Методическая разработка «Игровые технологии»

4
0
Материал опубликован 13 October 2021

Игровые технологии

«Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский


   Самые большие возможности для развития предоставляет игровая деятельность. Особенно она важна для детей младшего школьного возраста. Психологи доказали: в игре интенсивно развивается психика, в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие, в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, дальше и лучше прыгает, быстрее бегает, чем просто выполняет задание. В условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

 Перед учителем начальных классов встает проблема: как развивать умственную деятельность учащихся, не нанося вреда их здоровью? Оказывается, один из главных секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебном процессе заключается в применении игровой технологии обучения.

  Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

                               Функции игры как педагогического феномена:

- Развлекательная, основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес.

- Коммуникативная, игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения.

- Самореализация, игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры — это пространство самореализации.

                                                Значение игры в обучении

     Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Наряду с трудом и учением игра – один из основных видов деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

     В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

- целеполагания;

- планирования;

- реализации цели;

- анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

- возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

     В структуру игры как процесса входят:

- роли, взятые на себя играющими;

- игровые действия как средства реализации этих ролей;

- игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

- реальные отношения между играющими;

- сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

   В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять учебные действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры.

  В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие младшего школьника в целом. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

  Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

  Например, при закреплении учащимися знания таблицы сложения и вычитания (умножения и деления) можно использовать игру «Поймай рыбку» или «Самый быстрый почтальон».

  Все игры и игровые упражнения на уроках и внеклассных мероприятиях проводятся не ради развлечения, а ради успешного усвоения изучаемого материала, активизации познавательной деятельности учащихся и получения желаемых результатов.

    Интересным игровым упражнением для ребят являются магические квадраты, «Домино», «Лото».

  Сейчас для вас мы проведем одну из используемых игр в нашей работе по теме «ПДД», «ОБЖ», «Гигиена и санитария», «Здоровье и спорт» которые объединены в игру «ЛОТО»

«ЛОТО»

                                                  Правила игры «Лото»

(В наборе 10 карточек)

   Каждый игрок получает по одной игровой карточке. Количество игроков ограничивается количеством карточек. Назначается ведущий – игрок, который достает задания из мешочка и объявляет его. 

Игроки, у которых совпадает ответ с карточкой, закрывают их фишками (маркерами). Если игрок закрывает 7 картинок, он обязан предупредить об этом других участников игры словом «квартира». Выигрывает тот игрок, кто первым закроет все картинки на карточке.

t1634139048aa.jpgt1634139048ab.jpg

t1634139048ac.jpgt1634139048ad.jpg

                                                                     Задания

1.Старинное транспортное средство для принцесс. (Карета) 

2.Чем пользуется регулировщик, когда руководит движением транспорта на перекрестке? (Жезлом)

3.Как называется профессия человека, который отвечает за безопасность в месте купания людей? (Спасатель)

4. Каким естественным веществом можно тушить костер зимой? (Снегом)

5.Что относится к звуковым средствам оповещения на пожаре?
(Сирена)

6.Какая награда ждет героя, который во время пожара спас человека? (Медаль «За отвагу»)

7. Двухместный двухколесный велосипед. (Тандем)

8. Резиновый обруч на ободе колеса. (Шина)

9. Рыжий зверь в печи сидит,

он от злости ест дрова,

целый час, а, может два,

ты его рукой не тронь,

искусает всю ладонь.(Огонь)

10. Висит - молчит,

а перевернешь, шипит,

и пена летит.(Огнетушитель)

11. Стою я с краю улицы

В длинном сапоге –

Чучело трехглазое

На одной ноге. (Светофор)

12. Повреждение тканей тела под влиянием холода (Обморожение)

13. Защитит он кожу,

Защитит глаза.

В нём ты на слона похожий

И в дыму с ним уверен всегда.

Не пропустит удушливый газ,

А называется он… (Противогаз).

14. Хоть ранку щиплет он и жжёт
Отлично лечит — рыжий…
(Йод)

15. Жидкость, переносящая в организме кислород, - это(Кровь)

16. Мельчайший организм, переносящий инфекцию – это(Микроб)

17. Теннисная площадка – это(Корт).

18. К какой болезни проводит ношение тесной обуви и обуви на каблуках? (Плоскостопие).

19.Ягода, очень полезная для зрения (Черника).

20.Обязательное выступление в этом виде спорта – это упражнения «рыба-меч», «цапля», «фламинго», «аврора», «альбатрос»? 

(Синхронное плавание).

21.Какое лекарственное средство пропагандировал Дуремар?

(Медицинские пиявки).

22.Каких людей называют моржами? (Купающимися зимой в проруби).

23.Добровольное отравление никотином – это…(Курение)

24.У детей чаще, чем у взрослых, бывает искривление позвоночника и ног, однако они реже ломают кости. От какого вещества это зависит? (Кальций)

25.В нашей стране от этого заболевания страдает почти 100% населения. (Кариес)

   Таким образом, можно сделать вывод, что специально организованная познавательно - исследовательская деятельность позволяет моим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а мне сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность ребят.

   Хотелось бы, всегда следовать мудрому совету В. А. Сухомлинского:

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться».




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.