Методическая разработка занятия педагога-психолога по программе психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации обучающихся 5-х классов коррекционной школы к условиям обучения в средней школе
Принятие правилPPTX / 13.96 Мб
/data/files/z1702431549.pptx (Принятие правил)Методическая разработка занятия педагога-психолога по программе психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации обучающихся 5-х классов коррекционной школы к условиям обучения в средней школе.
Шереметьева Наталья Боймуродовна педагог-психолог Краевого государственного казенного общеобразовательного учреждения, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат 11»; Е-mail: Sheremeteve_74@mail.ru
Аннотация. Адаптация обучающего к школе не заканчивается в первом классе, она длится до окончания школы, т.к. школьное обучение, по своей сути, предполагает непрерывные изменения условий и подходов обучения и осуществляется в условиях непрерывного психического и физиологического развития школьника. Тем не менее, в процессе обучения выделяют наиболее кризисные периоды, с точки зрения адаптации ребят в школе. Таким наиболее сложным периодом является переход обучающихся из начальной школы в среднее звено. Статья посвящена описанию проблем и методам их решения, с которыми сталкиваются младшие подростки при переходе из начального в среднее звено на базе коррекционной школы.
Ключевые слова: адаптация, взаимоотношения, психологическая неготовность, чувство социальной незащищенности, психолого-педагогические средства и методы решения проблем.
За последние годы в системе образования России сложилась определенная стратегия поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение. Приоритет стратегии обозначен как «усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения его каждого обучающегося» [7, С. 21]. Психолого-педагогическая поддержка школьников при переходе в среднее звено основной школы, определяет уровень развития всего классного коллектива. Школьный психолог учитывает особенности адаптации школьников к новым условиям, и помогает разрешить проблемы адаптации, а, следовательно, решить и проблему повышения учебной мотивации.
Научными основаниями для изучения вопроса адаптации обучающихся в средней школе послужили работы Битяновой М. Р., Прихожан А.М., Фопель К. и др. о развитии личности в подростковом возрасте. Методологической основой профилактической программы послужили работы Н. П. Майоровой, Е. Е. Чепурных, С. М. Шурухт об обучении жизненно важным навыкам в школе, так же работы КривцоваойС., Мухаматулиной Е. о навыках конструктивного взаимодействия с подростками. Анализ теоретической психолого-педагогической литературы показывает, что ряд исследователей рассматривает педагогическую поддержку в аспекте гуманного воспитания - Е. А. Александрова, Д. В. Григорьев, О.М: Кодатенко, В. В. Кулишов, Е.А. Павленко, JL M. Шипицина. Несмотря на важность указанных задач, до недавнего времени число научных исследований, посвященных психологическим особенностям пятиклассников и их адаптации к условиям обучения в старшем звене, было невелико (Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова, A. M. Прихожан, Т. Н. Юферева, Е. В. Новикова и др.). В последнее время интерес исследователей к проблеме адаптации детей в данный период школьной жизни значительно возрос (Г. А. Цукерман, О. А. Сизова, JI. A. Ясюкова и др.). Однако методическое обеспечение деятельности психологов образовательных учреждений по организации психологического сопровождения обучающихся на этапе перехода в среднюю школу в основном продолжает базироваться преимущественно на обобщении практического опыта специалистов, накопленного в условиях современной массовой школы (М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, H. JI. Васильева, Е. А. Осипова, H. JI. Сомова, Е. И. Данилова, Е. Г. Коблик и др.), а не на результатах целенаправленных научных исследований. Многие вопросы, такие как оценка психологического ресурса адаптации младшего подростка к изменениям образовательных условий, влияние уровня развития классного коллектива на особенности адаптации учеников, различия в адаптации к среднему звену мальчиков и девочек, психофизические особенности детей изучены недостаточно глубоко.
Переход из начальной школы в среднюю – кризисный момент в жизни ребенка, так как происходит адаптация к новому образу жизни в школе – много кабинетов, учителя предметники, свободное перемещение по школе и еще много-много самостоятельности, к чему школьники очень часто не готовы. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Новые условия обучения, новое положение в школе, новые взаимоотношения с взрослыми, со сверстниками, с учителями. Как эмоционально перенесет ребенок этот период, тяжело или легко, во многом зависит от учителей средней школы, от классного руководителя и от школьного психолога. Пятый класс – не простой переходный этап в жизни каждого школьника. Школьная программа и социальные условия пятого класса ставит перед ребенком задачи нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на весь дальнейший период обучения. Поэтому потребность психолого-педагогического сопровождения пятиклассников очевидна.
Как показывает практика, большинство детей переживают этот период как важный шаг в их жизни. Обучающиеся не могут понять, как теперь надо общаться с учителями, какие требования обязательны для выполнения, а какие нет. С одной стороны, школьники начинают принимать этот период как шанс заново начать школьную жизнь, наладить взаимоотношения с учителями, научиться занимать самостоятельную, равноценную социальную позицию и сочетать ее с уважением к мнению старших. С другой стороны, дети переживают растерянность, повышенную тревожность в школе, снижающий успешность обучения ребенка. Это, основывается на том, что у детей сформирован образец «одного учителя», и на этом этапе развития адаптации они еще не научились разумно взаимодействовать с новыми учителями, не привыкли к проявлениям их характера, отвечать их требованиям, что и вызывает страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, достаточно сильно выражено у пятиклассников. Однако, появляется страх самовыражения и страх ситуации проверки знаний. Стремясь получить хорошую отметку, школьник волнуется, теряется и, естественно, получает оценку ниже своих знаний, что в свою очередь, ведет к негативным эмоциональным переживаниям.
С педагогической точки зрения этот период характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам. С психологической – снижением самооценки и высоким уровнем ситуативной тревожности.
Все эти проблемы общеобразовательной школы, а если учитывать коррекционную школу 8 вида, то все эти проблемы умножаются на особенности интеллектуального развития обучающихся.
Младший подросток в силу своего пограничного положения «еще не взрослый и уже не ребенок» не имеет высокого уровня самосознания. При этом своеобразное развитие самооценки умственно отсталых подростков обусловлено их общим интеллектуальным недоразвитием, общей личностной незрелостью, а также в значительной степени неблагополучными отношениями подростков с социальным окружением. Кроме того, их самооценка во многом зависит от социальных условий их воспитания в детском возрасте. Нереалистичное, искаженное представления о себе, противоречивый опыт, внутренний конфликт между потребностью в самореализации и зависимостью от оценок извне, - все это неизбежно вызывает проблемное поведение. Интеллектуальные особенности развития подростков сопряжена с напряжением адаптационных механизмов ребенка, выражающимся в негативном общем фоне его эмоционального состояния, снижении социометрического статуса в классе, наличии затруднений в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Психолого-педагогическое сопровождение ориентировано на адаптацию обучающихся 5-х классов к условиям обучения в средней школе на помощь в познавательной, эмоционально-личностной, социальной сфере детей. Так же помогает сформировать психосоциальную компетентность младших подростков, способность обучающегося эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать ее требованиям и изменениям. В пятом классе для детей все оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в среднем звене становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходиться привыкать еще и к новому помещению. Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них. По этому, учитывая степень тяжести дефекта ребёнка, состояние его здоровья, индивидуально-типологические особенности, необходимо создавать педагогические условия, направленные на преодоление трудностей овладения программными знаниями, социальными и коммуникативными умениями и навыками, что, в свою очередь, будет способствовать успешной адаптации и интеграции детей в обществе.
Таким образом, без оказания своевременного психологического сопровождения процесса адаптации обучающихся 5-х классов к условиям обучения в средней школе, приведет к устойчивому образованию в виде негативной черты, затрудняющей:
- развитие личности,
- навыков общения,
- социального взаимодействия,
- в последствии получение профессиональных навыков, что приведет к асоциальному и другим отклоняющим формам поведения.
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации обучающихся 5-х классов коррекционной школы к условиям обучения в средней школе востребована в системе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в целях обеспечения линии индивидуально-ориентированного и группового сопровождения. Параллельно при реализации программы формируется психосоциальная компетентность - способность обучающегося эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать ее требованиям и изменениям.
Программа рассчитана на 19 занятия с младшими подростками 5 класса (10 - 12 лет) с легкой умственной отсталостью.
Занятия групповые/индивидуальные (по расписанию) – 1 раз в неделю по 40 минут, рассчитана на первое полугодие 5 класса. Программа является частью психологического сопровождения психокоррекционной деятельности в образовательном (коррекционном) процессе. Программа может варьироваться и пролонгироваться.
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов. Этапы реализации программы:
I этап. Диагностический. Проведение психодиагностики с использованием обозначенных в паспорте методик: Наблюдение. Диагностическая методика «Подарки» (диагностики изучения классного коллектива); диагностика межличностных отношений в коллективе «Два домика». Методика изучения семьи обучающихся «Незаконченное предложение» Проективная методика А. И. Захарова «Мои страхи». Методика А.И Баркана «Рисунок школы».
II этап. Коррекционный. Развивающие занятия проводятся с обучающими в рамках целостного подхода реализации программы. Коррекционная работа направленна на развитие эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков обучающихся. Коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении поставленных целей и задач.
III этап. Заключительный. Итоговая диагностика. Анализ полученных данных и оформление результатов.
Каждое занятия по форме напоминают тренинговую структуру и включают в себя использование наглядного материала: элементы сказка терапии, элементы арт терапии, моделирование образцов поведения; метафорические истории и притчи. Ресурсы необходимые для реализации программы:
- учебные и методические материалы;
- материально – техническое оснащение для реализации программы (помещение, оборудование, инструментарий);
- информационное обеспечение программы (библиотека, Интернет и др.).
Образец занятия.
Тема занятия: «Принятие правил»
Цель: способствовать освоению обучающими школьных и классных норм и правил.
Задачи:
Коррекционно – образовательные: развитие познавательных процессов.
Коррекционно – развивающие: осознание человеческих качеств; развить стремление дружить с окружающими, развивать умение работать в группе, сотрудничать.
Коррекционно – воспитательные: развивать умение соблюдать ритуалы приветствия и прощания, принимать правила, воспитывать уважительное отношение друг другу, развивать умение уважительного отношения к взрослым и ровесникам.
Тип занятия: коррекционно-развивающее
Форма работы обучающихся: групповая
Технологии: игровые, социально – коммуникативные, игровые технологии, технология уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированные технологии (технология сотрудничества).
Методы обучения: словесные (инструктаж), наглядные, практические (практические задания, элементы игр).
Необходимое техническое оборудование:
Компьютер, проектор, краски, карандаши, белые листы, А4, разрезная картинка (мост), буквы разрезные ПРАВИЛА, карточки с «плохими законами государства.
Базовые учебные действия:
Коммуникативные:
- сотрудничать со сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими
Познавательные:
- наблюдать; понимать изображение, текст, устное высказывание.
Регулятивные:
- контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
Личностные:
- умение адекватно использовать принятые социальные ритуалы;
- умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом близостью и социальным статусом собеседника.
Таблица 1. Дидактическая структура занятия
Этап занятия | Длительность этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Используемый дидактический и наглядный материал | Деятельность педагога-психолога | Деятельность обучающихся | Базовые учебные действия, формируемые на занятии | ||
1.Организационный момент | 10 | Компьютер, презентация. Задание: составить их букв слово. | Здравствуйте ребята. Рассаживайтесь пожалуйста. Сегодня у нас очень важные дела. Нам с вами нужно научится принимать …угадайте что. Вот вам буквы, попробуйте сложить из него слово. Правильно ребята, нам нужно научится принимать правила. А как вы думаете ребята, что означает слово «ПРАВИЛА»? Слово правило, ребята означает нормы поведения, требования, закон. Как вы думаете ребята, зачем нужны правила? Конечно, что бы был порядок. А какие правила у вас в семье? А кто вспомнит, как называются правила в нашем государстве? Конечно, конституция РФ. Сейчас ребята мы с вами поиграем в сказку и поучимся руководить государством. Как вы думаете это сложно? Вот и посмотрим. | Ребята здороваются, рассаживаются. Составляют слово «ПРАВИЛА». Отвечают на вопрос «Что означает слово. И зачем нужны правила. Вспоминают как называются правила в РФ. Пытаются дать определение словам. | Вступать в контакт и работать в коллективе. Вступать в контакт с педагогом. Умение соблюдать субординацию. Поддерживать коммуникацию. Умение отвечать на вопросы по теме общения. Поддерживать коммуникацию. Слушать собеседника. Принимать цели и задачи. Умение отвечать на вопросы по теме общения. Развитие познавательных процессов. |
2. Основная часть | 10 | | Перед вами ребята два государства. Придумайте им названия. Вот перед нами два государства и два короля. У каждого государства свои законы или правила. Как вам ребята в ролях королей? Здорово. Чем занимается твое государство король 1? Рыбным промыслом. А чем занимается твое государство король 2. Лесозаготовительным промыслом. А что означает слово «ПРОМЫСЕЛ». Это ребята небольшое производство, чего-либо (например: охотничий промысел, горный промысел и т. д.) Какие у вас замечательные государства ребята. А есть ли в ваших государствах законы? Конечно есть. Вот они, законы вашего государства. Нравятся вам законы вашего государства ребята? Не все? Как вы думаете ребята, к чему могут привести такие законы? Конечно ребята, к плохим последствиям. В первом государстве драки между жителями, им же модно драться по закону государства. Во втором государстве все завалено мусором, пожары. Жителям можно по закону мусорить. И вот к чему приводят неправильные правила и законы. И в этот момент, на ваши государства напали враги. Что же делать ребята? В одиночку вам никак не справиться с врагами. Конечно, ребята, нужно объединиться. Но что бы вы стали сильными, сделаем небольшую зарядку. | Ребята смотрят презентацию, выбирают себе государство, придумывают названия. Примеряют короны. Пытаются дать определение слову. Читают законы. Задумываются над законами. Пытаются представить последствия таких законов. И видят эти последствия. Видят, как погибают их государства и принимают решения объединиться. | Формирование умения работать в группе, сотрудничать. Поддерживать коммуникацию. Умение отвечать на вопросы по теме общения. Развитие познавательных процессов. Развитие воображения. Принятие ответственности. |
-Здоровьесберегающая пятиминутка | 3 | Физминутка-видеоролик. | Педагог показывает простые физические упражнения, дыхательную зарядку. | Ребята повторяют за психологом. | Формирование навыков снятия нервно-мышечного расслабления. Формирование ориентироваться на здоровый и безопасный образ жизни |
Упражнение «перейди через болото» | 7 | Бумажные круги «трясина», повязка на глаза, «болото - коврик». | Ребята вам нужно встретится, но на пути у вас болото. Болото очень опасное, трясина плавающая. И вы не знаете тропинку через волшебное болото. Вот задание: каждый из вас завязанными глазами переходит «болото» по инструкции другого. Вот вы и встретились. У вас вопрос: как объединить ваши государства и справиться с врагом? Что между вашими государствами? Выберите из предыдущих законов, те правила, которые защитят ваше государство. | Ребята «короли» по очереди переходят «болото» с завязанными глазами по голосовой инструкции (право, лево, прямо, назад). Встречаются. Думают над вопросом об объединении государств. Чем соединить два берега. Решают, что мост. Ребята собирают картинку «разрушенного моста» и объединяют государства. Выбирают законы из предыдущих, которые защитят государство. | Формировать умения вступать в контакт со сверстниками, доверия друг к другу. Проявлять доброжелательность по отношению к другим. |
Упражнение «Собери разрезную картинку» | 5 | Разрезная картинка «мост» | Конечно ребята, река. И как нам быть? Чем можно соединить два берега реки? Правильно мостом. Но мост разрушен. Нужно его собрать. | Ребята вместе собирают разрезную картинку «мост». | Формирование целостного восприятия сюжетной картинки. Формирование коммуникативных навыков. |
Упражнение «Принимаем правила» | 5 | Выбираем нужные правила из предыдущих двух | Ребята, мы соединили два государства и враги отступили. Но что сделать, чтобы в государстве был порядок, и враги не нападали? Нужно придумать новые правила для государства, то есть издать новый закон. | | |
3.Подведение итогов | 3
| Подведение итогов. | Педагог подводит итог «Ребята, сегодня на занятии мы с вами прошли много испытаний. Узнали новые слова. Давайте их повторим. Промысел. Конституция. Чему вы научились на уроке? Что вам понравилось сегодня больше всего? Педагог слушает ответ школьников. Ребята, спасибо за урок, досвидание. | Обучающиеся внимательно слушают педагога и отвечают на его вопрос: «Сегодня узнали новые слова, поняли, что нужны и важны правила везде». Дети покидаю кабинет, прощаясь с присутствующими «До свидания всем». | Вступать в контакт со сверстниками и педагогом. Умение отвечать на вопросы по теме общения. Принимать чужое мнение. Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его. Развивать умение соблюдать ритуалы приветствия и прощания, воспитывать уважительное отношение друг другу, развивать умение уважительного отношения к взрослым. |
Таблица 2. Критерии психологического сопровождения процесса адаптации обучающихся 5-х классов к условиям обучения в средней школе по программе «Моя большая школа»
Балл/ проблема | Уровень негативных эмоциональных переживаний, связанных с учебной деятельностью. | Навыки эффективного взаимодействия с окружающими | Освоение школьных и классных норм и правил | Формирование самооценки и самоуважения |
5 | Высокий уровень 5 – понимание причину проблемы и принимает как с ней справится. | Высокий уровень 5 – понимание причину проблемы и принимает как с ней справится. | Высокий уровень 5 – понимание причину проблемы и принимает как с ней справится. | Высокий уровень 5 – понимание причину проблемы и принимает как с ней справится. |
4 | Средний повышенный уровень 4 – понимает проблему, но возникают трудности с осознанием. | Средний повышенный уровень 4 – понимает проблему, но возникают трудности с осознанием. | Средний повышенный уровень 4 – понимает проблему, но возникают трудности с осознанием. | Средний повышенный уровень 4 – понимает проблему, но возникают трудности с осознанием. |
3 | Средний уровень 3 – проблему не понимает, причину не осознает. | Средний уровень 3 – проблему не понимает, причину не осознает. | Средний уровень 3 – проблему не понимает, причину не осознает. | Средний уровень 3 – проблему не понимает, причину не осознает. |
2 | Пониженный уровень 2 – на контакт идет с трудом. | Пониженный уровень 2 – на контакт идет с трудом; | Пониженный уровень 2 – на контакт идет с трудом. | Пониженный уровень 2 – на контакт идет с трудо. |
1 | Низкий уровень 1 – на контакт не идет. | Низкий уровень 1 – на контакт не идет. | Низкий уровень 1 – на контакт не идет. | Низкий уровень 1 – на контакт не идет. |
Таблица 3 Таблица первичной и заключительной диагностики общего количества обследованных, по классам.
Фамилия. имя обучающегося класс | Динамика процесса адаптации обучающихся 5-х классов к условиям обучения в средней школе | |||||||
Уровень негативных эмоциональных переживаний, связанных с учебной деятельностью. | Навыки эффективного взаимодействия с окружающими. | Освоение школьных и классных норм и правил. | Формирование самооценки и самоуважения. | |||||
9 мес. | 12 мес. | 9 мес. | 12 мес. | 9 мес. | 12 мес. | 9 мес. | 12 мес. | |
5А класс | ||||||||
1. Марк Б. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
2. Карина Д. | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 |
3. Егор Д. | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 |
4. Леонид К. | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 |
5. Владимир М. | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 |
6. Светлана М. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
7. Тимофей П. | 3 | 5 | 3 | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 |
5Б | ||||||||
1. Дмитрий А. | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 |
2. Денис М. | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 |
3. Даниил М. | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 |
4. Кирилл Т. | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 |
5. Виталий Т. | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 |
6. Егор Х. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
7. Руслан Ц. | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 |
8. Андрей Ч. | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Рисунок 1. Динамика адаптации 5-х классов c сентября по декабрь.
По результатам анализа психолого-педагогическое сопровождения ориентированного на адаптацию обучающихся с интеллектуальными нарушениями 5-х классов к условиям обучения в средней школе, мы можем определить эффективность программы сопровождения с использованием в занятиях комбинированных методов в виде словесных инструкций, обязательные наглядные и практические задания с элементами игр, анимированные презентации.
Программу можно использовать и для адаптации 1 класса к условиям школьной среды общеобразовательной школы.
Список источников:
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология : Учебное пособие для студентов вузов 4-е изд. / Г. С. Абрамова. Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с. Возрастная психология
2. Битянова. М. Р. Психолого-педагогическое сопровождение на этапе перехода из начальной школы в среднее звено / Школьный психолог. - 2001. - № 33. /
М. Р. Битянова. Главная страница журнала Школьный психолог Содержание № 33/2001. Психолого-педагогическое сопровождение на этапе перехода из начальной школы в среднее звено.
3. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1996. / Изд. второе, Совершенство, 1998. - 298 с. / Битянова М. Р. Практическая психология в образовании. Организация психологической работы в школе.
4. Бондаревская Р. С. Организация диагностической и коррекционно-развивающей работы с учащимися 5 классов.1995. – 287с. / Р.С. Бондаревская. Организация диагностической и коррекционно-развивающей работы учащимся 3-5 классов.
5. Лютова Е. К. Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб, 2006. – 176 с. / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина Тренинг общения с ребенком (период раннего детства).
6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М., 2007. – 136 с. / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.
7. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. 1995. - 360 с. / Л. Ф. Обухова Л. М. Детская психология: теория, факты, проблемы.