12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Баева Ольга Владимировна19
Россия, Томская обл., Томск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 50 г. Томска

Игровые технологии обучения, способствующие развитию логического мышления на уроках математики.

Баева О. В.

учитель начальных классов

Томск, 2018 г.

Игровые технологии обучения, способствующие развитию логического мышления

на уроках математики.

В каждой игре есть прежде всего рабочее

усилие и усилие мысли…»

А. С. Макаренко.

В условиях демократизации школы большое значение приобретает использование активных методов обучения и воспитания в преподавании общеобразовательных дисциплин, так как активные методы делают процесс обучения ярким, увлекательным и побуждают ребёнка учиться без принуждения.

Почему именно на развитии логического мышления возложена роль в достижении цели: развитие познавательных способностей учащихся?

Потому что основными чертами логического мышления являются: понимание материала как такового, беглость мысли, гибкость мысли (способность переключатся с одной идеи на другую), оригинальность ( способность подать идею, отличающуюся от других), любознательность, способность решать проблему (анализ и синтез). То есть, все те черты, которые так необходимы ребёнку для полного усвоения материала.

Очень часто при изучении тем на уроках математики я создаю проблемную ситуацию. Но такой способ не всегда обеспечивает активность мыслительной деятельности всех учащихся. Это происходит потому, что как правило, поставленную проблему решают сильные учащиеся, в то время как средние и слабые ученики только приступают к решению ( в силу своих индивидуальных способностей - медлительности, рассеянности, желания отсидеться и т. д.). Вывод: самостоятельно усваивают знания только сильные ученики, а остальные получают их в готовом виде, а значит у большинства учащихся не активизируется умственная деятельность.

Для меня, как для учителя остро встаёт вопрос о том, как добиться того, чтобы все учащиеся понимали учебный материал в полном объёме, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным?

Одним из таких методов является игра, так как она выполняет мотивационно - побудительную, образовательно - обучающую, воспитательную функции.

В играх дети незаметно для себя, без особых усилий овладевают очень важными умениями: творчески решают математические задачи, могут определить конкретную трудность, найти пути её решения.

Например при закреплении табличных случаев умножения:

1. что вы видите?,

2. найдите закономерность и продолжите ряды чисел;

3. составьте свой ряд чисел по этому же правилу.

Или при закреплении темы «Порядок действий. Скобки»: найди простой способ вычисления суммы всех чисел от 1 до 20 и т. д.

(см. приложение):

1. “Найди лишнее», «Что общего?»;

2. Игра «Математические бусы»;

3. Ребусы;

4. Задачи в стихах;

5. Задачи на развитие логики;

6. Логические концовки;

7. Геометрический материал;

8. Математические головоломки;

9. Математические фокусы;

10. Игра «Кто быстрее?»;

11. Игра «Не собьюсь»;

12. Игра - молчанка;

13. Задания на внимание «Выбери фигуру»;

14. Игры «Десант», «Куда причалят лодки?», «Футбол»;

15. Цифровой диктант.

Игра может быть как фрагментом урока, так и занимать весь урок.

После изучения темы или раздела в качестве итогового я провожу нестандартный урок. Это может быть урок - сказка, урок - путешествие, урок - конкурс, интеллектуальная игра, литературная викторина, математический вечер, урок - КВН, познавательно - развлекательная программа, игровой практикум, урок - аукцион, игра читателей, развивающая ролевая игра, почемучкина игра, урок - обзор и т. д.

Использование игровых технологий на уроках способствует возникновению и проявлению активности, стимулируют познавательную активность всех учащихся, что особенно важно для слабо успевающих учеников. У детей становится лучше речь, учащиеся самостоятельно делают выводы, могут перенести знания и умения в новую ситуацию, становится шире круг их интересов, могут видеть альтернативу решения и найти оригинальный способ решения. Исчезают робкие и стеснительные ученики. Во время игры учащиеся проявляют заинтересованность, способность концентрировать своё внимание, работоспособны. У детей появляется желание ещё лучше учиться и больше узнавать нового.

И своё выступление хотелось бы закончить словами педагога - новатора В. Волиной: «Когда учиться интересно, легко учиться, хочется учиться, радостно учиться. А счастливого ребёнка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал…».

Приложение .

1. “Найди лишнее»

Какое число лишнее в каждом ряду: 23 74 41 14

40 17 60 50

Что общего?»

Что общего в записи чисел каждой строки: 12 24 20 22

30 37 13 83

2. “Математические бусы».

Чтобы бусы не рассыпались, вставь правильно знак (число) (наглядность).

4. Задачи в стихах.

У меня и Эллочки У стола 4 ножки,

Десять счётных палочек. А вопрос таков:

Две из них сломались Сколько вместе будет ножек

Сколько же осталось? (8) У 17 столов? (68)

5. Задачи на развитие логики.

* На столе стояли 3 стакана с ягодой. Коля съел 1 стакан ягод. Сколько стаканов осталось? (3)

* Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый из них? (3)

6. Логические концовки.

* Если стол выше стула, то стул…(ниже стола).

* Если сестра старше брата, то брат…(младше сестры).

7. Геометрический материал.

Какие геометрические фигуры вы видите на этих рисунках? (наглядность).

8. Математические головоломки.

При помощи математических действий составьте число 100 из пяти единиц.

(111 - 11 = 100)

9. Математические фокусы.

Загадай число от 1 до 10. Отнимите 1, результат умножьте на 2, из произведения вычтите задуманное число, скажите результат. (Прибавив к результату число 2 , можно отгадать задуманное).

10. Игра «Кто быстрее?».

Кто быстрее найдёт все числа от1 до 20, записанных на листе ватмана вразброс.

11. Игра «Не собьюсь».

Счёт до 20. Вместо чисел, делящихся на 3 без остатка, говорим «не собьюсь» и хлопаем в ладоши.

12. Игра «Молчанка».

На доске ромашка из чисел. В серединке - действие, которое нужно выполнить с этими числами. Учитель молча показывает на числа, дети в уме производят действие и с помощью карточек обратной связи показывают ответ (наглядность).

13. Игра «Выбери фигуру».

На доске таблица, заполненная разными геометрическими фигурами по рядам. Последняя клетка пустует. Рассмотрев внимательно таблицу, дети должны назвать фигуру, которая должна быть в пустой клетке (наглядность).

14. Игры «Десант», «Куда причалят лодки?», «Футбол»,

Строятся по одному принципу. На доске записаны примеры. Пропущено число, арифметический знак или ответ. В зависимости от игры нужно вставить число, знак или ответ при помощи парашюта, футбольного мяча или лодочки (наглядность).

15. Цифровой диктант.

Если вы согласны с утверждением, сказанным мной, ставите 1, если нет - 0. В конце дайте итоговый ответ. Работу нужно выполнять в быстром темпе:

36+3-6=33

Сказка «Али - Баба и 20 разбойников»

55+53=98

Май в году по счёту пятый

Букв в русском алфавите 33

100-20+1=91

Чёртова дюжина - это 13. (Ответ: 1+0+0+1+1+0+1=4)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.