Методическая разработка урока 1 класса на тему «Народные промыслы». «Жаворонки»
Г.А.Пономарёва,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Коношский РДДТ»
П.Коноша Архангельская область
Методическая разработка на тему «Народные промыслы»
«Жаворонки»
Материалы и инструменты:
Ткань, ножницы, нитки, ветошь
Оборудование:
Компьютер
Цель занятия:
Познакомить детей с традицией встречать весну на Руси через изготовление жаворонков
Задачи:
-Пробудить в детях интерес к русскому фольклору;
-Расширять представления детей о жизни в старину.
-Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы;
-Воспитывать уважительное отношение к русскому народному творчеству, традициям и обычаям народа.
Ход занятия:
1.Организация начала занятия(психологический настрой обучающихся)
Здравствуйте дорогие друзья! Заканчивается зима и в гости к нам спешит весна!
А вы ждёте весну?
На Руси в древности очень ждали прихода весны, дети распевали небольшие песенки- обращения к силам природы. Эти стихотворения называются заклички.
Давайте мы тоже позовём весну –красну к нам.
(Дети исполняют Заклички)
Ау! Ау! Аукиваем!
Весну приаукиваем!
Март, март, солнцу рад!
Апрель, апрель, отворяй дверь!
Май, май, песню запевай!
— Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным,
С ливнем обильным.
(Педагог одевает веночек из цветов)
А вот и я, весна-красна! Кому я здесь была нужна? Я весна, весна-красна! Бужу землю ото сна! Наполняю соком почки, на полях рощу цветочки, прогоняю с речек лед, светлым делаю восход.
Предлагаю вам поиграть в народную игру «Идёт матушка весна»
Половина детей встают в круг , берутся за руки и поднимают их вверх. Это «ворота». Остальные дети берутся за руки , проходят под воротами и говорят слова:
Отворяйте ворота
Идёт матушка весна!
Первый март прошёл,
Всех детей провёл!
А за ним апрель
Отворил нам дверь!
А за ним и май, сколько хошь гуляй,
Сколько хошь гуляй, только не зевай»
С последним словом «ворота» опускают руки и ловят тех детей, которые оказались внутри круга. Пойманные дети встают к круг.
2.Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений
- Актуализация знаний
Ребята, а как мы с вами понимаем, что наступила весна? Прилетают птички.
Давайте представим себе, что мы сейчас тоже птички.
Ножками потопаем (топают)
Ручками похлопаем (хлопают)
Наши пальчики, словно птенчики (движения пальцами вверх-вниз)
Наши ручки – птички
Воробьи – синички (делают расходящиеся фонарики)
К Матрёше полетели делают летящие движения руками)
У Матрёши сели (присаживаются)
Зёрнышек поели «клюют» по коленочкам)
Песенку запели
Чувиль –виль-виль. Жаворонок!
В наше небо залети
Нашу землю освети
Всех на свете ребятишек
Обогрей, оздорови.
Но больше всего на Руси ждали прилёта жаворонков.
Давайте позовём этих птичек закличками.
Жаворонушки,
Прилетите к нам,
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!
Жаворонок- жаворонок
Из-за моря к нам лети
Весну красную неси
С тёплым солнышком
С пшеничным зёрнышком
Жаворонок, жаворонок
Возьми себе зиму
А нам отдай весну
Возьми себе сани
А нам отдай телегу.
Жаворонки уже летят к нам, я слышу их пение.
(Педагог включает Звуки природы- песню жаворонка)
Закройте глаза, представьте, что вы маленькие птички. Вы летаете по душистому весеннему лесу, вдыхаете его ароматы и любуютесь его красотой. Вот вы присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, вы почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлись в самое уютное гнездышко на лесной полянке. Откройте глаза.
3.Сообщение темы занятия
Ребята, как вы думаете, кого сегодня мы с вами будем изготавливать? Правильно, жаворонков. Садитесь за стол.
-Анализ образца
Вот такие красивые птички у нас сегодня получатся.
В какой технике мы будем изготавливать птичек?(скрутка)
Что нам понадобится для работы
Нитки какого цвета мы будем использовать?(Красные)
Почему именно красного цвета?(Цвет радости, весны, солнца)
-Последовательность выполнения работы
Работу мы будем изготавливать поэтапно.
Я вам буду показывать отдельно каждый этап работы
Складываем квадратик сначала по диагонали, потом пополам несколько раз так, чтобы складывался уголок образованный из центра нашего квадрата.
Зажимаем этот "центральный" уголок пальцами и обматываем ниткой очень очень плотно, чтобы нитка не соскользнула потом при расправлении ткани. Завязывам нитку и обрезаем.Получился клюв.
Расправляем складочки ткани вокруг клюва, при возможности даже чуть растягивая ткань у его основания. Берем меньший шарик наполнителя и вкладываем к клюву с внутренней стороны. Плотненько обхватываем наполнитель и зажимаем пальцами. Обматываем "шею" ниткой,завязываем узелки и обрезаем кончики. Голова готова.
Расправляем складочки и складываем так , чтобы было понятно где у птички будет хвост и крылышки. Вкладываем шарик наполнителя побольше- это будет "туловище", зажимаем уголок напротив головы так, чтобы наполнитель плотненько прижимался к шее. Обматываем ниткой, закрепляем,обрезаем. Получился "хвостик".
По такому же принципу делаем "крылья", стараясь нитку обматывать так, чтобы наполнитель плотненько был зафиксирован внутри
4.Итог занятия с оценкой проделанной учащимися работой (рефлексия)
Выходите из-за стола, вставайте в круг.
А теперь я произнесу волшебные – магические слова, а вы поднимите жаворонков высоко-высоко, чтобы завершить обряд прихода весны.
Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Давайте ваших жавороночков мы прикрепим вокруг солнышка, и поместим наше панно в коридор для оформления. Взамен я подарю вам печёных жаворонков. Приятного аппетита.
Все молодцы, занятие окончено.
Технологическая карта
|
Складываем квадратик сначала по диагонали, потом пополам несколько раз так, чтобы складывался уголок образованный из центра нашего квадрата. |
|
Зажимаем этот "центральный" уголок пальцами и обматываем ниткой очень очень плотно, чтобы нитка не соскользнула потом при расправлении ткани. Завязывам нитку и обрезаем.Получился клюв. |
|
Расправляем складочки ткани вокруг клюва, при возможности даже чуть растягивая ткань у его основания. Берем меньший шарик наполнителя и вкладываем к клюву с внутренней стороны. Плотненько обхватываем наполнитель и зажимаем пальцами. Обматываем "шею" ниткой,завязываем узелки и обрезаем кончики. Голова готова. |
|
Расправляем складочки и складываем так , чтобы было понятно где у птички будет хвост и крылышки. Вкладываем шарик наполнителя побольше- это будет "туловище", зажимаем уголок напротив головы так, чтобы наполнитель плотненько прижимался к шее. Обматываем ниткой, закрепляем,обрезаем. Получился "хвостик". |
|
По такому же принципу делаем "крылья", стараясь нитку обматывать так, чтобы наполнитель плотненько был зафиксирован внутри. Жаворонки готовы! |