Методическая разработка «Зимние узоры». Техника «ткачество бисером»

9
1
Материал опубликован 20 January 2022 в группе


Методические рекомендации «Зимние узоры». Техника – ткачество из бисера.



t1642705171aa.gif


Автор: педагог доп. образования - Ольховченко Э.А.

МБУ ДО ДДТ, с. Кочубеевское, Ставропольский край 




Содержание



1.Введение. Из истории бисероплетения.

2.Виды бисерного рукоделия и принципы техники «ткачество из бисера».

3. Схема приёмов ткачества из бисера.

4. Схема для разработки панно «Дед Мороз».

5. Схема для разработки панно «Новогодняя композиция».

6. Схема для разработки панно «Весёлый снеговик».

7. Схемы для разработки панно «Ёлочка» и «Птичка».

8. Схема для разработки панно «Рождественская свеча».

9. Фотографии готовых изделий.

10. Заключение.

11. Библиографический список.



Введение. Из истории бисероплетения.

Бисероплетение – это мир, в котором сплетаются самые разнообразные грани человеческого дарования – мастерство стеклодела, умение вышивальщика, фантазия художника. Этот мир «малых форм» проходит через историю всех человеческих цивилизаций. Вот уже 4 тысячи лет человечество знает немало превращений стекла от случайно полученного расплава песка до произведений искусства венецианских стеклоделов и богемских стеклодувов.

В древнем Египте производство стеклянных бус находилось на достаточно высоком техническом уровне. По мере совершенствования техники стеклоделия появилась возможность делать бусинки всё мельче и мельче, и постепенно они превратились в бисер. Стоили стеклянные изделия очень дорого, немногим дешевле драгоценных камней. Из Египта стекольное производство распространяется на Кавказе и в Риме, проникает в Византию, центральную и северную Европу. В Византии бисер делали хорошего качества, многих цветов и оттенков, различной степени прозрачности стекла, отлично калиброванный, прекрасно сочетавшийся с драгоценными материалами, сам подобный драгоценности.

В Африке, Америке и Индонезии бисер служил денежным эквивалентом при обмене товарами и воспринимался как экзотический материал. Когда появился новый рынок сбыта, связанный с открытием Америки туда хлынул огромный поток этого искрящегося разноцветного материала, вызвавшего восторг у местного населения. Индейцы полюбили этот новый для них материал. Но не только декоративные качества бисера ценились ими, - они надели бисер магической силой, приписывали ему свойства талисмана.

Постепенно, из разряда привилегированных драгоценностей, украшения из бисера становились всё более распространёнными. Однако не все страны были в состоянии освоить мастерство выделки бисера. В некоторых странах в силу неподготовленности к восприятию этого тонкого искусства его производство так и не привилось.

В России бисерное рукоделие развивалось с давних времён благодаря торговым связям с Византией. Бисер получил хождение наряду с жемчугом, который особенно любили на Руси. Российские мастерицы проводили свою жизнь далеко не в праздности, расшивали бисером и стеклярусом панно и картины, сумочки, кошельки и футляры, шкатулки и посуду, диванные подушки, каминные экраны и многие другие предметы. Мода на бисероплетение периодически вспыхивает у профессиональных и непрофессиональных мастериц, обогащаясь новыми технологиями и совершенствуясь согласно требованиям времени.

Виды бисерного рукоделия и принципы техники «ткачество».

Всё разнообразие рукоделия из бисера можно разделить на несколько видов: Плетение в «крестик» одной и двумя иглами.

Сетчатое плетение одной и двумя иглами.

Техника «мозаика» - плетение по косой и прямое плетение.

Объёмное плетение – шнуры, шарики, цветы, лепестки, листья.

Ткачество – ручное и станочное.

«Биниль» - сочетание «фриволите», бисера и полудрагоценных камней.

Вышивка бисером по канве или холсту с нанесённым рисунком.

Вязание бисерных изделий крючком и спицами.

Мозаика из бисера на воске.

Бисерному рукоделию в наше время преданы энтузиасты: разгадывают секреты технологии, повторяют сложные, но такие привлекательные композиции, или придумывают свои собственные.

Ткачество из бисера несложная, но требующая внимания и терпения техника. Тканая поверхность представляет собой очень плотное многорядное бисерное полотно, где бисеринки смежных рядов располагаются строго друг под другом без смещения. Тканое полотно имеет очень плотную структуру без пустот.

В зависимости от способа выполнения ткачество разделяется на станочное и ручное. Станочное ткачество выполняется на специальном станке, который можно сделать самим. Станок может быть стационарным или разборным. Станочное ткачество позволяет низать бисерное полотно быстрее, но предъявляет высокие требования к качеству бисера, его диаметру и ширине.

Структура поверхности позволяет выполнять самые разнообразные рисунки, пользуясь схемами для вышивки крестом, и само полотно напоминает вышивку. Данное ткачество используется для изготовления сумочек, кошельков, оплетения шкатулок, изготовления чехлов.

Тканое полотно, выполненное вручную, отличается от станочного отсутствием нитей основы, большей трудоёмкостью и прочностью. Ручное ткачество используется для оплетения основ, делающих невозможным использование станка: пасхальные яйца, украшения, шарики, шкатулки, ручки. Игла с рабочей нитью проходит через отверстие каждой бисеринки 3 – 5 раз. Поэтому тканая поверхность, выполненная вручную более прочная. При подборе бисера необходимо учитывать не только его цвет и оттенки, но и фактуру. Бисер бывает матовый, глянцевый, перламутровый, прозрачный, с различными отливами, с блестящим покрытием внутри. При грамотном подходе можно создать игру свойств бисера отражать свет.

t1642705171ab.png

Схема для разработки панно «Дед Мороз».

t1642705171ac.png

Схема для разработки панно «Новогодняя композиция».

t1642705171ad.png

Схема для разработки панно «Весёлый снеговик».

t1642705171ae.png

Схемы для разработки панно «Ёлочка» и «Птичка».

t1642705171af.png

Схема для разработки панно «Рождественская свеча».

t1642705171ag.png


Фотографии готовых изделий.


                    t1642705171ah.gif            t1642705171aj.gif           t1642705171ak.gift1642705171al.gif                       t1642705171ai.gif                            t1642705171am.gif

                                                


Заключение.

Как только не называли бисер – волшебный, загадочный, чарующий и даже живой. Бисер путешествовал по векам, странам и сословиям. А бисерные изделия могут поведать о том, как жили люди в далёкие времена, каковы их вкусы и привычки.

Бусинки не только сохраняют прошлое, они меняются и развиваются вместе с человечеством. Появляются новые технологии и материалы, меняется образ жизни людей, а маленькие шарики, согреваясь в руках человека, по-прежнему впитывают его чувства и настроения и как бы оживают, превращаясь в чудесные украшения и забавные безделушки.

Старайтесь не копировать уже известные образцы, разрабатывайте новые схемы, создавайте новые технические приёмы, ищите оригинальные формы. Фантазируйте, передавая в бисере своё мироощущение, и пусть каждая вещь, согретая вашими руками, будет новым произведением искусства.

Библиографический список.

Л.В.Базулина «Бисер», «Академия развития», Ярославль, 1999г.

Е.Г.Виноградова «Оплетение бисером и шнуром», «Кристалл», Санкт- Петербург, 2000г.

М.В.Ляукина «Бисер. Основы художественного ремесла», «АСТ – ПРЕСС», Москва, 1998г.

С.С.Рожков «Рукоделие», «Асцендент», Москва, 1993г.

А.В.Петрунькина «Фенечки из бисера», «Кристалл», Санкт-Петербург, 1998г.















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за знакомство с итогом рукоделия. Красивые полотна!

20 January 2022