Методическая разработка внеурочного занятия «Здоровьесберегающая игра "Маленькие секреты большого здоровья"»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №28» Саратовская область г. Балаково
Методическая разработка внеурочного занятия
здоровьесберегающая игра
«Маленькие секреты большого здоровья»
Автор: Лещева Юлия Владимировна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №28 г. Балаково
телефон: 8-937-977-39-70
e-mail: julenka_o@mail.ru
Балаково, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………….3-4
2. «Маленькие секреты большого здоровья»…………………......…5-10
3. Приложение………………………………………………………….11-12
4. Используемая литература, интернет - источники …………………13
Пояснительная записка
Здоровьесберегающая игра – вид деятельности командной игры, с выполнениями определённых заданий по каждым секторам, мотивом которой является получение положительных эмоций, новых знаний, умений и навыков, развитие личностных качеств и отношений с окружающими, а также сохранение и укрепление здоровья.
Цель: создать условия для формирования у младших школьников привычки соблюдать гигиену, заниматься спортом, правильно питаться, ценностно относиться к своему здоровью.
Задачи:
Мотивировать обучающихся к пропаганде здорового образа жизни.
Обогащать знаний школьников о необходимости вести здоровый образ жизни.
Содействовать развитию коммуникативных качеств личности школьника.
Предполагаемые результаты:
сформировать представления о здоровом образе жизни, помочь учащимся осознать, что интересная и счастливая жизнь может быть только у здорового человека.
Форма реализации мероприятия:
Здоровьесберегающая игра – командная игра-путешествие по секторам с выполнением определенных заданий.
Здоровьесберегающая игра ««Маленькие секреты большого здоровья»» предназначена для обучающихся 1-4 классов.
В процессе игр дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о понятиях о здоровом образе жизни.
Она позволяют прожить опыт, необходимый для реальной жизни, сформировать интерес к здоровому образу жизни.
Методические рекомендации организаторам игры:
Участники делятся на команды по 6-7 человек . Группы работают по секторам. Каждая группа получает часть фразы главного секрета здоровья. Время на прохождение каждого сектора 3-5 минут.
Побеждает группа, которая быстрее соберёт слова и составит девиз нашей игры (секрет здоровья).
Цель для команд – за определённый промежуток времени собрать как можно больше витаминов и собрать девиз нашей игры(секрет здоровья).. Игра состоит из 5 секторов:
Сектор «Ягодка». (витамины)
Сектор «Здоровье» (здоровья)
Сектор – «Спортивный» (зарядка)
Сектор «Гаджет» (основа)
Сектор «Чистота» (гигиена)
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, компьютер, маршрутные листы, задания для команд.,фломастеры, карандаши, аксессуары, мобильные телефоны, две куклы (по желанию).
Ведущие понятия: здоровьесбережение, витамины, спорт, здоровый образ жизни, гигиена, пирамида питания.
План подготовки и проведения игры:
Подготовка рабочих листов для прохождения этапов.
Подготовка вопросов и ответов.
Формирование команд игроков.
Проведение инструктажа для участников игры.
Прохождение игровых площадок командами.
Подведение итогов.
Награждение.
Ход занятия.
Организационный момент.
Учитель -Учитель: добрый день, ребята!, Послушайте небольшую историю про двух похожих, но очень разных девочек. Может кто - то из вас узнает в какой сказке они были главными героями.
Жила-была девочка Оля, ей было 9 лет. Оля очень часто ленилась, была неопрятной, с неохотой умывалась и чистила зубы, у неё были вредные привычки, она даже могла грубо ответить взрослым, Оля постоянно всё теряла у неё ничего не получалось, вдруг она попала в необычную сказочную страну кривых зеркал, где она встретила очень аккуратную, ухоженную, успешную добрую девочку по имени Яло, посмотрите сами.
(Просмотр видео фрагмента
https://youtu.be/y8yxt7NV2GQ?si=QgPSn6KDXJ72s2nb)


Учитель: ребята, опишите, пожалуйста, Олю, какая она? (грязная, неопрятная, неряшливая, грубая) Кто из вас хочет на неё быть похожим?
Ребята, опишите, пожалуйста, Яло, какая она?(красивая, чистая, ухоженная, вежливая) , то есть она противоположность Оли. Кто из вас хочет на неё быть похожим?
А кто из вас узнал сказку? ( Королевство кривых зеркал)
У Яло есть один секрет, как быть успешным, здоровым и опрятным. Она с нами готова поделиться им, если мы пройдём испытание в стране зазеркалья и поможем Оле стать такой же как Яло. Готовы?
У нас три команды. Команда № 1, Команда №2, Команда № 3.
У вас на столе лежат рабочие листы. Ваша задача, догадаться как называется правильно станция (мы находимся в стране зазеркалье, название станций запутанное) и записать название сектора. За каждый правильный ответ вы получаете по витаминке и слово из маленького секрета здоровья. Работа команд по направлениям.
Сектор «акдогя» («Ягодка»). Разгадайте кроссворд.

Над землей трава, под землей бордовая голова.
Жёлтый цитрусовый плод
В странах солнечных живёт,
Но на вкус кислейший он,
А зовут его …..
Лоскуток на лоскутке –
Зелёные заплатки
Целый день на животе
Нежится на грядке.
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали,
Не одну нашли, а десять.
Как на нашей грядке
Выросли загадки.
Сочные да крупные,
Вот какие круглые.
Летом зеленеют,
А к осени краснеют.
Плод этот сладкий
И круглый, и гладкий.
Внутри он душистый,
Снаружи пушистый.
Апельсину брат меньшой,
Потому как небольшой.
На прилавке нам видна
Золотистая Луна.
Сладкая да спелая,
На солнце загорелая
Задание - по вертикале найдите спрятанное слово, которое помогает Яло быть здоровой и не болеть . (витамины). Это и будет первым словом из секрета девочки. Витамины- это вещества, необходимые организму человека. В каких продуктах содержатся витамины? (Ягода, овощи, фрукты)
|
|
|
|
|
|
1 |
с |
в |
ё |
к |
л |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
л |
и |
м |
о |
н |
|
|
|
|
|
|
3 |
к |
а |
п |
у |
с |
т |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
к |
а |
р |
т |
о |
ф |
е |
л |
ь |
|
|
|
|
|
5 |
п |
о |
м |
и |
д |
о |
р |
|
|
|
|
|
|
6 |
п |
е |
р |
с |
и |
к |
|
|
|
|
|
|
|
7м |
а |
н |
д |
а |
р |
и |
н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
д |
ы |
н |
я |
|
|
|
|
|
Сектор «еьвородз» («Здоровье»). Впишите название сектора в маршрутный лист.
Задание - собери пословицу
|
В здоровом теле— |
а здоров — болезни берегись. |
|
Болен — лечись, |
здоровее будешь. |
|
Не хвались здоровьем — |
захворал — плачет |
|
Здоров — скачет, |
здоровый дух. |
Правильный ответ
|
В здоровом теле— |
здоровый дух. |
|
Болен — лечись, |
а здоров — болезни берегись. |
|
Не хвались здоровьем — |
здоровее будешь. |
|
Здоров — скачет, |
захворал — плачет |
Учитель- Ребята, как называется 2 сектор? (Здоровье). О чем все пословицы? (о здоровье). Молодцы, правильно. Команды получают по витаминке и слово Здоровья
3.Сектор – «йынвитропс» «Спортивный» Запишите название сектора в маршрутный лист.

Учитель: Какое слово спрятано в ребусе? (зарядка). Вот мы сейчас и посмотрим какая команда лучше всех делает зарядку. (Учитель сам проводит зарядку под музыку)
https://youtu.be/0Sb67uF7oZs?si=IkVG3-iwOLThwl2u
Молодцы. Здоровье в порядке - спасибо... ( зарядке!) Команды получают по слову -Зарядка
4
.Сектор - «теждаг» («Гаджет»). Работа с мобильным телефоном.
Отсканируйте код. Перед вами картинки-пирамиды правильного питания для детей. Ответьте на вопросы:
Что является основой всего?
К
акие продукты несут пользу организму и обогащают его витаминами и минералами?(зелёная зона)
Полезные продукты, многие из них животного происхождения. Они сложнее перевариваются, но необходимы организму, потому что содержат аминокислоты (жёлтая зона)
Продукты, которые не несут пользу для организма (красный цвет)
|
Что является основой всего?
|
Вода |
|
Какие продукты несут пользу организму и обогащают его витаминами и минералами?(зелёная зона)
|
Яйцо,молочные продукты, овощи, фрукты, крупы, злаки, бобовые |
|
Полезные продукты, многие из них животного происхождения. Они сложнее перевариваются, но необходимы организму, потому что содержат аминокислоты (жёлтая зона)
|
Мясо, морепродукты |
|
Продукты, которые не несут пользу для организма (красный цвет)
|
Сладкие, газированные продукты, фастфуды |
За правильные ответы команды получают по витаминке и слово - Основа
5.Сектор - «атотсич» «Чистота»
Перед работой проведём физминутку для глаз. ( Проводит учитель) « Быстро – медленно» Эту игру можно проводить в разном положении : стоя , сидя , лёжа. - Давай представим, что наши реснички – это крылышки бабочки. Бабочка полетела, помахала крылышками вот так : быстро – быстро – медленно – медленно.
( Ребёнок моргает ресницами вверх – вниз , открывает и закрывает глаза в разном темпе).
Учитель - Перед вами текст, изучите его и составьте по карточкам (выберите подходящие) правила личной гигиены.
Правила личной гигиены школьников:
Если мы привыкли мыть руки после того, как пришли с улицы, то о том, что эту процедуру следует производить и перед едой, и после посещения туалета (не важно, домашнего или общественного), и после игр с домашними животными, мы иногда забываем. Мыть руки следует тщательно, с мылом и под тёплой водой.
Водные процедуры очищают тело от загрязнений. Лёгкий душ можно принимать ежедневно, ванну – 1 раз в неделю.
Гигиена полости рта – это профилактика многих стоматологических заболеваний. Очень важно чистить зубы, соблюдая правила.
Ногти следует стричь коротко, 1 раз в неделю.
Умываться следует утром и вечером, а ноги нужно мыть перед сном, чтобы предотвратить появление потливости.
Карточки
|
Регулярно мойте руки! Ешьте еду на улице грязными руками Регулярно принимайте душ. Зубы чистите 1 раз в неделю Не забывайте о чистоте ногтей Можно руки мыть без мыло, просто сполоснуть водой. Ежедневно умывайтесь и мойте ноги. Команды получают слово гигиена
|
Регулярно мойте руки! Регулярно принимайте душ. Не забывайте о чистоте ногтей Ежедневно умывайтесь и мойте ноги. Команды получают слово гигиена
|
Учитель - Вот теперь у вас есть все слова, которые составляют секрет Яло как быть успешной и здоровой. Составьте из этих слов карточек маленький секрет большого здоровья.
Витамины, гигиена, зарядка - основа здоровья!
Учитель- Я, надеюсь, что этот девиз будет у каждого из вас. Берегите здоровье и следите за ним! А мы посчитаем у какой команды больше всего витаминов.
Рефлексия, подведение итогов (вручение подарков-мандарины, яблоки, ( на усмотрение организатора)



Р
абочий лист команды__________________________
1.Сектор «акдогя»_________________

1Над землей трава, под землей бордовая голова.
2.Жёлтый цитрусовый плод
В странах солнечных живёт,
Но на вкус кислейший он,
А зовут его …..
3 Лоскуток на лоскутке –
Зелёные заплатки
Целый день на животе
Нежится на грядке.
4 Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали,
Не одну нашли, а десять.
5 Как на нашей грядке
Выросли загадки.
Сочные да крупные,
Вот какие круглые.
Летом зеленеют,
А к осени краснеют.
6 Плод этот сладкий
И круглый, и гладкий.
Внутри он душистый,
Снаружи пушистый.
7 Апельсину брат меньшой,
Потому как небольшой.
8. На прилавке нам видна
Золотистая Луна.
Сладкая да спелая,
На солнце загорелая
1
.
2. Сектор «еьвородз» ___________
Задание - собери пословицу
|
В здоровом теле— |
а здоров — болезни берегись. |
|
Болен — лечись, |
здоровее будешь. |
|
Не хвались здоровьем — |
захворал — плачет |
|
Здоров — скачет, |
здоровый дух. |

3.Сектор– «йынвитропс»____________
Отгадай ребус____________________
4
.Сектор - «теждаг» _________
Отсканируйте код. Перед вами картинки-пирамиды правильного питания для детей. Ответьте на вопросы:
|
Что является основой всего? |
|
|
Какие продукты несут пользу организму и обогащают его витаминами и минералами?(зелёная зона) |
|
|
Полезные продукты, многие из них животного происхождения. Они сложнее перевариваются, но необходимы организму, потому что содержат аминокислоты (жёлтая зона) |
|
|
Продукты, которые не несут пользу для организма (красный цвет) |
|
5
Если мы привыкли мыть руки после того, как пришли с улицы, то о том, что эту процедуру следует производить и перед едой, и после посещения туалета (не важно, домашнего или общественного), и после игр с домашними животными, мы иногда забываем. Мыть руки следует тщательно, с мылом и под тёплой водой. Водные процедуры очищают тело от загрязнений. Лёгкий душ можно принимать ежедневно, ванну – 1 раз в неделю. Гигиена полости рта – это профилактика многих стоматологических заболеваний. Очень важно чистить зубы, соблюдая правила.Ногти следует стричь коротко, 1 раз в неделю. Умываться следует утром и вечером, а ноги нужно мыть перед сном, чтобы предотвратить появление потливости.
.Сектор - «атотсич»_____________

Интернет-ресурсы:

Используемая литература, интернет - источники
Основные правила личной гигиены для школьников. https://bgp7.by/index.php/news/842-osnovnye-pravila-lichnoj-gigieny-dlya-shkolnikov
Загадки и ребусы - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.collection-zagadok.ru/zagadki-cat47.html .свободный.- Заглавие с экрана.
Мультипликационный фильм[Электронный ресурс].- Режим доступа: https://youtu.be/y8yxt7NV2GQ?si=QgPSn6KDXJ72s2nb) свободный.- Заглавие с экрана.
Литературные источники:
Куценко, Г. И. Книга о здоровом образе жизни / Г.И. Куценко, Ю.В. Новиков. - М.: Профиздат, 2015. - 256 c.
