Методическая сказка «Маленькая Айя»

5
1
Материал опубликован 21 September 2021 в группе

Минневалеева А.И.

педагог-психолог

МБОУ «Гимназия №3» г.Казани


Терапевтическая сказка - сказка, благодаря которой собственно происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка. Коррекционные сказки используются для того, чтобы помочь ребёнку увидеть, осознать его собственные, возможно разрушающие его психику и здоровье действия, и самостоятельно смоделировать новые, наиболее подходящие ему самому в данный период времени, гармонично встраивающиеся в его развитие.

Данная сказка написана мною для работы с детьми среднего звена.

Маленькая Айя

В одной прекрасной стране жили три девочки – подружки. Девочки были очень красивыми, модно одетыми и очень популярными в школе. Учились наши красавицы тоже хорошо, и получается, что во всех отношениях это были счастливые и любимые всеми девочки, хотя иногда и проскальзывали в их разговорах с другими людьми нотки зазнайства, однако за их красоту и популярность это им прощалось.

Но вот однажды в их класс пришли две новенькие девочки. Одна была небольшого роста, с двумя тоненькими косичками, одетая в простое дешёвое платьишко, улыбчивая девочка, звали её Айя; а вторая бойкая, в ярком, модном костюме известной и дорогой марки, с шикарной гривой черных кудрявых волос – девочка Норда.

Конечно, нашим трём красавицам сразу понравилась Норда, и они с радостью приняли её в свой круг, ведь она так им подходила. А вот маленькая Айя оказалась предметом их насмешек: и платье то у неё плохонькое, и туфельки не фирменные, и косички не модные. Грустно было Айе от этих колких и обидных обзывательств, но никто в классе не заступался за неё, т.к. никто не хотел ссорится с великолепной четвёркой. Больше всего над Айей издевалась надменная Норда. То дернет её за косичку, то высмеет не фирменную кофточку. И её проделки с каждым разом становились всё более жестокими и злыми. Часто она подговаривала всех в классе на какую-нибудь каверзу. И, хотя многим не нравилось то, что делала Норда, но все молчали.

И, вот однажды на уроке проходили опыты с химическими веществами, учитель дал всем задание и вышел из кабинета на несколько минут. Неугомонная Норда начала подговаривать трёх подружек смешать вещества не так как сказал учитель, а по-другому, якобы она в другой школе уже делала так и получался очень красивый фейерверк. Три подружки сначала отнекивались, но Норда стала над ними смеяться и обзывать их трусихами. Наши красавицы не смогли стерпеть такое, и поддались уговорам Норды. Когда вещества были смешаны, в колбе сначала зашипело, затем забулькало, а потом раздался оглушительный взрыв. Девочки оказались отрезанными от выхода стеной огня. Они стали кричать и звать на помощь, но все выбежали из класса, а Норда еще и крикнула, что если они такие глупые, то пусть спасаются сами. Огонь бушевал всё сильнее, девочки плакали всё громче. И, тут, маленькая Айя вбежала в класс, быстро оценив ситуацию схватила огнетушитель и залила пеной огонь. На шум и крики к кабинету подоспели учителя, они окончательно загасили пламя и вывели детей из школы.

Все были счастливы, что случившееся происшествие закончилось благополучно. Девочки плакали от счастья, Норда ходила гордая, и рассказывала всем, что она одна не испугалась пожара и была главной при его тушении. И никто не заметил, как Айя выйдя из школы, села около стены и потеряла сознание. Она надышалась дымом, и её руки были сильно обожжены. Подъехавшие медики забрали Айю и увезли в больницу. А подружки, только увидев пострадавшую девочку в скорой помощи – поняли, кому они обязаны своим спасением. Им стало стыдно за то, как они себя вели с Айей, девочки осознали, насколько были не правы, выбирая себе в подруги красивую и дорогую одежду, а не с добрую и отважную душу. Наши красавицы каждый день ходили к Айе в больницу, рассказывали, что происходит в школе, развлекали девочку, приносили и объясняли ей уроки и постепенно стали лучшими друзьями. А заносчивая Норда, ушла из этой школы так как не вытерпела того, что с ней перестали общаться, перестали проказничать вместе с ней и вообще с ней теперь никто не хотел дружить потому, что за внешней модной и красивой оболочкой – жила черная, злая и завистливая душа.

Вопросы к сказке


Ребята, скажите, какие чувства вы испытываете к Айе?

Хочется ли вам её защитить от нападок других девочек?

А как вы думаете, почему обижали Айю?

Всегда ли право большинство?

Любой ли поступок станет хорошим, если совершить его всем вместе?

Победа над слабым соперником – это проявление силы или наоборот неуверенности?

Что может сделать каждый из нас, чтобы таких ситуаций вообще не возникало и что, если она все-таки случилась?


Ожидаемые результаты


Профилактические сказки позволяют создавать в классе безопасное психологическое пространство. Формируют устойчивые доброжелательные отношения в группе подростков. Приобретается навык конструктивного реагирования в конфликте, снижается агрессия, изменяются представления о самом себе. «Отверженные» дети безболезненно включатся в процесс работы и развития классного коллектива. Улучшаются социальное самочувствие.


Список литературы


Кривцова С.В. Буллинг в школе VS сплочение неравнодушных. - М.: ФИРО 2011.

Хухлаев О. Не такой, как все. // Школьный психолог. – 2008, №3.

Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. - М.:Генезис, 2012.

Защита детей от жестокого обращения/ Под редакцией Е.Н.Волковой. – СПб.:Питер, 2007

Кон И.С. Что такое буллинг, как с ним бороться? [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.sexology.narod.ru/info18.html

Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди сверстников) в детских коллективах /Сост. А.Е. Довиденко и др. – Екатеринбург: «Семья детям», 2014.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличный практический материал! Благодарю!

21 September 2021