Методические принципы работы над сочинением на лингвистическую тему (ОГЭ, задание 9.1)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ
НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (ОГЭ, задание 9.1)
Одна из основных целей изучения русского языка – формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе. Формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций осуществляется в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника. Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему позволяет достичь этой цели – цели формирования представления о языке как универсальной ментальной системе.
Методика работы над сочинением задает новый вектор изучения предмета: как, почему и зачем используются в речи, в процессе коммуникации те или иные языковые реалии. В этом случае сочинение на лингвистическую тему можно рассматривать как письменный аналог проверки усвоения материала, но не столько репродуктивный, сколько поисковый. Исследование ученика в рамках темы требует владения базовыми знаниями по лингвистике и умения оценивать эффективность использования лексических и грамматических средств в предлагаемой речевой ситуации. В своем высказывании ученик ориентируется на вопросы: зачем, почему, как, что говорит автор исходного текста.
Сочинение на лингвистическую тему представляет собой решение исследовательской задачи. Справиться с ней можно, осуществив основные этапы исследования:
1. Осознание цели работы («Что я хочу выяснить/доказать?»). Постановка проблемы.
2. Отбор, наблюдение и изучение явлений, подлежащих исследованию.
3. Выдвижение гипотез на основе теоретических знаний о языке.
4. Установление связей изучаемого явления с контекстом (проверка гипотез).
5. Продумывание плана, логики сочинения.
6. Формулирование тезиса, вербализация аргумента.
Сочинение на лингвистическую тему по типу речи представляет собой сочинение-рассуждение, оно требует умения не только продемонстрировать знание теории языка, но и подтвердить теоретический тезис примерами из конкретного текста. Причем успешнее те работы, в которых приводятся примеры, обосновывающие уместность использования автором языковых реалий в конкретном (выбранном учеником) контексте.
Кроме развития речемыслительного потенциала ученика сочинение на лингвистическую тему позволяет осмыслить грамматический строй русской речи. Это крайне важно в современных условиях: по наблюдениям учителей, формирование речевых коммуникативных умений подростков отстает по сравнению с ситуацией десяти-пятнадцатилетней давности. Это обусловлено целым рядом факторов, но главным в череде причинно-следственных отношений является тот факт, что книгу, печатное слово, теснят другие источники получения информации: слово, текст визуализируются, озвучиваются (интонируются в соответствии с замыслом авторского коллектива), то есть наполняются вполне конкретным смыслом, и тогда достаточно вспоминания, а не установления логико-грамматических связей с опорой на лингвистические знания. Вот почему принято считать, что книжная культура обеспечивала более прочное усвоение норм родного языка.
Этапы работы по обучению учащихся написанию
сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
- Знакомство с лингвистическими терминами.
У девятиклассников написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему вызывает особую трудность, поэтому уже в 5-8 классах необходимо формировать навыки написания сочинения-рассуждения, чтобы успешно выполнить творческую часть экзаменационной работы. Выбирая это задание, выпускники должны продемонстрировать теоретические знания по какому-либо разделу лингвистики, показать умение создавать собственное высказывание с привлечением текста, раскрыть важность тех или иных знаний, речевых умений.
Таким образом, при написании данного вида сочинения учащийся должен научиться:
- рассуждать на лингвистическую тему;
- создавать высказывание, соответствующее структуре сочинения- рассуждения;
- аргументировать свою точку зрения, используя предложенный лингвистический материал;
- точно, логично выражать свои мысли в письменном высказывании.
- пользоваться лингвистической терминологией.
- писать грамотно.
Написание сочинения-рассуждения – это, пожалуй, одно из самых сложных заданий. Чтобы учащиеся осознанно выполняли его, а результаты работы были бы очевидными, выстраиваю систему обучения написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему с 5 класса.
Начинаем подготовку к сочинению на лингвистическую тему буквально с первого урока в пятом классе, когда ребята получают основные теоретические сведения по лингвистике. Выясняем, что изучает лингвистика, какие разделы лингвистики мы уже знаем, а какие ещё предстоит изучить.
Так, например, в учебнике по русскому языку за 5 класс дается понятие изобразительно-выразительных средств языка. Написание многих сочинений на лингвистическую тему предполагает и знание учащимися выразительных средств языка. Работа в этом направлении также должна вестись с 5-го класса. При изучении ИВС пятиклассники узнают не только о таких выразительных средствах, как эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, но и учатся объяснять, какую роль играют они в тексте. Находя художественно-выразительные средства и отвечая на вопросы, ученики закрепляют представление о роли художественно-выразительных средств в языке, учатся подбирать аргументы к сочинению-рассуждению и комментировать их.
При изучении любой темы на любом этапе урока необходимо включать упражнения по отработке языковых понятий:
• найти изобразительные средства в предложении или тексте;
• определить функцию или значение изобразительных средств;
• определить художественную значимость и необходимость изобразительных средств в данном контексте;
• подобрать синонимы и антонимы к данным тропам и др.
Поскольку в 5-7 классах изучается морфология, то подобные сочинения можно давать и в этих параллелях при изучении нового материала. Например, можно дать задание написать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста А.М. Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства». Кроме того, в учебнике русского языка есть упражнения-рассуждения на лингвистическую тему, это тексты о выдающихся лингвистах, языковых явлениях, которые помогают в подготовке ребят к написанию сочинения.
В 8-9 классах изучаем синтаксис и пунктуацию, при прохождении темы «Словосочетание» ученикам можно предложить следующие задания из сборника И.П. Цыбулько:
• Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста И.И. Постниковой: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
• Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л.В. Успенского: «Грамматика позволяет нам связывать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». И в этом нам опять помогут лингвистические тексты и теоретический материал учебника.
Девятый класс – это время подведения итогов, проверки знаний, полученных учениками в течение всех предыдущих лет. Следовательно, к экзаменам учеников нужно начинать готовить не в 9 классе, а гораздо раньше.
В итоге к девятому классу, когда изучены все лингвистические термины, ребята знакомы с лингвистами и их высказываниями, боязни перед таким видом сочинения не остается.
- Знакомство с композиционной структурой текста-рассуждения.
Эту работу начинаем ещё в 5 классе. Для анализа и самостоятельного написания текстов можно предлагать как лингвистические темы, так темы, не связанные с лингвистикой. На этом этапе важно, чтобы учащиеся усвоили структуру рассуждения, чтобы умели выделять в предложенном тексте композиционные части, и сами строили свой текст в соответствии с требованиями построения рассуждения.
Приёмы работы: визуализация схемы текста-рассуждения (зарисовать, повесить в классе); анализ готовых текстов (коллективно, в группах); составление собственных текстов по предложенным тезисам или на основе прочитанных текстов; использование структуры рассуждения при ответах на уроках (не только на уроках русского языка); анализ и оценка своих текстов с точки зрения композиции (групповая работа).
3. Анализ и оценка сочинений.
Важно также познакомить учащихся с критериями оценки сочинения на лингвистическую тему, чтобы они могли самостоятельно оценить уровень выполнения работы.
- Отработка с учащимися алгоритма работы с заданием 9.1
- Внимательно прочитайте высказывание, подчеркните ключевые слова.
- Определите, о каком языковом явлении идет в нём речь. Подумайте, к какой тематической группе это высказывание отнести:
- Морфемика
- Языковые средства выразительности
- Морфология
- Синтаксис
- Грамматика
- Лексика
- Пунктуация
- Язык и речь
- Стили речи
- Пишем вступление
Во вступлении нужно объяснить смысл предложенного высказывания.
В формулировке своего понимание тезиса опирайтесь на ключевые слова высказывания.
- Подбираем примеры-аргументы из текста
Вспомните, о каком языковом явлении идет речь в данном высказывании и найдите примеры данного явления в тексте.
Выпишите их или укажите номер предложения.
Укажите функцию этого языкового явления.
- Пишем заключение
Вывод о справедливости высказывания, о функции языкового явления.
Предлагаю учащимся использовать составленные шаблоны. Особенно такие шаблоны помогают учащимся с трудностями в обучении.
9.1. Сочинение на лингвистическую тему
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
Варианты речевого оформления | |
1. Вступление | - Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного языковеда (лингвиста, учёного, писателя, философа, филолога) (имя, фамилия автора), который утверждал: «…» (цитата из задания) - Известный писатель (лингвист, учёный и т.п.) (имя, фамилия автора) пишет: «…» (цитата из задания) - На мой взгляд, лингвист (филолог, учёный, литературовед, писатель) (имя, фамилия автора) был прав, утверждая, что «…» (цитата из задания) - Нельзя не согласиться с мнением известного учёного (имя, фамилия автора), полагавшего, что «…» (цитата из задания) - По мнению российского лингвиста (писателя и т.п.), … |
2. Основная часть Переход к рассуждению | - Я разделяю точку зрения … - Я согласен с этим утверждением. - Поразмышляем над этими словами. - Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. - Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст … (фамилия, имя автора исходного текста) |
Введение примеров | - Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению … из текста (фамилия, имя автора исходного текста) - Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения … из текста (фамилия, имя автора исходного текста) - Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения … - Во-первых, автор пишет … Во-вторых, … - С одной стороны, … С другой стороны, … - Например, в предложении … - Так, в предложении … НЕ ЗАБЫТЬ УКАЗАТЬ ФУНКЦИЮ, КОТОРУЮ ВЫПОЛНЯЮТ В ТЕКСТЕ |
3. Вывод | - Итак, мы доказали, что… - В заключение хотелось бы сказать, что приведённые примеры из текста (фамилия, имя автора исходного текста) доказывают справедливость утверждения (фамилия, имя автора цитаты) Таким образом, … |
Таким образом, начиная с 5 класса планомерную работу, можно подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Предложенная авторами учебников система заданий и упражнений направлена на усовершенствование языковой чуткости, интуиции, на развитие практических навыков в написании данного вида творческой работы. Углубленная (комплексная) работа с текстом ориентирована на формирование умений восприятия содержания лингвистического текста, которая помогает определить его проблему, увидеть средства выразительности, подобрать аргументы для доказательства. Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку, начатая уже с 5 класса, помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.
Методически грамотно проведенная работа учителем-словесником может дать новый импульс его ученикам к изучению языка, осмыслению уникальности и богатства родной речи.