Проект «Маленькие лыжи — большой шаг к здоровью»
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад №44» Копейского городского округа
ПРОЕКТ
Тема: «Маленькие лыжи – большой шаг к здоровью»
Вид проекта
Практико - ориентированный
Долгосрочный (ноябрь - март).
Групповой
Подготовила: Аксенова Елена Анатольевна
инструктор по физической культуре
Копейск 2021
Введение
Актуальность проекта
Когда как ни в зимнее время года остро встает вопрос о здоровье ребенка. Именно в период простудных заболеваний актуальность занятиями спортом и физкультурой возрастает. Физическая активность на свежем воздухе влияет не только на здоровье, но и на умственное развитие, ведь насыщение мозга кислородом происходит ещё интенсивнее. Многообразие форм физической активности на улице позволяет усваивать детьми разнообразные движения, пополняя свой двигательный опыт.
По мнению многих экспертов в области медицины и спорта самый полезный вид зимнего развлечения – это лыжные прогулки. В каждой уральской семье принято проводить активный отдых на лыжне или на катке. Поэтому лыжи или коньки есть в каждом доме, а если и нет, то их часто берут напрокат.
Всего пару прогулок на лыжах в неделю могут укрепить суставы, мышцы ног, рук и спины, что позволяет сохранить хорошую осанку. При передвижениях на лыжах учащается дыхание и сердцебиение, тем самым тренируя дыхательную и сердечно-сосудистую системы.
В дошкольном возрасте, особенно в 5-6 лет происходит процесс увеличения мышц, интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат, повышается работоспособность сердца, нарастает глубина дыхания. Всё это говорит о том, что в этот возрастной период расширяются двигательные возможности детей. Поэтому прогулки и игры на лыжах не только полезны, но и необходимы дошкольникам.
Несмотря на то, что лыжная подготовка включена во многие общеобразовательные программы дошкольного образования, в настоящее время в детских садах, лыжному спорту уделяется очень мало внимания. Из-за отсутствия спортивного инвентаря и мест для его хранения, множества трудностей, связанных с организацией занятий. Во многих детских садах обучение детей ходьбе на лыжах заменили обычными играми на свежем воздухе.
Всё вышесказанное определило актуальность разработки и реализации проекта «Маленькие лыжи – большой шаг к здоровью», который направлен на оздоровление и приобщение воспитанников к лыжному спорту через обучение на мини-лыжах.
Цели и задачи проекта
Цель: Создание эффективных здоровьесберегающих условий для укрепления здоровья и общего физического развития детей старшего дошкольного возраста посредством применения нестандартного оборудования: мини лыжи.
Задачи проекта:
-Формировать у воспитанников интерес к физической культуре, через занятия по лыжной подготовке.
-Совершенствовать деятельность основных физиологических систем организма посредством спортивных упражнений на мини лыжах.
-Способствовать воспитанию морально-волевых качеств.
-Способствовать укреплению здоровья и улучшению общей физической подготовленности детей.
-Закладывание азов правильной техники лыжных ходов у детей старшего дошкольного возраста.
-Повышение показателей основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты и др.).
-Способствовать вовлечению родителей к совместным с детьми семейным прогулкам на лыжах и приобщению к здоровому образу жизни.
Методы и формы работы, реализующие задачи проекта
В ходе реализации проекта использовались следующие формы работы:
-Непосредственная образовательная деятельность на воздухе – 1 раз в неделю по 25 - 30 минут.
-Организованное занятие на прогулке во второй половине дня 25-30мин.
-Проведение отдельных видов подводящих упражнений по лыжной подготовке в зале во время занятий по физической культуре;
-Проведение занимательной лыжной зарядки с персонажем «Снеговичок-Лыжовичок».
-Просмотр выпуска №20 «Детям о спорте» из серии передач «Спокойной ночи малыши!»: «Лыжный спорт - быстрее, выше, сильнее!».
-Проведение Фестиваля зимних видов спорта
-Фотоконкурс «Повтори позу лыжника»
-Соревнования по «Биатлону» среди воспитанников старшей группы
-Самостоятельные прогулки на лыжах с семьей.
Основные методы, используемые при проведении занятий по начальной лыжной подготовке в старшей группе:
1. Наглядный метод представлен в виде демонстрации видеозаписей, предметных картинок, непосредственным показом инструктором по физической культуре упражнений.
2. Словесный метод широко представлен объяснением, описанием движений, инструктажем;
3. Практический метод:
3.1. Метод упражнений представлен многократным повторением практического действия с интервалами отдыха и выполнением упражнения после показа в целом и по частям.
Для приобщения и заинтересованности детей к занятиям на мини лыжах, применялись следующие методы:
Игровой метод представлен квестами, неожиданными моментами с выполнением миссии, играми.
Круговая тренировка, где дошкольники проходили «станции» с заданиями (чаще всего проводилась в зале).
Соревновательный метод, представлен эстафетами и состязательными моментами.
1.4. Ожидаемые результаты
Дети имеют представление о разновидностях лыжного спорта.
Сформирован устойчивый интерес к занятиям по физической культуре на свежем воздухе на мини-лыжах.
Дети старшей группы владеют первоначальными навыками передвижения на лыжах и техниками лыжных ходов.
Положительная динамика показателей развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
Под влиянием лыжных занятий уменьшены простудные заболевания детей.
Сформирован интерес и повышена активность родителей по укреплению здоровья детей посредством совместных прогулок на лыжах.
Этапы реализации проекта
Продолжительность реализации проекта 4 месяца: 02.11.2020- 12.03.2021
Этапы реализации | Содержание работы | Участники |
Предварительный 02.11-13.11.20 | 1. Выбор темы проекта, формирование цели; 2. Подбор материала по теме проекта; 3. Сбор информации по теме проекта. | Инструктор по физической культуре |
Организационный 16.11-04.12.20 | 1. Участие в родительском собрании с консультацией для родителей «Роль совместного активного отдыха на свежем воздухе в зимнее время года; 2. Утверждение плана работы по проекту; 3. Приобретение инвентаря; 4. Знакомство на утренней зарядке с персонажем «Снеговичком-Лыжовичком; 5. Мониторинг здоровья и физической подготовленности детей. | - инструктор по физической культуре; - родители воспитанников; - дети старшего дошкольного возраста; - педагоги ДОУ; - специалисты ДОУ. |
Практический 06.12.20-26.02.21 | 1. Проведение утренней гимнастики с персонажем «Снеговичок-Лыжовичок». 2. Просмотр обучающих видеороликов и мультфильмов; 3. Беседы и презентации по ознакомлению с разновидностями лыжного спорта; 4. НОД по лыжной подготовке на воздухе; 5. Свободное катание на лыжах во второй половине дня на улице; 6. Выполнение подводящих и обучающих упражнений на занятиях по физической культуре в зале; 7. Консультации для родителей о здоровом образе жизни и укреплении здоровья детей в семье; 8. Проведение в рамках Фестиваля зимних видов спорта соревнований по «Биатлону». | - инструктор по физической культуре; - родители воспитанников; - дети старшего дошкольного возраста; - педагоги ДОУ |
Итоговый 01.03-12.03.20 | 1. Повторный мониторинг здоровья и физической подготовленности детей. Фотоконкурс «Повтори позу лыжника»; Проведение итогового мероприятия: развлечения на свежем воздухе: «Массовая лыжня» с вручением грамот «Юный лыжник». Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ | - инструктор по физической культуре; - дети старшего дошкольного возраста; - педагоги ДОУ. |
1.6. План-график мероприятий в рамках проекта
Срок | Содержание мероприятия | |
Ноябрь | 1-2 неделя 3-4 неделя | 1. Консультация для родителей «Роль совместного активного отдыха на свежем воздухе в зимнее время года. Цель: привлечь родителей к совместным с детьми занятиям лыжным спортом; 2. Знакомство на утренней зарядке с персонажем «Снеговичком-Лыжовичком, который расскажет о пользе катания на лыжах. Цель: Познакомить детей с оздоровительным влиянием занятий лыжами на организм человека. 3. Создать представление о стойке лыжника (рассказ, объяснение, рассматривание фотографий). 4. Познакомить детей с различными способами переноски лыж (рассказ, показ, объяснение). Научить надевать и снимать лыжи с помощью воспитателя. (В зале). 5. Мониторинг здоровья и физической подготовленности детей. |
Декабрь | 1-2 неделя 3-4 неделя | Просмотр выпуска №20 «Детям о спорте» из серии передач «Спокойной ночи малыши!»: «Лыжный спорт - быстрее, выше, сильнее!» 2. Беседа «О разновидностях лыжного спорта» Цель: Вызвать интерес к лыжному спорту. 3. Проведение утренней гимнастики с персонажем «Снеговичок-Лыжовичок». Цель: Вызывать положительный эмоциональный отклик о занятиях лыжами. 4. Освоение навыка ходьбы на лыжах ступающим шагом вдоль палок в спортивном зале. 5.Продолжить обучение ступающему шагу в игровых упражнениях на улице. Цель: Развивать у детей «чувство лыж». |
Январь | 1-2 неделя | 1. Продолжить проведение утренней гимнастики с персонажем «Снеговичок-Лыжовичок». Цель: Вызывать положительный эмоциональный отклик о занятиях лыжами после длительных каникул. 2. Разучить повороты способом переступания на месте. 3. Продолжить обучение ступающему шагу. Научить правильному движению рук без применения палок. 4. Знакомство с подъемом на склон «лесенкой» в спортивном зале. 5. Совершенствовать ступающий шаг с активной работой рук в игровых упражнениях. |
Февраль | 1-2 неделя | 1.Дать представление о технике передвижения на лыжах скользящим шагом (рассмотрение иллюстрации, показ видео). 2. Провести консультацию для родителей «О здоровом образе жизни и укреплении здоровья детей в семье посредством активного отдыха на лыжах». 3.Упражнять в игровом упражнении «буксир», чтобы дети ощущали скольжение лыж. Закрепить повороты на месте способом переступания. |
3-4 неделя | 1.Учить скользящему шагу на лыжне (обратить внимание на перенос веса тела и на опорную ногу). 2. Закрепить повороты на месте способом переступания. 3. В игровых упражнениях и играх развивать ориентировку в пространстве. 4. Продолжить обучение скользящему шагу с активной работой рук. 5. Свободное катание на лыжах во второй половине дня на улице. Цель: закаливание организма, повышение иммунитета. 6. Провести в рамках Фестиваля зимних видов спорта соревнований по «Биатлону». | |
Март | 1-2 | 1.Совершенствовать ступающий и скользящий шаг и повороты на месте двумя способами. 2. Свободное катание на лыжах во второй половине дня на улице. 3. Упражнять детей в спуске в низкой стойке и быстрому подъему на склон «лесенкой». 4. Провести повторный мониторинг здоровья и физической подготовленности детей. Провести Фотоконкурс «Повтори позу лыжника». Проведение итогового мероприятия: развлечения на свежем воздухе: «Массовая лыжня» с вручением грамот «Юный лыжник». |
Заключение
С целью определения результативности и эффективности работы по проекту был осуществлен мониторинг физического развития детей старшего дошкольного возраста.
В мониторинге использовался метод наблюдения за детьми, игровые и тестовые задания.
По результатам мониторинга можно сказать, что дети овладели навыком катания на лыжах, у них значительно вырос двигательный опыт.
На протяжении проекта у детей увеличился интерес к лыжной подготовке. Дети с удовольствие приняли участие в фотоконкурсе «Повтори позу лыжника» а так же поучаствовали в развлечении под названием «Массовая лыжня».
Наблюдая за детьми, можно отметить повышение потребности в двигательной активности детей.
По результатам бесед с родителями можно сделать вывод: что дети стали больше интересоваться ходьбой на лыжах, некоторые пожелали записаться в лыжную секцию.
Список литературы:
1. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. «Общеразвивающие упражнения в детском саду. Книга для воспитателя детского сада» – М.: Просвещение, 1990.
2. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» – М.: ИД Воспитание дошкольника, 2004.
3. Голощекина М.П. Лыжи в детском саду. 2-е изд. М.,1977 г.
4. Игры и развлечения на воздухе / Т.И.Осокина, Л.С. Фурмина, Е.А. Тимофеева.- Изд.2-е, доработанное.- М.: Просвещение,1983 -224с.
5. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002
6. Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду. Система работы в старшей группе» – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
7. Хухлаева Д.В. «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учебник для учащихся педагогических училищ» - М.: Просвещение, 1984
8. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику: кн. для воспитателей детского сада и родителей - 2-е изд. М.: Просвещение, 2000