Методическое пособие «Повышение мотивации обучающихся к изучению физики через системно-деятельностный подход на уроках и во внеурочное время в соответствии с требованиями ФГОС ООО»
Н. В. Шалавина
Методическое пособие
«Повышение мотивации обучающихся
к изучению физики через системно-деятельностный подход на уроках и во внеурочное время в соответствии
с требованиями ФГОС ООО».
Воткинск, 2021
ББК 74.262.23
УДК 372.853
Автор:
Шалавина Н. В. – учитель физики первой квалификационной категории МБОУ СОШ №1 имени И. П. Чайковского г. Воткинска УР
Рецензенты:
Е.В. Чумакова – кандидат технических наук, доцент кафедры «Технология машиностроения и приборостроения» ФГБОУ ВО ИжГТУ имени М. Т. Калашникова.
Л.А. Сухарева – учитель физики высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 12 имени академика В. И. Кудинова, руководитель городского методического объединения учителей физики.
Н. В. Шкляева – учитель физики высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 1 имени И.П. Чайковского г. Воткинска Удмуртской Республики.
Шалавина Н.В. Методическая система: «Повышение мотивации обучающихся к изучению физики через системно-деятельностный подход на уроках и во внеурочное время в соответствии с требованиями ФГОС ООО» - методическое пособие, Воткинск, 2021.
В данном пособии представлена методическая система, разработанная автором, раскрыта сущность системно-деятельностного подхода в преподавании физики в основной общеобразовательной школе, показана роль современных образовательных технологий, способствующих повышению мотивации обучающихся.
В методическом пособии автор делится своим опытом и на примерах показывает возможности использования приемов и методов системно-деятельностного подхода на уроках физики и во внеурочной деятельности.
Методическое пособие имеет практический интерес для учителей физики. Педагоги могут использовать в своей практике полностью разработанные уроки или их отдельные элементы. В пособии наглядно показаны возможности реализации в учебном процессе различных цифровых электронных ресурсов, которые могут заинтересовать учителей- предметников.
Н. В. Шалавина, Воткинск, 2021__________________
ВВЕДЕНИЕ
«Главная цель обучения и воспитания- «дать человеку деятельность,
которая бы наполнила его душу.»
К.Д. Ушинский.
«Физика - удивительная вещь: она интересна, даже если в ней ничего не понимаешь» - эти слова неоднократного победителя Турниров Юных физиков Михаила Арова как нельзя лучше характеризуют предмет, который я преподаю в школе.
Мне предстоит не только научить школьников решать задачи по физике и показать действие основных физических законов, но и убедить их в том, что эти знания им нужны. Только когда ученики поймут, что физика пригодится для дальнейшего непростого существования в обществе, тогда они скажут: «НАДО!» и будут самостоятельно добывать знания, а я буду им помогать это делать.
Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:
• уметь самостоятельно приобретать знания;
• применять их на практике для решения разнообразных проблем;
•работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
• самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
• быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителем ставятся задачи:
формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами,
формирование универсальных учебных действий (далее УУД), обеспечивающих все учебные предметы,
формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Основной формой организации обучения является урок, следовательно, для того, чтобы выстроить урок в рамках системно-деятельностного подхода, необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока.
В теоретической части автор раскрывает сущность методической системы, технологии, методы и приемы системно-деятельностного подхода в обучении физике в основной общеобразовательной школе, работающей по ФГОС ООО. Особое внимание уделено конструированию современного урока.
Второй раздел носит чисто практический характер. Автор на конкретных примерах уроков и внеурочных мероприятий показывает применение методов и приемов, обращая особое внимание на практическую часть при изучении физики.
Тема работы весьма актуальна для современной школы: внедрение и развитие инновационных методов системно-деятельностного подхода является необходимым условием и требованием ФГОС ООО, оно позволяет повысить мотивацию обучающихся при изучении физики.
Методическая разработка может быть полезна не только для учителей физики, но и для учителей других предметов.
Автор данного пособия не претендует на полноту раскрытия излагаемой темы, обозначая лишь ключевые моменты. У каждого педагога есть возможность для творческого поиска.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В.А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». Это заставляет нас, учителей основной и старшей школы, задуматься о том, как учить и чему учить. В основе ФГОС ООО лежит системно – деятельностный подход. Автором разработана методическая система «Повышение мотивации обучающихся к изучению физики через системно-деятельностный подход на уроках и во внеурочное время в соответствии с требованиями ФГОС ООО».
Сущность методической системы заключается в создании условий для повышения мотивации к изучению физики для всех категорий обучающихся через системно-деятельностный подход на уроках и во внеурочное время в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Цель: активизировать учебный процесс и внеурочную деятельность по физике таким образом, чтобы обучающиеся хотели и умели получать знания через системно-деятельностный подход в соответствии с требованиями ФГОС ООО и могли их применять в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
Проанализировать нормативные документы, регламентирующие ФГОС ООО, ознакомиться с теоретическим материалом о системно-деятельностном подходе в преподавании физики.
Разработать рабочие программы по физике в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Определить технологии, методы, приемы системно-деятельностного подхода на уроках физике и внеурочных занятиях.
Разработать методические рекомендации по применению системно-деятельностного подхода для учителей физики.
Новизна заключается в реализации системно-деятельностного подхода на всех этапах учебного процесса для всех категорий обучающихся физике в основной общеобразовательной школе.
Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы при подготовке и планировании уроков физики, занятий по внеурочной деятельности.
Ожидаемые результаты: повышение мотивации обучающихся к изучению физики приведет к положительной динамике качества знаний по предмету, росту количества детей, занимающихся внеурочной деятельностью, увеличению количества призовых мест на различных конкурсах и олимпиадах, профессиональному росту самого педагога.
Основные педагогические принципы:
1) Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании.
2) Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире.
4) Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить обучающимся возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума.
5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках физики доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
6) Принцип вариативности предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.
Собственная методическая система обучения физике показана на диаграмме 1.
Диаграмма 1. Методическая система учителя физики.
Теоретическое обоснование методической системы в урочной работе.
Необходимый перечень документов для реализации методической системы:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями).
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Ильи Петровича Чайковского» города Воткинска Удмуртской Республики.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Перечень документов учителя для реализации данной методической системы:
Рабочие программы учителя приведены в соответствие с требованиями ФГОС ООО и выше перечисленными документами. Аннотации к рабочим программам и рабочие программы опубликованы на сайте школы и на сайте учителя.
Рабочая программа по физике для 7,8,9 класса;
Рабочая программа «Занимательная физика»;
Адаптированная рабочая программа (для детей с ОВЗ);
Рабочая программа элективного курса «Практикум по решению физических задач»;
Подпрограмма «Одаренные дети»;
Подпрограмма «Открытая школа для всех».
Обоснование применения учителем технологий, методов и приемов системно-деятельностного подхода
Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Основные задачи образования сегодня – не только вооружить ученика фиксированным набором знаний, но и сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать, а в том, что он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования.
Системно-деятельностный подход не разрушает «традиционную» систему образования, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов.
Реализация на уроках физики системно-деятельностного подхода может быть осуществлена путем применения следующих технологий:
- технология «создания» обучающимися нового знания на уроке;
- технология обучения применению отдельных элементов знания;
- технология систематизации знаний в процессе решения физических задач;
- технология минипроектов.
Смысловая суть этих технологий показана на диаграмме 2.
Диаграмма 2. Смысловая суть применяемых технологий.
Рассмотрим данные технологии более подробно.
1.Технология "создания" обучающимися нового знания на уроке
Цель: организовать системно-деятельностное обучение по принципу поисковой учебно-познавательной деятельности обучающихся, т.е. по принципу «открытия» ими научных фактов, явлений, законов, методов исследования и способов приложения знаний на практике.
Виды деятельности, которые можно использовать на уроке физики при получении различных категорий знаний (категории прописаны в ФГОС ООО):
Основные категории знаний | Деятельность, адекватная знанию данного категории |
Понятие о физическом теле | Создание понятия о физическом теле. Распознавание реальных объектов, соответствующих понятию «тело». Создание объектов, соответствующих понятию. |
Понятие о физическом явлении | Создание понятия о физическом явлении. Распознавание явления в конкретных ситуациях (КС). Воспроизведение явления в КС. |
Понятие о физической величине | Создание понятия о физической величине. Определение значения физической величины в КС. Воспроизведение КС с заданным значением физической величины. |
Физический закон | Установление физического закона. Нахождение значений величин, входящих в закон, в КС. Объяснение и предсказание поведения объектов КС. Воспроизведение КС, подчиняющихся закону. |
Научный факт | Установление научного факта. Распознавание КС, соответствующих научному факту. Воспроизведение КС, соответствующих научному факту. |
Физическая теория | Создание физической теории. Объяснение известных явлений, законов. Предсказание новых объектов, явлений, законов. Объяснение и предсказание поведения объектов в КС (качественные задачи). Нахождение величин, характеризующих явление в КС (расчетные задачи). |
Измерительные приборы и технические устройства | Разработка (ремонт) измерительного прибора или технического устройства. Измерение величин в КС или эксплуатация технического устройства. |
Таблица 1. Виды деятельности при открытии нового знания по физике.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Приемы и методы:
на этапе создания понятия:
-рисование чего-либо,
-проблемный опыт,
-интересный факт,
-пословица и поговорка,
-ассоциативный ряд,
-незаконченная фраза,
-вопросительные слова…
на этапе распознавания понятия:
-кластер,
-обратный кластер,
-неработающий прибор,
-синквейн,
-оформление графических схем,
-букет полезных советов,
-сводная таблица,
-задача без вопросов,
-составление плана изучения понятия,
-физический эксперимент,
-минипроект…
на этапе воспроизведения понятия:
-«верно-неверно»,
-составление инструкции,
-сводная таблица,
-презентация,
-эссе,
-творческое домашнее задание…
Ожидаемый результат: формирование предметных результатов обучения физике: первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики.
Перспективы развития: разработка системы упражнений, заданий для успешного освоения программы по физике.
2.Технология систематизации знаний в процессе решения задач.
Решение задач по физике - необходимый элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения закономерностей к физическим явлениям, протекающим в различных конкретных условиях, а главное – систематизации основных категорий знаний. Решение задач способствует более глубокому и прочному усвоению физических законов, развитию логического мышления. Решение задач - это один из методов познания взаимосвязи законов природы.
Цель применения технологии: систематизировать учебный материал с помощью физических задач.
Задачи технологии: сформировать умение применять полученные знания по физике в жизни, глубже осознать связь теории с практикой.
Функции технологии:
образование мышления и деятельности,
это средство, инструмент воспроизводства мышления и деятельности в условиях обучения,
это объект изучения и исследования.
Требования к подбору задач: задачи должны приглашать к размышлению, наблюдению, поиску, выдвижению идей, высказыванию своей точки зрения, к творчеству в его разных видах.
Вопросительные слова в задачах:
«Ваше мнение?»,
«Как вы думаете?»,
«Каким будет Ваше предложение?»,
«Что предпринять?», «Как объяснить?»,
«Если произойдет, как поступить?»,
«Какую идею вы выдвинете?»,
«Согласны вы с тем, что…?»,
Особенности технологии: создание «особого» типа мыслительных операций: из приведенного ниже рисунка четко видны взаимные переходы «знак» (знаковая система) – «объект (явление) природы», причем, в ходе работы с задачей происходит изменение знаковых систем (переформулировка требования, изменение языка задания и др.). В этих отношениях и переходах и реализуется (выражается) мышление. Со знаками надо работать на доске и в тетрадях, с объектами лучше экспериментировать.
Классификация задач:
Виды задач | Вид деятельности при решении задач. |
Задачи-вопросы. | Объяснить то или иное физическое явление или пересказать, как оно будет протекать в определенных условиях. |
Задачи-рисунки | Устно дать ответ на вопрос или изобразить новый рисунок, являющийся ответом на вопрос задачи. |
Количественные задачи. | Ответить на поставленный вопрос с помощью вычислений. |
Графические задачи. | Графически выразить функциональную зависимость между величинами. |
Текстовые задачи. | Объяснить явления и процессы, наблюдаемые в повседневной жизни, в текстах с историческим содержанием. |
Тестирование. | Выбрать правильный ответ из нескольких предложенных, на основе законов,или на уточнении признаков нового понятия, установлении его связи с другими понятиями. |
Таблица 2. Виды деятельности при решении задач.
Планируемые результаты:
расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах, приемах решения задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.
Перспективы развития: продолжение составления сборников развивающих задач по разным разделам физики.
3.Технология мини-проектов
Автор активно использует технологию мини- проектов на своих уроках, начиная с 7 класса, когда учащиеся только начинают заниматься физикой.
Цель технологии мини-проектов: повысить мотивацию к изучению физики, обучить приемам самостоятельной деятельности.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Временные затраты: от нескольких минут до целого урока. Мини-проект может быть домашним заданием.
Виды мини-проектов:
информационно-практические;
практико-исследовательские;
исследовательские;
технические.
В начале 7 класса проекты носят информационный характер, но содержательная часть обязательно о том, что окружает ребенка, поэтому проект носит название информационно- практический. Далее проекты носят частично- исследовательский характер. Особый интерес у учащихся вызывают технические проекты, где надо изготовить прибор, модель, приспособление.
Оформление проектного продукта: таблица, фотовыставка, коллаж, модель…. Нет необходимости требовать на этом этапе от учащихся четкого оформления проекта на бумаге (цели, задачи, этапы работы, вывод…), т.к. это требует большого количества времени. Устно этапы работы над проектом обговариваются.
Оценивание мини-проектных работ: критерии оценивания обговариваются заранее.
Ожидаемые результаты применения технологии мини-проектов на уроке физики:
Это самостоятельная работа по подготовке проекта.
Выбор интересующего направления работы в процессе создания готового продукта.
Частично-поисковая или исследовательская деятельность.
Самовыражение учащегося через творческий подход в реализации проекта.
Перспективы развития: дальнейшее накопление различных видов мини-проектов для основной и старшей школы, совершенствование системы оценивания мини-проектов.
Технологии, используемые учителем в педагогической деятельности.
1.Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Цель технологии: повысить мотивацию к изучению физики, обучить приемам мыслительной деятельности.
Теоретические основы технологии: критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе.
Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых психолог Д. Халперн выделяет: готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, осознание, поиск компромиссных решений.
Особенности технологии: критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.
Этапы организации урока: "Вызов - осмысление - размышление".
На этапе вызова из памяти "вызываются", актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова педагог может создать заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном, то есть приемами, предназначенными для решения главной задачи – мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность.
На этапе осмысления (или реализации смысла) обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит процесс формирования собственной позиции.
Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления, с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит "присвоение" нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом.
Ожидаемые результаты: формирование личностных результатов обучения: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
Перспективы развития: разработка уроков-диспутов, исследований, конференций, проблем, углубления знаний, наблюдений, пресс-конференций, изучения нового материала, повторения, где можно привести в систему полученные знания, оформив их в виде различных таблиц или кластеров, показывающих общность, различие и другие взаимосвязи понятий темы.
2.Информационно-коммуникативные технологии
Системно-деятельностный подход невозможно реализовать без использования ИКТ. В образовательном процессе автор использует возможности информационных технологий.
Цель: повышение наглядности изучаемого материала.
Электронные ресурсы, имеющиеся в арсенале учителя и позволяющие провести любой урок с применением технических средств:
кабинет оснащен интерактивной доской, проектором;
имеются ноутбуки на каждую парту;
в кабинете постоянно действующий Интернет;
мультимедийная библиотека: «Классная физика», «Видеоуроки.нет», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», DVD-по различным темам курса физики, копилка уроков с применением интерактивной доски, копилка презентаций.
Возможности использования: на любом этапе урока, при дистанционном обучении.
Планируемый результат: формирование метапредметных результатов обучения, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; повышение мотивации обучающихся при обучении физике, поднятие процесса обучения на качественно новый уровень, а это значительно повышает эффективность усвоения материала.
Перспективы развития: пополнение учителем мультимедийной библиотеки и копилки собственных наработок, продолжение работы с Интернет-ресурсами, продолжение создания заданий для Google-класса.
3 .Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии лежат в основе планирования автором учебного процесса.
Цель: сохранение здоровья детей.
Запланированные мероприятия:
организация двигательного режима детей (с учетом их возраста), физкультминутки, зарядка для глаз;
правильная организация урока (построение урока с учетом динамики работоспособности);
рациональное использование технических средств (интерактивной доски, ноутбуков), запрет использования телефона на уроке;
рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями (в кабинете проведен капитальный ремонт в 2017 году);
профилактические мероприятия в связи с пандемией (санитарная обработка поверхностей, установка стационарного УФ-облучателя-рециркулятора, дезинфицирующие средство для обработки рук)
Планируемые результаты:
достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы в школе;
создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья обучающихся;
психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей в кабинете физики;
гарантия безопасности занятий;
снижение уровня заболеваемости
Перспективы развития: повышение профессиональной компетентности педагога, которая предполагает: знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению обучающихся; создание условий для полноценного физического, психического и социально-личностного развития ребенка; систематическое совершенствование оздоровительной работы.
Организация урока (занятия) при системно-деятельностном обучении.
Системно-деятельностное обучение предполагает оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности обучающихся по усвоению системы научных понятий и методов исследования, способов логического мышления, при этом не исключается решение обучающимися тренировочных задач и упражнений для выработки необходимых умений. Это нацелено на повышение мотивации к изучению физики и может быть осуществлено на уроках различного типа.
Типы уроков по ФГОС:
урок усвоения новых знаний;
урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления);
урок актуализации знаний и умений (урок повторения);
урок систематизации и обобщения знаний и умений;
урок контроля знаний и умений;
урок коррекции знаний, умений и навыков;
комбинированный урок.
Компоненты урока | Деятельность на этапе уроке |
Организационный | организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. |
Целевой | постановка целей учения перед учащимися как на весь урок, так и на отдельные его этапы. |
Мотивационный | определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе. |
Коммуникативный | уровень общения учителя с классом. |
Содержательный | подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. |
Технологический | выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п. |
Контрольно-оценочный | использование оценки деятельности ученика на уроке для повышения его мотивации и развития познавательного интереса. |
Аналитический | подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока. |
Таблица 3. Основные компоненты современного урока
Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований ФГОС ООО.
Спланировать учебный материал.
Спланировать постановку целей и задач:
Цель урока определяется и четко формулируется для учителя и для обучающихся. Цель урока заключается в достижении результатов образования: личностных (принятие новых ценностей), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по физике).
Задачи урока – это то, что нужно сделать для достижения результата. При системно-деятельностном подходе при обучении физике цели могут формулироваться так:
Научить формулировать цели (а не понимать требования).
Сформировать потребность в знаниях (а не знать…).
Научить выбирать источники знаний (а не научить работать с различными источниками).
Научить систематизировать, научить выявлять общее и отличительное.
Научить выбирать способы решения задачи.
Сформировать критерии оценки.
Научить применять теорию на практике.
Научить приемам самоконтроля.
Сформировать способность к самооценке.
Подобрать учебные задания, целью которых является:
узнавание нового материала;
воспроизведение;
применение знаний в новой ситуации;
применение знаний в незнакомой ситуации;
творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».
Составить три набора заданий:
задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
задания, способствующие осмыслению материала учеником;
задания, способствующие закреплению материала учеником.
Выяснить, над какими конкретно УУД в настоящий момент необходимо работать ученикам. Например, на этапе объявления темы урока – познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе формулирования целей и задач – регулятивные, коммуникативные, целеполагания.
Придумать «изюминку урока», которая вызовет восторг, изумление, удивление.
Разработать структуру урока, выделив в нем основные этапы в соответствии с типом урока.
Определить способ оценки результатов урока, и рефлексии обучающимися хода урока, и результатов собственной деятельности.
Разработать домашнее задание, ориентированное на создание обучающимися образовательных продуктов. Оно должно предоставить возможность обучающимся по своему выбору выходить на разные уровни его выполнения.
Подготовить оборудование для урока физики. Фронтальные и лабораторные работы на уроке физики как нельзя лучше позволяют реализовать системно-деятельностный подход, повышают внутреннюю мотивацию обучающихся, что приводит к качественному усвоению и применению знаний.
Планируемые результаты учителя, работающего с применением системно-деятельностного подхода при обучении физике:
Вид занятия учителя | Планируемые результаты |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения. |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет - ресурсы, ЦОР, имеющиеся в школе, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами. | |
Определение основных этапов урока | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Формулирование главной цели учителя на уроке | Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Определение формы урока | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета. |
Формирование образовательной среды | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Определение результатов обучения | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные. |
Создание портфолио. | |
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки. | |
Учет динамики формирования УУД. | |
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения. | |
Самообразование учителя | Создание собственной «копилки» учебных заданий, позволяющих реализовать системно-деятельностный подход в преподавании физики. |
Таблица 4. Планируемые результаты обучения.
Формирование универсальных учебных действий.
Системно-деятельностный подход помогает сформировать высокий уровень УУД. В связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования администрацией МБОУ СОШ № 1 ежегодно проводится внутренний мониторинг сформированности универсальных учебных действий учащихся 5-8 классов.
В мониторинге принимают участие все обучающиеся 5-8классов.
Цель мониторинга: определение уровня сформированности универсальных
учебных действий у учащихся 5-8 классов в соответствии с Требованиями к результатам основной образовательной программы основного общего образования.
Задачи мониторинга:
Определить уровень сформированности метапредметных УУД каждого ученика.
Определить проблемные зоны в решении задач образования учащихся и определение возможных путей их ликвидации.
Разработать стратегию помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.
Определить успешность работы педагога по формированию метапредметных УУД учащихся.
Оценка метапредметных результатов описана как оценка планируемых результатов, представленных в разделах: «Регулятивные учебные действия», «Познавательные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия». Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Предметом мониторинга является уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий (УУД) обучающихся.
Ожидаемые результаты: на основе анализа мониторинговых мероприятий учитель может скорректировать учебные программы, программы индивидуальных занятий в каждом конкретном классе.
Перспективы развития: продолжить мониторинговые мероприятия, их анализ с целью выявления одаренных детей и выстраивания индивидуальных траекторий развития.
Теоретическое обоснование методической системы во внеурочной деятельности по физике.
Элективные курсы и курсы по выбору.
Методическая система по внеурочной деятельности по физике основана на реализации Программы развития школы, которая является нормативно организационной основой и определяет стратегию совершенствования собственной системы образования в соответствии с развитием системы образования города, региона и республики, страны.
Цель методической системы: включение внеурочной работы по физике в единое образовательное и информационно-развивающее пространство, способствующее интеллектуальному, нравственному, физическому, эстетическому развитию личности ребенка, максимальному раскрытию его творческого потенциала, формированию ключевых компетентностей.
Задачи методической системы:
Создание условий для опережающего развития школьников, через системно-деятельностный подход во внеурочной работе по физике.
Реализация исследовательской, проектной деятельности в ходе внедрения ФГОС ООО.
Обеспечение доступности физического образования для всех категорий детей: детей из социально неблагополучных семей, детей, попавших в трудные жизненные ситуации, детей из семей мигрантов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с девиантным (общественно опасным) поведением.
Развитие потенциала педагогов, осваивающих новые образовательные технологии, способных к саморазвитию и самообразованию на протяжении всей профессиональной деятельности для создания ситуации профессионального успеха на примере работы малого школьного научного общества «Эврика ФМ»;
Развитие творческого потенциала школьников, поддержка талантливых детей;
Совершенствование вариативного образования в школе, внедряя в практику новые формы работы.
Подпрограммы развития:
«Новые образовательные стандарты»
«Открытая школа для всех»
«Современный педагог»
«Одаренные дети»
«Здоровая школа для всех»
«Занимательная физика»
«Практикум по решению физических задач»
Сроки и этапы реализации программы: 2015-2022 г.
Ожидаемые конечные результаты:
повышение мотивации учащихся к изучению физики через внеурочную деятельность;
внедрение системно-деятельностного подхода во внеурочную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
создание условий для организации внеурочной деятельности по физике для детей с ограниченными возможностями здоровья;
создание системы поддержки талантливых детей;
разработка системы дополнительного образования детей и внеклассной работы по физике;
разработка системы взаимодействия школы с общественностью и социальными партнерами.
Автором разработаны программы курса по выбору «Занимательная физика» для обучающихся 7-8 класса и программа элективного курса «Практикум по решению физических задач». Программы составлены в соответствии с требованиями ФГОС ООО, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и внедрены в практику.
Цель курсов: повышение мотивации обучающихся к изучению физики, формирование навыков решения физических задач. Это способствует лучшему восприятию материала по физике, помогает развитию сопоставления физических явлений и основных законов физики.
Задачи курсов:
1. Научить учащихся оценивать правильность, точность, логику и полноту ответа в нестандартных задачах.
2. Выполнять чертежи, схемы, пояснения к формулам, выводы расчетных формул.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие у учащихся интереса к техническим школьным дисциплинам.
2. Формирование и развитие творческих способностей учащихся.
3. Поддержка способных и одаренных детей.
4. Обеспечение дополнительной поддержки учащихся при сдаче экзамена в форме ОГЭ.
Малое школьное научное общество «Эврика ФМ»
В МБОУ СОШ № 1 создано и постоянно действует школьное научное общество учащихся «Эврика» (далее ШНО «Эврика»). Члены общества посещают элективные курсы и курсы по выбору, участвуют в предметных олимпиадах, конкурсах, играх, конференциях, в том числе и дистанционных.
При подготовке к олимпиадам учителя использует современные методы и приемы обучения, создают оптимальные условия для самообразования, творчества, выявления и развития способностей учащихся. Все члены этого научного сообщества могут добиться высоких результатов, благодаря четко продуманной системе работы учителей всех предметов по выявлению и сопровождению одаренных детей. Недостатком в работе ШНО «Эврика» было то, что в олимпиадах по многим предметам участвовали одни и те же действительно одаренные школьники.
Автором предложено создание в школе малых ШНО «Эврика ФМ», объединяющих предметы: физика, математика, информатика, ИЗО, технология, «Эврика ЕН» (предметы естественно – научного цикла), «Эврика ГУМ» (предметы гуманитарные).
Принципиальные отличия: каждый ребенок выбрал свое направление, все мероприятия, направленные на развитие, проводятся не только на предметных неделях, но и на постоянной основе.
Формы работы:
Хакатоны проводятся в школе регулярно для учащихся 9-10 классов. Это однодневные групповые мини-проекты на актуальную в школе тему: изменить школьную столовую, как организовать и использовать полив школьных клумб…
Руководство проектной деятельностью осуществляется систематически по определенному плану и положению, созданному в школе.
Развивающие задания даются каждому классу еженедельно (группе «Эврика ФМ»: разгадайте кроссворд по математике, физике, технологии, опишите одно открытие российских ученых за последние 5 лет, ответьте на вопросы веселой викторины, составьте план празднования дня космонавтики в школе, предложите тему проекта на хакатон)
Подготовка и участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня (в том числе дистанционных).
Защита проектных работ. Автором предложено проведение итогового мероприятия «День защиты проекта» по особому плану в виде грандиозного школьного праздника, в подготовке и проведении которого участвуют все члены ШНО «Эврика ФМ».
Ожидаемые результаты: повышение мотивации обучающихся к изучению предметов технического цикла через реализацию системно-деятельностного подхода на внеурочных мероприятиях, через вовлечение большого количества обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, повышение качества знаний.
Перспективы развития: дальнейшее совершенствование системы внеурочной работы в школе,
Теоретическое обоснование методической системы при развитии собственного методического уровня и содействии повышению методического уровня коллег.
Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, на повышение качества и эффективности образовательного процесса. Она включает подготовку методических разработок, методических рекомендаций, учебно-методических пособий, разработку учебно-методических материалов: текстов лекций, бесед, планов и рекомендаций по проведению семинаров, учебных игр, активных форм обучения и т.п.
Цель методической работы: формировать мастерство педагога через постоянную, систематическую профессиональную учебу на рабочем месте.
Задачи методической работы:
повысить профессиональную компетентность педагогов;
развить творческий потенциал педагогов;
совершенствовать научно-методическую подготовку педагогов.
Ожидаемый результат: сохранение и развитие положительного опыта учреждения, его традиций в деятельности методической службы. Участие педагогов в методической инновационной деятельности способствует в конечном итоге формированию личной педагогической системы и индивидуального стиля педагогической деятельности.
Компоненты профессионального роста учителя физики:
Составление программы самообразования. Индивидуальный план развития профессиональной компетентности педагога МБОУ СОШ №1 автором составлен на 3 года. Он включает в себя развитие компетенций во всех видах трудовой деятельности, формы организации деятельности, сроки реализации и формы предъявления результатов.
Работа с наставником является важным фактором адаптации учителя в коллективе, приобретения и развития его профессиональных знаний, навыков и умений, способствующих качественному исполнению должностных обязанностей, привития учителю интереса к педагогической деятельности и закреплению его в образовательной организации. Отчеты педагога, наставника и заместителя директора по УВР свидетельствуют о высоком профессиональном уровне молодого педагога.
Взаимопосещение занятий коллег должно происходить регулярно, приемы и методы с этих занятий можно применить в своей практике.
Курсы повышения квалификации являются необходимым и обязательным условием развития профессиональной компетенции учителя.
Участие в обучающих семинарах, вебинарах. Автор принимает активное участие в дистанционном обучении у известных специалистов, кандидатов наук, преподавателей ВУЗов, авторов методик с большим опытом работы, также участвует в различных тестированиях педагогов.
Работа в школьном, городском, республиканском методическом объединении учителей физики позволяет учителю не только поделиться своими педагогическими находками, но и приобрести ценный опыт по вопросам методики обучения учащихся:
организация внешкольных мероприятий;
проведение и проверка муниципального тура олимпиад по физике и астрономии;
подготовка оборудования к проведению практической части ОГЭ по физике, работа организатором на ОГЭ в качестве технического специалиста.
Проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классов предполагает обмен опытом обучения и воспитания через системно-деятельностный подход, является формой демонстрации оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Участие в конкурсах профессионального мастерства на школьном, муниципальном, республиканском, всероссийском, международном уровне (в том числе и дистанционном) означает возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной деятельности, предъявить результаты своей работы с учениками. Понять значимость конкурса в жизни учителя может тот, кто сам принял участие в нем, был в группе поддержки, помогал советом или делом. Конкурсы рождают уверенность в собственных силах и устремляют вперед.
Создание собственных методических материалов: разработки уроков, мастер –классов, пособий для учащихся и коллег. Методическая разработка раскрывает формы, средства, методы обучения, элементы педагогических технологий или сами элементы обучения или воспитания, применительно к конкретной теме урока или мероприятия, и позволяет учителю осмыслить, обобщить и систематизировать свой опыт.
Создание собственной методической системы. Методическая система- это упорядоченная целостность взаимодействующих элементов.
Создание сайта учителя и распространение опыта работы в печати, в сети Интернет является требованием профессионального стандарта педагога. Педагог должен владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми. Сайт является формой электронного портфолио успешного учителя.
Перспективы развития: разработка методической системы учителя физики для старшей школы.
Результаты внедрения собственной методической системы
Положительным результатом внедрения системно-деятельностного подхода на уроках физики и во внеурочной работе является повышение мотивации обучающихся к изучению физики. Об этом свидетельствуют следующие показатели:
положительная динамика качества знаний по предмету при стопроцентной успеваемости;
выбор предмета физики для сдачи ОГЭ;
положительная динамика качества знаний обучающихся, зачисленных в профильный математический класс;
положительная динамика уровня сформированности УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных);
посещение элективных курсов и курсов по выбору;
рост количества детей, занимающихся внеурочной деятельностью;
совершенствование навыков исследовательской деятельности;
увеличение количества и разнообразия мини-проектов на уроках физики;
увеличение количества участников в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня;
увеличение количества призовых мест на различных конкурсах и олимпиадах;
создание Google-класса;
совершенствование системы дистанционного обучения по физике;
рост навыков использования Интернет-ресурсов при изучении физики;
вовлечение детей с ОВЗ во внеурочную работу по физике;
сохранение здоровья обучающихся;
профессиональный рост самого педагога;
рабочие программы учителя успешно прошли проверку и получили высокую оценку от экспертов «Инфоурок», «Мультиурок»;
система нашла применение в работе молодых специалистов по разным учебным предметам в МБОУ СОШ №1, учреждениях среднего и высшего профессионального образования г. Воткинска и Удмуртской Республики.
Динамика качества знаний по физике. Диаграмма 1
Положительная динамика уровня сформированности УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных) на примере одного класса. Диаграмма 2.
ЛИТЕРАТУРА
Громова, В.И., Сторожева Т.Ю. ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.– Саратов, 2013.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М., Народное образование 1998г.
Соловейчик С.Л. . Учение с увлечением. Роман / Симон Соловейчик. – М. : Первое сентября, 2012. – 222 c.
Интернет –ресурсы:
https://www.1urok.ru/categories/21/articles/3883
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodika_resheniya_fizicheskih_zadach_093920.html
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Примеры заданий на уроке физики в 7 классе.
Тема «Выталкивающая сила»
Цель: экспериментально выяснить, от чего зависит выталкивающая сила.
Сила зависит от: | До эксперимента | После эксперимента |
Объема тела | | |
Плотности жидкости | | |
Плотности тела | | |
Массы тела | | |
Глубины погружения | | |
Объема жидкости | | |
Во втором столбике поставьте «+», если зависит, или «-», если не зависит.
Делимся на 6 групп. У каждой группы своя задача. Приступаем к работе. Группам выдается оборудование. Инструкция не выдается.
Задание для 1 группы.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый, стальной и латунный цилиндры на нити одинакового объема.
Цель: Выяснить, зависит ли выталкивающая сила от плотности и массы тела, если зависит, то как.
Тело | Рв возд , Н | Р в воде , Н | Fвыт = Рв возд - Рв воде |
Алюминиевый цилиндр | | | |
Стальной цилиндр | | | |
Латунный цилиндр | | | |
Задание для 2 группы.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, 3 грузика
Цель: Выяснить, зависит ли выталкивающая сила от объема погруженного тела, если зависит, то как.
Тело | Р в возд , Н | Р в воде, Н | Fвыт = Р в возд - Р в воде |
1 грузик | | | |
2 грузика | | | |
3 грузика | | | |
Промежуточная рефлексия:
1. Кто считает верным, что в соленом море плавать легче, чем в озере?
2. Кто считает верным, что чем больше объем погруженной части тела, тем больше выталкивающая сила?
3. Кто считает верным, что собака в воде может легко поднять человека, а в воздухе нет?
4. Кто считает верным, что выталкивающая сила на разной глубине одинакова?
5. Кто считает верным, что на телефон, упавший в воду, действует выталкивающая сила?
Домашнее задание:
1. Сделать анализ формулы, изучив параграф 51.
2. Определить выталкивающую силу, действующую на ваш телефон.
3. Прочитав легенду об Архимеде, повторить опыт дома.
Приемы, используемые учителем на различных этапах урока:
Этап вызова:
составление списка известной информации: рассказ -предположение, рассказ по ключевым словам;
• систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
• верные и неверные утверждения;
• перепутанные логические цепочки;
• цепочка формул;
• спрятанный сюрприз (его определение по свойствам);
Этап осмысления:
методы активного чтения; маркировка с использованием значков «V», «+», « - «, «?» (по мере чтения их ставят на полях справа);
• ведение различных записей: сравнительных таблиц, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части вопросы;
• инфографика;
• составление инструкций, шпаргалок;
• нахождение физической ошибки в тексте;
• составление плана, теста, опорного конспекта, полезных советов, послания…
Этап рефлексии
• заполнение кластеров, таблиц;
• установление причинно-следственных связей между блоками информации;
• возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
• ответы на поставленные вопросы;
• организация устных и письменных круглых столов;
• организация различных видов дискуссий;
• написание творческих работ;
• «шесть шляп»;
• исследования по отдельным вопросам темы.
Примеры применения технологии мини-проектов на уроках физики в 7-9 классе.
Класс | Тип мини-проекта | Тема мини-проекта | Готовый продукт |
7 | Информационно-практический | Тела, вещества, явления в кабинете физики | Таблица |
7 | Информационно-практический | Механическое движение в нашей жизни | Коллаж |
7 | Информационно-практический | Реклама колющих и режущих предметов (домашнее задание) | Фотогалерея |
7 | Практико-исследовательские | Плавание твердого тела | Таблица на основе опытов |
7 | Технические | Сообщающиеся сосуды | Макет |
8 | Практико-исследовательские | Проводники тепла. | Коллекция |
8 | Практико-исследовательские | Проводники и изоляторы | Коллекция |
8 | Технические | Изготовление электроскопа | Макет |
9 | Практико-исследовательские | Роль инерции при движении транспорта | Групповая защита |
9 | Практико-исследовательские | Определение центра тяжести плоской фигуры. | Эксперимент |
9 | Исследовательские | Изучение явления электромагнитной индукции | Эксперимент |
9 | Информационно- практический | Повторение курса физики | Тест по теме |
Фото1. Минипроекты на уроке в 7 и 8 класс.
Критерии оценивания исследовательской или проектной работы.
Оценка «5» - не ниже 90 баллов.
Оценка «4» -не ниже 70 баллов
Оценка «3» - не ниже 60 баллов.
Баллы можно набрать за:
Отчет о выполнении этапов работы +консультация педагога | Сдача всех этапов в установленные сроки | Оформление работы согласно положению | Качество выполненной работы | Качество презентации | Качество выступления |
10 баллов | 10 баллов | 20 баллов | 30 баллов | 20 баллов | 10 баллов |
| Этапы работы над рефератом: | Сроки сдачи |
1. | Составление плана теоретической части и исследовательской работы или проекта | 20 сентября |
2. | Написание реферата, оформление по правилам | 20 октября |
3. | Выполнение исследовательской части или проекта | 20 ноября |
4. | Составление презентации | 10 декабря |
5. | Предзащита | 15 декабря |
Проектные работы
Фото 2. Титульные листы презентаций проектных работ.
Методические рекомендации по использованию ИКТ и ЦОР в процессе обучения физике.
Современное образование немыслимо без применения информационно-коммуникационной технологии. Благодаря разнообразию образовательных платформ Интернета возможно создание презентаций, видеороликов, веб-страниц с интересной научной, познавательной информацией и ее популяризации, а также просмотр научно-популярных фильмов. Автор использует в своей работе следующие образовательные ресурсы:
LearningApps.org – обучающее приложение (https://learningapps.org/)
Приложение позволяет создавать и использовать готовые интерактивные задания разных уровней сложности: викторины, кроссворды, пазлы и игры. Учащиеся выполняют задания, подготовленные учителем, результаты выполнения заданий отражаются в аккаунте учителя.
Фото 3. Создание интерактивных заданий на платформе LearningApps.org
COREAPP- адаптивная онлайн-платформа (https://coreapp.ai/)
Адаптивная онлайн-платформа используется для конструирования образовательных материалов и проверки знаний, используется и применяется для проведения дистанционных уроков. Проста в использовании, дает возможность корректировать материал в зависимости от уровня знаний. Упрощает и сокращает время проверки результатов учащихся.
Фото 4. Скриншот с платформы COREAPP
РЕШУ ОГЭ –образовательная платформа (https://phys-oge.sdamgia.ru)
Данный ресурс является настоящим подспорьем для подготовки к ОГЭ и контроля знаний по физике каждого обучающегося. Он позволяет создавать из огромной базы свои варианты заданий разного уровня, ориентируясь на особенности учащихся.
Фото 5. Скриншот с ресурса Решу ОГЭ
4.РЕШУ ВПР- образовательная платформа (https://phys7-vpr.sdamgia.ru)
Для успешного написания ВПР по физике обучающиеся 7,8 классов выполняют задания на сайте РЕШУ ВПР. Учитель видит результаты выполнения работы учащимися, время выполнения, может оставить комментарий, задать работу над ошибками.
Фото 6. Скриншот с ресурса Решу ВПР
Videouroki.net - образовательный портал (https://videouroki.net/)
Образовательная платформа используется при проведении дистанционных уроков. Ресурс содержит материалы по всем предметам, где включены возможности просмотра видеоуроков, прохождение тренажеров и тестов учащимися.
В личном кабинете учителя отражена статистика успешности учащихся.
Фото 7. Скриншот с ресурса Videouroki.net
Учи.ру – образовательный портал (https://uchi.ru/)
Данный ресурс используется в 7 классе при изучении темы «Сила». Простые, интерактивные задания помогают лучше усвоить тему. Учителю в статистике виден результат каждого учащегося.
Фото 8. Скриншот с ресурса Учи.ру
Российская электронная школа – электронный образовательный ресурс (https://resh.edu.ru/)
Материал ресурса рекомендуется учащимся, которые пропустили занятия по тем или иным причинам.
Фото 9. Скриншот с ресурса РЭШ
Образовака.ru - электронный образовательный ресурс (https://obrazovaka.ru/)
Ресурс рекомендуется учащимся для подготовки к урокам. На данном сервисе представлены материалы и составлены тесты по изученной теме.
Фото 10. Скриншот с ресурса Образовака
GOOGLE- класс - веб-сервис (https://classroom.google.com/)
Программа позволяет учителю распространять задания среди своих учащихся, собирать готовые работы и следить за прогрессом.
Фото 11. Скриншот с сервиса GOOGLE- класс
Сайт учителя «На физику с интересом» (https://sites.google.com/view/06natali81/)
Сервис позволяет сделать полезную информацию доступной для учащихся, которые нуждаются в её быстрой подаче. Всё, что нужно для работы учителю и ученикам, собрано в одном месте.
Фото 12. Сайт учителя «На физику с интересом».
Шкляева Надежда Викторовна
Гусева Елена Юрьевна
Николай Николаевич Булдаков
Булдакова Юлия Валерьевна