Методическая разработка урока 1 класса на тему «Народные промыслы». «Жаворонки»

1
0
Материал опубликован 4 April 2016

Г.А.Пономарёва,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «Коношский РДДТ»

П.Коноша Архангельская область

Методическая разработка на тему «Народные промыслы»

«Жаворонки»

Материалы и инструменты:

Ткань, ножницы, нитки, ветошь

Оборудование:

Компьютер

Цель занятия:

Познакомить детей с традицией встречать весну на Руси через изготовление жаворонков

Задачи:

-Пробудить в детях интерес к русскому фольклору;

-Расширять представления детей о жизни в старину.

-Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы;

-Воспитывать уважительное отношение к русскому народному творчеству, традициям и обычаям народа.

Ход занятия:

1.Организация начала занятия(психологический настрой обучающихся)

Здравствуйте дорогие друзья! Заканчивается зима и в гости к нам спешит весна!

А вы ждёте весну?

На Руси в древности очень ждали прихода весны, дети распевали небольшие песенки- обращения к силам природы. Эти стихотворения называются заклички.

Давайте мы тоже позовём весну –красну к нам.

(Дети исполняют Заклички)

Ау! Ау! Аукиваем!

Весну приаукиваем!

Март, март, солнцу рад!

Апрель, апрель, отворяй дверь!

Май, май, песню запевай!


 

Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным,
С ливнем обильным.

(Педагог одевает веночек из цветов)

А вот и я, весна-красна! Кому я здесь была нужна?  Я весна, весна-красна! Бужу землю ото сна! Наполняю соком почки, на полях рощу цветочки, прогоняю с речек лед, светлым делаю восход.

Предлагаю вам поиграть в народную игру «Идёт матушка весна»

Половина детей встают в круг , берутся за руки и поднимают их вверх. Это «ворота». Остальные дети берутся за руки , проходят под воротами и говорят слова:

Отворяйте ворота

Идёт матушка весна!

Первый март прошёл,

Всех детей провёл!

А за ним апрель

Отворил нам дверь!

А за ним и май, сколько хошь гуляй,

Сколько хошь гуляй, только не зевай»

С последним словом «ворота» опускают руки и ловят тех детей, которые оказались внутри круга. Пойманные дети встают к круг.

2.Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений

- Актуализация знаний

Ребята, а как мы с вами понимаем, что наступила весна? Прилетают птички.

Давайте представим себе, что мы сейчас тоже птички.

Ножками потопаем (топают)

Ручками похлопаем (хлопают)

Наши пальчики, словно птенчики (движения пальцами вверх-вниз)

Наши ручки – птички

Воробьи – синички (делают расходящиеся фонарики)

К Матрёше полетели делают летящие движения руками)

У Матрёши сели (присаживаются)

Зёрнышек поели «клюют» по коленочкам)

Песенку запели

Чувиль –виль-виль. Жаворонок!

В наше небо залети

Нашу землю освети

Всех на свете ребятишек

Обогрей, оздорови.

Но больше всего на Руси ждали прилёта жаворонков.

Давайте позовём этих птичек закличками.

Жаворонушки,

Прилетите к нам,

Весну ясную, весну красную

Принесите нам!


 

Жаворонок- жаворонок

Из-за моря к нам лети

Весну красную неси

С тёплым солнышком

С пшеничным зёрнышком


 

Жаворонок, жаворонок

Возьми себе зиму

А нам отдай весну

Возьми себе сани

А нам отдай телегу.

Жаворонки уже летят к нам, я слышу их пение.

(Педагог включает Звуки природы- песню жаворонка)

Закройте глаза, представьте, что вы маленькие птички. Вы летаете по душистому весеннему лесу, вдыхаете его ароматы и любуютесь его красотой. Вот вы присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, вы почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлись в самое уютное гнездышко на лесной полянке. Откройте глаза.

3.Сообщение темы занятия

Ребята, как вы думаете, кого сегодня мы с вами будем изготавливать? Правильно, жаворонков. Садитесь за стол.

-Анализ образца

Вот такие красивые птички у нас сегодня получатся.

В какой технике мы будем изготавливать птичек?(скрутка)

Что нам понадобится для работы

Нитки какого цвета мы будем использовать?(Красные)

Почему именно красного цвета?(Цвет радости, весны, солнца)

-Последовательность выполнения работы

Работу мы будем изготавливать поэтапно.

Я вам буду показывать отдельно каждый этап работы

Складываем квадратик сначала по диагонали, потом пополам несколько раз так, чтобы складывался уголок образованный из центра нашего квадрата.

Зажимаем этот "центральный" уголок пальцами и обматываем ниткой очень очень плотно, чтобы нитка не соскользнула потом при расправлении ткани. Завязывам нитку и обрезаем.Получился клюв.

Расправляем складочки ткани вокруг клюва, при возможности даже чуть растягивая ткань у его основания. Берем меньший шарик наполнителя и вкладываем к клюву с внутренней стороны. Плотненько обхватываем наполнитель и зажимаем пальцами. Обматываем "шею" ниткой,завязываем узелки и обрезаем кончики. Голова готова.

Расправляем складочки и складываем так , чтобы было понятно где у птички будет хвост и крылышки. Вкладываем шарик наполнителя побольше- это будет "туловище", зажимаем уголок напротив головы так, чтобы наполнитель плотненько прижимался к шее. Обматываем ниткой, закрепляем,обрезаем. Получился "хвостик".

По такому же принципу делаем "крылья", стараясь нитку обматывать так, чтобы наполнитель плотненько был зафиксирован внутри

4.Итог занятия с оценкой проделанной учащимися работой (рефлексия)

Выходите из-за стола, вставайте в круг.

А теперь я произнесу волшебные – магические слова, а вы поднимите жаворонков высоко-высоко, чтобы завершить обряд прихода весны.

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Давайте ваших жавороночков мы прикрепим вокруг солнышка, и поместим наше панно в коридор для оформления. Взамен я подарю вам печёных жаворонков. Приятного аппетита.

Все молодцы, занятие окончено.

 

Технологическая карта

Складываем квадратик сначала по диагонали, потом пополам несколько раз так, чтобы складывался уголок образованный из центра нашего квадрата.

Зажимаем этот "центральный" уголок пальцами и обматываем ниткой очень очень плотно, чтобы нитка не соскользнула потом при расправлении ткани. Завязывам нитку и обрезаем.Получился клюв.

Расправляем складочки ткани вокруг клюва, при возможности даже чуть растягивая ткань у его основания. Берем меньший шарик наполнителя и вкладываем к клюву с внутренней стороны. Плотненько обхватываем наполнитель и зажимаем пальцами. Обматываем "шею" ниткой,завязываем узелки и обрезаем кончики. Голова готова.

Расправляем складочки и складываем так , чтобы было понятно где у птички будет хвост и крылышки. Вкладываем шарик наполнителя побольше- это будет "туловище", зажимаем уголок напротив головы так, чтобы наполнитель плотненько прижимался к шее. Обматываем ниткой, закрепляем,обрезаем. Получился "хвостик".

По такому же принципу делаем "крылья", стараясь нитку обматывать так, чтобы наполнитель плотненько был зафиксирован внутри.

Жаворонки готовы!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.