Методическая разработка «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы»

5
4
Материал опубликован 27 August 2019

МЕТОДИЧЕКАЯ РАЗРАБОТКА

 

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы

 

Качалкина Оксана Борисовна,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ СОШ №24 города Крымска

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

Введение…………………………………………..стр. 3

Основная часть………………………………………….

2.1. Актуальность проблемы

воспитания активной

жизненной позиции через игру…………….стр. 4 - 4

2.2. Игры как вид деятельности

в воспитании активной жизненной

позиции школьников через игру……………стр. 6 - 12

3. Заключение………………………………………..стр. 13 - 14

4. Литература………………………………………...стр. 15

 

Введение

Быть учителем совсем не просто. Помимо того, что педагог, выбравший для себя эту профессию, должен обладать такими качествами как: коммуникабельность, умение привлечь, зажечь в детях огонек радости, желание познавать, удивлять и удивляться самому, он должен, самое главное, не растерять на длинной дороге воспитания детское доверие.

Для того, чтобы помочь ребенку раскрыть свои возможности, научить мыслить творчески, привить любовь к умственному труду, сохранить детскую любознательность, доброту, педагог всю свою душу, энергию, не считаясь со временем и личной жизнью, должен отдать детям.

Научить наших детей обходиться без нас, выбрать жизнь, достойную человека, - вот главная задача. Я считаю, что это и есть одна из конечных целей любой системы воспитания детей.

 

 

Актуальность проблемы воспитания активной жизненной позиции школьников через игру

Игры не столько стихия ребенка, сколько единственная область, где мы предоставляем ему широкую инициативу. Все остальное ~ мимолетная мелочь, временная уступка, на игру же у ребенка есть право.

Я. Корчак

Самое ценное в мире - это человек. Но сегодня его существованию угрожает неблагоприятная социальная обстановка, пересмотр ценностей, смена идеалов и, как следствие, понижение уровня общей культуры. Проблема существования человека становится не только философской, экономической, но и педагогической проблемой.

Гуманистическая ориентация современной педагогики, демократизация школьного обучения и воспитания предполагают научно-методическую разработку проблем, связанных с формированием у растущего человека положительного отношения к себе как к социально значимому существу. Одной из категорий

нравственности выпускника школы является активная жизненная позиция. Особый интерес к этой категории возникает в переломные и кризисные периоды развития общества, когда каждый несет гораздо большую ответственность за самого себя, сам вынужден искать ответы на вопросы: «Каким следует быть?», «Как оценивать происходящее вокруг?», «Как найти свое место в жизни?»

Развитие личности и, в первую очередь ее духовной сферы, связывается с построением ею собственной лестницы ценностей-целей. Формирование и развитие личности в школьном возрасте определяются тем, в какой мере, насколько успешно и социально приемлемо реализует школьник свою активность в тех сферах жизнедеятельности, которые являются приоритетными для человека в возрасте от семи до восемнадцати лет.

Ребенка надо поддержать, направить, помочь, но ненавязчиво, без назидания, отказаться от принятия ответственности на себя (педагогов и родителей) за все, что бы ни совершали дети, предоставить ребенку возможность самостоятельно принимать решения. Только в этом случае может быть достигнута цель школы - успех, сегодняшний успех. Школа должна быть самым безопасным местом для ребенка. Все, что порождает саму возможность озлобления, должно быть изменено. Злом детей не удержать, стандартами не заманить, успеваемостью не измерить.

У нас у всех разные планки победы, разные медали - золотые, медные, оловянные. Но важно, чтобы каждый ребенок получил свою. Только в этом случае создается ситуация успеха, а значит, стремление добиться чего-то большего, активизировать свои возможности, в конечном итоге полюбить мой предмет.

 

Игра как вид деятельности в воспитании активной жизненной позиции школьников

Активность, как качество деятельности, сама по себе
возникает не часто и является следствием целенаправленных
педагогических технологий. Такие технологии обладают

средствами, активизирующими деятельность ребенка. К ним относятся игровые технологии.

По определению Селевко Г. К., игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игра как один из видов деятельности сама по себе природосообразна ребенку. С самых первых шагов в своей жизни он играет. В игре учится произносить первые слова, к трем годам овладевает ролевой игрой - знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внутреннюю и внешнюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний, у него формируется воображение. Каждая игра - основный вид деятельности, представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, конструкторов, картона и пластилина и т. д. Для младших школьников учебная деятельность - игра. В этом возрасте для игры характерны яркость и образность. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру.

В подростковом возрасте игра носит общественно-полезный характер. У подростков наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение в обществе, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность, так как игра представляет собой учебно-ролевую деятельность.

Одним из видов игр являются педагогические игры. Они
обладают существенным признаком — четко поставленной целью
обучения и соответствующим ей педагогическим результатом,
которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и
характеризуются познавательной направленностью.

Педагогические игры в настоящее время все больше выходят на новый, высокий уровень и используются в практике разнообразно и продуктивно.

Мной разработан общий алгоритм проведения игры :

Решение о проведении игры (инициатива детей, инициатива педагога)

Определение целей и задач, выбор формы проведения, определение средств, методов, выработка условий ее проведения

Составление сценария игры

Подготовительный этап:

  1. Распределение заданий, поручений для участников

    Подбор литературы

    Отбор средств реализации

Проведение игры

Подведение итогов

Рефлексия:

Что понравилось \ не понравилось?

Что получилось хорошо и почему?

Что не удалось?

Что предлагаем на будущее?

Существует немало различных классификаций педагогических игр. В основе предложенной классификации игр - вид деятельности школьников:

двигательные (физические, спортивные, подвижные)

интеллектуально-развлекательные (предметные, сюжетно-
развлекательные, компьютерные, познавательные)

социальные (деловые, сюжетно-ролевые)

комплексные (коллективно-творческая, досуговая
деятельность)

Двигательные игры - самые разнообразные и многочисленные, так как они в значительной степени увеличивают физическую свободу ребенка, приносят радость движения, ощущение ловкости, сноровки. Еще это и демонстрация

физических возможностей, что гораздо реже проявляется в учебной и трудовой деятельности.

Напряженный вид современной жизни, большая учебная нагрузка вызывают повышенную утомляемость детей. Подвижная игра помогает снять с ребенка усталость.

Кроме физических качеств, подвижные игры развивают и психологические качества личности — волю, выдержку, организованность, коллективизм.

Практически любая игра познавательна. Однако существует особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче важных сведений, информации о мире, ориентированных на обучение ребенка. Это интеллектуально-развлекательные игры.

Бесспорно, учение не простой труд, но труд по сути своей радостный, так как приобщает к новому, неизведанному, интересному. Механическое запоминание, зубрежка не делают этот труд увлекательным, поэтому мы все чаще говорим об «учении с увлечением». В игре ребенок с большим интересом и охотой выполняет то, что вне ее кажется трудным и неинтересным. Одним из первых об этом сказал практик и реформатор школы, педагог В. А. Сухомлинскнй: «Ребенок по своей природе -пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, через неповторимое детское творчество -верная дорога к сердцу ребенка».

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка:

Предметные игры детей-дошкольников как манипуляция с
игрушками и предметами.

Творческие игры, направленные на практическую
деятельность.

Дидактические игры.

Строительные, трудовые, технические игры.

Игры - упражнения, игры - тренинги.

Отличительная черта творческих игр - активность

воображения. Это игры-путешествия и игры по типу телевизионных передач («Счастливый случай», «Своя игра», «Звездный час» и т. д.)

Я провожу гуманитарную игру «Умники и умницы» среди старшеклассников. Такие игры прошли к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина, игры, посвященные литературным местам Петербурга, эпохе Петра Первого, к 500-летию со дня рождения Леонардо да Винчи. Ребята активно принимают участие в этих играх, а победители проявляют себя как интеллектуалы и лидеры. Именно участие в интеллектуально — развлекательных играх помогло ребятам стать более свободными, уверенными в своих возможностях и способностях, добиться очевидных достижений.

Ежегодно провожу «Марафон знаний», а в прошлом учебном году провела его в форме ШТУРа – школьного теста умственного развития. По итогам ШТУРА победители из каждого класса встретились в финальных играх: шестиклассники - в игре «Звездный час», семиклассники и восьмиклассники - в «Своей игре», девятиклассники - в игре «Неслабое звено». Победитель в каждой параллели получает звание «Магистр школьных наук» и награждается грамотой на школьной линейке.

Данные игры - важная составляющая не только учебной, но и активной внеурочной деятельности.

Дидактические игры, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Они основаны на соревновании в знаниях. Как пример приведу литературные игры, такие, как «Эрудит», «Это интересно», «Петербург литературный». Отличительной чертой методики проведения этих игр является тщательная подготовка, изучение довольно большого объема художественных произведений того или иного писателя, поиск дополнительной информации по теории литературы, языка. Роль педагога помочь детям сориентироваться в большом количестве материала, целенаправленно его использовать. Дети учатся работать в команде, проявляют лидерские качества.

Еще одной группой интеллектуально-развлекательных игр являются игры - упражнения, игры - тренинги. Эта группа игр построена на самопроверке личных возможностей школьников. Цель данных игр и развивающая, и психотерапевтическая. Элементы тренинга используются мною в работе со зрителями, для знакомства с участниками мероприятий.

Все игры социальны в своей основе. Но все-таки есть игры с наибольшим социальным запасом и ориентацией на социализацию личности человека. К ним, прежде всего, относятся сюжетно-ролевые и деловые игры.

Сюжетно-ролевая игра - форма моделирования детьми, прежде всего социальных отношений, для них характерна свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, роли которых они берут на себя. Для ролевых игр важным является собственная инициатива, возможность самостоятельно принимать решение, умение присушиваться и считаться с мнением других участников игры. Это настоящая социальная практика ребенка, его реальное проживание и оценка той или иной ситуации, живое общение в коллективе, который формирует общественные качества личности.

Свойство ролевой игры - улавливать и отражать жизнь, изменения в ней. Выступая, как свободная деятельность, ролевая игра проявляется деятельностью активной и полезной. Ребенок, пропуская игровую жизнь через призму своего восприятия, включает воображение, фантазию. Такое сочетание реальности и выдумки является важнейшим сплавом ролевой игры.

Ролевые игры всегда «в кого-то» или «во что-то» и требуют наличие сюжета и ролей. Это всевозможные театрализованные постановки, которые являются одной из любимых форм работы старшеклассников нашей школы.

Мои дети - участники постановки «Такой разный колобок», «Старая добрая сказка», спектакля по рассказу В. Шукшина «Три грации», инсценировок по басням И.А. Крылова.

Широкую инициативу и активность позволяют проявить детям комплексные игры. Этот вид игр соединяет в себе разнообразные творческие задания, действия, игры, которые составляют одно целое, дающие один педагогический эффект.

Организация в школе дней самоуправления - это комплексная игра. Ученики выступают в роли учителей, их помощников. Они играют взрослые роли, относятся к ним со всей серьезностью и ответственностью не только за себя, но и за своих подчиненных, а в конечном итоге за всю школу и ее учеников. Кроме того, что тщательно готовлю своих детей, подбирая интересные задания к урокам русского языка и литературы, ребята сами придумывают различные творческие задания, контролируют их выполнение. Разнообразие игровых ролей, положений дает им право свободного выбора, выход на самоорганизацию и самооценку. Несомненно, такой вид деятельности - это высшее проявление активности детей в школьном коллективе, которая перерастает в черту характера детей.

 

Заключение

Игра - понятие многогранное, но назначение всех игр одно - будить мысль ребенка, приобщать к миру познания, развивать познавательную активность. Игры бескорыстны, через них идет нескончаемый поток информации, которую дети в игре обогащают, и потому их фантазия становится более насыщенной, содержательной, интересной.

Игра одновременно - развивающая деятельность, принцип, метод, форма жизнедеятельности, сотрудничество, содружество, сотворчество со взрослыми, посредник между миром взрослого и ребенка.

Игра как вид деятельности позволяет воспитывать активную жизненную позицию школьников.

Анализируя уровень воспитанности своих выпускников, я увидела, что приоритеты располагаются таким образом (по шкале от 1 до 5 баллов):

человечность (доброта и сострадание как качество личности) - 4,8

активная жизненная позиция (сознание прав и обязанностей человека в обществе) - 4,5

мировоззрение - 4,3

характер - 4,2

ответственность – 4

Выпускники определяют для себя особо значимыми общечеловеческие ценности: доброту и сострадание, активную жизненную позицию. И это становится их приоритетной позицией жизни в обществе.

Ученики, которые стали лидерами, активистами, организаторами игр остаются такими в своей взрослой жизни. Они быстро адаптируются к студенческой жизни, проявляют свои организаторские способности.

И я уверена, что они найдут достойное место в своей жизни и жизни страны. В этом и есть смысл моей работы.

 

 

Литература

 

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В.Финогенов, В.Э. Филиппов. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001.

Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М., 1994.

Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличный материал! Спасибо!

27 August 2019

Хорошая работа! Спасибо!

28 August 2019

Спасибо, Оксана Борисовна.

1 December 2019