12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рзаева Елизавета Зохрабовна1952
ДЕТИ- ЭТО НАШЕ БУДУЩЕЕ. БУДУЩЕЕ НАШЕЙ СТРАНЫ.
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

Департамент образования и социально-правовой защиты детства

Администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Детский (подростковый) центр «Агнес»

Детский подростковый клуб «Импульс»

 

Методическая разработка

Тема:

«Изучение мировых композиторов детьми 1 года обучения»

Разработал: Рзаева Елизавета Зохрабовна

Педагог дополнительного образования

высшая квалификационная категория

Нижний Новгород

2019

Пояснительная записка

 Музыка, которую в народе зовут «классикой», обладает более сложной музыкальной структурой. Исследователи считают, что именно эта «комплексность» академической музыки и влияет на развитие участков мозга, отвечающих за решение пространственных задач.

Это, безусловно, не значит, что другая музыка бесполезна. 

На протяжении веков музыка признавалась незаменимым средством развития духовной культуры человека.

Во многом — из-за своего эмоционального воздействия на нас.

Музыка, играет важную роль в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.

Музыкальные занятия содействуют воспитанию влияний многих положительных качеств на формирование личности ребенка. Объединяют детей общими радостными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества.

 Влияние музыки, непосредственно воздействует на чувство ребенка, формирует его моральный облик. 

Музыка, обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры.

Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.

Значимость музыки в нашей жизни неоспорима.

Жаль, но в современном мире все реже удается слышать концерты классической музыки. Их уже не транслируют, как в старые добрые советские времена, не смотря на существование большого количества каналов культуры и искусства.

Популярность ее со временем падает. Возможно, человечество по этой причине постепенно утрачивает свои духовные ценности, общество становится более черствым, теряет способность сопереживать ближнему.

Нужно сохранять наше духовное богатство: ходить в музеи, посещать концерты классической музыки, читать классическую литературу, приучать к этому наших детей.

Актуальность классической музыки:
* Нравственное развитие;

* Патриотическое развитие;
* Эмоциональное развитие;
* Интеллектуальное развитие;

* Социальное развитие.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Цели и задачи

Цель: развить интерес и эстетический вкус воспитанников к русской и зарубежной классической музыке.

Задачи:

* Научить детей анализировать и сравнивать русские и зарубежные музыкальные произведения;

* Сформировать и развить способность слышать симфонический оркестр, инструментальное соло и голос;
* Научить детей определять музыкальные жанры;

* Научить детей определять средства музыкальной выразительности;
* Развить зрительную память;

* Развить интерес к классической музыке;

* Воспитать музыкальную культуру.


 


 


 


 


 


 

Психолого - педагогическое объяснение специфики и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями

Детский организм это организм вечно развивающийся.

Ребенок , как и взрослый , запоминает мелодии, напевает их , расширяя таким образом свои музыкальные знания и опыт. Поэтому задача обучения должна заключаться в том, чтобы подготовить подрастающих ребят такими знаниями и умениями, которые позволят им грамотно и заинтересованно участвовать в музыкальной жизни, использовать музыку для повышения своего культурного уровня и для развития собственной личности.

Подлинное музыкальное впечатление должно возникнуть непосредственно в момент звучания произведения. Информация, полученная после прослушивания, способствует более глубокому впечатлению при повторном прослушивании. Активное, сознательное слушание музыки требует сформировавшегося слушательного опыта. Музыкальная память учащихся должна быть развита настолько, чтобы он мог запомнить и отличать друг от друга услышанные мелодии.

Слушания музыки ориентирую на два момента, стимулирующих активную музыкальную деятельность: на музыкальное соучастие и на сознательное умственное прослеживание звучания.

Музыкальное это тихое напевание или пение с закрытым ртом мелодии, части мелодий или характерной, поддающейся напеванию темы, фиксировании сильной доли текста или вида текста посредством тихого отстукивания или похлопывания, подчеркивания ритма важной темы или мотива.

Сознательное это фиксирование внимания учащихся с помощью наглядных средств (картинок к произведениям) которые будучи усвоены сознанием учащихся, помогают им в процессе слушания музыки сконцентрируют свои мысли на существенных особенностях музыкального произведения : его содержании, на исторических связях.

Связь между звуковым восприятием и умственным сопереживанием.

Знание классической музыки, формируют свой художественно – эстетический вкус и опыт, фантазию, эмоциональность, музыкальный багаж.

На протяжении всего образовательного процесса ребята учатся не только профессиональным навыкам, но и умению дружить, помогать друг другу, уважать и ценить, как себя, так и окружающих, и самое главное- любить прекрасное, любить свою Родину. Дети взаимодействуют со своими сверстниками и педагогом.

Концептуальные основы

Работа с детьми в вокальном объединении «Мажоринки» строится на общегуманистических и художественно - педагогических принципах:

Принцип гуманизации. Личность воспитывается личностью. Гуманистическое педагогическое взаимодействие предусматривает личностный рост учителя и учащихся, их совместное личностное развитие, создание благоприятных условий для выявлений и культивирования в каждом ребенке индивидуально специфичных элементов общей и специальной одаренности.

Принцип гармонизации личности и среды. Развитие интересов, способностей, формирование такой личности, которая будет в единстве с миром, людьми и с самим собой.

Принцип активности и сознательности. Выражается в том, что необходимо приучать ребенка к постановке вопросов, как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и решения.

Принцип наглядности. Основан на особенностях развития мышления ребенка, которое развивается от конкретного к абстрактному. Наглядность повышает интерес ребенка к знаниям и делает процесс обучения более легким.

Принцип доступности. Выражается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения и недоступности его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.

Принцип систематичности и последовательности обучения предусматривает глубокое осмысление учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению, систематизации и обобщению изученного материала.

Принцип прочности обучения и его цикличности предполагает, чтобы ребенок совершал в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: воспринимал и осмысливал учебный материал, запоминая его и повторяя.

Принцип мотивации, развитие внутренней мотивации предусматривает осознание необходимости обучения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможности общения, похвала от значимых лиц, стремление оказаться в центре внимания.

Принцип образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения:

тщательная подготовка педагога к занятиям;

выбор таких методов обучения, которые активизировали бы мышление детей;

связь теории с практикой, обучения с производительным трудом учащихся, формированием их взглядов и убеждений.

10. Принцип взаимодействия:

на уровне взаимоотношения между педагогом и подростком в процессе занятий;

взаимодействие обучающихся как партнеров по творческой деятельности.

Ожидаемые результаты

Ребенок должен знать:

* Уметь анализировать и сравнивать произведения русских и зарубежных композиторов;
* Знать советских композиторов;
* Уметь с помощью картинок запомнить произведение;
* Уметь слышать симфонический оркестр, инструментальное соло и голос;

* Знать известные музыкальные произведения;
* Знать музыкальные жанры;
* Знать средства музыкальной выразительности;

* Знать историю музыки.

Содержание занятия

История возникновения музыкально искусства;

Знакомство с композиторами;

Средства музыкальной выразительности в произведениях;

Музыкальные жанры;

Изучение наглядного материала;

Загадки для детей;

Прослушивание произведений.

Начало урока

В Древней Греции музыкальному искусству отводилась лидирующая позиция в воспитании.

Пифагор считал, что музыка является проявлением космической гармонии и способна создавать у людей такую же гармонию и внутренний порядок, как в космосе.

Аристотель не только обращал внимание на педагогическую роль музыки, но и отдавал должное её терапевтическому значению, утверждая, что музыка способна благотворно влиять на человека, сглаживая его психические переживания.

Периоды развития:

Ренессанс

Самый длительный период в истории классической музыки, охватывающий 1400-1600 гг. Эпоха Возрождения и бурного развития искусства, оставившая в мировой музыкальной традиции произведения таких композиторов, как Томас Луис де Виктория, Джованни да Палестина, Томасс Таллис и в том числе музыкальное творчество Шекспира.

Барокко

Эпохе Барокко (1600-1750 гг.), следующей за Ренессансом, характерны более сложные музыкальные формы, появление новых жанров, разнообразие жанров, полифония. Именно в эпоху Барокко получила расцвет опера и стали популярными композиторы, которых слушают и наследуют по сей день: Иоганн Себастьян Бах, Антонио Вивальди, Георг Фридрих Гендель.

Романтизм

В эпоху романтизма активно развивались формы, жанры и идеи музыки классицизма. Произведениям этого периода характерна эмоциональная выразительность, драматичность. Именно в это время получают развитие многие песенные жанры, в частности, баллады. Особой популярностью пользовалась фортепианная музыка, к примеру, произведения Шопена и Листа.

Классицизм

Эпоха классицизма в развитии классической музыки ограничивается периодом 1750-1830-х гг., с которым неизменно соотносят имена композиторов Венской школы – Моцарта, Гайдна, Бетховена. Внутри эпохи классицизма выделяют переходный период, между смертью Иоганна Себастьяна Баха в 1750 году и зрелым творчеством Моцарта в 1770-е гг. Этот период имеет свое французское имя – «Galante».


 

Развитие традиционной классической музыки в России началось сравнительно поздно из-за запрета Православной церкви на светскую музыку. Начиная с царствования Ивана Грозного, царский двор пригласил западных композиторов и музыкантов восполнить возникший пробел. К моменту правления Петра I они находились при дворе на регулярной основе. Несмотря на то, что Пётр I не любил музыку, он воспринимал европейскую музыку как символ цивилизации и способ вестернизации страны; основание Санкт-Петербурга по западному образцу поспособствовало распространению европейской музыки среди высших слоёв общества. Увлечение итальянской оперой при дворе во время правления императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II также помогло распространить интерес к западной музыке среди аристократии. Это увлечение стало настолько распространённым, что многие даже не знали, что существуют русские композиторы.

Русские композиторы

Михаил Иванович Глинка.

Один из великих русских композиторов, который смог своей музыкой и своими произведениями завоевать сердца многих людей, причем не только в нашей стране. По выражению В. В. Стасова, «оба (Пушкин и Глинка) создали новый русский язык- один в поэзии, другой в музыке».

Для оперы «Руслан и Людмила» Глинка написал много прекрасной музыки. Но, пожалуй, самым знаменитым её отрывком является «Марш Черномора». Но в произведениях А. С. Пушкина два Черномора. Один - добрый , это дядька Черномор из «Сказки о царе Салтане». А другой - злой волшебник из поэмы «Руслан и Людмила».

Нужно обратить внимание на то, как он начинается: сначала грозная мелодия нарисует нам появление Черномора, а потом другая мелодия - высокая и звонкая, в исполнении колокольчиков- напомнит о том, что этот герой сказочный и бояться его не стоит.

Модест Петрович Мусоргский.

Русский композитор, член «Могучей кучки». Работал в различных жанрах: в его творческом наследии оперы, оркестровые пьесы, циклы вокальной и фортепианной музыки, романсы и песни, хоры. В творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты, но самобытность его при жизни не была в полной мере оценена.

Пьеса «Избушка на курьих ножках» одна из десяти фортепианных пьес образующий цикл «Картинки с выставки». Она навеяна рисунком Гартмана, на котором были изображены часы в виде избушки Бабы- Яги. Фантазия композитора оказалась щедрой. В эскизе художника он увидел целую сценку в духе русских народных сказок, где есть и фантастический полёт Бабы-Яги, и чудеса глухого таинственного леса.

Пётр Ильич Чайковский.

Композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик. Как композитор-профессионал Чайковский сформировался в 1860-1870 годы. Он был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес.

  Многие пьесы «Детского альбома» свидетельствуют о любовном отношении П. Чайковского к детям.

 «Болезнь куклы» - первая по-настоящему печальная пьеса в цикле; вторая - и последняя – «Похороны куклы». И хотя музыка выражает детские эмоции, мы знаем, что порой эти переживания в детстве бывают более сильными, чем во взрослом возрасте, во всяком случае, они часто охватывают все существо ребенка.

Зарубежные композиторы

Вольфганг Амадей Моцарт

Австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Он обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Самый молодой член Болонской филармонической академии за всю её историю.

Кто же не знает нежной и гармоничной колыбельной «Спи, моя радость, усни». Мелодия настолько удобна для голоса, что получила самое широкое распространение за свою более, чем 200 летнюю историю. Практически все сейчас знают и слова этой колыбельной.  И до недавнего времени большинство издателей нот и исполнителей были уверены, что музыка эта – В.А. Моцарта. На самом деле, это не так.

В 1825 году вдова Моцарта Констанция послала эту колыбельную издателю сочинений Моцарта, заметив: «Сочинение премилое, 
по всем признакам моцартовское, непосредственное, изобретательное». Три года спустя колыбельная «Спи моя радость, усни» была напечатана в приложении к биографии Моцарта, которую Констанция написала вместе со своим вторым мужем Георгом фон Ниссеном.  

Людвиг ван Бетховен Немецкий композитор и пианист, последний представитель «венской классической школы». Бетховен - ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом.   В пьесе Л. Бетховена «Весело - грустно» — две мелодии. Одна веселая, игривая, другая печальная, ласковая. В пьесе три части. В первой части звучит веселая мелодия, во второй — грустная. Но вот снова повторяется, возвращается веселая музыка (в третьей части), и мы понимаем, что грусть была мимолетной, взгрустнулось ненадолго, что вернулось светлое настроение. Смысл этой пьесы был бы другой, если бы не повторялась снова первая часть (веселая мелодия). Тогда мы бы почувствовали и поняли, что пьеса заканчивается грустно. Полный список композиторов изучающихся на уроке:

* М. Мусоргский- «Избушка на курьих ножках» (из цикла «Картинки с выставки»);

* Н.Римский – Корсаков «Полёт шмеля» («Сказка о Царе Салтане»);

* М.И. Глинка- «Марш Черномора» (из сюиты «Руслан и Людмила»); * П.И. Чайковский- «Болезнь куклы» (из «Детского альбома»); * Л.В. Бетховен - «Весело - грустно»; * В.А. Моцарт- «Колыбельная»; *Вивальди - «Времена года»;
* К.Сен-Санс- «Аквариум» (из цикла «Карнавал животных»);
* Р.Шуман- «Дед Мороз» (из цикла «Альбом для юношества»);
* Э.Григ - «В пещере Горного короля» (из сюиты «Пер Гюнт»);
Советские композиторы

* Г.Свиридов- «Тройка» (из цикла «Метель»);

* Д. Кабалевский - «Клоуны».

Современные композиторы:
Детские песни современных композиторов наполнены жизнерадостностью и оптимизмом. Наиболее знаменитые композиторы- Г. Гладков и В. Шаинский. Они, пожалуй, написали наибольшее количество детских мелодий. Среди них, и танцевальные и просто весёлые, поднимающие настроение.
Г. Гладкову принадлежат песни из таких известных фильмов, как:

«Дети капитана Гранта», «Красная шапочка», мультфильмов «Пластилиновая ворона», «По щучьему веленью», «Про Федота- стрельца» и т.д.

Ещё одна легенда современных детских мелодий- В. Шаинский.

Его песни стали практически народными - настолько часто они поются.

Всего В. Шаинский создал их более трёхсот. Все знают такие музыкальные мультфильмы, как: «Чебурашка», «Крошка енот», «Мама для мамонтёнка» и т.д.

Полный список композиторов изучающихся на уроке:

*Г. Гладков
*В. Шаинский
*Е. Крылатов
*М.Дунаевский

Средства музыкальной выразительности в произведениях.

Мелодия - бывает: восходящая, нисходящая, скачкообразная, плавная, ровная.

Ритм - ровный, острый.

Штрихи - отрывисто, связно, подчёркнуто.

Динамика - тихо, громко, усиливая, затихая.
Регистр - высокий, средний, низкий.

Темп - медленный, умеренный, быстрый.

Лад - мажорный, минорный.

Жанр - род, вид музыкального произведения.
Тембр - инструменты, голос.

Музыкальные жанры.

Песня- мелодия и слова для исполнения голосом.

Танец- движение в темпе и ритме музыки.

Марш- движение в строю с чётким, размеренным ритмом.

Опера - действующие лица поют в сопровождении оркестра.

Балет - танцевальное действие с музыкой и танцем.

Симфония - большое многочастное оркестровое произведение.

Сюита - разнохарактерные пьесы, объединённые общей темой.

Кантата - торжественная хоровая песнь.

Мюзикл - сценическое произведение развлекательного характера.

Музыкальные загадки.
*Тот, кто песни не поёт, а слушает, называется, ребята…(Слушатель)

*Нужен музыке не только «сочинитель», нужен тот, кто будет петь. Он…(Исполнитель)

*В театре очень интересно, когда в спектакле все поют. И музыку играл оркестр. Спектакль как же назовут? (Опера)

*Семь сестрёнок очень дружных, каждой песне очень нужных. Музыку не сочинишь, если их не пригласишь…(Ноты)

*Все герои спектакля на сцене танцуют – не поют, не играют и не рисуют... прекраснее спектакля в театрах нет, а называется он просто -…(Балет)

*Он руками машет плавно, слышит каждый инструмент. Он в оркестре самый главный, он в оркестре - президент! …(Дирижёр)

*Если текст соединить с мелодией и потом исполнить это вместе, конечно же, это-…(Песня)

*Ярко зал весь засверкал, приглашает всех на бал, попрошу ответить вас, что за танец этот…(Вальс)

*Эту песню нам пела мама, когда колыбель качала…(Колыбельная)

*Он пишет музыку для нас, мелодии играет, стихи положит он на вальс. Кто песни сочиняет?... (Композитор)

Первые шаги

Упражнение №1. История музыкального искусства.

Задачи: знать периоды развития музыкального искусства, и её возникновение в России.

Упражнение №2. По цветным картинкам знакомимся с композиторами, их биографией.

Задачи: стараемся визуально запомнить характерные черты, должны знать русских, зарубежных и советских композиторов, запоминающиеся моменты из биографии, знать их произведения.

Упражнение №3. Средства музыкальной выразительности в произведениях.

Задачи: суметь дать краткое определение значениям, и слышать их в произведении.

Упражнение №4. Музыкальные жанры.

Задачи: суметь дать краткое определение значениям, слышать их в произведениях.

Упражнение №5. Изучение наглядного материала.

Задачи: раскладываем иллюстрации к произведениям русских композиторов (изучаем, проговариваем). Потом зарубежные композиторы (изучаем, проговариваем, обсуждаем), тоже проделываем с советскими композиторами.

Упражнение №6. Музыкальные загадки.

Задачи: уметь правильно ответить на вопрос, благодаря полученным знаниям.

Упражнение №7. Прослушивание произведений.

Задачи: опираясь на полученные знания подобрать нужную карточку и найти пару в образе композитора.

Работа над оркестровой интермедией «Полёт Шмеля» из «Сказки о Царе Салтане» Н. Римского- Корсакова.

Требования к произведению:

- носит воспитательный характер;

- побуждает чувство сопереживания;

- создаёт положительную атмосферу на занятии, снижает эмоциональное напряжение;

- вызывает яркую эмоциональную отзывчивость к музыке.

I этап

1. Знакомство с композитором с историей произведения

Н. Римский – Корсаков русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений - 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Оркестровая интермедия - «Полёт шмеля»  написанная Николаем Римским-Корсаковым для его оперы «Сказка о царе Салтане», сочинённой в 1899—1900 годах. Интермедией заканчивается третий акт, в котором Лебедь-птица обращает князя Гвидона в шмеля, чтобы он мог слетать к своему отцу (который не знает, что Гвидон жив).

«Полёт шмеля» известен благодаря своему бешеному темпу исполнения: тональности меняются почти непрерывно, со скоростью вплоть до шестнадцатых. Таким образом, основной трудностью для музыканта является не высота или диапазон звука, а чисто физическая возможность двигать смычок взад-вперёд со столь колоссальной скоростью.

2. Знакомство с виртуозами- одиночками.

а) восприятие – прочтение стиха из сказки;

б) беседа о скорости играющих инструментов;

в) восприятие – прослушивание симфонического оркестра, солирующего инструмента, отдельных знаменитых исполнителей;

г) определение голосов по тембру.

(Гвидон спускается с берега в море. Из моря выплывает шмель, кружась около Лебедь-Птицы.)

ЛЕБЕДЬ-ПТИЦА:

Ну, теперь, мой шмель, гуляй,

Судно в море догоняй,

Потихоньку опускайся,

В щель подальше забивайся.

Будь здоров, Гвидон, лети,

Только долго не гости!

(Шмель улетает.)

Оригинальная версия оперы распределяла особенно быстро исполняемые отрывки между двумя скрипачами в тандеме, спустя век после написания «Полёт» стал классической презентацией виртуозов-одиночек (вне зависимости от того, используют ли они скрипку или какой-нибудь другой музыкальный инструмент.

- поп-певец Витас включил вокальное исполнение «Полёта» в свою песню «Прелюдия».

- 2002 году гитарист-виртуоз Виктор Зинчук был занесён в Книгу рекордов Гиннеса, как музыкант, исполнивший этот музыкальный фрагмент в рекордном темпе — 270 ударов в минуту или 20 нот за секунду.

- американская метал-группа Manowar в 1988 году записала версию «Полета» в «тяжёлой» аранжировке. Основную партию сыграл бас-гитарист Джоуи Де Майо на бас-гитаре-пикколо. Запись вошла в альбом под названием «Жало шмеля».

- бразильский рок-гитарист Тьяго Делла Вега в 2008 году поставил рекорд самого быстрого исполнения «Полёта шмеля» на гитаре — со скоростью 320 ударов в минуту. Рекорд внесён в книгу рекордов Гиннеса.

 

Полезно слушать одно и то же сочинение в исполнении разных музыкантов. Это создаст почву для сравнений, сопоставлений, расширит кругозор.

II этап

  • Разбор исполняемого материала;

Слушания музыки ориентирую на два момента:

а) музыкальное соучастие - это тихое напевание или пение с закрытым ртом мелодии, части мелодий или характерной, поддающейся напеванию темы, фиксировании сильной доли текста или вида текста посредством тихого отстукивания или похлопывания.

Дети совместно с педагогом выполняют движения с одновременным проговариванием.

Какие длительности звучат: длинные или короткие? Почему ?

В мелодии есть много повторов. Так композитор показал полет шмеля.

б) сознательное это фиксирование внимания учащихся с помощью наглядных средств (картинки) которые будучи усвоены сознанием учащихся, помогают им в процессе слушания музыки сконцентрируют свои мысли на существенных особенностях музыкального произведения : его содержании.

Связь между звуковым восприятием и умственным сопереживанием.

в) физическое движение- все дети, под музыку «летают» по классу, изображая каждый своего «шмеля».

             «Отправляемся в полет,                      (машут руками)

               Шмель волшебный нас зовет,           (манят к себе)

               Все, к чему он прикоснется,              (берутся за руки)

               Музыкою обернется»                         (руки вверх)

г) беседуем о прослушанном материале, давая свою характеристику.

-Читаем отрывок из сказки.

Тут он очень уменьшился,

Шмелем князь оборотился,

Полетел и зажужжал;

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корму – и в щель забился.

III этап

Борьба между стремлением человека к счастью и свету, к справедливости.

Музыкальная пьеса "Полет шмеля" является заключительной третьего акта оперы "Сказка о царе Салтане" либретто написано Бельским по известной сказке Пушкина А. С. Птица-Лебедь превращает Гвидона в шмеля, что бы он смог слетать к своему отцу, который не знает, что он жив.

а) два лейтмотива, использованных в «Полёте», которые ранее в опере сопровождали появление князя Гвидона.

Царевич Гвидон летит к царю Салтану, а заодно, пользуясь своим превращением, хочет ужалить, т.е., наказать старуху Бабариху.

Композитор сумел музыкальными средствами передать полёт, и даже жужжание насекомого.

- Использование полученных знаний:

- Опрос после прослушивания ансамбля скрипачей Большого театра;

Вопросы:

- Что мы прослушали? ( «Полет шмеля»)

- Какой характер музыки? (веселая или грустная).

- Какой темп музыки: медленный или быстрый?

- Какой регистр: высокий, средний, низкий?

- Как звучит :громко или тихо?

- Кто исполняет мелодию?

- Какие инструменты вы слышите?

- Какой инструмент солирует? (скрипка)

- Кого изображают скрипки? (шмеля)

 - Кто изображен в этой музыке? (шмель).

 - Кто из сказочных героев Пушкина превращался в шмеля? (Гвидон)

 - Как называется эта сказка?

Список литературы

  1. Абызова, Елена Николаевна.

Модест Петрович Мусоргский [Текст] / Абызова Елена Николаевна. - М. : Музыка, 1985. - 158 с. : [59] л. ил. - (Русские и советские композиторы) (Библиотечная серия).

2.Белецкий, Игорь Валентинович.
Антонио Вивальди 1678-1741 : краткий очерк жизни и творчества [Текст] : популярная монография / Белецкий Игорь Валентинович. - Л. : Музыка, 1975. - 86 с. : ил.

3. Великие композиторы [Текст] : жизнь и творчество. № 2. - 2006. - 16 с.:

Бах; Моцарт; Бетховен; Мейербер; Шопен; Шуман; Вагнер [Текст] : [биогр. очерки] / [сост. ЛИО Редактор]. - Санкт-Петербург : ЛИО Редактор : Глория : Кристалл, 1998. - 576 с. : ил. - (Жизнь замечательных людей. Биографическая б-ка Ф. Павленкова).

4. Зорина, Ангелина Петровна.
Могучая кучка [Текст] : популярная монография / Зорина Ангелина Петровна. - 2-е изд. - Л. : Музыка. Ленингр. отд-ние, 1973. - 95 с.

5. Летова, С.Г.

Эдвард Григ [Текст] / С. Г. Летова. - М. : Музыка, 1974. - 56 с. : ил. - (Рассказы о музыке для школьников).

6. Ливанова, Тамара Николаевна.
Глинка. Творческий путь [Текст] : в 2 т. / Ливанова Тамара Николаевна, В. В. Протопопов ; АН СССР, Ин-т истории искусств. - М. : Гос. муз. изд-во, 1955.
Т. 2. - 1955. - 480 с. :

7. Кунин, Иосиф Филиппович.
Римский-Корсаков [Текст] / Кунин Иосиф Филиппович. - М. : Мол. гвардия, 1964. - 240 с. : [16] л. ил. - (Жизнь замечательных людей. Вып. 10 (385). Серия биографий).

8. Калинина, Наталья Анатольевна.
Чайковский П.И. [Текст] : повесть / Калинина Наталья Анатольевна ; [оформ. А. Савельева]. - М. : Дет. лит., 1988. - 142 с. :

9. Непомнящий, В.С.
Свиридов : [о творчестве композитора] [Текст] / В. С. Непомнящий
// Наш современник. - 2005. - № 1. - С. 143-151.

10. Рубанова, Н.
Восьмая нота [Текст] / Н. Рубанова
// Нижний Новгород. - 2014. - № 3. - С. 31-46.

11. Сто великих композиторов [Текст] / [авт.-сост. Д.К. Самин]. - М. : Вече, 2006. - 576 с. - (100 великих).

12. Третьякова, Лилия Сергеевна.

Русская музыка XIX века [Текст] : кн. для учащихся ст. классов / Третьякова Лилия Сергеевна. - М. : Просвещение, 1976. - 207 с. : ил.

13. Я познаю мир. Великие композиторы [Текст] : энциклопедия / [авт.-сост. Т.Ю. Кравченко ; худож. М.Ю. Матросов, О.А. Васильев]. - М. : АСТ : Астрель, 2005. - 397 с. :

Интернет ресурсы

http://www.mota.ru/wallpapers/source/id/12575

http://www.serialsinfo.ru/zvezdnye_voiny_(foto).f.1771

http://www.1zoom.ru/

http://newbrowse.ru/?m=201104&paged=8

http://compass44.ru/?do=tv&date=2010-11-18&programm=23634114

        


 


 


 


 

Изучение композиторов по картинкам


 


 


 

Движение под музыку

«Клоуны»


 

«Колыбельная»

Движение под музыку

«Аквариум»

Опубликовано в группе « «Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре»»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.