в. Оно находится возле р. Горетовка, на берегу большого пруда.

В 1700 г. здесь поставили каменный храм в стиле барокко в честь иконы Божией Матери «Знамение». Имением в разное время владели: И. В. Кабылин, Б. В. Ладыгин, Чаадаевы, Строгановы, Долгоруковы и другие.

В 1939 г. Знаменскую церковь разрушили.

В 1999 г. в поселке заложен рубленный деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», освящен 9 декабря 2001 г., позже пристроили трапезную и небольшую двухъярусную колокольню.


Красный Молодец: Молодцы, ребята! Какие вы сообразительные и смекалистые! Следуйте на следующую станцию испытаний.

Приложение 5.

Станция «Кто? Где? Когда?»

На данной станции ребят встречает мудрец. Здравствуйте, ребята! Давно я вас поджидаю. Моё задание для интеллектуалов и эрудитов. Вращайте барабан выбирайте сектор с заданием. Крутит барабан можно только один раз.

Задание: Кто и что изображено на фотографии? Как этот человек связан с историей нашего поселка? (Задание для всех секторов одинаковое, только в каждом секторе своё фото). (см. документ 3).

Фото известных людей

Ответы на вопросы каждого сектора

1

t1598361599ac.png

t1598361599ad.png

Рядом с храмом в ограде Спасской церкви в деревне Андреевка находится памятник-часовня знаменитому русскому ученому, доктору естественных наук, М. Я. Киттары.

Он являлся благотворителем Спасского храма.

В 1877 г. М.Я. Киттары основал и был попечителем школы и приюта при в соседней деревне Горетовка.


t1598361599ae.gif2



В п.Андреевка у Спасского храма с его северной стороны захоронение с именем М.И. Силищенский на плите Поступил в МГУ на географический факультет. Учился в Сорбонне. Знал семь европейских языков. Преподавал в МГУ первые десять лет Советской власти

Профессор МГУ и один из ведущих сотрудников Первой Советской энциклопедии по отделу географии (тома3 – 14), заведующий отделом картографии, автор Всемирного атласа.



t1598361599af.jpg

3t1598361599ag.jpg

Профессор Дмитрий Иванович Иловайский - русский историк, публицист, автор пятитомной «Истории России» По учебникам истории Иловайского, выдержавшим более 150 изданий, учились несколько поколений российских гимназистов. В п.Андреевка находилось его имение, которое называлось «Белая дача», а недалеко от него Иловайский пруд.


4

t1598361599ah.png


Рукавишников Константин Васильевич крупный меценат. Основал в Андреевке больницу, которая так и называлась Руковищниковской, санаторий, построил дорогу. В санатории лечились писатель А.П.Чехов, мать поэта Александра Блока. В настоящее время больница развилась в Московский областной госпиталь для инвалидов, а санаторий – в больницу восстановительного лечения в п. Голубом.

Мудрец: Я доволен вашим ответом. Следуйте дальше.

При написании разработки по краеведению были использованы:

- Материалы музея школы

- Интернет ресурсы:

http://deni-spiri.livejournal.com/42066.html

http://999allan999.livejournal.com/2106968.html

https://yandex.ru/images/search?text=старинные%20фото%20красного%20хо лма&stype=image&lr=14&noreask=

http://www.travellers.ru/city-krasnyjj-kholm

http://www.vidania.ru/bookkrasnoholmsky.html

http://tverskaya-oblast.ru/krasnyj-kholm.html

https://vedtver.ru/news/68272

https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=16565

http://hram-tver.ru/krasnholmrn/vladimirkrasnholmkrh.html

http://selskaya-nov.info/article/115488/

http://drmyasnikov.ru/o-doktore/rodoslovnaya/

Задания-подсказки

Первое задание к станции «Кто? Где? Когда?»

Известный русский историк, создавший 5 томов «Истории России». По его учебнику занимались не одно поколение учащихся и студентов. Кто изображен на фотографии? Как этот человек связан с историей нашего поселка?

Фамилия этого человека зашифрована. Расшифруйте его, используя алфавит кнопочного телефона

 t1598361599ai.jpg    t1598361599ag.jpg

4-1, 4-4, 5-3, 2-3, 2-1, 4-2, 6-2, 4-3, 4-1, 4-2



Второе задание к станции «Кто? Где? Когда?»

Кто и что изображено на фотографии? Как этот человек связан с историей нашего поселка?

Фамилия этого человека зашифрована. Расшифруйте его, заполнив кроссворд.



t1598361599ac.pngt1598361599ad.png





























































































































1 – Название храма в Андреевке

2 – Крупное морское млекопитающее

3 – Река, протекающая по п. Андреевка

4 – градообразующее предприятие в Андреевке

5 – Историк, создатель учебников истории

6 – Замкнутый естественный водоем

7 – Видоизмененная передняя конечность у птицы

Третье задание к станции «Кто? Где? Когда?»

Что изображено на фотографиях? Как этот человек связан с историей нашего поселка?

Фамилия этого человека зашифрована. Расшифруйте его, используя алфавитный шифр.

t1598361599ae.gif

t1598361599af.jpg



17й, 5ф, 11б, 8в, 25х, 5ф, 13д, 17й, 10а, 8в, 9к



t1598361599aj.png



Четвертое задание к станции «Кто? Где? Когда?»

Кто изображен на фотографии? Как этот человек связан с историей нашего поселка?

t1598361599ah.png

Фамилия этого человека зашифрована. Расшифруйте его, используя алфавитный шифр.


t1598361599ak.png

t1598361599al.jpgt1598361599am.jpgt1598361599an.jpgt1598361599ao.jpg

t1598361599ap.jpgt1598361599aq.jpgt1598361599ar.jpgt1598361599as.jpg

t1598361599aq.jpgt1598361599an.jpgt1598361599at.jpgt1598361599ap.jpg



Подсказка к 5 заданию станции «Страницы истории»

Расшифруйте ответ, который написан на «соленом языке»

НЕСЕРОСОНС

Подсказка к заданию №6 станции «Страницы истории»:

Расшифруйте ответ, используя шифрованный алфавит

t1598361599au.jpg



19, 17, 1, 19,19, 12, 10,11

Описание герба:

В серебряном поле – лазоревый широкий андреевский крест, обремененный посередине золотой восьмилучевой звездой (двумя лучами вверх), а в каждом из плеч – вписанным лучом того же металла, обращенным косвенно от конца плеча к его основанию, с наклоном по ходу солнца.

- Найдите герб п.Андреевка

Подсказка к заданию №4 станции «Страницы истории»:

Расшифруйте ответ, используя шифрованный алфавит:

3-3, 1-2, 4-0, 6-2, 3-2, 2-3, 2-5, 3-3, 1-2, 3-3

3-1, 1-0, 3-5, 2-5, 3-3, 1-2, 3-3

1-0, 3-2, 1-4, 3-5, 1-5, 1-5, 1-3, 4-0, 2-5, 3-3, 1-5

4-0, 3-4, 1-0, 4-0 - 1-0, 3-2, 1-4, 3-5, 1-5, 1-5, 1-3, 4-0, 2-5, 3-3, 1-5

4-0, 3-4, 1-0, 4-0, 4-0, 2-5, 3-3, 1-5

1-0, 3-2, 1-4, 3-5, 1-5, 1-5, 1-3, 2-5, 1-0

t1598361599av.png

15


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.